«Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
статья по развитию речи (старшая группа)

Лариса Тумэнжаргаловна Нимбуева

Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесна связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.

Детский сад- это первая ступень образования, и на нас педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры.

Мы работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в которой большая роль отводится речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_dou.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Эрхирикский детский сад «Ручеек»

«Речевое развитие дошкольников

в условиях реализации ФГОС ДО»

                                                                   Воспитатель: Нимбуева Л.Т.

с. Эрхирик

2021 г.

Введение

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера,

эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»

                                                              Л.С. Выготский

Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесна связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.

Детский сад- это первая ступень образования, и на нас педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры.

Мы работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в которой большая роль отводится речевому развитию.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Сегодня школа требует от ребенка, переходящего из детского сада в первый класс, высокого уровня умственного развития, который необходим для успешного усвоения программы начальной школы. Будущий первоклассник должен владеть устной речью, уметь правильно и точно выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на поставленные вопросы, полно, последовательно, связно и выразительно передавать содержание прочитанного, логично и содержательно рассказывать по картине, самостоятельно и творчески придумывать свои маленькие сочинения.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Приоритетным направлением работы дошкольного учреждения является: «Речевое развитие дошкольника во всех видах деятельности».

Работая по этой теме наше учреждение ставит следующую цель:

Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.

Для этого решаем следующие задачи:

–Создание в группе развивающей среды;

-Развитие всех компонентов устной речи: грамматический строй речи, связная речь;

-Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;

-Развитие мелкой моторики рук.

Теоретические основы развития речи дошкольников

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.   Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.

Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно.

К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родного языка, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция. Общая интонационная и произносительная «смазанность»  речи.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития.

Поэтому целью деятельности ДОУ послужило создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности.

Насыщая групповое пространство, заботимся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении с взрослыми и сверстниками.

Наша группа оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный и раздаточный материал.

С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды, в группе оформили познавательно-речевой центр, где присутствуют разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, художественная литература. Для своих детей воспитатели стараются сделать многое своими руками: панно и различные поделки из фетра, книжки-малышки, игрушки для театра. Всё это конечно радует воспитанников, развивает активность и речь детей.

Качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды во всех группах.

В группах детского сада созданы все условия для развития речи детей:

«Уголок сенсорики»

 Все знают, что развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук.

Существуют несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

1. Игры с мелкими предметами.

От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В группе создали уголок сенсорики. В нем подобраны игры, пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук. Работая с мелкими деталями конструктора, шнуровками, мозаиками дети развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, а значит, развивают речь, воображение, творческую активность.

2. Пальчиковые игры.

В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делается это в форме массажа, поглаживания и упражнений для пальцев. Сопровождаем чтением стихов, потешек. Ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет задания.

3. Художественное творчество.

Уникальное средство для развития мелкой моторики. В распоряжении детей находятся средства изобразительной деятельности (мелки, карандаши, фломастеры, цветная бумага и другие). Особое внимание уделяется раскрашиванию рисунков. Для этого используем альбомы для раскрашивания и заготовки.

Лепка необходима для развития мелкой моторики. В своей работе для лепки с детьми использую пластилин, соленое тесто, глину, составление узоров из семян, ракушек.

«Театральный уголок»

Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересней, содержательней, наполненной яркими впечатлениями. Речь детей становится образной, выразительной. В нашей группе имеется богатый материал для театрализованных игр: это различные виды театров (платочный, пальчиковый, настольный, театр на прищепках, перчаточный, театр ложек и другие); реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширма для кукольного театра, костюмы и маски для детей. Для родителей постоянно разыгрываем целые представления, где артисты – наши дети. Театрализованные игры способствуют усвоение речевого общения детей. Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика

«Сюжетно – ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью»

Хорошим помощником для повышения речевой активности детей служит сюжетно-ролевая игра. Поэтому большое внимание уделяется созданию игровых центров. Изготовлено оборудование для сюжетно-ролевых игр, декораций, сшиты костюмы. Большую часть оборудования для игр комплектуется по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику, что позволяет детям выбрать игру по своим интересам.

