Конспект занятия "Путешествие в страну маленьких слов. Предлоги "в", "на", "под", "за".
план-конспект занятия по развитию речи

конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР

Учитель-логопед Филиппова И.И,

Тема: «Путешествие в страну маленьких слов. Предлоги: «в», «над», «под», «за».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами: в, на, под, за  

- упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения,

- упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать общую и мелкую моторику,

- способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью,

- развивать речевое дыхание,

- закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах,

- развивать внимание, память, наглядно-действенное и логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность детей.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к занятию,

- развивать контроль за собственной речью,

- воспитывать умение слушать собеседника.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед обращается к детям:

- Надо вам свободней встать

  И спокойнее дышать.

Выполняются упражнения с элементами фонетической ритмики для звуков «в», «н», «з», «а», «п»  с одновременным произнесением «маленьких слов» – предлогов: в, на, за, под.

Логопед предлагает детям назвать «маленькие слова», которые получились при выполнении упражнений.

2. Сообщение цели занятия. (Игровая мотивация)

Логопед:- Сегодня мы с Вами отправимся в страну маленьких слов, где живут маленькие человечки. Давайте послушаем звуковое письмо.

Игра «Письмо от Незнайки». Дети слушают магнитофонную запись: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я хочу рассказать о своем городе. (Под) нашем городе новые дома. (За) улицах ходят нарядные жители. (Под) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за) современных автомобилях. (На) городом раскинулась широкая река. (Под) реке водится рыба. Наш город лучше всех!»

Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз предложения (по одному) из письма, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки. (Выставляется плоскостное изображение Незнайки)

3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под.

Логопед выставляет схемы предлогов: в, на, за, под  и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

«Маленькое слово» (предлог) «в» появляется тогда, когда предмет находится  внутри;

«на» – когда предмет находится  сверху;

«под» – когда предмет находится  внизу;

«за» – когда предмет находится  сзади.

Логопед побуждает детей называть «маленькие слова» предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».

4. Составление предложений с предлогами (по картинке).

Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя). У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика.  И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик».  (Дети садятся за столы)

Дидактическое упражнение «Составь предложение». Детям предлагается составить предложения по картинке. (Выполняется с мячом)

Логопед: «Мяч лови, и мяч бросай,

      предложение составляй!»

(Например, Шустрик уснул под комодом).

Анализ предложения:

            «Какой полоской обозначаем предложение?»

«Какими полосками обозначим слова в предложении?»

«Сколько нужно взять полосок?»

«Почему на первом месте находится полоска с «хвостиком»?

«Что поставим в конце предложения?»

«Сколько слов в предложении?»

«Назови 1-е слово в предложении (второе, четвертое)».

«Назови слово-предлог в предложении.»

«Какое слово стоит на 3-ем месте?»

(Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку)

Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.

5. Динамическая пауза.

«Незнайкина зарядка»

(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)

«Вот Незнайкина зарядка –

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте

Вы, надеюсь, не устали?»

6.  Выделение предлогов из стихотворных текстов.

Логопед: «Синеглазка сочинила стихи и хочет, чтобы вы их повторили». (Выставляется плоскостное изображение Синеглазки)

Дети прокатывают каучуковый шарик по дорожкам усложненный конфигурации, сопровождая движения стихотворениями. После воспроизведения стихотворных строк, логопед предлагает ребенку назвать предлоги, которые  есть в тексте:

«Солнечный лучик упал  на  волну,

Солнечный лучик попал  в  глубину.

На  горе, на  горке,

На  крутом пригорке

Стройная рябинка,

Будто  на  картинке.

Стройная береза выросла  в  лесу,

Зоя  под  березой поймала стрекозу.

На  Незнайкиной подушке вышита кукушка..

Длинноухий заяц мчится,

За  ним гонится лисица.

Если хочет Тюбик спать,

Он приляжет  на  кровать.

Знайка  в  комнату вошел

И  поставил сок  на  стол.

Закатила барабан

Синеглазка  под  диван.»

7. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Логопед: «Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Знайка (выставляется плоскостное изображение) же во всем любит порядок. Помогите ему, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». (Дети собирают разрезные картинки)

Упражнение. Составление предложений с предлогом по двум опорным картинкам. Самостоятельное составление схемы предложения с предлогами:в, на, под, за.

Примеры предложений:

Котенок закатил резиновый мячик под диван.

Незнайка увидел машинку под шкафом.

В комоде лежали платья Синеглазки.

Логопед направляет фантазию детей при составлении предложений, поощряет включение в них названий дополнительных объектов и субъектов, признаков предметов.

8. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Логопед включает магнитофонную запись: «Спасибо, ребята, за то, что вы научили Незнайку правильно использовать предлоги, составлять предложения.  В благодарность Вам за ваши знания, за старания мы дарим на память свои фотографии».

Логопед раздает «фотографии» маленьких человечков каждому ребенку, при этом оценивая его деятельность на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект: "Маленькие слова (предлоги)"

Одна из форм совместного творчества родителей и детей применяемого на базе нашего детского сада и дающего положительные результаты в коррекционно-логопедической работе – создание книжек-малышек,...

Развивающая игра "МАЛЕНЬКИЕ СЛОВА" (предлоги)

Игра поможет детям научиться понимать пространственное значение предлогов, например:под, над, на, в, у, около, возле и т.д.;сформировать представление о предлоге, как отдельном слове; научиться состав...

Презентация на тему:" Это маленькое слово-предлог".

Презетация познакомит детей с предлогами....

Знакомство с предлогами «Путешествие в Страну маленьких слов.»

Презентация к НОД "Путешествие в страну маленьких слов" Игры на изучения предлогов с детьми подготовительной группы....

Игра "Маленькие слова - предлоги"

Игра поможет детям научится понимать пространственное значение предлогов,  с предлогом без картин сформировать представление о предлоге, как отдельном слове, научится составлять предложение по ка...