Конспект занятия в средней группе "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Серкова Г. В.

 

Цель: формирование эмоционального отношения к сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx44.48 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Шарлыкский детский сад №4»

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тему:

 «Путешествие по сказкам».

                                                             Разработала: воспитатель

                                                первой квалификационной категории

                                                    МАДОУ «Шарлыкский детский сад №4»

        Серкова Г.В

с. Шарлык

2021г

Цель и задачи:

Цель: формирование эмоционального отношения к сказкам.

Образовательные задачи:

  • Учить узнавать русские народные сказки по иллюстрациям, загадкам;
  • Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими;
  • Закреплять умение детей взаимодействовать друг с другом в совместной игре.

Развивающие задачи:

  • Развивать память, внимание, логику;
  • Развивать умения узнавать сказки и их героев;
  • Развивать интерес к художественному слову, развитие речи, воображение, зрительную память, мышление, умение действовать согласованно.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать  чувство ответственности за близких людей, стремление уважать своих родителей и заботиться  о них;
  •  Воспитание доброты, желания оказывать помощь, любви детей к художественной литературе и бережного отношения к книгам;
  • Воспитывать интерес и любовь детей к устному народному творчеству, закрепить умение детей анализировать поступки героев сказок.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок: «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Три медведя», «Кот, лиса и петух», «Репка». Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры – инсценировки по русским народным сказкам. Беседы по прочитанным произведениям.

Словарная работа:  обогащать словарь детей прилагательными: хитрая, умная, коварная, бессердечная, добрый, доверчивый, слабый, беззащитный, робкий, трусливый, пугливый, застенчивый, смелый, храбрый, хороший, красивый.

Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация, книги «Русские народные сказки», звуковое  письмо от сказок,  волшебная палочка, карточки - картинки  с изображением героев сказок, аудиозапись «Звуки леса», «Совы», «Звуки болота»,  физминутка, лесная поляна, деревья, избушка Бабушки – Забавушки и Козы из сказки «Волк и семеро козлят»,  избушка Бабы – Яги, маски козы и козлят, маска Совы, волшебный сундучок, рюкзачок с зайцем, ватман, цветы, цветные карандаши и фломастеры, кочки, мостик.

Методы и приёмы: наглядные, игровые методы, словесные.

Интеграция: речевое развитие,  познавательное развитие, художественное – эстетическое развитие, физическое, социально – коммуникативное развитие.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (Звучит тихая спокойная музыка) ТРЕК 1

Приветствие: «Доброе утро». (Слайд №3)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

Воспитатель: «Ребята,  давайте  поздороваемся с нашими гостями и скажем «Доброе утро».

Дети: «Доброе утро!»

Воспитатель: Я желаю, чтобы у всех нас обязательно утро было не только добрым, но и интересным. (Музыку выключаем) ТРЕК 2

Воспитатель: Нам пришло электронное сообщение. Давайте посмотрим на экран. (Слайд № 4) ТРЕК 3

Звуковое письмо:

        Дорогие ребята, мы попали в беду. Ночью прилетала Баба-Яга и разнесла нас по самым глухим местам: болотам, речкам, чащам и дремучим лесам. Как выбраться из этой беды мы не знаем, что же нам делать? Помогите нам, пожалуйста, снова вернуться к вам. Без вашей помощи не обойтись.

Ваши сказки.

(За театральной ширмой сидит бабушка Забавушка в русско-народном костюме и слышит звуковое письмо).

Бабушка – Забавушка (выходит из - за ширмы): Здравствуйте ребята.  Я Бабушка – Забавушка. (Слайд №5)

Дети: Здравствуйте.

Бабушка – Забавушка: Я случайно услышала письмо, которое вы получили от сказок, и могу вам помочь. Ребята у меня есть помощник волшебная палочка, она вам и дорогу укажет и от беды сбережет. (Слайд №6) (Бабушка отдаёт палочку  воспитателю)  

Воспитатель: Ребята, мы поможем вернуться сказкам домой?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы не боитесь трудностей? (ответы детей).

Дети: Нет.

Воспитатель: А хотите сегодня попасть в сказочное путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие?

Дети: На ковре – самолёте, на воздушном шаре, на машине и т.д.

Воспитатель: Ребята, верно можно отправиться на ковре – самолёте. Ну, где же его взять? Ах, забыла у меня же в руках волшебная палочка, которую дала нам Бабушка – Забавушка.

Воспитатель: Итак,  ребята, мы отправляемся на поиски сказок в волшебный лес.  Закрываем глазки. Я взмахну волшебной палочкой и ковёр – самолёт  появиться у нас. ТРЕК 4

Воспитатель: Ой, смотрите, ковёр у нас оказался в дырках, мы не сможем отправиться на нём  путешествовать. Это мышка прогрызла наш ковёр – самолёт. Смотрите, ребята, вокруг ковра лежат заплатки необычной формы. На что они похожи?

Дети: На геометрические фигуры.

Воспитатель: Возьмите по одной заплатке, чтобы отремонтировать наш ковёр – самолёт. Заплатки, какой формы у вас в руках?

Дети: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Воспитатель: Давайте починим наш ковёр самолёт. Заполните своими фигурами пустые места, чтобы ковёр стал целым, и мы смогли полететь на нём. Молодцы ребята. Ну,  полетели. Садитесь по удобнее, а я  произнесу волшебные слова.

С вами мы уже в полёте.

На ковре, на самолёте.

Он по небу быстро мчится,

что же с нами приключиться?

Сядем мы вот в этом месте –

будет очень интересно!

Воспитатель: Ой, ребята, где мы с вами оказались? (Звучит фонограмма «Звуки леса») ТРЕК 5

Дети: В сказочном лесу.

Воспитатель: Смотрите, впереди - речка!  (Слайд 7) Как же нам ее перейти? Ребята, посмотрите, на берегу реки лежит конверт. Давайте посмотрим, что в нём?  Задание: Чтобы речку перейти  вы должны отгадать названия  сказок.

Игра: «Сказочные загадки»

1.Было яичко у нас, золотое,

А осталось, лукошко пустое

Плачет дед, плачет баба

Но утешает их (Курочка Ряба) (Слайд №8)

2.Жили-были дед, да баба

Васька кот, собака Жучка

И непоседа внучка,

Был у них и огород,

Что там только не растет (Репка) (Слайд №9)

3.Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте, без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя) (Слайд №10)

4.Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Теперь скорей ответь.

Названье этой сказки - (Маша и медведь) (Слайд №11)

5.Носик – круглым пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки

Вы названье этой сказки (Три поросенка). (Слайд №12)

6.Румяный круглый паренёк,

Сбежал из дому на денёк.

С весёлой песенкой бродил

И все напасти обходил

До той поры, пока в лесу

Не встретил хитрую лису. (Колобок) (Слайд №13)

Воспитатель: Молодцы ребята. Все названия сказок отгадали. И вернули одну из пропавших книг. (Сова возвращает нам книгу). ТРЕК 6 Мы продолжаем наше путешествие. Теперь нам предстоит преодолеть болото, чтобы не оказаться в нём, нужно строго наступать по кочкам. ТРЕК 7

Воспитатель: Ой, смотрите, ребята, кто это нас встречает? (Слайд №14)

Дети: Колобок.

Колобок: Здравствуйте, дети! 

Дети: Здравствуй, колобок.

Колобок: Я, колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл!

И от вас убегу!

Воспитатель: Подожди, Колобок, не убегай!  Ребята, Колобок сказал, что убежал от бабушки с дедушкой, от своей семьи. Как вы думаете, правильно ли он поступил?

Ответы детей: Нет, не правильно.

Воспитатель: Колобок, мы с ребятами считаем, что ты не правильно поступил с бабушкой и дедушкой. Давайте объясним Колобку, какие правила поведения он нарушил.

Ответы детей: Нельзя без разрешения уходить из дома; пока ты маленький, лучше гулять с взрослыми;  с непослушными детьми может случиться беда: можно заблудиться, попасть под машину...; необходимо жалеть своих близких, чтобы они не волновались.

Колобок: Ура! Я все понял! В семье все должны заботиться друг о друге! Заговорился я с вами, а мне пора к бабушке и дедушке.  До свидания!

Ответы детей: До свидания, Колобок! Не забывай слушаться бабушку и дедушку!

Воспитатель:  Колобок укатился, но а мы продолжаем путь дальше. (Звучит музыка, дети идут по тропинке и подходят к домику, на котором изображен семейный портрет Козы и козлят). (Слайд №15) ТРЕК 5

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто живет в этом домике?

Ответы детей: Коза и козлята.

Воспитатель: А из какой они сказки?

Ответы детей: «Волк и семеро козлят».

Воспитатель:  Давайте ненадолго превратимся в героев этой сказки! Я буду мама-Коза, а вы будете моими детками-козлятами. Раз, два, три, четыре, пять – превращаемся в козлят! (Воспитатель надевает детям маски, говорит и действует за Козу).

Игра: «Доскажи словечко» Поиграем в игру и вернем ещё одну книгу.

«Жили – были семь ребят. Белых маленьких… (козлят)

Мама их любила, молочком (поила).

Тут зубами щелк да щелк, появился серый… (волк).

Шкуру белую надел, нежным голосом…(запел)

Как коза запел тот зверь: отворите детки (дверь)

Ваша матушка пришла, молочка вам…(принесла)

Воспитатель:  Ах, какие у меня ребятки-козлятки! Все разные, не похожие друг на друга! Ребятушки мои, козлятушки, а вы помните, какая неприятность случилась с вами в сказке?

Ответы детей: Мы не слушали маму, открыли дверь злому волку.

Воспитатель:  Я вас очень люблю, ведь все мамы на земле хотят, чтобы их дети были послушными и ни в коем случае не открывали дверь чужим. А, теперь, пора превратиться в ребят! Раз, два, три, вот опять ребятки мы! (Воспитатель снимает маски с детей). Какие вы у меня молодцы, дали правильный совет Колобку и козлятам. За это вам добрая Сова возвращает ещё одну книгу. ТРЕК 6

Физминутка  (дети встают в круг) (Слайд №16)

На болоте пять подружек.

Пять зелененьких лягушек

Утром рано умывались.

Полотенцам растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Наше  путешествие продолжается. Посмотрите ребята, ещё один конверт. Открываем и читаем задание. Дидактическая игра «Собери свою сказку»

Воспитатель: Посмотрите, перед нами цветочная поляна, через которую нам нужно пройти. Ой! Что это такое! Баба-Яга все иллюстрации из сказок перепутала, помогите сказочным героям найти свою сказку. («Гуси -  лебеди»; «Три медведя»; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; «Теремок») Проверьте друг друга, все ли правильно, ничего не перепутали? (Слайды №17-20)

Воспитатель: Молодцы ребята, сказки вы собрали, помогли сказочным героям. Воспитатель: Куда это мы пришли? Ребята, да нас уже здесь ждут.

(Сидит Баба-Яга и держит в руках сундучок) (Слайд №21)

Баба - Яга: А я вас ребята давно жду, знаю, зачем в гости пожаловали.

Дети: Бабушка Яга, верни нам наши остальные книги сказок.

Баба - Яга: А не всё так просто, скучно мне одной у меня для вас есть ещё задание, вот справитесь верну ваши книги со сказками, всё равно они бесполезные, читать то я не умею… Смотрите какой загадочный сундучок. Вам интересно, что в нем? (Подходят к сундучку и рассматривают его). Давайте откроем сундучок и узнаем, что там есть.

Сюрпризный момент. Появляется волшебный  рюкзачок, в котором находится игрушка зайца.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Рюкзачок.

Воспитатель: Правильно, это волшебный рюкзачок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а на ощупь при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри рюкзака. (Дети на ощупь отгадывают, что лежит в рюкзаке)

Воспитатель: А как вы догадалась, что в мешочке спрятался зайка?  (Слайд 22) (У него короткий хвост, длинные ушки) Правильно, ребята! Это зайка, он прибежал к нам из сказки.

Воспитатель: Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (трусишка, боязливый.)

Воспитатель: А как в сказках называют зайца? (зайчишка, зайка - побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Зайчик  прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца? («Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».)

Воспитатель: Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость  прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

Воспитатель: Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет)

Воспитатель: Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунью, плутовка)                                                                                  

Воспитатель: А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).

Воспитатель: Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медведь струсили и убежали).

Воспитатель: Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).

Баба – Яга: Молодцы, ребята. Я не буду больше вредничать. Вы меня порадовали. Теперь я буду помогать, и дружить со всеми вами. Я возвращаю вам ваши сказки.

Воспитатель: А давайте мы Бабе - Яге подарим волшебные цветы на память, которые нарисуем разноцветными карандашами и фломастерами, и наклеим их  на ватман. (Звучит музыка, дети делают подарок)

Воспитатель: Ребята, вы такие красивые цветы нарисовали. Теперь давайте подарим их Бабе – Яге.

Баба – Яга: Спасибо. До свидания, ребята.

Дети: До свидания Баба – Яга.

Воспитатель:  (Слайд 23)

(Садимся на ковёр – самолёт)

Ну, а нам пора прощаться.

И со сказкой расставаться.

Мы сказку увидели, в сказку играли,

Ну и конечно немного устали.

Закончились наши большие дела,

И нам в детский сад возвращаться пора.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, где мы сегодня побывали?

Что для вас было трудным? А что интересным? Что запомнилось вам больше всего? Кто к нам на помощь приходил?

Дети: Сегодня мы отгадывали загадки, повторяли геометрические фигуры, собирали картинки из сказок,  изображали животных и совершили путешествие по сказкам.

Бабушка - Забавушка: Какие вы молодцы! С такими трудными заданиями справились, помогли вернуться сказкам домой. Ребята, вместе дружно вы живите, книги очень берегите, сказки разные любите! До свидания ребята. (Дети прощаются, бабушка уходит) 

Воспитатель: И никогда не забывайте, что сказки - это наши друзья. Они живут в нашем сердце, в нашей душе, в нашем уме и воображении. Выдумывайте, фантазируйте - и сказка никогда вас не покинет; будет всегда рядом, будет радовать и удивлять вас!

Воспитатель: И снова мы в детском саду. А на память о нашем чудесном путешествии я приготовила вам подарки - картинки любимых сказочных героев. Раскрасьте их и вместе с друзьями придумайте много новых, интересных сказок или историй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе пересказ сказки "Лисичка со скалочкой" с использованием мнемотаблиц.

Данный материл помогает обучить детей пересказу текста с использованием мнемотаблиц.Помогает детям освоить навыки разговорной речи,научить излагать свои мысли простыми и сложными предложениями.Учит де...

Конспект занятия в средней группе "Чтение сказки "Три поросенка"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по сказке "Три поросенка"...

Конспект занятия в средней группе по сказке "Заюшкина избушка"

Конспект занятия в средней группе по сказке "Заюшкина избушка"...

конспект занятия в средней группе драматизация сказки "Колобок".

Занятие по театрализованной деятельности «Драматизация сказки» Колобок» в средней группеЦель:-Расширять у детей представления о русских народных сказках-Устанавливать смысловые ...

Конспект занятия в средней группе, по сказке «Репка», С использованием методики Л. Б. Фесюковой. В основе – интеграция, а также наследие Д. Родари

Развивать творческое воображение. Воспитывать у детей позиции активного читателя, интереса и  уважения  к книге. Развивать  детскую эмоциональность. Активизация речевого и мыслительного...

Конспект занятия в средней группе по сказке А. С. Пушкина «Ветер по морю гуляет»

Занятие в средней группе по сказке А. С. Пушкина «Ветер по морю гуляет»1. Развлечение с использованием игр и упражнений.2. Экологическая игра “Бюро прогноза погоды”.3. Аппликац...