Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа
консультация по развитию речи (старшая группа)

Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Игры с элементами ТРИЗа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с№20 «Светлячок» города Сафоново Смоленской области

Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Игры с элементами ТРИЗа.

Воспитатель:

Алексеева И.А.

  1. «Мяч бросай и животных называй»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развития внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант1. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия. А дети – обобщающие слова.

  1. «Я знаю пять имён мальчиков…» 

Раз и два, и три. И четыре – всё мы знаем в этом мире.

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Я знаю три имени девочки…», «Я знаю три названия животных (цветов)…» и т.п.

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ребёнок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имён мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя».

  1. «Животные и их детёныши»

Человеческие дети знают всех зверят на свете.

Цель: закрепление в речи детей названий детёнышей животных, закрепление навыков словообразования. Развитие ловкости, внимания, памяти.

Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёнышей этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча, прокатывание мяча в положении сидя.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

У тигра – тигрёнок.                        У медведя – медвежонок.

У слона – слонёнок.                        У волка – волчонок.

У лося – лосёнок.                            У зайца – зайчонок.

У лисы – лисёнок.                           У белки – бельчонок.

У коровы – телёнок.

У свиньи – поросёнок.

У овцы - ягнёнок.

У курицы – цыплёнок.

  1.  «Кто как разговаривает?»

Мяч лови да поскорей назови язык зверей.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Вариант1.Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подаёт голос: корова – мычит, тигр – рычит, собака – лает, волк – воет, змея – шипит, комар – пищит, утка – крякает, свинья – хрюкает.

Вариант2.Взрослый, бросая мяч ребёнку, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует??» и т.д.

  1. «Подскажи словечко»

Есть всего один ответ. Кто – то знает, кто - то – нет.

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Взрослый, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: «Ворона каркает, а сорока?» Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: «Сорока стрекочет».

  1. «Кто где живёт?»

Кто в берлоге, кто в норе? Назови- ка поскорей!»

Цель: закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант1:

Взрослый: Кто живёт в дупле?              Дети: белка.

Вариант2:

Взрослый: Где живёт медведь?             Дети: в берлоге.

  1. «Что происходит в природе?

Человек легко находит, что в природе происходит.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен ответить.

Игру желательно проводить по темам. Например, тема «Весна»

Взрослый:                                               Дети:

Солнце – что делает?                            Светит, греет.

Ручьи – что делают?                             Бегут, журчат.

  1. «Составь предложение»

Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю.

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Взрослый бросает мяч кому-нибудь из детей. Произнося при этом слова (например: девочка, играть). Ребёнок, поймав мяч, составляет предложение из этих двух слов (Девочка играет.) и возвращает мяч.

  1. «Кто как передвигается?

Кто летает, кто плывёт? Кто ползёт, а кто идёт?

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.

Взрослый:                 Дети:

Летают                      птицы, бабочки, мухи, жуки, стрекозы, комары. Мошки

Плавают                   рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы

  1. «Что умеют делать животные?»

Что животные умеют: птицы. Рыбы, кошки, змеи?

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

Взрослый, разными способами бросая мяч каждому ребёнку по очереди, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Взрослый:           Дети:

Собака                 стоит, сидит, лежит, кусается, служит, лает и т.д.

  1. «Кто или что может совершать эти движения?»

Кто и что – летит, бежит, ходит, плавает, лежит?

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее по смыслу к названному глаголу.

Взрослый:           Дети:

Идёт               человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время..

  1.  «Горячий – холодный»

Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка слов, обозначающих признаки предметов (антонимов).

Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребёнком таких слов, как одинаковый, похожий, разный (различный), противоположный.

По картинкам: Бабушка старая, а девушка молодая.

Слон большой, а мышонок маленький, и т.д.

Взрослый, бросая мяч ребёнку, произносит прилагательное, а ребёнок. Возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

Взрослый:           Дети:

Горячий          холодный

Усложнение. Можно предложить детям составить словосочетание.

Ясный день. Глубокое озеро.

  1.  «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего люди сделали его?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных (слов, обозначающих признаки предметов через отношение этого предмета к другим предметам, а также материалам, действиям и состояниям, пространственным и временным ориентирам) и способов их образования.

Предварительно ребёнку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он – деревянный, а если из железа, то он – железный и т.д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Взрослый:                               Дети:

Рукавички из меха                 меховые.

