Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Генцевичене Инна Владимировна

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.

Задачи:

- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования  инновационных методов работы;

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании  стихотворений, сказок;

 - активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в  работе с детьми в речевом развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                 

                                         детский сад «Берёзка»

Конспект мастер-класса

на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

        

                                           

                                               Подготовила воспитатель:  Генцевичене И.В.

 

г.Вихоревка

2021г.

 Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.

Задачи:

- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования  инновационных методов работы;

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании  стихотворений, сказок;

 - активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в  работе с детьми в речевом развитии.

Оборудование:

- мультимедийная установка (проектор, экран);

- мультимедийная презентация;

- мнемотаблицы,

-цветные карандаши,

-альбомные листы.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и   педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

 Прогнозируемый результат мастер-класса:

- получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.

Участники: педагоги МКДОУ «Берёзка».

Педагог:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс, а сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (нет).

Я вас понимаю, но как нам быть тогда?

Проблемы детей решать нужно всегда?

Дайте мне тогда ответ, помочь откажетесь мне?(нет)

Последнее спрошу у вас тогда, активными все будете? (да).

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором,  планшетом или телефоном.

Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Сегодня мы с вами обсудим одну из методик ,которая используется для развития речи и памяти-мнемотехнику. Также рассмотрим примеры  мнемотаблиц, в картинках для  дошкольников и самостоятельно попробуем составить.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника –это совокупность приемов и методов запоминания информации ,используя визуальные и звуковые примеры.

Рассмотрим структуру мнемотехники.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами-понятными изображениями, обозначающими одно слово, словосочетание.

Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки, и, наконец, самая сложная структура- мнемотаблицы.

Мнемотаблицы  представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

-Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

- Преобразование из абстрактных символов в образы.

- После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа

 по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы)

т.е. происходит обработка метода запоминания.

А сейчас, уважаемые педагоги предлагаю вам апробировать данный метод на себе.

 Задание. Я вам расскажу стихотворение.

        В. Орлов «Почему медведь спит зимой».

           Мишка, мишка

           Что с тобой?

           Почему ты спишь зимой?

           Потому что снег и лед.

           Не малина и не мед.

Уважаемые коллеги, перед вами листы бумаги и карандаши.А сейчас попробуйте

сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения.А теперь, глядя на

 свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось?

Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена,

что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в

памяти лучше, потому что закрепляется не только слово,

но и образ.

 Задание. Загадка.

А теперь попробуйте самостоятельно составить мнемотаблицу загадки:

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

  (Морковь).

Задание. Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к русским  народным

 сказкам «Бобовое зернышко» и «Курочка Ряба». Попробуем пересказать текст.

 (Педагоги пересказывают сказку).

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках

цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать.

 Заключение:

В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы :

- Сегодня я узнала...

- Было интересно...

- Было трудно,но...

- Я поняла,что...

- Теперь я могу...

- Я почувствовала,что...

 - Я приобрела...

- Я научилась...

- У меня получилось...

- Я смогла...

- Меня удивило...

- Мне захотелось...

 

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных

психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает

 время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает

сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок

более простым, интересным, творческим.

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Слайд 2

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой .

Слайд 3

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Слайд 4

Мнемо́ника (греч. τὰ μνημονικά ) — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и методов, облегчающих запоминание нужной информации используя визуальные и звуковые примеры.

Слайд 5

Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.

Слайд 6

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.

Слайд 7

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация.

Слайд 8

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы , так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы.

Слайд 9

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Слайд 10

Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Преобразование из абстрактных символов в образы. Пересказ сказки или рассказа по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы)т.е. происходит обработка метода запоминания.

Слайд 11

Мнемотаблицы могут использоваться: Для обогащения словарного запаса. При обучении составлению рассказа. При пересказах художественной литературы. При отгадывании и загадывании загадок. При заучивании стихов.

Слайд 12

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений

Слайд 13

Пересказ сказок

Слайд 14

Мнемозагадка Кругла,а не мяч, Желта, а не солнце, С хвостиком ,а не мышь.

Слайд 15

Вывод -расширяется круг знаний об окружающем мире; -появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; -появляется интерес к заучиванию стихов и потешек , скороговорок, загадок; -словарный запас выходит на более высокий уровень; -дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: " Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников"

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.Цель речевого развития детей дошкольного возра...

Отчёт по самообразованию на тему «Использование мнемотехники для развития связной речи у старших дошкольников»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников.

Цель:- ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информаци...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по образовательной области: речевое развитие на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Данный мастер класс поможет воспитателем овладеть мнемотехникой для развития связной речи дошкольников....

мастер-класс для педагогов по теме "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи , памяти и мышления дошкольников...

Конспект мастер-класса на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Конспект мастер-классана тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»   Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечива...