Проект "Башкирские сказки"
проект по развитию речи (средняя группа)

Хисамова Зиля Ришатовна

«Сказка лечитсказка греетсказка учит жить…»

Сказка входит в жизнь ребёнка самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остаётся с ним на всю жизнь.

Со сказки начинается его знакомство с миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bash.skazka.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Башкирские народные сказки» Проект в средней группе Подготовила воспитатель средней группы Хисамова Зиля Ришатовна

Слайд 2

Тип проекта: познавательно-творческий Участники проекта: дети, родители, педагоги Продолжительность: 15.10 – 30.10 Средства реализации : беседы, игры, консультации, театрализованная деятельность.

Слайд 3

Актуальность «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…» Сказка входит в жизнь ребёнка самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Каждый народ интересен тем, что имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции, свою самобытность. Важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях, это национальный дух. Приобщая школьников к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого обучающегося, который будет носителем черт характера, присущего своему народу, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение — народ без будущего. Башкиры –народ с богатым фольклорным наследием. Башкирское народное творчество имеет огромное познавательное и воспитательное значение, которое представляет собой большую художественную ценность. Приобщение к башкирскому народному творчеству воспитывает любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных сказок, загадок, пословиц, поговорок, четкость и законченность выражений приобщает воспитанников к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно и эстетически

Слайд 4

Сказки были широко распространены среди башкир. Много сил отдали сбору башкирских сказок такие ученые как В.И. Даль, С. Кукляшов , М. Бикчурин , Р. Игнатьев, М. Лоссиевский , А.А. Бессонов. Башкирская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Башкирские сказки знакомят воспитанников с историческим прошлым башкирского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира, воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет идеи, необходимые для нравственного формирования личности. Из сказок обучающиеся узнают о красивых традициях башкирского народа: глубокая почтительность и уважение к родителям, старшим по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что сказка стала сдавать свои позиции обучения, так как на смену книге пришли компьютерные игры, зарубежные мультики, в которых зачастую отсутствует нравственное и воспитательное содержание. По опросам родителей, видно, что башкирским сказкам не уделяется должного внимания. Поэтому перед собой я поставила задачу: как заинтересовать школьников к сказкам, особенно к башкирским.

Слайд 5

Цель проекта: Прививать любовь и интерес к башкирским народным сказкам. Задачи: Образовательные: • Расширять знания о башкирских народных сказках. • Формировать умение слушать и понимать идею башкирских народных сказок, пересказывать их, опираясь на иллюстрации, называть героев сказок, драматизировать их через разные виды театра. •Формировать представления о нравственных качествах(честность, доброта, отзывчивость) посредством башкирских народных сказок. •Усилить связь с семьей. Повысить компетентность родителей в вопросах познавательного и художественно-эстетического развития дошкольников. Развивающие: • Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас. • Развивать творчество, фантазию, воображение, артистизм. Воспитывающие: • Воспитывать интерес к башкирскому народному творчеству, любовь к сказкам, книгам; • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим, бережное отношение к природе, ко всем живым существам.

Слайд 6

Ожидаемые результаты : • Повысился интерес к башкирским народным сказкам • С интересом обучающиеся пересказывают их, опираясь на иллюстрации, называют героев сказок, драматизируют их через разные виды театра. • Повысился творческий потенциал , развито творческое воображение, эмоциональная отзывчивость, • Развиты коммуникативные способности, артистизм, выразительность речи. • Имеют представления о понятиях как честность, правдивость, доброта , отзывчивость , доброжелательность.

