Консультация для педагогов «Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»
консультация по развитию речи

Косарева Светлана Владимировна

Консультация для педагогов

«Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  №8 «АИСТЕНОК»

Консультация для педагогов

«Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Подготовила: воспитатель

Косарева С.В.

 «…Связная речь как бы вбирает в себя

                                                          все достижения ребёнка в овладении                                                                                                            родным языком,

в освоении его звуковой стороны,                      

  словарного     запаса и грамматического строя»

Ф.А. Сохин

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

-обедненный словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными секциями, кружками и т. д. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи.

Согласно Федеральному государственному образовательному  стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает всебя:

  • владение речью как средством общения икультуры;
  • обогащение активногословаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологическойречью;
  • развитие речевоготворчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой;

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обученияграмоте.

Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т. д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Создание условий для полноценного развития детей предусматривает:

  • создание развивающей предметно-пространственнойсреды;
  • целенаправленная работа над речевым развитием детей во всех видах детскойдеятельности;
  • развитие речи детей во время общения взрослых идетей.
  • участие родителей в речевомвоспитании.

Насыщая групповое пространство, необходимо позаботиться в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны оснащены современным игровым оборудованием, наглядными игровыми и демонстрационными материалами, обеспечивающими более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в детском саду нужно оформлять речевые уголки, включающие в себя: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплекса пальчиковых игр, игрушки для развития дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования связной речи, развитие фонематического слуха и мелкой моторики.

Образовательный процесс нужно организовать таким образом, чтобы обеспечить детям потребность в получении новых знаний. Проблемно- игровые развивающие ситуации, литературные викторины, видеофильмы, слайды – все это побуждает детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать и поделиться своими знаниями с другими.

Организационный таким образом педагогический процесс позволяет сделать результат речевой деятельности ребенка предметом обсуждения и оценки. Это способствует развитию самооценки и повышению социального статуса ребенка в группе сверстников.

Наряду с обогащением словарного запаса, овладением сложными речевыми формами, не менее важна задача развивать умение ребенка отбирать и использовать те средства, которые соответствуют     поставленной

задачи.

В работе с детьми необходимо использовать весь спектр педагогических методов и приемов.

Наглядный метод: наблюдения в природе, в быту, рассматривание картин, иллюстраций.

Словесный метод: чтение и рассказывание детям художественных произведений, заучивание стихов, беседы на различные темы без опоры на наглядный материал.

Например: «Расскажи, как провел выходные дни», «Как провел день рождение».

Практический метод: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки.

Таким образом, должна проводиться систематическая работа по формированию речи дошкольников, но ни одна, даже самая лучшая развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно- воспитательном процессе. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье,  является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка в семье осуществляется через различные формы: оформление информационных стендов, консультации, проведение конкурсов, индивидуальная работа с родителями, показ открытой непосредственно образовательной деятельности для родителей, совместное изготовление игр и пособий по развитиюречи.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детски        м садом, в ходе которого корректируются позиции педагогов и родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС"

консультация предназначена для педагтогов ДОУ, содержит практические рекомендации, соответствует ФГОС ДО...

Консультация для педагогов "Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС"

В представленной консультации раскрыты условия, а также основные педагогические методы и приемы для развития речи дошкольников в ДОУ. Данная работа будет интересна практическим работникам дошколь...

Консультация для воспитателей "Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС"

Согласно ФГОС ДО развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной монологич...

Консультация для педагогов «Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»

                               Консультация для педагогов     «Создание условий для развития...

Консультация для педагогов «Создание условий для развития звуковой речи дошкольников»

Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдел...

Консультация - практикум для педагогов "Грамотная речь педагога -важное условие для развития речи дошкольника"

Материал содержит теоретическое обоснование проблемы повышения культуры речи воспитателя, требования к качеству профессиональной речи педагога и практикум для педагогов "Проверьте свою грамотност...