Развитие речи детей раннего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (младшая группа)

Салихова Мария Владимировна

Актуальность данной проблемы, это то, что овладение речью является одним из главных событий развития ребенка. Ребенок не сразу владеет речью, это происходит постепенно и поэтапно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_rechi.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие речи детей раннего дошкольного возраста.

Салихова Мария Владимировна, воспитатель

СП ГБОУ ООШ «18 г. Сызрань «Детский сад №42», г. Сызрань

nachalstvo07@mail.ru

Актуальность данной проблемы, это то, что овладение речью является одним из главных событий развития ребенка. Ребенок не сразу владеет речью, это происходит постепенно и поэтапно. Работая с детьми раннего дошкольного возраста, я с каждым годом все чаще замечаю снижение уровня речевого развития. Все чаще встречаются различные нарушения речи. Почти каждый второй ребенок, приходя в сад, не разговаривает. Перед воспитателем стоит огромная задача активизация речи детей раннего дошкольного возраста. Дети которые частично владеют речью, более активнее им легче общаться, познавать окружающий мир, а дети которые не владеют речью становятся стеснительными, более замкнутые, лишены возможности словестно выразить свое желание. Дети в этом возрасте особо нуждаются в общении со сверстниками, поэтому в своей работе я стараюсь разнообразить формы развития речи ребенка со сверстниками и взрослыми.

 В своей работе по развитию речи младших дошкольников я использую два направления.: непосредственно образовательную деятельность во время занятий и развитие речи в режимных моментах. Основным направлением является обучение на занятиях, на которых ребенок через различные методы работы педагога получает и формирует речевые умения и пополняет словарный запас. И не мало важная работа педагога в режимных моментах. Так как в режимных моментах постоянно использую считалочки, поговорки, потешки, стишки и многое другое, у детей активно используется речь. Дети охотно повторяют за воспитателем, например когда дети умываются всегда приговаривают потешку водичка, водичка умой мое личико…» и процесс умывания проходит намного интересней. Во время сбора на прогулку: потешка «раз, два, три, четыре, пять собираемся гулять». Когда садимся кушать «Где моя большая ложка»

  Активизируя работу по развитию речи и формированию словарного запаса у моих воспитанников, моя речь всегда спокойная, четкая, эмоциональная, слова простые и понятные детям. В своей работе по формированию словарного запаса у младших дошкольников я часто использую прием показ с называнием. Я слежу за тем, чтобы ребенок не просто называл как можно больше слов, но и побуждаю по описанию запомнить название предмета что бы слова, которые он слышит и произносит сам, были наполнены живыми образами. Поэтому знакомя малыша с новым предметом, мы внимательно рассматриваем его на картинке и наглядном материале и подробно разбираем. Приемов для развития речи и мелкой моторики очень много. Но одним из самых главных, я считаю это пальчиковые игры. Положительно зарекомендовали себя используемые мною уже не первый год пальчиковые игры. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, я превращаю обучение в игру. Но, самое главное, что я замечаю в своей работе это похвала. Она очень хорошо влияет на положительный настрой. Хвалебные, подбадривающие речи придают ребенку уверенности произношения или выполнения того или иного задания. Моя методическая разработка «Вышли зайчики гулять» показывает положительные результаты в развитии мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста, что влияет на положительное развитие речи. Пальчиковую игру «Вышли зайчики гулять» я применяю не только в непосредственно образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах. В индивидуальной, а также в игровой форме. Малыши очень заинтересованы и с удовольствием играют в эту пальчиковую игру. В ходе применения данного методического пособия есть несколько этапов:

- в начале применения дети только договаривают слова. Отчетливо слышатся в основном только окончания слов;

 - затем заучивают и повторяют полностью за педагогом;

- Так как через пальчиковые действия легче запоминают, получают положительные эмоции.

Детали пособия яркие, колоссально удобные и с ними ребенок погружается в воображаемые действия.