Результат работы – пополняется словарный запас детей, речь носит активный и ролевой характер. В ходе игры ребенок разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее.

- развивается диалогическая речь

- закрепляется навык пользования инициативной речью,

- совершенствуется разговорная речь,

- обогащается словарь,

-формируется грамматический строй языка и т. д.

«Книжный уголок»

Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В нашей группе оборудован книжный центр, в котором находятся детские книги, хрестоматии, серии картинок по сказкам для пересказывания. Подобраны дидактические и настольно-печатные игры. Разработаны конспекты занятий. В книжном уголке устраиваем тематические выставки: «Русские народные сказки», «Здравствуй Новый год». Так же проводим речевые викторины, конкурсы по сказкам. На праздниках детям доставляет огромное удовольствие общение со сказочными персонажами.

Художественное творчество - уникальное средство для развития речи и мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи.

Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи. Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Конечно основной вид музыкальной деятельности, связанный с развитием речи – это пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. Музыкально-дидактические игры такие, как «На каком инструменте играю?», «Угадай, что звучит?», способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. Нашим детям очень нравятся развивающие игры с голосом – это подражающие игры (кашель, чихание, голоса птиц и животных, часики, дождик). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование.

Прогулка – это замечательный способ развития речи детей. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свои впечатления словами. Во время подвижных игр стремимся к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр. Рассматриваем листья с разных деревьев, называем их: кленовый, березовый, липовый. Играем на прогулке в речевые игры: «Погода какая?», «Что может делать собака?», «Назови ласково: птица – птичка, кошка – кошечка и т.д.». Таким образом, правильная организация прогулки является действенным средством развития речи детей.

Ребенок успешнее овладеет речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье.

Поэтому очень важным является взаимодействие педагогов с родителями.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) педагоги стараются убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Стараемся объяснить, что если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса и в результате пострадает их ребенок.

Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками. В нашем ДОУ используются различные формы работы с родителями. Мы предлагаем родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», открытые занятия, индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей, подготовка детей к праздникам и досугам, анкетирование и опросы, выставки поделок из овощей, природного и бросового материалов, которые были сделаны детьми дома, сочинение сказок и загадок, рисование к ним картинок.

 Самооценка результатов

В нашем саду работает логопед. Он проводит с детьми работу не только по формированию правильного звукопроизношения, но и работу по развитию языкового анализа и синтеза /выделение звука в словах, деление слов на слоги, составление предложений, работу по формированию грамматически правильной речи, расширению словаря и развитию логики мышления, расширению кругозора и формированию зрительно-пространственной ориентации.

Работая над данной проблемой, мы сделали вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом. Уровень речевого развития дошкольников выявляю как в начале учебного года, так и в конце. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком и не превышает 15 мин.

Диагностика показала, что речь детей начала развиваться успешнее. У детей  накопился  значительный запас слов. Речь обогатилась  синонимами и антонимами. Дети активно осваивают и могут построить различные типы текста: описание, повествование, рассуждение, овладели умением сочетать слова и предложения по законам грамматики. Возросла речевая активность детей.

 Большинство выпускников прошлого года успешно прошли адаптацию к новым социальным условиям, к школе. Учителя отмечают у детей навыки свободного общения, умения высказывать свою точку зрения.

Я считаю, что опыт нашей работы является актуальным и значимым, так как на современном этапе российского образования, речевое развитие в процессе социально-коммуникативного развития занимает важное место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционно-развивающей работы при подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС

      Данный проект по подготовке 5-7 летних детей к школе направлен на формирование фонематического восприятия и правильного звукопроизношения; развитие графомоторных  навы...

Создание условий для реализации образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС ДО

Создание условий для реализации образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС ДО...

«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»

Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка....

Речевое развитие в условиях реализации ФГОС ДОУ.

Речевое развитие  в условиях реализации ФГОС ДОУ....

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

     Сложившаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводитс...