Проект "В стране красивой речи"
проект по развитию речи (старшая группа)

Проект "В стране красивой речи" разработан для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_strane_krasivoy_rechi.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

Проект для детей старшего дошкольного возраста

«В стране красивой речи»

                                                                                                                        Выполнила:

Зимирева И.В.

 

 

Краткая информация о проекте

Вид проекта: долгосрочный

Срок реализации проекта: 1 год

Возраст детей: 5-6 лет

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, родители(законные представители)

Пояснительная записка: 

Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно в дошкольном детстве ребенок особенно чувствителен к усвоению речи.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.

Именно поэтому актуальность выбранной темы неоспорима.

Настоящий проект организован в группе, 10 из 30 детей которых имеют речевые нарушения. Для реализации проекта было принято решение привлечь и других специалистов ДОУ: логопеда и музыкального руководителя.

Цель: развитие речевых навыков детей в ходе совместной деятельности воспитателя, логопеда и музыкального руководителя.

Задачи:

Образовательные:

  • учить согласовывать прилагательные с существительными;
  • учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов;
  • учить составлять описательные загадки;
  • закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам;
  • упражнять в употреблении нужного слова в определенном падеже;
  • учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;
  • вырабатывать чёткое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом;
  • формировать нормальный темп речи;
  • формировать правильное произношение слов в соответствии с нормами орфоэпии русского литературного языка.

Развивающие:

  • развивать артикуляционный аппарат.
  • способствовать развитию правильного речевого дыхания.
  • способствовать развитию силы голоса;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать мимическую мускулатуру;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • воспитывать положительную самооценку и эмоциональную устойчивость;
  • воспитывать желание говорить красиво и правильно.

Предполагаемый результат работы над темой:

- у детей улучшится произношение гласных и согласных звуков;

- дети научаться различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

- дети научаться подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;

- дети научаться определять на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса;

- дети научаться говорить в нормальном темпе, не замедляясь и не торопясь;

- дети научаться согласовывать прилагательные с существительными;

- дети научаться образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов;

- дети научаться составлять описательные загадки;

- дети научаться пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам;

- дети научаться употреблять нужные слова в определенном падеже.

План реализации проекта:

Этапы

Мероприятия

Сроки

1 Подготовительный:

1. Изучение методической литературы и опыта коллег по теме проекта, работа с интернет – источниками.

2. Обогащение предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с темой проекта:

- оформление картотек: артикуляционной гимнастики, игр по развитию речевого дыхания, игр по развитию звуковой культуры речи, игр на развитие словарного запаса, игр на развитие связной речи, чистоговорок и скороговорок ;

- изготовление игр для развития речевого дыхания: «Футбол», «Прожорливое яблоко», «Есть у нас огород»;

- изготовление дыхательных тренажеров: «Пчелка Майя», «Лягушонок Кваки»;

- оформление речевого центра «В мире красивой речи».

сентябрь

2 Основной.

Работа с воспитанниками:

Массаж лица и губ

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки на звуки: а, о, и

Игры на развитие словаря: «Какой?  Какая? Какое?», «Назови ласково»

Игры на развитие ЗКР: «Замени звук», «Какого звука не хватает?»

Игры на развитие связной речи: «Найди картинке место», «Хорошо - плохо», «Где начало рассказа?»

Игры на развитие речевого дыхания: «Отгадай, что за фрукт», «Отгадай, что за овощ»

Логоритмические упражнения: «Осень», «Осенью», «Помидор», «Капустка», «Репка», «Ягоды»

Взаимодействие с музыкальным руководителем:

Сентябрь

Самомассаж губ и языка

Артикуляционная гимнстика

Чистоговорки на звуки: м, мь, д

Игры на развитие словаря: «Узнай по описанию»

Игры на развитие ЗКР: «Измени слово», «Третий лишний»

Игры на развитие связной речи: «Какая картинка не нужна?», «Составь два рассказа», «Что изменилось?»

Игры на развитие речевого дыхания: «Приятный запах», «Разноцветные листочки»

Логоритмические упражнения: «Яблоки», «Компот», «Сливы», «Сад-огород»

Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Запретное движение»

Октябрь

Самомассаж губ и языка

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки на звуки: в, вь, н, нь, к, кь

Игры на развитие словаря: «Съедобные – ядовитые», «Улетели птицы»

Игры на развитие ЗКР: «Чудесный художник», «Кто больше?»

Игры на развитие связной речи: «Почемучкины вопросы», «Потому что…», «Распространи предложение»

Игры на развитие речевого дыхания: «Фокус», «Подуем в трубочку»

Логоритмические упражнения: «Птичий двор», «Индюк», «Это я», «Тарелка», «Помощник»

Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Кривое зеркало»

Ноябрь

Массаж лица и губ

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки на звуки: х, хь, с, сь, з, зь

Игры на развитие словаря: «Кто где живет?», «Закончи предложение»

Игры на развитие ЗКР: «Услышишь — хлопни», «Нужное слово»

Игры на развитие связной речи: «Если бы...», «Составь рассказ», «Пойми меня»

Игры на развитие речевого дыхания: «Лестница», «Фокус с предметами»

Логоритмические упражнения: «Здравствуй, зимушка-зима!», «Варим суп», «Здравствуйте!», «Каша», «Я перчатку надеваю», «Платье»

Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Барабанщики»

Декабрь

Самомассаж губ и языка

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки на звуки:  ж, ч, г, гь

Игры на развитие словаря: «Кто что делает», «Мой. Моя. Мое. Мои»

Игры на развитие ЗКР: «Назови картинку и найди первый звук», «Ловушка»

Игры на развитие связной речи: «Нарисуй сказку», «Пословицы, поговорки», «А я бы…»

Игры на развитие речевого дыхания: «Кто дольше?», «Загадай желание»

Логоритмические упражнения: «Новые кроссовки», «Тапки», «Синичка»

Упражнение с пробками

Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Инопланетянин У»

Январь

Массаж лица и губ

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки на звуки: й, п, пь,

Игры на развитие словаря: «Какое блюдо?», «Назови одним словом»

Игры на развитие ЗКР: «Цепочка слов», «Эхо»

Игры на развитие связной речи: «Закончи сам», «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)», «Продавец и покупатель»

Игры на развитие речевого дыхания: «Вьюга воет»,

«Лети, самолетик!»

Логоритмические упражнения: «Снегири», «Снежинки», «Гости», «Повстречались», «Кот на печку пошёл»

Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Передай ритм», «Музыкальные стульчики»

Февраль

Самомассаж губ и языка

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки на звуки: л, ль, р, рь

Игры на развитие словаря: «Зоопарк», «Найди рифму»

Игры на развитие ЗКР: «Загадки «поющих» звуков, «Какой звук чаще звучит?»

Игры на развитие связной речи: «Опиши-угадай», «Опиши игрушку», «Черный ящик»

Игры на развитие речевого дыхания: «Фокус», «Подуем в трубочку»

Логоритмические упражнения: «Зайка», «Есть у каждого свой дом», «Белочка», «Хобот слоненка», «Мы идем та-та-та…»

Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Хитрая шляпа»

Март

Массаж лица и губ

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки на звуки: ш, щ, ц

Игры на развитие словаря: «Спортсмены», «Чем (кем) был раньше?

Игры на развитие ЗКР: «Громко-шепотом», «Лодочка и пароход»

Игры на развитие связной речи: «Отгадай-ка», «Как ты узнал?», «Верно ли это?»

Игры на развитие речевого дыхания: «Лети, одуванчик!», «Надувайся, шар!»

Логоритмические упражнения: «Едет поезд», «Пароходик», «Грузовик», «Молоточки», «Новый дом»

Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Говорящий коврик», «Волшебный сундучок»

Апрель

Самомассаж губ и языка

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки на звуки: т, ть, б

Игры на развитие словаря: «Мой. Моя. Мое. Мои»

«Найди рифму»

Игры на развитие ЗКР: «Третий лишний», «Эхо»

Игры на развитие связной речи: «Чего на свете не бывает», «Объясни, что такое»

Игры на развитие речевого дыхания: «Вертушка»

«Птички (бабочки)»

Логоритмические упражнения: «Мебель», «Много мебели в квартире», «Радуются взрослые и дети», «Что делать после дождика?»

Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Конкурс певцов», «Придумай песенку»

Май

Работа с родителями:

Помощь в изготовлении пособий для развития речевого дыхания.

Анкета «Развитие речи детей моего ребенка»

Консультация «Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях»

Консультация «Чистоговорки — что это и для чего они нужны»

Консультация «Речь как средство общения»

Семинар-практикум для родителей

«Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

В течение срока реализации проекта

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

Заключительный этап.

Продукт: Квест - игра «В мире звуков».

Отчёт по теме проекта на итоговом педсовете.

Список использованной литературы

  1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2001г.
  2. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет. – М.: Изд-во «Ювента», 2012.
  3. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод.пособие по развитию речи детей 3–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  4. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.– СПб.: ИД “Литера”, 2013.
  5. Светлова И.Е. Звук / Ил.А.Проскурякова. – М.: Изд-во Эксмо, 2015.
  6. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 2004г.
  7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
  8. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
  9. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство», 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КЛАСИФИЦИРОВАТЬ ,ОБОБЩАТЬРАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС...

Рабочая программа кружка по развитию речи "В стране красивой речи" для детей 5-6 лет

Содержание данной программы направлено на проведение специально организованных занятий с акцентом на формирование фонематического восприятия, развитие словаря и словообразования, грамматического строя...