Долгое время я думала, как же можно сделать занятия по развитию речи более интересными и веселыми. На создание моей методической разработки подтолкнули слова известного педагога В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Конечно же, тут не обойтись без пальчиковых игр и разминок. На мой взгляд игра самый лучший способ развития речи детей младшего дошкольного возраста. Игра доставляет удовольствие и радость, а это сильное средство стимулирующее средство к активному восприятию речи.    Пальчиковая игра «Вышли зайчики гулять…» сразу понравилась моим воспитанникам. Игра легкая, слова простые в произношении и знакомые детям. (Приложение 1)

Цель: Развитие мелкой моторики рук, для развития речи детей, младшего дошкольного возраста.  Задачи: 1. Обучать детей пальчиковой игре;

              2. Развивать речь, память, мышление, воображение;

              3. Обогащать словарный запас детей;

              4.Вызывать положительные эмоции у детей.

Вышли зайчики гулять – руками на голове показывать ушки зайчика;

Раз, два, три, четыре, пять – пальчиками по очереди сжимать в кулачек;

В домик спрятались опять – ручки прячем за спиной;

Серый волк рыщет зайчиков ищет – волк (воспитатель) ищет зайчиков и не находит.

Сюжет игры быстро заинтересовывает детей, и они становятся воображаемыми зайчиками. Почему я взяла именно зайчиков, потому что зайка любимый персонаж детей, он встречается во многих мультиках и самое главное слово зайчик легко произносится. В этой игре я как бы перевоплощаю детей в героя игры и не сомненно герой должен быть положительный. Так как дети очень впечатлительные, они легко увлекаются. Подражая любимому герою, дети переносятся в сказку. И когда появляется волк дети просто ликуют и сами без подсказки прячут зайку, спасают его от злого волка. В игре присутствует раздаточный материал. Я сделала браслетики с зайчиками, которые легко одеваются на маленькие ручки детей. (Приложение 2) Воспитатель одевает браслет с волком. Это добавляет яркости и огромного желания играть. Взяв в этой игре двух героев положительного зайку и отрицательного волка, я не только развиваю речь детей младшего дошкольного возраста, но и учу различать добро и зло. Дети часто любят играть в плохих героев, и я не запрещаю и не заостряю внимание. Побывав в роли отрицательного героя в игре, ребенок лучше понимает, что такое зло, но в режимных моментах и в совместном общении со сверстниками остается доброжелательным и спокойным.  Когда дети только знакомятся с игрой в роли волка выступает воспитатель, а когда уже знаком ход игры я даю возможность побыть в роли волка детям, естественно по их желанию, а желающих бывает много. Конечно в своей работе я использую не только игру «Вышли зайчики гулять . . .», но и много других пальчиковых игр. (приложение 3.)

На основании вышесказанного я считаю, что дидактическая игра по развитию речи детей младшего дошкольного возраста имеет положительную динамику, благдоря правильно подобранному материалу. У воспитанников пополняется словарный запас, улучшается грамматический строй речи, дети умеют выражать свои эмоции по средствам речи. Замкнутые дети становятся более активными в общении со сверстниками и взрослыми. Дети стали лучше понимать друг друга.  Улучшился эмоциональный настрой и доброжелательное отношение между детьми в группе. В дальнейшем я планирую продолжать работу в этом направлении и разрабатывать новые методические пособия по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Список используемой литературы

1.     Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. -                                  М. Просвещение, 1979.- 208с.

2.     Герасимова А.С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками. -  М. Айрис-пресс, 2009. -  224с.

3.     Ефименкова Л.Н.  Формирование речи у дошкольников. -  М. Просвещение, 1985. -  110с.

4.     Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. -                        М. Мозаика-Синтез, 2006. -  112с.

5.     Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М. Просвещение, 1972. – 173с.

Приложение

Пальчиковая гимнастика в стихах.
игра "Кулачок-Ванюша"
Ванька-встанька
Ванька-встанька (спрятать большой пальчик в кулачек)
Просыпайся, улыбайся! 
Тук-тук, тук-тук. (постучать по кулачку пальчиком)
Ванька-встанька тут как тут! (большой пальчик выскакивает из кулачка)
игра «Веселый счет»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
( Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.)
игра «Пальчики уснули»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
( Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.) 
игра "Оладушки" 
(постепенно по ходу стишка загибаем по 2 пальчика)
Ладушки, ладушки! 
Пекла бабка оладушки, 
Маслом поливала, 
Детушкам давала. 
Даше - два, 
Паше - два, 
Ване - два, 
Тане - два, 
Маше - два, 
Хороши оладушки 
У нашей доброй бабушки!
игра Карандаш 
(лучше дать малышу карандаш с гранями)
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.