ДОКЛАД ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ТВОРЧЕСТВО С.Я. МАРШАКА»
статья по развитию речи (младшая группа)

О творчестве С.Я Маршака в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchestvo_marshaka.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«ТВОРЧЕСТВО С.Я. МАРШАКА»

                                                                                                                            ВОСПИТАТЕЛЬ:

                                                                                                       Фролова Е.В.

МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 22 «Солнышко»

Сильным средством воспитания патриотических чувств является художественная литература. Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.

Замечательный поэт нашей страны Самуил Яковлевич Маршак, всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он подружил их с малых лет с поэзией. Маршак показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира («Цветные страницы»), рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака входят в жизнь ребенка в самом раннем возрасте, когда он знакомиться с животными из зоопарка. Всего несколько стихотворных строчек, но они самые главные, рассказывающие ребенку основное. Это коротенькие рассказы к картинкам.

Эй, не стойте слишком близко-

Я тигренок, а не киска!

Маршак считал, что детство – это самый трудный, самый ответственный этап в жизни человека. Он твердо убежден, что человек, его духовное «я» начинается именно в детстве. Ведь именно в этом возрасте формируются характер, склонности, привычки и идеалы.

Открывая мир ребенку, Маршак учит маленького человека жить в этом мире. Его стихи формируют у ребенка доброе отношение к природе, к вещам, к труду, воспитывают любовь к людям, к Родине, приобщают к богатствам родного языка, поэтического слова.

Доброе отношение к миру, к природе, ко всему живому не навязывается маленькому читателю – им проникнуто все творчество Маршака. В основе любого произведения поэта лежит творческая мысль, теплое хорошее чувство.

Жаль капризного, слишком доверчивого несмышленого мышонка, отвергнувшего добрую тетю лошадь и поверившего лицемерной кошке. Это смешно, но вместе с тем и грустно. Оба эти чувства прекрасно переданы в ритме  колыбельной («Сказка о глупом мышонке»). Смех над рассеянным человеком  - не злой и не язвительный, а мотивировка «Багажа» - «однако за время пути собака могла подрасти!» - вызывает у детей смех, удовольствие от удачной шутки, ловкого ответа. Поэт многому учит, но учит всегда так весело, с такой изобретательностью, с такой щедростью юмора, что это и есть подлинное искусство воспитания.

Мир, который Маршак показывает детям, начинается с труда, потому что труд является основой человеческой жизни. Сам влюбленный в труд, в человека – мастера своего дела, Маршак стремиться передать эту свою влюбленность ребенку, хочет, чтобы ребенок узнал, как разнообразен, интересен. Значителен труд людей, как трудна и важна всякая работа и как в то же время весело работать, как приятно видеть результаты своего труда.

В азбуке «Живые буквы» учение начинается с игры. С удивительной точностью показаны детям   те трудовые дорожки, которыми они могут пойти по жизни. Равноправие профессий предопределено всем азбучным строем: буквы все нужны, и само собой разумеется, что « Дима – детский доктор» стоит рядом с Евой, которая «по арене ездит на коне». Рабочий, офицер, рудокоп, тракторист- все это чудесные мастера, для которых много дела на земле, все они нужны. И если даже играть в эти профессии так интересно, весело и приятно, то как же хорошо стать им на самом деле!

Рассказывая о том, что сделано человеческими руками, Маршак исподволь, ненавязчиво заставляет ребенка видеть дальше, шире, глубже:

Берете  книгу и тетрадь,

Садитесь вы за стол.

А вы могли бы рассказать,

Откуда стол пришел?

И вот обычный, простой стол становиться интересным, оживает как в сказке, за ним приятно сидеть, рассматривая  картинки в книжке или слушая веселые сказки. («Откуда стол пришел?»)

Любовь и уважение к труду рождают уважение и к человеку, к рабочему. Цениться только тот труд, который приносит людям пользу. Это труд справедливый и разумный. По произведениям Маршака дети знакомятся с работой почтальона («Почта»), пожарников («Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Веселое путешествие от А до Я»), носильщиков («Багаж») и многих других людей.

Автор ставит своих обыкновенных героев – почтальона, пожарного, студента и других – в необычные обстоятельства, когда проявляется сама сущность личности.

Спасение человеческой жизни во время пожара, каждодневный труд почтальона – это трудовой подвиг человека.

Документальность,  отражение реального эпизода в поэзии характерно для творчества Маршака. В стихотворении «Война с Днепром» поэт открывает детям новый, величавый и заманчивый мир: картину великой стройки, войну человека со стихией, наделенной чертами живого существа.

Человек сказал Днепру:

-Я стеной тебя запру.

Ты

С вершины

Будешь

Прыгать,

Ты

Машины

Будешь

Двигать!

-Нет, - ответила вода,-

-Ни за что и никогда.

Маршак добился в стихотворении сочетания забавного и серьезного, то есть умения  весело и занятно, на живом, точном, близком ребенку языке  говорить с ним о важном, значительном. Поэму Маршак построил  на сказочном приеме – на противоборстве двух могущественных сил: стихии и человека.

Маршак прославляет полезный, разумный труд человека.

Плечистого  парня со  значком ГТО на груди из «Рассказа о неизвестном герое» трудно представить вне времени, воспитавшего этого юношу героем.

Самый замысел баллады – показать готовность нашей молодежи  к подвигу  раскрывается в первых же строках. Пожарные, фотографы, милиция безуспешно разыскивает по всей Москве неизвестного  двадцатилетнего героя, спасшего из огня маленькую девочку. Ведь таким героем мог оказаться и рабочий, и студент, и воин Советской Армии, - одним  словом, любой юноша.

Его героический поступок надолго запомнится маленькому читателю, восхищая смелостью и отвагой.

Лирика Маршака для детей – «Разноцветная книга», «Круглый год» написана после Великой Отечественной войны. После темного лихолетья войны  поэт распахнул перед детьми двери в счастливый, яркий мир, полный звуков и красок.

«Круглый год» - новый цикл стихов и новый круг поэтического видения мира. Это своеобразная картинная галерея, в которой каждый месяц со своим лицом и характером. Всего четыре строчки, но они как песенка. У каждого месяца поэт отметил самую приметную для ребенка черточку. Январь – это календарь, начало года. Месяц снежный, веет спокойствием. Февраль – звонкий, ветреный, это еще и подчеркнуто гулом самолетов в небе. Весенние месяцы полны гомона и звуков, происходящих в весеннем лесу. И так  о каждом месяце поэтическая картина.

«Разноцветная книга» – это сказка – путешествие в мир природы: на  зеленый луг с его обитателями: божьей коровкой, похожей на вертолет стрекозой и бабочек, складывающих свои крылышки как книжки. Дети знакомятся и горячей пустыней, и опускаются на дно морское, и видят белую страницу со следами на снегу. Красная страница передает радость праздника, а ночная подчеркивает  красоту ночной Москвы.

В сказках Маршак продолжает традиции устного народного творчества.                                                                                                                            Сказки Маршака, как и лучшие народные сказки, всегда несут важные моральные идеи. В комедии «Кошкин дом» Маршак в шутливой и образной форме раскрывает смысл своей сказки так,  что он  и без пояснений становится ясен даже маленькому слушателю. Не сама кошка, а ее расписной высокий дом, ее угощенье, ее наряды и богатая обстановка возбуждает восхищение лицемерных и корыстных кошкиных гостей. Потеряв дома и угодья, кошка – погорелица теряет и своих друзей. Бывшей барыне – кошке  и ее дворнику, коту Василию, приходиться бросить прежние повадки. Вместе со своими племянниками котятами они быстро по-сказочному строят дом и занимаются хозяйством. Теперь о коше говорят по-другому: «Хороша она сама».

Поэт по-своему умеет рассказывать даже уже известные сказки. Очень остроумно, по- новому показал он, например, сказку «Теремок». В теремке собираются трудолюбивые звери, живут в нем мирно, дружно и весело. Но на теремок «точат зубы» волк и лиса, которые заставили медведя примкнуть к ним, надеясь с помощью его силы раздавить теремок.

Однако между хищниками нет согласия, волк и лиса думают каждый о себе. А обитателей  теремка связывают добрые, хорошие отношения, чувства дружбы и взаимопонимания. Они отчаянно защищаются, теремок остается неприступным, и враги уходят с позором.

В сказке «12 месяцев» сама природа дружит с честным, работящим человеком. Она для него  - открытая книга. В сказке совершается чудо. Падчерица, которую мачеха послала под Новый год за подснежниками, видит под Новый год в лесу все 12 месяцев, собравшихся у костра. Месяцы помогают девочке, дарят ей на часок весну, потому что девочку они хорошо знают, видели в течение года, как она трудилась.

Любимые герои Маршака не боятся никакого труда, даже тяжелого, и в нем обретают новые силы.