Слайд 7

Литература: • АзнабаеваФ.Г ., ФаизоваМ.И ., АгзамоваЗ.А . Академия детства: Хрестоматия к региональной программе, формируемой участниками образовательных отношений образования Республики Башкортостан.-Уфа : Издательство ИРО РБ, 2016.-304с. • Агишева, Р.Л. «Фольклор и литература Башкортостана» 2011, Уфа:Китап ; •Башкирские народные сказки и легенды. –Уфа: Китап , 1996. стр. 89 –92.• Гасанова, Л.Н. «Словесное творчество старших на основе национальной культуры Башкирского народа»,2012,Уфа:ИРО РБ; • Гасанова, Р.Х. « Я Родину хочу свою познать» 2007,Уфа:БИРО;• Гасанова, Р.Х. «Фольклорная педагогика» 2004,Уфа:БИРО;

Слайд 8

Содержание проекта I этап -подготовительный II этап- основной III этап- заключительный

Слайд 9

I этап –подготовительный • Подбор наглядного материала (картинки, иллюстрации, слайды, фотографии, материалы для консультации); • Разработка сценариев драматизации сказок, беседы; • Подбор народных игр, изготовление атрибутов к ним. • Подбор методической и художественной литературы, реквизитов(костюмы, декорация, атрибуты) •Подбор материала для консультации с родителями «Приобщение детей к традициям башкирского народа».

Слайд 10

II этап - основной Познавательное развитие : • Беседа «Знакомство с башкирским народным творчеством» (башкирскими сказками, пословицами, поговорками, загадками); •Просмотр видеофильмов «Башкирские сказки»; • Рассматривание книг, альбома «Башкирские народные сказки»; • Лепка из пластилина по содержанию башкирских народных сказок: • Решение проблемных ситуаций по сказке «Медведь и пчелы»; • Экскурсия в районную детскую библиотеку, экскурсия в Национальный музей, экскурсия в школьный этнографический музей; Социально -коммуникативное развитие: • Беседы о сказках, о героях башкирских народных сказок, об их нравственных качествах; Речевое развитие: • Чтение башкирских народных сказок; • Пересказ башкирских народных сказок; • Дидактическая игра «Загадки по сказкам», «Узнай сказку по картинке», • Театрализованные игры, обыгрывание сюжетов сказок.

Слайд 11

Художественно-эстетическое развитие: • Рисование «Любимые герои башкирских народных сказок»; • Лепка «Бочонок для меда»;• Аппликация по сказке «Медведь и пчелы»;• • Разучивание танцев: «Башкирский мед», • Индивидуальная работа с детьми по разучивание слов; • Ритмические игры: «Повтори ритм»; • Разучивание подвижных игр: «Пчелы и медведи» Ш.Кульбарисов ,«Юрта» Ф.Гершова, «Цветные платочки», «Курай» Ф.Гершова, «Липкие пеньки».

Слайд 12

Работа с родителями : • Консультация для родителей «Башкирские народные сказки», «Приобщение детей к народному творчеству» • Привлечение родителей к изготовлению декораций к сказке «Как медведь подружился с пчелами»; •Привлечь родителей к организации мини музея «Башкирская культура».

Слайд 13

III этап –заключительный • Мини музей «Башкирская культура»; •Проект-презентация «Башкирские народные сказки»; • Итоговое мероприятие - драматизация башкирской народной сказки «Медведь и пчелы»

Слайд 14

Мини музей

Слайд 15

Национальная одежа башкир

Слайд 16

Сказка «Медведь и пчелы»

Слайд 17

Из башкирских сказок мы выбрали загадки и пословицы. Куцый хвост, большие уши Летом серый, зимой белый /заяц/ Хан вышагивает гордо, у него в крови вся морда /волк/ Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живёт, в деревне кур крадёт /лиса/ У нее с утра дела, собирает мед она…. / пчела / Жидкая, а не вода. Белое, а не снег / Молоко / Грязный хвост одной коровы испачкает сотню. Где не пройти стреле, не маши саблей Думай дважды, говори раз. Хороший человек работу любит, а дурной человек ее губит; Дорога даже в ухабах лучше бездорожья. Если говорить «мёд», во рту сладко не станет. В мире найдется все, кроме матери и отца Без труда не появится еда;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...