Конспект занятия по развитию речи "По дорогам сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Прошлякова Ирина Викторовна

Воспитывать уважение к книге, любовь к книгам. Углублять, расширять активный словарь, активизировать устную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_dorogam_skazok.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Викторина по русским народным сказкам.

Цель: Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.

Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь.

Развивать умение -  отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Развивать  умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия.

Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках.

Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.

 Способствовать закреплению знаний о прочитанных сказках.

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам, наглядный материал к заданиям, выставка детских рисунков с изображением любимых сказочных героев, выставка книг со сказками.

                                             Ход занятия.

- Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите. А как вы думаете, ребята, кто придумывает сказки? 
- А придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так через века и дошли до нас сказки. Поэтому сказки и называются – народные.
Вспомните, какими словами начинаются сказки?
Дети: Жили - были, в некотором царстве.
-Как вы думаете, что такое сказка? 
Дети: необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.- Как заканчиваются сказки? 
Дети: добро побеждает зло, по-доброму, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями.
Приход сказочницы. Приносит сказочный сундучок. 

Воспитатель. Посмотрим, что в нём, (пытается открыть) не открывается, что же делать?

Забегает Карабас – Барабас,  смеется.

-Это я заколдовал ваш сундучок.

  Чтобы открыть сундучок, надо выполнить задание.

Вот вам задания – пройдите испытания! (достает конверты с заданиями)

1. И так первое задание, слушайте внимательно, я прочту отрывок из сказки, а вы назовите полное название сказки: 
« Позвала Жучка кошку, кошка за жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку»
Репка.
« Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит - «Я лучше на крыше жить буду.- Ты нас раздавишь. - Нет, не раздавлю. - Ладно, тогда полезай.
Влез медведь на крышу. Только уселся. А домик развалился. 
«Теремок»
Пришла она в самую чащу, в самую глушь. Видит - стоит избушка. Постучала, не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась». Маша и медведь»

4. Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь, дело – то было зимою (Лисичка – сестричка и серый волк).

Молодцы ребята, с этим заданием вы справились замечательно. Что же нам сундучок приготовил еще? (открывает конверт с заданием)

2. Я называю первое слово из названия сказки, а вы отгадываете полное название сказки.
1) Гуси - (лебеди)  2) Красная - (шапочка)
3) Заюшкина - (избушка)  4) Царевна- (лягушка)

 И с этим заданием справились.
3.А теперь отдохнуть пора. В круг вставайте дружно, в сказки поиграть нам нужно.

Мышка быстренько бежала,  (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла,  (имитация движения)
Ой, яичко уронила,  (наклоняются, «поднять яичко») 
Посмотрите - ка разбила.  (показывают на вытянутых прямо руках)


Вот мы её посадили (наклоны)
И водой её полили (имитация полива)
Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репки кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать силу)

Замесила бабушка не булку, не оладушки,
(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево – вправо)
Доставала из печи,  (приседания)
Не пирог, не калачи.  (повороты туловища влево – вправо, руки в стороны)
Как поставила на стол,  (наклон вперед и руки вытянуть)
Он от бабушки ушел. (прыжки)
Кто же бегает без ног? (Хлопки в ладоши)
Это желтый Колобок! (ходьба на месте)

Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание (у доски)

4.- Я буду показывать вам иллюстрации сказок, а вы внимательно посмотрите, и назовите мне сказку: 
Маша и медведь.  Волк и семеро козлят.  Заюшкина избушка.  Колобок.  Кот, Петух и лиса.  Красная шапочка.  Снегурочка.  Дюймовочка.  Три медведя.   Три поросенка.

5. Вокруг нас и там и тут сказки разные живут.
На полянке есть загадки,
Отгадайте без подсказки.
Называйте, посмелей,
Этих сказочных друзей! (назови героев сказки)

- Назовите имя сестрицы, у которой братец превратился в козлёночка? ( Алёнушка)
- Кто разбил яичко в сказке « Курочка ряба»? 
(мышка)
- Кто был первым, кого повстречал на пути колобок? 
(заяц)
- У Золушки с ножки, свалилась случайно.
Была не простою она, а хрустальной …
(туфелька)

- Всех важней она в загадке, хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки деду с бабкой помогла.
(Мышка "Репка")

- Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом.
Кто же были эти, маленькие дети?  (
Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

- Не лежалось на окошке,  Покатился  по дорожке.   («Колобок»)

- Ах ты, Петя, простота,  сплоховал немножко,

  Не послушался кота,  выглянул в окошко.    («Кот, петух и лиса»)

-  Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться?

   Очень вкусная вода,  в ямке от копытца.   («Сестрица  Алёнушка  и братец Иванушка»)

-  Красна девица, грустна,  ей  не нравится весна,

  Ей на солнце тяжко,  слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)

- По тропе, шагая бодро,  сами воду тащат вёдра. («По щучьему веленью»)

Молодцы ребята, отлично справились с заданиями, вы настоящая команда! Давайте покажем, какие мы молодцы!

 6. Ребята, смотрите, все сказочные картинки рассыпались, наверно не обошлось здесь без проделок злого волшебника,  давайте мы их соберем!

  Вы должны собрать и сказку назвать. 

7. Дидактическая игра «Отгадай сказку»

- Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)

- На сметане мешен, На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок, Покатился ...
(Колобок)

- У отца был мальчик странный, необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный, человечек деревянный,
На земле и под водой, ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он  длинный.  Кто же это?
(Буратино)

- Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Три медведя)

- Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит, добрый доктор ...
(Айболит)

В этом доме без забот, жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел потом, поломал звериный дом. (Теремок)

Воспитатель: Ребята вы так старались, правильно отвечали на вопросы, выполнили все задания  и мы сейчас попробуем открыть волшебный сундучок, посмотрим, что в нём - открываем, а там - для всех ребят подарок большая книга сказок.

- За ум и смекалку сказать спасибо я хочу,
Тем  кто трудился, тем кто старался - вот этот подарок вручу.

 Эта книга сказок для вас ребята.

-В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят вам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Калейдоскоп сказок"

Тема: «Калейдоскоп сказок»Цель: закреплять знания детей о русских народных сказках; развивать связную речь с помощью пересказа сказки; воспитывать любовь к художественной литературе.Материал:  ка...

Конспект занятия по развитию речи "Сундучок сказок"

Конспект занятия по развитию речи с детьми 2 младшей группы...

Конспект занятия по развитию речи "Сундучок сказок" младшая группа

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе «Сундучок сказок».Основная образовательная деятельность: речевое разв...

Конспект занятия по развитию речи "Сундучок сказок"

Конспект занятия по развитию речи "Сундучок сказок"...

Конспект занятия по развитию речи «Поляна сказок

Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.2. Развивать мышление, память, воображение.3.Воспитывать интерес и лю...

конспект занятия по развитию речи "Сундучок сказок"

Конспект занятия по развитию речи для младшей группы с использованием игровых технологий "Сундучок сказок"...