Памятка для родителей о роли устного народного творчества в развитии речи детей
консультация по развитию речи (младшая группа)

Люсина Екатерина Сергеевна

Речь - важнейшая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании.

Большое значение для развития речи детей дошкольного возраста имеет устное народное творчество. Оно является богатством нашего русского языка, способствует развитию не только речи детей, но и познавательной функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_unt_v_razvitii_rechi_detey.docx300.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

3333.jpg

«Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней». К.Д. Ушинский.

Произведения устного народного творчества имеют огромное значение для развития речи в младшем дошкольном возрасте. С рождения, ребенка сопровождает поэзия пестования:  

  • колыбельные песни (таят в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей; особый ритм песни приучает детей плавному произношению фраз, предложений; значительно обогащает словарный запас за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о предметах);  
  • припевки, приговорки (издавна используются для привлечения внимания детей: успокоить, развеселить);  
  • прибаутки (выражают заботу, нежность и веру в благополучное будущее);
  • потешки (дети вслушиваются в речь, устанавливая ритм, отдельные
  • звукосочетания, развивая фонетический слух);  
  • сказки (приучают детей к доброте, дружбе и взаимопомощи; к уважению старших людей, заботе о них; к отзывчивости к окружающим, к животным, к растениям, к воде, к предметам обихода; трудолюбию).

Русские народные сказки, песни, пословицы, скороговорки, прибаутки – это народная мудрость, свод правил жизни, кладень яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, называется народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Приобщение к устному народному творчеству играет важное значение в эстетическом воспитании детей, способствует развитию речи, обогащает словарный запас, развивает грамматический строй речи, правильное произношение, формирует любовь к прекрасному и зачатки нравственных чувств: любовь к своему народу, обычаям, традициям, богатству языка. Через родную песню, сказку, игру дети овладевают родным языком, получают первые представления о культуре своего народа, его традициях.

Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личности, в освоении им культурных богатств. Детский фольклор – это особая область народного творчества, она включает целую систему поэтических и музыкальных жанров фольклора. В течении многих веков прибаутки, потешки, скороговорки, заклички приобщают детей к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, русского творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют детям познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления детей, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Используя детский фольклор через движения, мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, танцы, хороводы. Одной из таких замечательных хороводных игр, использующих русский фольклор, является русская народная игра: «Каравай». Знакомство детей с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек, скороговорок, стишков, сказок. Народные песенки, потешки, пестушки, скороговорки, представляют собой речевой материал, который используется не только в образовательной деятельности, с их помощью можно развить фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи. Простые стишки, сказки, загадки, песенки – в скрытой и игровой форме учат детей – жизни.

Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Сухомлинский В.А. считал: «Сказки, потешки, песенки - незаменимое средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

79.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"

Речь - чудесный дар природы  -не дается человеку от рождения. Должнопройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложитьнемало усилий, чтобы речь ребенка развивалась...

Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения!...

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» для родителей детей дошкольного возраста

                     Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, пот...

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста»

Речь- чудесный дар природы- не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своев...

Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"

Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в развитии речи детей"...