Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста
презентация урока для интерактивной доски по развитию речи (старшая группа)
В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас,
неумение согласовывать слова в предложении, внимания, несовершенно логическое мышление.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный
характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Мнемосхемы облегчают запоминание у детей, путём образования дополнительных ассоциаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МНЕМОНИКА - ( греческий mnemonika - искусство запоминания) ( мнемотехника ) , совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника - система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
Актуальность В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, внимания, несовершенно логическое мышление. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Мнемосхемы облегчают запоминание у детей, путём образования дополнительных ассоциаций. « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Ушинский К.Д.
отдельный схематичный рисунок с определенной информацией таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.
Мнемотаблица (мнемосхема) - схема в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово, маленькое словосочетание или предложение придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию. Шел дед лесом . Обронил рукавичку . Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит: - Тут я буду жить.
Мнемосхемы используются для решения следующих задач: - развитие связной речи у детей -обогащения словарного запаса -при обучении составлению рассказов -пересказах художественной литературы -отгадывание и загадывание загадок -помогают при заучивание стихов -при разучивании чистоговорок -помогают в развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления -сокращение времени обучения
Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки 1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено 2 этап. Преобразование символов в образы 3 этап. Чтение произведения с опорой на символы (образы), т.е. обработка метода запоминания Этапы работы с мнемотаблицами .
НОД по ознакомлению с художественным произведением 1.Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок. 2.Ответы на вопросы по содержанию( языковой разбор текста). 3.Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемосхемы. 4.Повторное чтение рассказа с опорой на мнемосхему.
Цель работы – развивать у детей старшего дошкольного возраста умение пересказывать художественные произведения и разучивать стихотворения, используя мнемотехнику в образовательном процессе. Задачи: - Совершенствовать монологическую речь у детей: умение связно, последовательно излагать содержание; Содействовать развитию интереса у детей, принимать активное участие в образовательном процессе; Осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение; - Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения; - Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности; - Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.
Разучивание стихотворения «Ходит осень в нашем парке» Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение будим учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемосхему. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемосхему. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемосхему.
Самостоятельная деятельность детей Театрализованная деятельность Разгадывание загадок и мнемозагадок Он коричневый, бывает овальный и круглый. Он маленький, растёт на грядке в огороде. Его можно варить или жарить
Результаты Мнемосхемы помогают: сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим; у детей овладение навыками пересказа сказок , текстов и разучивание стихов происходит легче и быстрее ; у дошкольников появляется желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни; активизировался словарный запас.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/01/picture-233585-1364802250.jpg)
Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связному высказыванию
Статья посвящена мнемотехнике, одной из древнейших дисциплин, которая пользуется неизменной популярностью. Мнемотехника определяется как совокупность различных приемов, способствующих з...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-362328-1386426662.jpg)
Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связному высказыванию
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/28/picture-1374695-1640671422.jpg)
Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связному высказыванию
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу малыш должен ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/27/picture-730976-1482860391.jpg)
Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связному высказыванию
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу малыш должен полнос...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/15/picture-274135-1373914390.jpg)
« Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связному высказыванию»
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-362328-1386426662.jpg)
«Использование мнемотехники при обучении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ рассказыванию»
Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступле...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/12/picture-636026-1689162785.jpg)
Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связной речи.
речи.Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу малыш должен п...