конспект НОД "Речевые дидактические игры на развитие навыков словообразования"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Закрепление речевого материала через дидактические игры в процессе НОД и в совместной деятельности с педагогом

Скачать:


Предварительный просмотр:

структурное подразделение

«Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска

Конспект

непрерывной непосредственно образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Чисторечье"

дидактические игры на развитие навыков словообразования

 «Путешествие в страну умных игр»

Подготовила:

воспитатель Белокудренко С.С.

2022 год

Тема недели: «Весна»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Цель: закрепить речевые дидактические игры на развитие навыков словообразования  

Задачи:

познавательное развитие:

- обогащать представления детей о признаках весны;

- расширять представления о дидактических играх на развитие словообразования;

- развивать логическое мышление; внимание, память.

речевое развитие:

- уточнять и расширять словарь детей по теме: «Весна»;

- формировать умение подбирать признаки к существительным;

- учить отвечать на вопросы простым распространенным предложением;

- упражнять в образовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме;

- формировать умение правильно образовывать множественное число существительных в родительном падеже;

- упражнять в согласовании существительных с числительным;

- закреплять навык использования в речи предлога без;

социально-коммуникативное развитие:

- формировать умение вступать в речевое взаимодействие;

- воспитывать произвольное поведение путем развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности;

- формировать умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников;

- формировать заинтересованность деятельностью;

- развивать активное и доброжелательное взаимодействие со сверстниками. физическое развитие:

- развивать мелкую моторику кистей рук;

- развивать умение координировать речь с движениями.

Методы и приемы:

Практические:

- Д/игра «Подбери словечко»;

- Д/игра «Назови ласково»;

- Физминутка «Подснежник»;

- Д/игра «Один – много»;

- Д/игра «Посчитай 1, 2, 5»;

- Д/игра «Без чего не бывает весны?»

Наглядные:

- показ картинок и иллюстраций о весне;

- презентация на доске «Признаки весны»;

- цветок ромашка, подснежник;

- разноцветные прищепки, мяч;

- кораблик;

Словесные:

- чтение стихотворения «Поезд едет»;

- отгадывание загадки;

- вопросы воспитателя;

- ответы на вопросы воспитателя.

Материалы, оборудование:

ТСО: доска.

Демонстрационный: картинки, различные иллюстрации с изображением признаков весны, кораблик, ромашка с заданиями, подснежник.

Раздаточный: д/игры на развитие навыков словообразования

Предварительная работа: беседы о ранней весне, чтение стихотворений о весне «Март и день прибавился», «К нам весна шагает», наблюдения за солнышком на прогулочном участке детского сада, разучивание речевых игр с движениями «Поезд», «Подснежник», рассматривание картинок с признаками весны.

Формы организации детской деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

- Физминутка «Подснежник»,

- Игра с мячом «Один-много»

- Ритмическое упражнение «Поезд»

- Упражнение «Кораблик»

Игровая

- Д/и «Подбери словечко», «Назови ласково», «Посчитай 1,2,5»,

«Без чего не бывает весны»

Коммуникативная

- Вопросы воспитателя

- Ответы детей

- Коммуникативное упражнение «Кораблик»

Познавательно-исследовательская

- Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением признаков весны

- Рассматривание дидактических игр

Речевая

- Чтение и закрепление стихов

- Отгадывание загадки

Логика образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Друг за другом заниматься мы спокойно все идем, встали, подравнялись, приготовились, начнем! Спрашивает детей: ребята, вы любите играть? Какие игры вам нравятся больше всего? Я вас сегодня приглашаю в «Страну умных игр», а на чем мы туда отправимся догадайтесь сами. Загадывает загадку: Братцы в гости снарядились, друг за другом уцепились и помчались в путь далек, лишь оставили дымок. Молодцы ребята! В «Страну умных игр» мы отправимся на поезде.

Дети подходят к воспитателю и встают полукругом

Отвечают на вопросы

Отгадывают загадку

Встают друг за другом и читают стих «Поезд»

Поезд наш едет, колеса стучат, а в поезде нашем ребята сидят. Чу-чу-чу, чу-чу-чу бежит паровоз. В волшебные страны ребят он повез

Сформирована заинтересованность деятельностью

Сформировано умение вступать в речевое взаимодействие

Сформированы навыки показа движений согласно тексту и употребления связной речи

2

Вот мы и приехали в «Страну умных игр». Какая необычная ромашка давайте посмотрим на ее лепестки, там задания их надо выполнить!

На столе лежат разноцветные прищепки, наше солнышко без лучиков. Представьте, что это лучики от солнышка. Каждый называет свое слово о солнышке и прикрепляет «лучик»

Дид/игра «Подбери словечко» Солнышко какое? Лед какой? Солнышко благодарит вас за лучики и за красивые слова

Дети подходят к столу

Дети по очереди отрывают лепестки и выполняют задания, отвечают на вопросы:

Берут прищепки и прикрепляют к солнышку, называют определения

(яркое, желтое, горячее, теплое, веселое, круглое, ясное, лучистое); (мокрый, гладкий, скользкий, ледяной, холодный, тонкий, хрупкий, прозрачный, блестящий)

Сформировано умение внимательно слушать

Сформированы умения грамотно и полно отвечать на вопросы

Сформировано умение подбирать признаки к существительным

3

Дид/игра «Назови ласково». Передает подснежник детям называет слова (ручей, птица, лист, солнце, корабль, лужа, ветка, ветер, дерево, облако, туча, сосулька, проталина)

Берут подснежник называют словечко и передают цветок друг другу, затем воспитателю (ручеек, птичка, листик и т.д.)

Развито произвольное поведение путем развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности

4

  3. Физминутка «Подснежник»

Солнышко пригрело и растаял снег и расцвел подснежник на глазах у всех

 

Повторят слова и выполняют движения согласно тексту: встают на носки потягиваясь вверх за руками, опускают руки вниз, затем изображают кистями рук бутон цветка

Сформировано умение координировать речь и движения

5

 4. Дид/игра «Один-много» Кидает мячик детям и называет слова ручей, сосулька, почка, облако, лужа, проталина

Садятся на стульчики ловят мячик называют слова (много ручьев, сосулек, почек, облаков, луж, проталин) возвращают мяч обратно

Развита ловкость, быстрота реакции. Сформировано умение правильно образовывать множественное число существительных в родительном падеже

6

5. Дид/игра «Посчитай 1,2,5»

Весной дети пускают кораблики. Где они их пускают? Сейчас мы встанем друг за другом и изобразим ручеек. Я дам вам кораблик, а вы будете по очереди передавать его и при этом считать слова. Например, 1 кораблик, 2 кораблика, 5 корабликов. Мы запускаем кораблик в ручеек и считаем (птица, лист, дерево, ручей, почка)

Называют слово (по ручейкам). Встают друг за другом, берут бумажный кораблик, передают его и считают (1 ручеек, 2 ручейка, 5 ручейков и т.д.)

Развито активное взаимодействие со сверстниками.

Сформировано умение в согласовании существительных с числительным

7

6. Дид/игра «Без чего не бывает весны?»

Давайте повторим без чего не бывает весны?

Называют слова (без солнца, без ручья, без капели, без почек, без птиц, без сосулек, без проталин, без дождя)

Обогащен словарь по теме «Весна».

Сформирован навык использования в речи предлога без

8

Молодцы! Вы сегодня показали все свои знания. Давайте вспомним чем мы сегодня занимались, в какие игры играли? Что вам понравилось больше всего? Теперь нам пора домой, садимся в поезд и с песней едем обратно в детский сад

Отвечают на вопросы: путешествовали, играли (ласковое словечко, один-все, жадина, пальчиковая гимнастика «Капель», считали от 1 до 5, собирали пазлы, ловили мяч, передавали цветок, отгадывали загадку, читали стих «Поезд»

Развито умение отвечать полным предложением

Использованная литература:

1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112с.

2. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: В. Секачев, 2005-112с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития навыков образования относительных прилагательных.

Консультация предлагается для учителей-логопедов, воспиателей детского сада и родитей. Использование дидактических  игр  способствует прочному усвоению  навыка образования относительных...

Дидактические игры для развития навыков образования относительных прилагательных.

Консультация предлагается для учителей-логопедов, воспитателей детского сада и родителей. Использование дидактических  игр  в работе с детьми способствует прочному усвоению  навыка обра...

Развитие навыков словообразования у дошкольников с ОНР посредством дидактической игры.

Материал содержит теоретические основы и практический материал по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Игры для развитие навыка словообразования

Игры для развитие навыка словообразования...

Дидактическая игра по развитию словообразования у дошкольников: "Где живут продукты"

       Работая в детском саду и проводя ежегодные обследования состояния речи дошкольников, мы обращаем внимание на то, что за последние годы резко возросло число детей, име...

Дидактическая игра по развитию навыков словообразования «Веселое путешествие на транспорте» для детей 4 – 5 лет (ОНР)

Данная дидактическая игра поможет воспитателям, работающим с детьми  4 - 5 лет с нарушением речи  развивать навыки словообразования приставочных глаголов...