Картотека игр и упражнений для развития связной речи детей раннего возраста.
картотека по развитию речи (младшая группа)

Ивлева Наталия Викторовна

Специальные игры и упражнения для развития связной речи детей раннего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx51.62 КБ

Предварительный просмотр:

4. Специальные игры и упражнения для развития связной речи детей раннего возраста.

Игры с картинками.

        

1. «Зайчик и белочка».

Цель: формирование наглядно-образного мышления у ребенка, развитие мыслительных операций, как классификация, обобщение, развитие способности узнавать предметы по их изображению, удерживать в памяти наглядные образы

Оборудование: вырезанные из бумаги морковки и орехи (по 5-6 штук) и две игрушки - зайчик и белочка

        Вы показываете ребёнку игрушки, сажаете их в разных частях комнаты и объясняете (или напоминаете), что зайчики любят морковку, а белки - орешки.

        После этого даёте ему заранее заготовленные "продукты" и просите зайчику отнести все морковки, а белочке - орешки. Когда малыш справится с заданием, поблагодарите его от имени игрушечных персонажей.

        Аналогичную игру можно провести с другими персонажами - ежиком, мишкой, собачкой и др. Игрушки могут быть заменены их изображениями, т.е. картинками различных животных. Здесь неважно, какое именно животное и что именно оно любит, а важно, чтобы ребёнок учился удерживать и выполнять инструкции взрослого и осуществлять элементарную классификацию предметов.

2. «Найди нужный предмет».

Цель: формирование наглядно-образного мышления у ребенка, развитие мыслительных операций, как классификация, обобщение, развитие способности узнавать предметы по их изображению

Оборудование: 3-5 картинок, на которых чётко и ясно изображены знакомые малышу вещи и соответствующие этим изображениям предметы или игрушки

Подберите несколько (3-5) картинок, на которых чётко и ясно изображены знакомые малышу вещи и соответствующие этим изображениям предметы или игрушки. Например, чашка, собачка, кукла, шапочка, варежка и пр. Положите картинки перед ребёнком и скажите: «Смотри, вот у нас картинки, а вот настоящие вещи. Давай положим на каждую картинку то, что на ней нарисовано. Как ты думаешь, что нужно положить на эту картинку? Что на ней нарисовано? Собачка? Правильно. Куда ее поставим? …А на какую картинку мы поставим вот эту чашечку?» В случае необходимости помогите малышу правильно расположить предметы. Когда все предметы будут правильно разложены «по местам», похвалите малыша, а затем предложите малышу повторить игру с другим набором предметов и картинок.

3. «Детское лото».

Цель: формирование наглядно-образного мышления у ребенка, развитие мыслительных операций, как классификация, обобщение, развитие способности узнавать предметы по их изображению, удерживать в памяти наглядные образы, сравнивать изображения по различным признакам

Оборудование: детское лото

Аналогичным образом организуются игры в лото. В них ребенок оперирует не реальными предметами, а только их изображениями на картинках. Для игры с самыми маленькими детьми возьмите одну большую карту с изображением нескольких знакомых предметов (посуда, одежда или игрушки) и заранее подберите соответствующие картинки. Предлагайте малышу картинки по очереди и говорите: «Что здесь нарисовано? Правильно, грибок. Поищи, где здесь нарисован грибок. Правильно, положи карточку на эту картинку». Затем берете следующую картинку и спрашиваете: «А куда положим эту картинку?» Постепенно число больших карт и соответствующих картинок можно увеличивать. Освоив эту игру, малыш сможет играть самостоятельно.

4. «Найди половинку».

Цель: формирование наглядно-образного мышления у ребенка, развитие способности оперировать представлениями о целостном образе объекта и его частях

 Оборудование: два набора предметных картинок

В этой игре развивается способность ребенка оперировать представлениями о целостном образе объекта и его частях. Подберите два набора предметных картинок (для детей постарше можно использовать сюжетные картинки, красочные открытки), один из которых предварительно нужно разрезать пополам. Положите перед малышом ту целую открытку, половинку к которой он должен найти. Спросите, что на ней нарисовано. Затем покажите ему половинку этой открытки и попросите найти подходящую к ней из 3-4 половинок от других открыток. Если ребенок затрудняется, помогите ему, например, вместе прикладывайте эту половинку к другим и таким образом найдите понятное, законченное изображение.

В дальнейшем эту игру можно усложнять. Предложите ребёнку выбирать нужную половинку картинки не из 3-4, а из 6-8 разных половинок. Ещё более сложной будет задача, если картинки разрезать на 3 или на 4 части. Степень сложности задания взрослые должны подбирать сами, исходя из возможностей малыша.

5. «Угадай, что на картинке».

Цель: формирование наглядно-образного мышления у ребенка, развитие способности узнавать предметы по их изображению, удерживать в памяти наглядные образы, восстанавливать образ целого по его частям

Оборудование: картинки со знакомыми детям изображениями

        

Для этой игры также потребуются разрезанные картинки, на которых должно быть изображено, что-либо хорошо знакомое ребёнку (например, стол, яблоко, лицо человека или знакомое животное и пр.) Вы показываете ребёнку половину изображения и просите угадать, что здесь нарисовано. Картинку не обязательно разрезать, можно просто закрыть часть рисунка белой бумагой, а потом открыть ее и вместе удивиться, как это малыш смог отгадать.

        В более сложном варианте этой игры можно показывать не половину, а третью или четвёртую часть картинки.

6. «Разложи картинки по порядку».

Цель: формирование наглядно-образного мышления у ребенка, развитие мыслительных операций, как классификация, обобщение, развитие способности узнавать предметы по их изображению, удерживать в памяти наглядные образы, восстанавливать образ целого по его частям, сравнивать изображения по различным признакам

Оборудование: наборы сюжетных картинок, отражающих последовательность каких-либо действий

        

                        Для этой игры потребуются наборы сюжетных картинок, отражающих последовательность каких-либо действий. Например, сюжет, отражающий знакомые малышу режимные моменты: девочка спит в кроватке, девочка одевается, умывается, кушает, сидя за столом и т.п. Положите 3-4 картинки перед ребенком, спросите, что нарисовано на каждой из них. Затем возьмите картинку, на которой изображена спящая девочка. Скажите: «Вот девочка спит. А что она будет делать, когда проснется? Правильно, умываться. Где у нас девочка умывается? Давай положим эту картинку после этой (со спящей девочкой). А дальше что девочка будет делать?» Таким образом, составьте вместе с ребенком последовательный ряд картинок. Со временем он сам научится раскладывать картинки в соответствии с развертыванием сюжета.

        Если ребенок захочет сам придумать сюжет с предложенными картинками, поддержите его инициативу, похвалите.

        Аналогичным образом можно использовать картинки по известным детям сюжетам сказок.

7. «Сравни картинки».

Цель: формирование наглядно-образного мышления у ребенка, развитие мыслительных операций, как классификация, обобщение, сравнивать изображения по различным признакам

Оборудование: картинки, на которых изображены предметы, различающиеся по определенным признакам

        

                Для этой игры необходимы картинки, на которых изображены предметы, различающиеся по определенным признакам. Например, большой и маленький грибочки, короткий и длинный карандаши, один и много зайчиков, твердый камень и мягкая подушка, белый и черный котята.

        Рассматривая с детьми картинки, воспитатель обращает их внимание на сходство и различие предметов (по длине, ширине, высоте, цвету и пр.) и помогает подобрать нужные слова для обозначения сравниваемых признаков.  

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

1. «Вагончики поехали, поехали тук-тук-тук»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

        Воспитатель садится вместе с детьми за столик и предлагает им поиграть в поезд. Он ставит на стол сжатые в кулак кисти рук и говорит: «Сначала послушайте, как идет поезд».

         Затем взрослый начинает медленно постукивать кулаками по столу, сопровождая каждый удар словом «тук». Скажите малышам: «Вы тоже сожмите кулачки и стучите так же, как я». Дети начинают стучать кулачками вместе с взрослым, который приговаривает: «Вагончики поехали, поехали, поехали…тук-тук-тук». Постепенно ускоряйте темп игры, побуждая детей делать то же самое.

2. «Гуси»

Цель: подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре.

        Скажите детям, что к ним в гости придут гуси: мама-гусыня и ее детки-гусята. Затем изобразите рукой маму-гусыню. Сожмите четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, слегка загибая их вниз, а большой прижимает к ним снизу. Получится щепотка, опущенная вниз. Скажите: «Это у нас мама-гусыня, а вы будете гусятами». Помогите детям сложить пальчики таким же образом.         

        Поясните: «Дети гуляли с мамой и разбежались. Она их зовет, а детки откликаются». Опустите сложенную кисть вниз и говорите: «Где мои гусята? Гуси, гуси! Отвечайте: га-га-га». Дети отвечают «Га-га-га» и так же, как взрослый, резко опускают кисти рук вниз. «Есть хотите?» – продолжает взрослый. «Да-да-да!» – отвечают дети, и снова резко опускают кисти рук вниз.

        Игру можно усложнить. Каждый ребенок может выводить на прогулку двух гусят, т.е. делать фигурки гусят из двух рук.

3. «Кулачки-ладошки»

Цель: развитие мелкой моторики.

        В этой игре воспитатель показывает детям разные движения рук, сопровождая их речью, а малыши повторяют за ним движения и, по возможности, слова.

1) «Есть у любого два кулачка». Руки сжимаются в кулачки, сгибаются в локтях и поднимаются вверх. Кулачки расположены друг против друга.

2) «Хлопнул один по -другому слегка». Один кулачок сверху слегка ударяет по -другому. Потом они меняются местами.

3) «Ну а ладошки не отстают». Руки разжимаются, пальцы раздвигаются, ладони располагаются друг против друга.

4) «Следом за ним весело бьют». Основания ладоней прижаты друг к другу, а сами ладони разводятся и сводятся (хлопают) таким образом, что все пальцы соприкасаются друг с другом.

5) «Кулачки быстрее бьют, до чего стараются». Кулачки действуют, как во 2-ой позиции», но движения несколько ускоряются.

6) «И ладошки тут как тут, так и рассыпаются». Действия ладошек, как в позиции 4, но движения также ускоряются.

7) «Кулачки давай сердиться, громко хлопать стали» (темп ускоряется).

8) «А ладошки-баловницы тоже не отстали» (темп ускоряется).

4. «Как живешь?»

Цель: развивать у детей движения кистей и пальцев рук, сопровождающиеся несложной ритмической речью.

        В этой игре воспитатель задает вопросы и жестами изображает ответы, сопровождая их словами «Вот так!». Дети повторяют за ним движения и слова.

1) «Как живешь? - Вот так! » Рука сжата в кулак, большой палец поднят вверх.

2) «А плывешь? - Вот так!» Руки вытянуты вперед, пальцы прижаты друг к другу, кисти совершают круговые движения.

3) «Машешь вслед? – Вот так!» Совершаются махательные движения кистью руки.

4) «Ждешь обед? – Вот так!» Рука, сжатая в кулачок, подпирает подбородок.

5) «А шалишь? – Вот так!» Надуваются щеки и в них ударяют ладошки.

5. «Две сороконожки»

Цель: развивать у детей движения кистей и пальцев рук, сопровождающиеся несложной ритмической речью.

        Воспитатель показывает детям движения пальцев рук, сопровождая показ речью. Дети воспроизводят движения. Кисти рук в вертикальном положении, ладони обращены друг к другу.

1) «Две сороконожки бежали по дорожке». Пальцы рук, обращенных ладонями друг к другу, беспорядочно и энергично двигаются.

2) «Бежали, бежали, друг друга повстречали, удивились, остановились». Движения пальцев прекращаются, неподвижные ладошки «смотрят» друг на друга.

3) «И друг друга обнимали. И так…». Пальцы последовательно «крючками» зацепляются друг за друга, отдельно мизинцы, потом указательные и т.д.

4) «И потом - вот так…». Одна ладонь накладывается на другую. Пальцы одной руки прижимаются к внешней стороне кисти другой руки.

5) «И потом – вот так…обнимали». Пальцы рук сцепливаются путем помещения пальцев одной руки между пальцами другой.

6. «Пальчики здороваются»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

        Воспитатель предлагает детям поиграть в братьев-пальчиков. Он говорит: «Жили-были пальчики-братья. Вот они» - показывает ладони с раздвинутыми пальцами. «Каждое утро они здоровались. Вот так» - поочередно прикасается к большому пальцу четырьмя другими сначала на одной руке, а потом на другой, говоря «здравствуй». «И так» - приближает ладони друг к другу и подушечками пальцев одной руки по очереди касается пальцев другой руки.

        Эти движения можно варьировать:

- прикасаться по очереди разными пальцами правой руки к одному пальцу левой (и наоборот),

- одним пальцем левой руки к каждому пальцу правой (и наоборот), одновременно соприкасаться всеми пальцами,

- соприкасаться парами (большой с большим, указательный с указательным и т.д.).

- «здороваться», произвольно прикасаясь разными пальцами одной руки к любым пальцем другой.

        Малыши повторяют движения воспитателя и «здороваются» пальчиками.

7. «Соревнование жучков»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

        Предварительно понаблюдайте вместе с детьми на прогулке за жучками, рассмотрите разных жучков на картинках в книжках. Обратите внимание малышей на то, что жучки ползают по земле, деревьям, скамейкам, одни быстрее, другие медленнее.

        Предложите детям: «Давайте поиграем в жучков. Вот это мой жук. Смотрите, как он умеет бегать». Округлите кисть, опираясь кончиками пальцев на стол или на пол. Перебирая пальцами, изобразите, как ползает жук (сначала медленно, потом быстро). Затем предложите малышам изобразить своих жучков, помогите им. Пусть жучки побегают тоже. Сначала они делают это одной рукой, потом другой, затем – обеими руками.

        После этого скажите: «Давайте устроим соревнования жучков, посмотрим, какой жучок бегает быстрее». Посадите двух-трех малышей за столик, поставьте в центре стола пирамидку (как будто это дерево) и предложите «жучкам» добежать до дерева. Кто первый добежал – тот победил.

        В следующий раз можно поиграть не в жучков, а в лошадок. Чтобы жучки «превратились» в лошадок, нужно не перебирать пальчиками, а «прыгать» ими одновременно, постукивая по столу и цокая языком.

8. «Вышли пальчики гулять»

Цель: развивать у детей движения кистей и пальцев рук, сопровождающиеся несложной ритмической речью.

        Воспитатель показывает детям движения пальцев рук, сопровождая речью. Дети повторяют за взрослым движения.

1) «Вышли пальчики гулять» – говорит взрослый. Указательный и средний пальцы ставятся на стол. Затем попеременно каждый из них выдвигается вперед, пальцы «шагают».

2) «Стали весело плясать и играть». Руки согнуты в локтях, кисти подняты вверх, ладони обращены друг к другу, все пальцы беспорядочно двигаются.

3) «Собачку увидали, она громко лает, пальчики пугает. Пальчики сбежались, в кулачки все сжались». Руки сжимаются в кулачки.

4) «Кулачки стучали, собачку испугали». Кулачки стучат по столу.

5) «Собачка испугалась и убежала. Ну а пальчики опять стали дружно танцевать». Кисти двух рук снова в положении «2», пальцы совершают беспорядочные движения.

6) «Поплясали, поплясали, ох, как быстро мы устали». Кисти рук свободно свешиваются вниз.

                                                             ИГРЫ-ЗАБАВЫ.

1. «Ладушки»

Цель: выработка у детей умения слушать речь взрослого с опорой на действия и движения, повторять за ним слова и фразы.

        Посадив ребенка на колени, воспитатель берет в свои руки ручки ребенка, и, хлопая ими, приговаривает:

Ладушки, ладушки,

Где были? – У бабушки.

-Что ели? – Кашку.

-Что пили? – Бражку.

Попили, поели,

Домой полетели.

 На головку сели.

        Сначала воспитатель сам напевает стишок, и действует ручками ребенка, позже побуждает его действия вопросами: «как ладушки полетели?… Как они сели?…». Если ребенок уже знает стишок и способен повторять за взрослым некоторые слова, воспитатель делает паузы во время чтения, давая ему возможность продолжить стишок самостоятельно.

2. «Сорока»

Цель: выработка у детей умения слушать речь взрослого с опорой на действия и движения, повторять за ним слова и фразы.

        Воспитатель берет ручку малыша в свою руку и указательным пальцем делает круговые движения по его ладошке - «варит кашку»-, выразительно приговаривая:

При словах «шуг-шуг» ручки малыша поднимают вверх и кладут на головку. Взрослый говорит нараспев:

Сорока, сорока,

Где была? – Далеко!

Кашку варила,

Деток кормила.

Затем, начиная с большого пальца, загибает каждый пальчик детской ручки, оставляя не согнутым только мизинец – он изображает мальчика, который не помогал, не работал и остался без кашки.

Этому дала,

Этому дала

Этому дала

Этому дала

А этому – не дала.           

Он в лес не ходил,  (покачивает мизинчик ребенка)

Дров не рубил,

Печь не топил,

Воду не носил,

Кашу не варил.

Не дадим ему кашки!

        После того как ребенок познакомится с этой игрой, можно постепенно передавать ему инициативу. Например, предложить малышу самому водить пальчиком по своей ладошке или по ладони взрослого, самому загибать свои пальчики или пальцы взрослого. Необходимо также побуждать ребенка повторять отдельные слова и строчки потешки.

3. «Коза рогатая»

Цель: выработка у детей умения слушать речь взрослого с опорой на действия и движения, повторять за ним слова и фразы.

        Воспитатель двумя пальцами, словно рогами, шутливо пугает ребенка, приближая «козу» к его груди или животику. При этом он выразительно читает стишок:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп!

Кто кашку не ест,

Молочко не пьет,

Забодает, забодает, забодает!

С последними словами взрослый щекочет ребенка, весело смеется вместе с ним.

                                            4. «Кулачки»

Цель: выработка у детей умения слушать речь взрослого с опорой на действия и движения, повторять за ним слова и фразы.

        Взяв кулачки ребенка в руки, взрослый выстукивает ими по крышке стола в такт стишков:

Ай, туки, туки, туки,

Застучали молотки,

Застучали молотки,

Заиграли кулачки,

Тук-ток, тук-ток,

Нашей Леночке - годок!

5. «Курочка кудахчет»

Цель: выработка у детей умения слушать речь взрослого с опорой на действия и движения, повторять за ним слова и фразы.

        Пальчиком одной ручки ребенка взрослый легонько тычет в ладошку его другой руки и поет:

Курочка кудахчет,

Дочку носом тычет:

Ай, куда, куда, куда,

Ай, подай ее сюда!

6. «Тушки -тутушки»

Цель: выработка у детей умения слушать речь взрослого с опорой на действия и движения, повторять за ним слова и фразы.

        Воспитатель ставит малыша на свои сдвинутые колени. Затем то поднимает свои ноги «на носки», то опускает их «на пятки», таким образом, ребенок подпрыгивает:

Тушки – тутушки,

С творогом ватрушки

Пшеничный пирожок

Гоп! Гоп! Гоп! Гоп!

Дружок!

7. «По кочкам»

Цель: выработка у детей умения слушать речь взрослого с опорой на действия и движения, повторять за ним слова и фразы.

        Воспитатель сажает ребенка к себе на колени и, плавно поднимая и опуская колени, приговаривает:

Едем-поедем

По ровненькой дорожке,

Затем по очереди поднимая то одно, то другое колено, говорит:

По кочкам, по кочкам,

По маленьким пенечкам,

В ямку - бух!

        Сделав акцент на последнем слове, взрослый, придерживая ребенка, слегка раздвигает колени так, что малыш как бы «проваливается» между ними. Если ребенок играет в эту игру впервые, темп игры должен быть медленным, чтобы не испугать малыша. Постепенно темп игры можно увеличивать.

        Аналогичную игру можно проводить, читая такой стишок:

Тритатушки-тритатушки,

Едет Маша на подушке,

На подушечке верхом,

Бух, с подушки кувырком!

                                  8. «Баба сеяла горох»

Цель: выработка у детей умения слушать речь взрослого с опорой на действия и движения, повторять за ним слова и фразы.

        В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Взявшись за руки, дети вместе с воспитателем образуют круг. Двигаясь по кругу, взрослый говорит:

Баба сеяла горох!                        Имитируется посев гороха, поднимают вверх ручки,  

                                                       складывают пальчики  в щепоточку и имитируют посев гороха

Прыг-скок, прыг-скок!                Дети подпрыгивают и произносят «прыг-скок», «прыг-

                                                   скок»

Обвалился потолок,

Прыг-скок, прыг-скок!

Продолжая двигаться с детьми по кругу, воспитатель говорит:

Баба шла-шла-шла,

Пирожок нашла.

Села. Поела.                            Взрослый и дети приседают, едят пирожок.

И опять пошла.                        Шагают дальше по кругу.

Баба встала на носок,

А потом на пятку                 Взрослый показывает соответствующие движения.

Стала русского плясать,

А потом вприсядку.                 Взрослый и дети весело танцуют, прыгают.

ПРОСЛУШИВАНИЕ ДЕТЬМИ КОРОТКИХ СТИХОВ

БЕЗ ОПОРЫ НА НАГЛЯДНОСТЬ

 «Короткие стихи»

Цель: выработка у детей умения слушать стишки без опоры на наглядность

Оборудование: книжки со стишками.

        Сначала воспитатель сам читает малышам стишки, а со временем они смогут продолжить некоторые слова или строки вместо взрослого. Для этого воспитатель должен в соответствующих местах делать паузы, побуждая ребенка (детей) произнести нужные слова.

        Приводим несколько примеров таких стишков.

Аты-баты – шли солдаты,                                

Аты-баты – на базар,                                                

Аты-баты – что купили?                                

Аты-баты - самовар.                                                

Аты-баты – сколько стоит?

Аты-баты – три рубля.

Гуси ходят по двору,                                        

Беспокоятся, кричат,                                        

Не сочтут никак гусят,                                

Га-га-га! Га-га-га!                                        

Шею выгнул красный конь,                                

Хвост и грива, как огонь!                        

Я ему кричу: Гоп, гоп!»                                        

Я на нем скачу: «Топ-топ»                                

                                                                   

                                                                   

                                                        

Рвать цветы легко и просто                                

Детям маленького роста.                                        

А тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок.

Наша Таня горько плачет,

Уронила в речку мячик,                

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Нам дороги всюду гладки,

Мчусь я вихрем без оглядки,

Звонко топают лошадки:

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

У меня зазвонил телефон.

-Кто говорит?

-Слон.

-Откуда?

 -От верблюда.

 -Что вам надо?

-Шоколада.

Эй, не стойте слишком близко,

Я тигренок, а не киска.

                

   Постепенно малыши без специального заучивания запоминают полюбившиеся стишки и с удовольствием их читают.

РАССКАЗЫ  БЕЗ ОПОРЫ НА НАГЛЯДНОСТИ

И БЕСЕДЫ ПО УСЛЫШАННОМУ РАССКАЗУ

1. «Зайка»

Цель: выработка у детей умения слушать рассказы без опоры на наглядность и пересказывать содержание услышанного

Оборудование: книжки с рассказами.

Жил был зайчик. Захотел он есть, а морковки нигде не найдёт. Побежал зайчик к детям, и они дали ему морковку.

        Второй вариант. 

Жил был беленький зайчик. Шёрстка у него была пушистая и длинная. Проснулся зайчик и захотел есть, а взять ему негде, нигде не найдёт он ни морковки, ни капустки. Увидел зайчик деток, побежал к ним, и они дали ему морковку.

        Третий вариант. 

Жил был зайчик. Он был беленький, шерсть у него была пушистая, сам он был маленький, глазки красные. Проснулся один раз зайчик утром и увидел, что выпал снежок. Всё покрыто снегом: и поле и деревья. Захотел зайчик есть, побежал на огород, ищет морковку, ищет капустку, нет морковки, нет капустки. Сел зайчик под кустик и стал плакать. Идут мимо детки и спрашивают: «Чего ты, зайчик, плачешь?» А заинька говорит: «Как же мне не плакать, хочу я есть, а нигде нет морковки, нигде нет капустки.» Дали детки зайке морковку, и он её съел. Поел зайчик и стал плясать.

Вопросы взрослого к детям:

  1. Про кого я рассказала?
  2. Что он хотел?
  3. Что он стал делать?
  4. Куда он сел?
  5. Почему он плакал?
  6. Кто прибежал?
  7. Что детки сделали?
  8. Что детки принесли зайчику?
  9. Что зайка сделал?
  10. Что зайка покушал?
  11. А когда поел, что он сделал?
  12. Кто принёс зайке кушать? Кто дал ему кушать?
  13. Какой был зайка?
  14. Какие глазки у зайки?

Состав вопросов зависит от варианта рассказа.

2. «Мальчик и собака»

Рассказ, позволяющий ребёнку овладеть союзами «потому что», «поэтому».

Цель: выработка у детей умения слушать рассказы без опоры на наглядность и пересказывать содержание услышанного

Оборудование: книжки с рассказами

        Жил был маленький мальчик. Звали его Вася. У Васи была маленькая собака Жучка. Собачке очень плохо было жить у Васи, потому что Вася никогда не давал собачке есть и бил её. Поэтому собачка убежала от Васи, и пошла жить к другому, хорошему мальчику Лёнечке. А Вася остался один, без собачки и было ему очень скучно.

Вопросы воспитателя:

  1. О ком я рассказала?
  2. Как звали мальчика?
  3. Кто был у Васи?
  4. Как звали собачку Васи?
  5. Хорошо было жить Жучке у Васи?
  6. Почему было плохо жить Жучке у Васи?
  7. Почему Жучка ушла жить к Лёнечке?
  8. Хорошо было Васе без Жучки?

3. «Машина»

Цель: выработка у детей умения слушать рассказы без опоры на наглядность и пересказывать содержание услышанного

Оборудование: книжки с рассказами

        Жили-были детки. Подарила мама деткам большую машину. Посадили они в машину кисоньку, котёночка и стали его катать. А котёночек выпрыгнул из машины и убежал. Тогда детки посадили в машину куклу Лялю и стали её катать.

Вопросы взрослого:

  1. Что мама подарила деткам?
  2. Кого детки посадили в машину?
  3. И что стали делать?
  4. Кого катали в машине?
  5. Про кого я рассказала?
  6. Что случилось?
  7. Что киска сделала?
  8. И кто убежал?
  9. А детки что сделали?
  10. Кого тогда посадили детки в машину?

4. «Кисонька»

Цель: выработка у детей умения слушать рассказы без опоры на наглядность и пересказывать содержание услышанного

Оборудование: книжки с рассказами

        Жила одна девочка Валя. Пошла девочка Валя гулять на улицу. Вдруг слышит Валя: «Мяу, мяу!» Это маленькая кисонька лежит и мяукает. Взяла Валенька кисоньку на руки. Отнесла её домой и дала ей молока попить. Налила Валя молочко в блюдечко, кисонька пила молочко, а Валя на неё смотрела.

Вопросы воспитателя:

  1. Про кого я рассказала?
  2. Куда девочка пошла?
  3. Что девочка услышала?
  4. Кто говорил «мяу»?
  5. Кого девочка нашла на улице? Кого она увидела?
  6. Что Валя сделала?
  7. Куда она взяла кисоньку?
  8. Куда она отнесла кисоньку?
  9. Что на её дала?
  10. Куда она налила молочко?

5. «Шарик»

Цель: выработка у детей умения слушать рассказы без опоры на наглядность и пересказывать содержание услышанного

Оборудование: книжки с рассказами

  Жил был мальчик Петя. Была у него собака Шарик. Один раз позвал Петя Шарика: «Шарик, Шарик, иди сюда, я тебе мяса принёс». Шарика нет. Стал Петя его искать. Нет нигде Шарика, и в саду нет, и в комнате нигде нет. А Шарик спрятался под кровать и никто его там не видит.

Вопросы воспитателя:

  1. Про кого я рассказала?
  2. Кто был  у мальчика?
  3. Что Петя сделал?
  4. Кого Петя позвал?
  5. Что он хотел дать Шарику?
  6. Кому Петя хотел дать мясо?
  7. А Шарик что сделал?
  8. Где Шарик был?
  9. Куда он спрятался?
  10. Где Петя его искал?

6. «Кукла Наташа»

Цель: выработка у детей умения слушать рассказы без опоры на наглядность и пересказывать содержание услышанного, учить сопереживать и давать оценку действиям персонажа

Оборудование: книжки с рассказами

        Жил был мальчик. Звали его Коля. У Коли была кукла Наташа. Построил Коля из кубиков домик. И в домике стала жить куколка Наташа. Хорошо было жить куколке в домике. У неё там стояла кроватка, она на ней спала. У неё был столик, она играла на нём и кушала. Вдруг прибежала собачка и сломала Наташин домик. Негде теперь куколке жить. Дождик пошёл, негде ей спрятаться. Плачет куколка без домика.

        Вопросы воспитателя:

  1. Почему плачет кукла Наташа?
  2. Кто построил кукле домик?
  3. Хорошо было кукле в домике?
  4. Почему ей было  хорошо в домике?
  5. Что было в домике у куклы Наташи?
  6. Кто сломал домик куклы?
  7. Собачка хорошая или плохая?
  8. Собачка плохая или хорошая?
  9. А почему собачка плохая?

7. «Кораблик»

Цель: выработка у детей умения слушать рассказы без опоры на наглядность и пересказывать содержание услышанного, учить сопереживать и давать оценку действиям персонажа

Оборудование: книжки с рассказами

        Жила была девочка Наташа. Купил ей папа в магазине кораблик. Взяла Наташа большой таз, налила воды и пустила кораблик плавать, а в кораблик посадила зайку и катала его на кораблике.

        Вдруг кораблик перевернулся, и зайка упал в воду. Наташа вытащила зайку из воды, вытерла его и положила спать.

Вопросы воспитателя:

  1. Про кого я рассказала?
  2. что папа купил Наташе?
  3. Куда Наташа налила воды?
  4. Что у неё плавала по водичке?
  5. Где плавал кораблик?
  6. Кого она посадила в кораблик?
  7. И что она сделала?
  8. Кого Наташа катала в кораблике?
  9. Где катался Зайка?
  10. Что потом случилось?

8. «Цыпленочек»

Цель: выработка у детей умения слушать рассказы без опоры на наглядность и пересказывать содержание услышанного, учить сопереживать и давать оценку действиям персонажа

Оборудование: книжки с рассказами

        Жил был цыплёночек, маленький цыплёночек. Пошёл один раз цыплёночек на улицу гулять. Вдруг видит, идёт большая кошка. Кошка хотела цыплёнка съесть. Цыплёночек испугался и убежал. Кошка побежала за цыплёночком, но не догнала его, а цыплёночек побежал домой.

Вопросы воспитателя:

  1. Про кого я рассказала?
  2. Куда пошёл цыплёночек?
  3. Кого он увидел, встретил?
  4. Что хотела кошка сделать?
  5. Кого хотела съесть?
  6. Кто хотел цыплёнка съесть?
  7. Что сделал цыплёнок?
  8. Что сделала кошка?
  9. Куда убежал цыплёнок?

ИГРЫ –ПОТЕШКИ.

Цель: учить детей соотносить слова потешки с действиями пальцев, руководствуясь словесной инструкцией; устанавливать эмоциональный контакт.

1. «Бабушка в очках»

Бабушка очки надела    

   (изобразить колечко большим и указательным пальцами)

И внучонка разглядела. (приложить «колечки» к глазам)

«Кому что делать»

 Ивану Большаку – дрова рубить.

 Ваське-Указке – воду носить.

 Мишке Среднему – печку топить.

 Гришке Сиротке – кашку варить.

 Крошке Тимошке – песенки петь,

 Песенки петь и плясать.  (Проговаривая строчку, слегка крутить пальчик ребёнка в одну сторону. Потом повторить и крутить в другую сторону).

2. «Тук-тук»

– Тук-тук-тук!

(Три раза ударить кулаками друг о друга)

– Да-да-да!

(Три раза хлопнуть в ладоши)

– Можно к вам?

(Ещё три удара кулаками)

– Рад всегда!

(Ещё три хлопка)

3. «Совушка-сова»

Совушка-сова,

 Большая голова,

 На суку сидит,

 Во все стороны глядит.

( Обнять лицо руками и плавно поворачивать его из стороны в сторону )

Да вдруг как полетит!  (Махать руками как крыльями)

«Колпачок на колпачок»

Колпачок – на колпачок.

 Колпачок – на колпачок.

 Колпачок – на колпачок . (Пальцы собрать вместе, изобразив «горсть», перевернуть ладони вниз и «надевать» колпачки друг на друга)

Бух – упали на бочок! (Уронить руки ладонями вверх)

4. «Опята и ребята»

На пеньке –

(Локти стоят на столе, ладони – горизонтально поверхности стола, собранные прямые пальцы обеих рук соприкасаются. Получается «пенёк»)

Пять опят.

(На одной руке растопырить пальцы)

У пенька –

(Снова сделать «пенёк»)

Пять ребят.(Растопырить пальцы на другой руке)

5. «Сорока-белобока»

Ты, сорока-белобока,

(Помахать руками как крыльями)

Научи меня летать,

(Поднять руки вверх)

Ни высоко, ни далёко –

(Развести руки в стороны на ширине плеч)

Только море увидать.

(Приставить ладонь «козырьком» ко лбу)

6. «Мальчик с пальчик»

– Мальчик с пальчик, где ты был?

 – С этим братцем в лес ходил,

 С этим братцем щи варил,

 С этим братцем кашу ел,

 С этим братцем песни пел.

(Загибать или перебирать, слегка потряхивая, пальцы ребёнка по одному на каждую строчку)

                                                          7. «Сорока-ворона»

Сорока-ворона кашу варила,

 Деток кормила.

(В такт водить указательным пальцем по раскрытой ладони)

Этому дала,

 Этому дала,

 Этому дала,

 Этому дала.

(Загибать по одному пальцу на каждую строчку, начиная с большого)

А этому не дала:

(Слегка потрясти мизинец)

– Ты дров не рубил,

 Воду не носил,

 Кашу не варил –

 Нет тебе каши!

(Слегка постукивать указательным пальцем по мизинцу, «наказывая» его)

                                                                  8. «Кулачок»

(Руки лежат на коленях ладонями вниз)

Как сожму я кулачок,

(Сжать руку в кулак)

Да поставлю на бочок.

(Поставить кулак на колено большим пальцем вверх)

Разожму ладошку,

(Распрямить пальцы)

Положу на ножку.

(Вернуть ладонь на колено)

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ.

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.

 - содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности.

 - формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать умение поддерживать речевое общение

1. «Большие ноги»

Возьмитесь за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.

Большие ноги

Шли по дороге

Топ-топ, топ-топ

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ топ топ то топ,

Топ топ топ то топ.

2. «По ровненькой дорожке»

Вместе с ребенком поводите хоровод со словами:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки.

По пням, по кочкам,

                       по камушкам,

По камушкам, в яму – бух!

На последней строчке присядьте.

3. «Зайка шел»

Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

4. «Раздувайся, пузырь!»

 Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются 2-3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой,

Оставайся такой, И не лопайся!!!

Получается большой растянутый круг.

Он летел, летел, летел.

И за веточку задел! (дети бегут по кругу)

«Лопнул пузырь!» все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку.

5. «Зайка»

«У зайчика зимой теплая беленькая шубка. У него ушки стоят на макушке, значит, зайка прислушивается, а шевелит он ими, чтобы еще лучше слышать. Когда зайчику холодно и он хочет согреть свои лапки, он делает вот так (хлопает в ладоши). А если зайка совсем замерзнет, он начинает прыгать – вот так».

Выбирают зайку, остальные образуют круг. Зайка выходит на середину и, изобразив руками ушки, приседает на корточки.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так,

И ушами шевелит!

дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть!

поглаживают то одну, то другую руку, слегка прихлопывают в ладошки. Затем встают.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать!

Скок-скок-скок-скок,

Надо зайке поскакать!

подпрыгивают на двух ногах к зайке. Стараются согреть его, ласково гладят. Затем возвращаются на место, а зайка выбирает себе замену.

6. «Карусели»

 Образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит воспитатель. – Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».

Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели

карусель медленно движется в правую сторону.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Темп речи и движений постепенно ускоряется.

Побежали, побежали,

Побежали, побежали!

Карусель меняет направление движения.

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза),

Вот и кончена игра.

Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.

В конце дети хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются.

7. «Солнышко и дождик»

Дети идут по кругу и проговаривают:

Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу.

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши, Хлопают в ладоши.

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ! Ритмично притоптывают на месте

Топ-топ-топ-топ!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

 На сигнал дождь идет, скорей домой

дети бегут к воспитателю под зонтик.

Воспитатель говорит:

Дождь прошел. Солнышко светит.  Игра повторяется.

8. «Каравай»

Сделать круг. На середину круга выходит Петя.

После этого все идут справа налево и поют песенку:

- Как Пете на рожденье

Испекли мы каравай!

- Вот такой вышины!

Все должны поднять руки: показать какой высокий каравай.

- Вот такой нижины!

Все должны присесть на корточки. После этих слов надо быстро встать, раздвинуть круг шире, но рук не разнимать.

- Вот такой ширины!

И сейчас же надо быстро сузить круг, со всех сторон обступить Петю и петь:

- Вот такой ужины!

Как споют, пусть снова раздвинут круг и запоют:

- Каравай, каравай,

Кого любишь, выбирай!

Петя станет думать: кого ему выбрать? Пока он раздумывает, хоровод ходит, не останавливаясь, и повторяет свою песенку:

- Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Кого Петя выберет, тот выходит на середину круга, и можно игру начать сначала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития....

Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Развитие речи играет немалую роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Одним из направлений работы выступает развитие связной речи....

Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей дошкольного возраста

В предложенной  картотеке собраны разнообразные игры и упражнения на развитие связной речи у детей дошкольного возраста,  которые сгруппированы по разделам: игры с картинками и простые речев...

Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста....