"Влияние познавательно-исследовательской деятельности на речевое развитие дошкольников"
статья по развитию речи

Шапорева Марина Борисовна

"Влияние познавательно-исследовательской деятельности на речевое развитие дошкольников"

Еще несколько лет назад проблема речевого развития детей дошкольного возраста не была столь острой, как в настоящее время. Особенность постановки и решения этой проблемы на современном этапе обусловлена ускоряющимся ростом потребностей дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека, появление новых видов деятельности, усложнением общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений. В связи с этим одним из основных направлений образовательного процесса является создание условий для развития речи ребенка, полноценного овладения им средствами общения.

По мнению Л.А.Венгера, Т.А.Куликовой, А.Л. Лурия и др. важным средством развития речи дошкольников выступает исследовательская деятельность. Она представляет собой целенаправленный процесс активного познания окружающего мира на основе овладения навыками практического и вербального исследования предметов, объектов и явлений, их свойств и закономерностей.

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она не только дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, в ее процесс идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, в ходе которых совершаются операции анализа, синтеза, сравнения, квалификации, обобщение и др. – все это способствует становлению речи, так как ребенку необходимо постоянно давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, делать выводы, умозаключения.

Следствием является не только ознакомление с новыми фактами, накопление фонда умственных приемов и операций, но и интенсивное развитие всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой), которые в дальнейшем послужат базой для построения новых, более сложных форм речи.

В процессе исследовательской деятельности ребенок учится излагать свои мысли связанно, логично, рассуждения превращаются в способ решения проблемных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов. У дошкольников появляется сознательное отношение к речи и к старшему дошкольному возрасту речь становится произвольным самостоятельным процессом. В ходе выполнения опытов, экспериментов, ребенку важно передать в речи алгоритм действий и содержание своей работы, особое значение имеет речевая деятельность, которая представлена в виде бесед, слушаний, рассуждений, составление творческих рассказов. Она имеет свои мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованной деятельности, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (желание и умение высказывать собственные суждения, оценки, свой подход к решению проблем; способность к свободному обсуждению, диалогу, обнаружение противоречий, формулированию проблемы; умение самостоятельно делать выводы и обобщать и др.) и учит его как следует их выполнять. Таким образом, речь превращается в умственную интеллектуальную деятельность.

Слово фиксирует результат познавательно-исследовательской деятельности, закрепляя его в сознании ребенка, за каждым словом дошкольника стоит представление ребенка о конкретном предмете или ситуации, поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку с которыми он постоянно действует. Услышав новое слово, ребенок стремится понять его, найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаниях. Посредствам исследовательской деятельности осуществляется активное пополнение словарного запаса дошкольника, путем введения в лексикон терминологии, используемой в данном виде деятельности, развивается его инициативное и осознанное употребление.

Таким образом, чем глубже ребенок осознает зависимость между явлениями в окружающей действительности, тем все более совершенные грамматические средства использует в своей речи («Если бы люди придумали таблетки от сна, можно было бы больше играть!», «Когда из крана вместо воды потечет апельсиновый сок, то его не будут продавать в магазине»). Также в ходе познавательно-исследовательской деятельности дошкольники осознаются и находят отражения в речи пространственно-временные и причинные отношения, дети учатся использовать придаточные предложения времени («Когда хлеб оставишь на долго во влажном месте, то появится плесень»), причины («Человек не может летать, потому что его притягивает к Земле сила тяжести»), места («Где живут птицы, там много насекомых»).  Дошкольники используют речь не только для установления контакта, но и учатся получать новую содержательную информацию, которую они включают в решение мыслительных задач. Так словесное рассуждение превращается в способ решения задач, включение речи в исследовательскую деятельность приводить к развитию высших форм интеллектуальной деятельности, способствует возникновению предпосылок к дальнейшему обучению в школе.

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитее любознательности. Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Влияние моторной деятельности на речевое развитие дошкольников с ТНР»

Мою группу посещают дети в возрасте 5-7 лет с отклонениями в речевом развитии. Специфика моей работы для детей с тяжелым нарушением речи определяется у каждого из них: речевым недоразвитием; недостато...

выступление на педсовете «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников»

применение театрализованной деятельности в детском саду для речевого развития дошкольников...

презентация к выступлению на педсовете «Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников»

повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВЛИЯНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Речевое развитие детей является одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждений....

«Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольника» Консультация для воспитателей

Для успешного развития речи ребёнка необходимо комплексное воздействие всех компонентов, влияющих положительно на её качественную и содержательную сторону.  Одним из таких средств является театра...

Статья для родителей и воспитателей "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников 1.10.2021 г

Статья "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольников"...