Конспект ОД по развитию речи в старшей группе. Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Анацкая Людмила Олеговна
  • Учить детей рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа по мнемотаблице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_podskazhi_slovechko.docx51.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД

 по развитию речи

в старшей группе.

Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка».

Дидактическое упражнение «Подскажи слово»

 

Задачи:

  • Формировать умение детей подбирать соответственно теме факты из личного опыта.
  • Рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа по мнемотаблице.
  • Упражнять в образовании слов-антонимов.
  • Развивать речь, усидчивость.
  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам, уважение к труду взрослого человека.

Коррекционные задачи:

  • развивать монологическую речь.

Предварительная работа. 

  • Рассказ детей о своих любимых игрушках.

Ход образовательной деятельности.

Психогимнастика  «Подари улыбку»

- Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг и возьмитесь за руки.

Все мы в группе как семья

     Рады все и ты, и я,

           Очень любим вместе быть

          Добрых слов всем говорить.

Рассмотреть с детьми игрушки: рыжий лисенок и черный волчонок.

- Посмотрите, дети, какие симпатичные к нам пришли зверята. Назовите и расскажите, какие они.

- Какой лисенок?

- А какой волчонок?

(Ответы детей с использовании мнемотаблице – расскажи об игрушке).

- Какого цвета лисенок? (лисёнок рыжего цвета)

- А волчонок какой? Хитрый? (волчонок не хитрый; он злой, простоватый)

- Ребята, по цвету зверят легко догадаться, как их зовут.

- Давайте подумаем, как наших друзей зовут? (лисёнок Рыжик, волчонок Черныш)

Важно, чтобы дети отметили, что лисенок рыжий, хитрый, а волчонок черный, простоватый (глупый). Если дети не выделяют этих качеств, то воспитатель задаёт вопросы.

- Как вы думаете, какой лисенок — грустный или веселый, хитрый? (Лисёнок весёлый хитрец)

- Про лисенка можно сказать, что он хитрец, потому что он хитрый.

- А как можно назвать маленького глупого волчка? (Маленького глупого волчонка можно назвать малыш, глупыш.)

(Если дети назовут слово глупец по аналогии с хитрец, следует попросить их сравнить слова глупец и глупыш, объяснить, что глупыш — ласковое слово, а глупец — обидное, хотя они и похожи по смыслу и по звучанию).

- Ребята, вы любите получать в подарок игрушки? (да)

- Кто вам дарит игрушки? (Игрушки нам дарят родители)

- В каком магазине можно, увидеть много игрушек? (Много их увидеть можно в магазине игрушек)

- У вас дома есть любимые игрушки? (да)

- Из каких материалов делают игрушки? (пластмасса, дерево, ткань, металл)

- Какие бывают игрушки? (Игрушки бывают механические, автоматические, заводные, плюшевые)

- Подберите слова, которые помогут вам выразить ваше отношение к игрушке (любимая, красивая, удивительная, чудесная, забавная, прекрасная, симпатичная, интересная, и т. п.).

- Ребята, кто о какой игрушке хочет рассказать. И так рассказать, чтобы, не видя игрушки, мы смогли хорошо ее себе представить.

Педагог вызывает мальчика. Мальчик рассказывает о любимой игрушке машинке.

Выслушав рассказ, воспитатель спрашивает:

- Ребята, есть ли у вас вопросы к рассказчику, не хотите ли вы еще что-нибудь узнать про игрушку?

Педагог сам задает вопрос, чтобы дети постепенно приобщались к форме совместного разговора, например:

- Скажи, пожалуйста, как часто приходится менять батарейку в машине?

- Большая она или маленькая?

- Из какого материала твоя машина?

-Теперь, я предлагаю еще кому-нибудь рассказать о любимой машине при условии, что у него совсем иной автомобиль, чем у предыдущего рассказчика. - Твоя машина из чего сделана? Какого она размера?

Физ.минутка

 Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
 (Одна рука вверх, другая вниз.  Рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.                                   
(Повороты корпуса влево - вправо.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!                          
(Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.             

-Теперь, я хочу попросить девочек рассказать о своей любимой кукле.

- Какая она по размеру, сколько у нее нарядов, есть ли дом у твоей куклы?

- Молодцы, хорошие рассказы у вас получились.

- А теперь я хочу попросить вас, рассказать о мягкой игрушке.

- У кого есть любимая мягкая игрушка?

- Как давно у тебя эта игрушка? Откуда она у тебя?

Педагог выслушивает еще одного-двух рассказчиков.

-Скажите, пожалуйста, как нужно относиться к игрушкам? (бережно, убирать на место, не ломать, чинить).

- Игрушки надо беречь, т.к. для изготовления одной игрушки уходит много времени и сил разных людей, а труд взрослых нужно уважать.

- Чей рассказ вам понравился больше всего?

- Почему? Рассказы остальных ребят мы послушаем на прогулке или вечером.

- Я очень рада, что вы научились описывать свои игрушки.

- Ребята, назовите слова, противоположные по значению тем, которые я сейчас назову: «Темно, сыро, солнечно, веселый, жадный, трусливый, высокий, близко, громкий, толстый…»

- Молодцы, я вижу, что вы поняли, что такое слова – противоположные по значению. И будет очень хорошо, если на прогулке вы вспомните и назовете слова, противоположные по значению.

Итог.

- О чём же мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).

- Правильно, мы  рассказали о своей любимой игрушке.

- Так же, мы узнали, что такое слова - противоположные по значению.

- Как вы думаете, мы справились с рассказами? (ответы детей)

Мнемотаблица «Моя любимая игрушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе рассказывание на тему: «Растения огорода» по ФГОС. Воспитателя Дубововой Олеси Викторовны МБДОУ Слободской детский сад «Пряничный домик»

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе рассказывание на тему: «Растения огорода» по ФГОС.Воспитателя Дубововой Олеси Викторовны МБДОУ Слободской детский сад «Пряничный до...

Конспект НОД по ОО «Развитие речи» в старшей группе. Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка»

Конспект НОД по ОО «Развитие речи» в старшей группе. Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка»...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».

Учить детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Заучивание стихотворения  И. Белоусова «Осень»....