Конспект занятия в старшей группе "Федорино горе"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Юлия Викторовна Зверева

Конспект занятия по развитию речи "Федорино горе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Федорино горе, посуда».

Цель: Уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана.

Задачи:

-Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда.

-Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, супница, тарелка, ложка, вилка, маслёнка, солонка, хлебница; готовить, варить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть; столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический, стеклянный, серебряный, пластмассовая, деревянная, глиняная, алюминиевая…)

-Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных и согласование с существительными в роде, числе; употребление существительных в косвенных падежах; образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами; образование множественного числа существительных).

- Развитие связной речи, зрительного и вербального восприятия, внимания, мелкой моторики, координации речи с движением, тактильных ощущений.

-Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: Магнитная доска, предметы посуды, плоскостные изображения посуды и витрины, цветные карандаши, картинки для раскрашивания с предметами посуды.

Предварительная работа: Чтение К. Чуковского «Федорино горе», разучивание упражнения «Точим нож»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент:

Отгадывание загадок. (Развитие речевого слуха, мышления. Создание эмоционально положительного фона).

-Ребята, к нам в гости пришла Федора и просит нас о помощи. Она не может отгадать загадки. Поможем? (Дети отгадывают загадки. Выставляется предмет посуды – отгадка. Воспитатель обращает внимание детей на части посуды)

1.Я пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

(Чайник)

2.Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

(Ложка)

3.Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

4.Среди ложек я полковник.

И зовут меня…

(Половник)

5.И оладьи, и омлет,

И картошку на обед,

А блины – вот это да!

Жарит всё ...

(сковорода)

6.У кого ответа нет -

В чем сварить себе обед?

На плите стоит чистюля.

Суп сварить - нужна ...

(кастрюля)

7.Она всем очень нравится,

На блюдечке красавица,

С одной рукой милашка,

Голубенькая ...

(чашка)

-Молодцы, ребята все загадки отгадали.

- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Посуда).

Беседа по теме. (Развитие связной речи, мышления).

Давайте поможем Федоре разобраться.

- Для чего нужна посуда?

-Какая посуда нужна для обеда?

-Из какой посуды пьют?

-В какой посуде варят, жарят, кипятят воду?

-С помощью какой посуды наливают суп, перемешивают еду во время её приготовления?

- Как называется маленькая тарелка-…(блюдце), большая тарелка - …(блюдо)?

3. «В магазине» (Уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда»).

Воспитатель помещает на наборное полотно плоскостное изображение витрины. На верхней полке витрины –плоскостные изображения чайной посуды, на средней – столовой, на нижней- кухонной.

- Мы с вами пришли в магазин, в отдел, где продаётся посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке. (Ребёнок: Чайник, чашка, блюдце, сахарница)

- Верно. Эта посуда нужна, чтобы пить чай. Её называют чайная посуда. Повторите это название.

- Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке. (ребёнок: тарелки, супница, хлебница, солонка)

- Правильно. Этой посудой пользуются во время обеда. Её называют столовой посудой. Повторите.

- Назовите посуду на нижней полке. (ребёнок: кастрюля, сковорода, половник, дуршлаг).

- Верно. Эта посуда нужна на кухне для приготовления пищи. Её называют кухонная посуда. Повторите.

- Кто ещё раз повторит, какая посуда стоит на верхней полке, на второй полке, на нижней полке?

- А теперь давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда.

4.«Какая посуда?» (Демонстрируются предметы посуды, изготовленные из разных материалов. Каждый ребёнок имеет доступ и возможность определить материал на ощупь. Образование и согласование с сущ. относительных прилагательных.)

- Стакан сделан из стекла. Стакан какой? (стеклянный),

- кастрюля сделана из металла. Кастрюля какая? (металлическая)

 -ваза сделана из хрусталя. Ваза какая? (хрустальная)

-ложки сделаны из алюминия. Ложки какие?(алюминиевые)

-чайник сделан из железа. Чайник какой? (железный)

-блюдо сделано из глины. Блюдо какое? (глиняное)

-блюдца сделаны из фарфора. Блюдца какие? (фарфоровые)

-тарелка сделана из керамики. Тарелка какая? (керамическая)

- сковорода сделана из чугуна. Сковорода какая? (чугунная).

-миска сделана из пластмассы. Миска какая?(пластмассовая)

- вилки сделаны из серебра. Вилки какие? (серебряные).

- кувшин сделан из дерева. Кувшин какой? (деревянный).

-Ребята, Федора предлагает нам поиграть.

5. Игра «Что изменилось?» (Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи (использование имён существительных в косвенных падежах)).

Воспитатель готовит второй комплект плоскостных изображений посуды.

- Посмотрите на витрину и запомните, что стоит на верхней полке, а потом закройте глаза. (Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает один предмет, например, чайник)

- Чего не стало? (Не стало чайника)

- Верно. Я ставлю чайник на место.

- Закрываем глаза. (дети закрывают глаза, а воспитатель заменяет красную чашку на синюю).

- Что изменилось? (Вместо красной чашки вы поставили синюю).

(Упражнение повторяется 3-4 раза. Воспитатель меняет местами, убирает или добавляет посуду, а дети отвечают на его вопросы).

6.Физкультминутка.

-Для чего точат ножи? (Чтобы были острыми)

-Давайте поиграем в точильщиков.

- Что делают точильщики с ножами? (Точат).

Точим нож! Точим нож! (дети повторяют за воспитателем слова

Будет очень он хорош. и имитируют движения точильщика.)

Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы, (выполняют режущие движения руками)

Помидоры, огурцы…

Угощайтесь, молодцы! (разводят руки в стороны в приглашающем

жесте)

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять, (дети сопровождают слова стихотворения

Пальцы сжать, потом разжать. соответствующими движениями)

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

7.«Скажи ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

- Нож (ножичек), ложка (ложечка),вилка, половник, тарелка, чашка, стакан, чайник, кастрюля, сковорода, графин, кувшин, миска, горшок.

8. «Один – много»(с теми же словами. Образование множественного числа существительных)

- Нож- это один, а если их много, то это-…(ножи) и т.д.

9.Работа со стихотворением К.Чуковского «Федорино горе» (фрагмент. Развитие вербального восприятия)

Детям предлагается прослушать стихотворение и запомнить упомянутую в нем посуду.(Читает Федора – воспитатель измененным голосом)

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

И помчались по улице ножи:

«Эй, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…

А за ними блюдца-блюдца-

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся-

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

И бежит, бренчит, стучит сковорода:

«Вы куда?куда?куда?куда?»

А за нею вилки,

Рюмки, да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по дорожке.

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

Мимо курица бежала

И посуду увидала:

«Куд-уда! Куд-куда!

Вы откуда и куда?!»

И ответила посуда:

«Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!»

-Почему от Федоры сбежала посуда?

-Вы запомнили, какая посуда сбежала? Тогда назовите её.

-Как надо обращаться с посудой, чтобы она не сбежала, как от Федоры?

10.Окончание занятия.(оценка работы детей)

Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались, в какие игры играли, а затем оценивает работу каждого ребёнка.

В конце занятия можно предложить детям раскрасить посуду и подарить Федоре.

В зависимости от последующей продуктивной деятельности детей рисуем или выполняем аппликацию или лепим из пластилина посуду.

(Вопросы и задания подбираются с учётом индивидуальных особенностей детей и степени сложности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ ГОРЫ?"

В начале загадки дети рассматривают глобус и находят горы. Показывают их и называют. Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина "Кавказ". Дети рассказывают, какими увидел горы поэт. Затем воспитател...

Конспект занятия по рисованию "По горам, по долам..."

Задачи:Обучающие: Учить передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) св...

Конспект занятия в старшей группе по математике на тему: «Хозяйка Медной горы» МДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко» Города Алушта Автор занятия: Евфимова Виктория Васильевна 1-ая квалификационная категория 2017 г.

Задачи .   Образовательные. Закрепить  виды счета, считать четными, нечетными, тройками, десятками.Ориентироваться в пространстве  и на математических ковриках, закрепить знан...

Конспект НОД в старшей группе "Гори гори ясно"

Изучение на практике свойств огня. заучивание стихотворения с использованием мнемотехники...

конспект занятия для старшего возраста" По горам,по долам ходит шуба и кафтан."

В ходе занятия дети знакомятся с животными,обитающими в Чувашии,о пользе шерсти для изготовлении одежды для людей.Учатся бережно относиться к вещам,как результату труда людей.Проводят эксперимент по о...

Конспект занятия для старших дошкольников по рисованию (графические навыки) «Волшебная гора».

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста графических и художественных навыков, эстетических чувств, творческих способностей детей, образных представлений и формирование чувства г...

Конспект занятия «Путешествие в Уральские горы» для детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с географическими особенностями гор Урала...