Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Боброва Ирина Юрьевна

Познакомить детей с русской народной былиной «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnaya_gruppa_konspekt_po_rechevomu_razvitiyu.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по речевому развитию «Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» в подготовительной группе.

 Направление  образования и развития (образовательная область): речевое развитие. 

Цель. Познакомить детей с русской народной былиной «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Задачи;

  Образовательные; 

 -учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы.                                                  - приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи

 Развивающие;

- развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложение, использовать в речи прилагательные и уметь их согласовывать с существительными в нужном числе, падеже.                                                                                                                    - пополнять словарный запас детей; развивать память, мышление;

Воспитательные;

- воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.                                                                                                          -  воспитывать смелость, отвагу, честность

 Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».                                                                                                                                          Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкальная.                                                                                                                                Формы организации: фронтальная.                                                                                                   Формы реализации детских видов деятельности, ответы на вопросы по картине, слушание былины, физкультминутка.                                          Материал:  репродукция картины А. Васнецова «Три богатыря»;

Ход НОД;

 I Вводная часть; 

Воспитатель собирает детей около себя.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем “Здравствуйте!” друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем “Привет!” и “Добрый день!”;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

- Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в прошлое древнерусского государства. А сейчас закроем глаза и представим, что мы с вами попали в прошлое нашей страны. Одеваем свои шапки невидимки. раз,два, три. Вот и произошло волшебство.

II Основная часть; 

Давным- давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издавна на этой земле жили славяне. Их соседи - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне свое государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины, стихотворения. (Дети читают стихотворения о богатырях.)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель: Богатыри - это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые и т. д.

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов- стояли на заставе крепости.

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои -богатыри?

Дети: с Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель: Чем вооружены богатыри? (воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображение оружия : щит, меч, булава, палица).Давайте, вспомним, как зовут русских богатырей? (Илья - Муромец, Добрыня - Никитич, Алеша- Попович)

Рассматривание картины В. М. Васнецова " Богатыри"

В центре Илья - Муромец! Он прост и могуч. в нем чувствуется спокойная и уверенная сила.

Богатырь справа - самый младший и смелый - Алеша Попович. Он полон отваги. у него в руках лук с копьем, а седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь - Добрыня Никитич - он может выполнить самые сложные поручения. Богатырей мы видим всех вместе. Это показывает народную силу и говорит о надежности этих защитников русской земли. а просмотре на каких конях они сидят? что вы скажите о них? А почему, если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?

Физминутка.

Дружно встали - раз,два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже.

Поглядеть из- под ладошек,

И направо, и еще

Буквой Л расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Ребята, что такое БылинаБылины - это древние сказания, которые дошли до наших дней. Поэтому они звучат так необычно для нашего уха, поэтому в них так много слов, которые мы уже не употребляем. слова эти называются устаревшими.

Чтение отрывка из Былины Алеша Попович и Тугарин Змеевич".

Вопросы к тексту:

1. С кем отправился в Киев Алеша Попович(Яким Иванович)

2. На чем отправился в путь Алеша Попович(Поехал на коне)

3. Кто встречал Алешу Поповича в княжеском дворе(Князь Владимир с княгиней)

4. Кто сел за стол рядом с князем и княгиней? (Алеша Попович и Тугарин Змеевич)

5. Какое блюдо Тугарин проглотил первым(Жареную лебедь)

6. С помощью чего Алеша Попович победил Тугарина Змеевича?(Меча)

Игра " ДА - НЕТ"

Наша Родина сильна.

И у всех она одна.

На Руси богатыри есть.

Им всегда хвала и честь.

Илья Муромец герой.

Он был самый молодой.

Соловья он победил.

Из автомата подстрелил.

Алеша Попович тоже герой.

Он сильный, смелый, молодой.

Он в Киеве граде дружинником был.

Карабаса в бою он победил.

На танках боролись богатыри.

Они воевали с мечом и копьем.

Добрыня Никитич был слабым и хилым.

Он змея сумел победить своей силой.

Гордимся мы нашими богатырями.

111. Рефлексия.

Нам пришла пора возвращаться в детский сад, закрываем глазки. ра, два, три. и мы оказались в нашей группе. Снимаем свои шапки невидимки.

Воспитатель: О ком мы сегодня говорили?. Какую былину прочитали? Что нового узнали?

А на память я хочу вручить вам грамоты, выданные школой князя Владимира, чтобы вы были такими же сильными, смелыми, решительными. Чтобы горячо любили и защищали свою Родину, как это делали богатыри.

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие в подготовительной группе. «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

Цель данного конспекта развитие речи детей через разные приемы и способы....

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Чтение сказки «Зимовье зверей»

Цель: Углубление интереса детей к художественной литературе....

Конспект НОД по «Речевому развитию» в подготовительной группе Тема: «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Тема недели: Дружная семья Конспект НОД по «Речевому развитию» в подготовительной группе Тема: «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Цель: формирование умения связано пересказыва...

Конспект занятия по речевому развитию по теме "Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»" (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группеАвтор разработки: Гербова В.В.Название: «Развитие речи»Форма работы: литературная гостинаяТема: Чтение былины «Алеша Попови...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Конспект организованной образовательной деятельности: чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

Цель: познакомить детей с былиной «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»Задачи:Закреплять знания детей о русских богатыряхРазвивать умение оценивать поведение героевВоспитывать уважение к сверс...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально....