Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Здравствуй, зимушка-зима».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мичурина Ольга Васильевна

С помощью данного материала можно активизировать словарь детей; развивать связную речь, развить умение осознанного построения текста описательного типа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Здравствуй, зимушка-зима».

Цель: закреплять знания детей о зиме; формировать познавательную активность.

Задачи:

Активизировать словарь детей; развивать связную речь, умение детей давать полный ответ.

Познакомить детей (на уровне языкового чутья) со способами образования притяжательных прилагательных в русском языке (следы лисы – лисьи, следы белки – беличьи и т. д.).

Закреплять умение осознанного построения текста описательного типа. Воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей.

Материалы для занятия: презентация, иллюстрации по теме, снежок.

Предварительная работа.

Игры и упражнения: «Скажи, какой (какая, какое, какие?», «Живые слова», «О чём можно так сказать?», «Скажи по-другому», «Загадка», «Кто внимательный», «Чьи хвосты»?

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением зимнего пейзажа.

Чтение стихотворения о зиме.

Заучивание пословиц, поговорок, загадок о зиме.

НОД

Организационный момент:

СЛАЙД  На экране  появляется  «Зимний лес».

Ребята посмотрите куда мы попали! В лес. Как красиво! Ребята, а что за время года мы с вами видим ? Зима. Совершенно, верно. Я предлагаю вам  послушать стих

СЛАЙД

Приходит в шубке белой

Красавица-зима,

Ступает королевой,

На шапке — бахрома.

Снежинками украшен

Сверкающий наряд,

Платком она помашет -

Снежинки полетят.

Так щедро посыпает

Поля, сады кругом.

Природа засыпает

Под мягким серебром.

Метелица резвится,

Морозы не страшны.

Деревьям сладко спится

До солнечной весны.

(Е. Шаламонова)

СЛАЙД

Давайте с вами пройдёмся по лесу  поиграем в игру, которая тоже называется «Зима».

Игра «Зима» (на ковре)

 Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово «зима», но при этом правильно изменять окончание.

Ну вот и наступила…..(зима)
Много снега выпало этой….(зимой)

Мы очень долго ждали эту…..(зиму)
Все дети рады приходу….(зимы)
Мы рассказали бабушке о нашей.…(зиме) 
Нам было весело играть….(зимой)

Восп: хорошо, ребята, а какие зимние месяцы вы знаете?

Дети: Мы знаем декабрь, январь и февраль.

Восп: Назовите первый месяц.

Дети: Первый зимний месяц – это декабрь.

Восп: Какой праздник в декабре?

Дети: Новый год!

Восп: правильно, а теперь назовите второй месяц зимы.

Дети: Второй месяц зимы – это январь.

Восп: Какой же праздник мы празднуем в январе?

Дети: В январе мы празднуем Рождество.

Восп: хорошо, ну и кто назовёт последний, третий месяц зимы?

Дети: Третий месяц зимы – это февраль.

Восп: Какой праздник мы отмечаем в этом месяце?

Дети: 23 февраля мы отмечаем праздник всех мужчин.

Восп: Ребята, вы такие молодцы, правильно назвали и зимние месяцы, и праздники, которые в этих месяцах бывают.

СЛАЙД

Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная).

Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)

 Что можно сказать про снег? (снег пушистый, легкий, мягкий.) Снег укрыл всю землю.

Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

- Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.

У меня есть волшебный снежок: «Снежок зимний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». У кого окажется снежок, тот должен ответить на мой вопрос.

Игра «Какая бывает зимой погода?»

( холодная, снежная, белая, голодная, ветряная, нарядная, сказочная, морозная, веселая, красивая, злая, суровая…)

- Если идет снег, то погода какая? – снежная;

- если дует ветер, то погода какая? – ветреная;

- если холодно, то погода какая? – холодная;

- если пасмурно, то погода какая? – пасмурная;

- если хмуро, то погода какая? – хмурая;

- если мороз, то погода какая? – морозная;

- если солнечно, то погода какая? – солнечная;

- если ясно, то погода какая? – ясная.

В.: Мы сказали о зиме много хороших слов. А давайте вспомним, как описывают зиму в своих произведениях великие русские писатели.

СЛАЙД

И.Бунин «Первый снег»

Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглись пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала, а с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный первым снегом понесло.

Снежок рассказы стал писать

Совсем не так, как мы.

Он пишет грамотно всегда

Про разные следы.

СЛАЙД

Вот здесь лиса сейчас прошла,

СЛАЙД

Вот заяц проскакал,

СЛАЙД

Под ёлкой белочка была,

СЛАЙД

Волк под гору бежал.

Как много следов!  Следы лисы. А как сказать одним словом? Чьи следы? Лисьи. А как сказать о следах зайца? (заячьи).  Белки? (беличьи).  Волка? (волчьи).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД

СЛАЙД

1. Игра «Доскажи словечко» (родственные слова)

- Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.

Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю ... (Снег.) С неба все скользят пушинки — Серебристые ... (Снежинки.)  На поселки, на лужок, Все снижается ... (Снежок.)  Вот веселье для ребят — Все сильнее ... (Снегопад.) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в ... (Снежки.)  Словно в белый пуховик Нарядился ... (Снеговик.)  Рядом снежная фигурка — Эта девочка — ... (Снегурка.)  На снегу-то, посмотри — С красной грудкой ... (Снегири.) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил ... (Снег.)

Какие слова вы добавляли? (Ответы детей.)

На какое слово они все похожи? (Ответы детей.)

2.Игра «Путаница»

Ой, ребята, у меня все слова в предложениях перепутались! Что же теперь делать? Может быть, вы поможете мне распутать их?

Дети забавы любить зимние – дети любят зимние забавы

Зина санки зимой кататься на - Зина любит зимой кататься на санках

Дети одежда зимой надевать зимняя – дети зимой надевают зимнюю одежду.

Кузя снеговик лепить сад в - Кузя лепил снеговика в саду

3. Игра «Наоборот»

Здесь разобрались, а вот еще напутано:

Летом и зимой дни жаркие. Правильно?

Летом и зимой небо светлое. Правильно?

Летом и зимой дни длинные. Правильно?

Весной и летом Лёд на реке тонкий. Правильно?

Снег и лед мягкие. Правильно?

Молодцы, навели порядок, распутали все слова, теперь можно продолжать дальше!

  1. Дидактическая игра «Скажи ласково»

 Снег — снежок, ветер — ветерок... ,

сугроб —сугробик ... , холод — холодок... , лед — ледок...

5. Образование родительного падежа

Как называется явление природы, когда падает снег?

 (Снегопад.) А нет чего? СНЕГОПАДА.

Снег. А нет ... (снега).

Вьюга. А нет ... вьюги

Метель. А нет... метели

Сугроб. А нет ... сугроба

Лед. А нет ... льда

И напоследок я вам предлагаю, вам посмотреть зимнюю зарисовку.

СЛАЙД

Заключительная часть:

обобщающие вопросы:

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Что вам понравилось?

- Что вызвало затруднения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "здравствуй зимушка-зима".

Нетрадиционная техника рисования, игровые, здоровьесберегающие технологии....

13календарное планирование подготовительная группа по теме«Здравствуй, Зимушка-Зима! "по ФГОС

Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима! Старшая группа Программное содержание: 1.Обогащение знаний детей об особенностях зимней погоды (лютый мороз, метель, заморозки, снегопады, пурга).2. Продолжение знаком...

Конспект зимнего развлечения в подготовительной группе на тему: «Здравствуй, зимушка – зима!»

Цель: воспитывать дружеские отношения в игре, умение действовать в коллективе согласованно, воспитывать волевые качества; развивать ловкость ,быстроту реакции, координацию движений, внимание ,настойчи...

Конспект зимнего развлечения в подготовительной группе на тему: «Здравствуй, зимушка – зима!»

Конспект зимнего развлечения в подготовительной группе на тему: «Здравствуй, зимушка – зима!»Цель: воспитывать дружеские отношения в игре, умение действовать в коллективе соглас...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему "Зимушка-зима"

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему "Зимушка-зима"...