Вещи в стихах Маршака оживают, несут свою службу, живут в своем времени. В стихотворении «Вчера и сегодня» лампа керосиновая и свечка стеариновая спорят с электрической лампочкой, которая заменила их в быту. Это прием сказочный. Но ведь и сегодня старый быт спорит с новым. Образы стихотворения аллегоричны: каждая вещь воспринимается как образ реального человека. Электрическая лампа, конечно же, нужнее в быту, но ведет она себя высокомерно и пренебрежительно, не желая считаться с заслугами керосиновой лампы только потому, что они уже в прошлом. Старые вещи у поэта немного ворчливы. Старомодны, но они вызывают сочувствие.

А бывало зажигали

Ранним вечером меня.

В окна бабочки влетали

И кружились у огня, -

вспоминает керосиновая лампа.    

 Маршак не просто говорит о преимуществе нового перед старым. Он заставляет задуматься о том, что такое доброта, человеческая благодарность, о необходимости приносить людям пользу. Это стихотворение расширяет и обогащает знания детей о нашей жизни.

 Умно, изобретательно, педагогически верно Маршак  «играет» с детьми, но с своих стихах всегда остается старшим. И это не случайно. Ребенок всегда тянется к взрослым, мечтает поскорее вырасти  и самому стать взрослым.

Стихотворения Маршака написаны в стихотворной форме. Они легко запоминаются, но в них есть свои особенности.  Каждое стихотворение имеет определенного размера строку. В зависимости от характера  произведения эти строки различны по величине. В стихотворении «Мяч» короткая строка передает прерывистость звучания, как бы дополняя образ прыгающего мяча.

        Мой

Веселый

        Звонкий

        Мяч,

        Ты куда

        Помчался

        Вскачь?

Жизнерадостному, веселому содержанию соответствует бодрый ритм. Многие стихотворения С.Я.Маршака написаны именно в таком ритме («Багаж», «Вот какой рассеянный», «Почта» и другие). Более спокойное содержание требует иного ритма. Так, «Сказка о глупом мышонке» передана в ритме колыбельной:

        Пела ночью мышка в норке:

        - Спи, мышонок, замолчи!

        Дам тебе я хлебной корки

        И огарочек свечи.

В стихотворении «Вчера и сегодня» медленный, плавный ритм напоминает народную песню. Коромысло с ведром с грустью вспоминает былые времена, когда еще не было водопровода:

        А бывало с перезвоном

        К берегам ее зеленым

Шли девицы за водой

        По улице мостовой.

        Подходили к речке близко,

        Речке кланялися низко:

         -Здравствуй, речка, наша мать,

        Дай водицы нам набрать.

При чтении очень важно уловить основной ритм стихотворения и преподнести его детям в той тональности, которую выбрал поэт.

Маршак хорошо знает секрет радости. «Стань добрее – будешь веселее», -говорит у него в сказке добрый дед злому. Радость – добро, и кто хочет радоваться, должен стремиться ко всему доброму, защищать его. Для Маршака и сама поэзия – высокое добро, и он учит маленьких детей любить ее и радоваться ей. Поэзия открывает людям мир, учит их любви и ненависти, вооружает отвагой, делает сильнее и лучше; она воспитывает ум и сердце, роднит и сближает людей.

        Пусть каждый день и каждый час

        Вам новое добудет.

        Пусть добрым будет ум у вас,

        А сердце умным будет. –

завещал нам С.Я.Маршак, мастер поэтического слова, теоретик и организатор детской литературы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Воспитание творчества в подвижных играх и физических упражнениях"

Подвижные игры и физические упражнения составляют основу физической культуры дошкольника. Они всегда являются творческой деятельностью, так как в них проявляется естественная потребность ребёнка в дви...

"Воспитание творчеством" - консультация для родителей

"Воспитание творчеством" - Творчество ребёнка и отношение родителей к его творчеству как важный элемент воспитания культуры чувств ребёнка, культуры его мыслей и восприятия окружающего мира....

"Воспитание творчеством"

Консультация для  родителей...

Игра – как средство воспитания творчеством

Игра – как средство воспитания творчеством...

Воспитание творчеством

Знакомство ребенка с искусством, с красотой поэзии, живописи, музыки обогащает его, приобщает к творческому отношению к людям и окружающему миру.В своих рисунках, аппликации, лепке малыши отражают пер...

Воспитание творчеством

О воспитании творчества у детей через ручной труд...