Методическая разработка. Обучение пересказу в подготовительной группе
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Киселёва Мария Сергеевна

Методическая разработка. Обучение пересказу в подготовительной группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка. Обучение пересказу в подготовительной группе

Одной из главных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является развитие речи и речевого общения. Для того ,чтобы овладеть родным языком не достаточно умения правильно строить предложение. Ребенку необходимо научиться рассказывать и пересказывать. Пересказ литературных произведений в детском саду это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста, средство обогащения словарного запаса ,развития памяти, мышления, восприятия, внимания. Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе учитываются следующие требования: произведения должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию-в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков; иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий. Особое значение имеет динамичность сюжета. 

Пересказ рассказа К. Ушинского "Четыре желания"

Цели: учить детей передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений, близко к тексту; активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.

Задачи:

Обучающие:

- учить передавать текст без пропусков и повторений;

- учить разными способами образования степеней сравнения прилагательных и наречий;

- упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным и глаголам;

Развивающие:

- развивать умение передавать впечатления от прочитанного;

- закрепить представление о смене сезонов;

- развивать коммуникативные и речевые навыки.

- развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.

- развивать фонематический слух.

Воспитательные:

- формировать доброжелательность, инициативность.

- воспитывать умение слушать ответы других детей.

- воспитывать интерес к природе.

Материал и оборудование: иллюстрации о временах года, картинки для пересказа, мяч.

Словарная работа: румяный, записная книжка, повеселился вволю, восторг, сенокос, желание.

Предварительная работа: загадывание загадок, рассматривание картин «Времена года», беседы по иллюстрациям к рассказу К. Д. Ушинского.

Ход образовательной деятельности:

В: Дети, я хочу вам загадать несколько загадок. Послушайте и постарайтесь отгадать:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?- спросим,

И ответим вместе: (Осень)

Скоро, скоро прилечу,

На метелях к вам примчу,

Запляшу и закружу,

Землю снегом наряжу (Зима)

Дует теплый южный ветер

Солнышко все ярче светит,

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся. (Весна)

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке. (Лето)

На каждую отгаданную загадку выставляется картинка со временем года.

В: Дети, скажите, что изображено на картинках? (осень, зима, весна, лето)

- Как можно это назвать одним словом? (времена года).

- А теперь давайте подберем слова-прилагательные подходящие к каждому времени года:

- зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)

- весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)

- лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)

- осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)

В: Молодцы! Я вам сейчас прочитаю рассказ про мальчика Митю, как он вел себя в разное время года. Рассказ называется «Четыре желания». Написал рассказ Константин Ушинский.

- Вы внимательно слушайте и запоминайте, чем занимался мальчик.

Воспитатель читает рассказ К. Ушинского «Четыре желания»:

«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.»

Беседа по произведению:

В: О чем говорится в рассказе? Кто главный герой?

Словарная работа (работа по тексту).

- Дети, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.

- Что означает слово румяный? (красный, алый).

- Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).

- Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)

- Что значит, восторг (веселье, радость).

- Что такое сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено)

-Дети, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

- Сколько желаний загадал Митя?

- Куда записывал свои желания Митя?

- Какое первое желание загадал Митя?

- Что делал Митя зимой? (Зимой Митя катался на санках, на коньках)

- Какое второе желание загадал Митя?

- А что он делал весной? (Весной Митя бегал за бабочками, нарвал цветов)

- Какое третье желание загадал Митя?

- Что делал Митя летом? (Летом Митя ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в сене)

- Какое четвертое желание загадал Митя?

- Что делал Митя осенью? (Осенью Митя собирал плоды: яблоки и груши)

Физкультминутка

- А теперь, дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Назови противоположности».

(дети встают в круг, а воспитатель кидает мяч детям и говорит слова. Дети кидают мяч назад и придумывают антоним - слово противоположное по смыслу)

- Большой - маленький;

- Хороший - плохой;

- Высоко - низко;

- Далеко – близко;

- Толстый - тонкий.

- Чистый - грязный;

- Умный - глупый;

- Болтливый - молчаливый

- Открыто - закрыто.

- Мокрый – сухой.

- Ночь –день. -

- Холодный – горячий;

- Идёт-стоит;

- Говорит-молчит;

- Медленно – быстро;

- Тихо – громко;

- Длинный - короткий;

- Весёлый - грустный; - Длинный- короткий.

- Молодцы! А теперь давайте вспомним рассказ, который читали. Кто хочет рассказать начало рассказа?

Кто продолжит?

Кто будет рассказывать о лете?

Кто закончит рассказ?

(вызвать 4 детей)

- Слушайте внимательно друг друга, каждый будет рассказывать об определённом времени года. Один начнёт, другой продолжит, и так по порядку.

(рассказы детей)

- Спасибо, дети. Вы точно передали текст.

- А сейчас кто-нибудь один сможет пересказать рассказ целиком.

- Молодцы, дети, очень подробно рассказали.

- Дети, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом было хорошо, а осенью еще лучше.

Давайте поиграем в игру «Подбери слово»

Я буду говорить вам начала предложения, а вам предстоит его закончить, используя подходящее по смыслу слова.

- утром светло, а днем еще. (светлее)

- осенью холодно, а зимой еще. (холоднее)

- вечером темно, а ночью еще. (темнее)

- трава зеленая, а после дождя еще. (зеленее)

- весной птицы поют звонко, а летом еще. (звонче) и т. д.

Итог ОД.

- Дети, с каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ «Четыре желания»)

- Кто написал рассказ? (К. Д. Ушинский).

- Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

- Вы сегодня справились с заданием, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Молодцы! Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики Н.А. Зайцева) "Коробка с карандашами"

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики П.А. Зайцева)...

Методическая разработка открытого занятия в подготовительной группе «Природа в творчестве художников»

Трудно представить себе экологическое воспитание детей без привлечения художественного творчества.  Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо, поэтому природа – источник для искусства...

Обучение пересказу дошкольников подготовительной группы

Обучение пересказу дошкольников подготовительной группы...

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Птицы - наши друзья"

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.Задачи:Развивающие:Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать уме...

Методическая разработка обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у Мудрого гнома»

Методическая разработка  обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у Мудрого гнома»...

Консультация для воспитателей и мастер - класс «Обучение пересказу дошкольников подготовительной группы»

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них...