Тазик из меди                         медный.

Медвежонок из плюша         плюшевый.

Рукавички из шерсти             шерстяные.

Стакан из стекла                     стеклянный.

Ваза из хрусталя                     хрустальная.

Можно предложить составить предложения с данными словосочетаниями.

Например: У Маши есть плюшевый мишка.

  1. «Лови да бросай – цвета называй»

Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом.

Цель: составление словосочетания из существительного с прилагательным, обозначающим цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее по смыслу к данному прилагательному.

Взрослый:                               Дети:

Красный                                мак, огонь, флаг

Оранжевый                           апельсин, морковь, заря

Жёлтый                                 цыплёнок, солнце, репа

Зелёный                                 огурец, трава, лес

Голубой                                 небо, лёд, незабудки

Синий                                    колокольчик, море, чернила

Фиолетовый                         слива, сирень, баклажан

  1.  «Что бывает круглым?»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Перебрасывая мяч детям разными способами, взрослый задаёт вопрос, на который ребёнок, поймавший мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.  Взрослый, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребёнку, ожидая ответа от него.

Взрослый:                               Дети:

Что бывает круглым?           Мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко, вишня.

Что бывает длинным?          Дорога, река, верёвка, нитка, лента, шнур, коса.

Что бывает высоким?           Гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф. И т.д.

  1. «Весёлый счёт»

Сколько их, всегда мы знаем – хорошо мы все считаем.

Цель: закрепление в речи детей умения согласовывать существительные с прилагательными, Развитие ловкости, быстроты реакции.

Взрослый, бросает мяч ребёнку и произносит словосочетание состоящее из существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, придумывает словосочетание с этим же существительным и с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»…) Сначала лучше предлагать словосочетания со сходными окончаниями имён существительных.

Один стол – пять столов                   один заяц – пять зайцев

Один слон – пять слонов                   одно платье – пять платьев

Один гусь – пять гусей                      одна шапка – пять шапок

Один лебедь – пять лебедей              одна перчатка – пять перчаток

Вариант: «А у меня….»

Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит: «У меня один стол». Ребёнок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».

  1.  «Где мяч?»

Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь!

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч перед собой» и т.п.

Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом.)

  1. «Хорошо – плохо»

Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймёшь.

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения, ловкости.

Дети садятся в круг, Взрослый задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Взрослый: дождь.

Ребёнок: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но бывает и плохо – намочит нас, бывает холодным. Но без дождя не может природа, а значит, и мы.

Вариант: «Нравится не нравится» (о временах года).

Взрослый: Зима.

Ребёнок: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер. Но именно зимой к нам приходит Дед Мороз с подарками.

  1.  «Вчера, сегодня, завтра»

То, что было, то, что будет, каждый помнит – на забудет.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.

Взрослый бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы:

Ты ответь мне, будь добра,

Что ты делала вчера?

Всё ты сделал, что хотел?

За сегодня всё успел?

Я ещё узнать хотела –

Что ты завтра будешь делать?

Дети, возвращая мяч взрослому, отвечают на вопросы.

Вариант: Сидя на полу, дети перекидывают мяч друг другу по кругу и рассказывают о том, что было вчера, сегодня и что они собираются делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.

  1.  «Кто кем был?»

Мы, конечно, не забыли, кем ещё вчера мы были.

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Взрослый, бросая мяч кому – либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, говорит, кем (чем) был раньше названный объект:

Например:

Цыплёнок – яйцом                        бабочка - гусеницей

Лошадь – жеребёнком                  хлеб - мукой

Корова – телёнком                        шкаф - доской

Дуб – жёлудем                               велосипед - железом

Рыба – икринкой                           рубашка - тканью

Яблоня – семечком                       ботинки - кожей

Лягушка – головастиком             дом – кирпичом

Вариант «Кто кем будет?»

Взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос: «Кто кем будет?», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Например: жёлудь – дубом и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.

Интересные речевые игры помогут вам вместе с детьми развивать лексико-грамматический строй речи, расширять словарный запас....

КАРТОТЕКА игр с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа.

КАРТОТЕКАигр с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа....

Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа

Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа...

Картотека речевых игр на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже д...

Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи

Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи...

Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи

Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи...