Консультация для воспитателей: «Методика обучения детей рассказыванию по картине»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Кравцова Оксана Геннадьевна

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: "Дайте ребёнку картину, и он заговорит".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методика обучения развитию речи у младших дошкольников»

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился.
Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т.д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники. 
Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически!

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанных неразрывных процесса.

В младшую группу приходят “домашние” дети, у многих из них не сформированы навыки самообслуживания. Наблюдая за детьми, мной было замечено, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, третьи — застегивать-расстегивать застежки-молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках.

Система работы по формированию речевой деятельности детей младшего возраста посредством развития мелкой моторики определяется целью и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами;
— общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.

детей.

 Наиболее эффективными формами организации образовательного процесса  являются:
1. Совместная деятельность педагога с детьми: использую дидактические игры, индивидуальную работу с детьми, сюжетно-игровые ситуации.
2. Самостоятельная деятельность деятельности детей постоянно работаю над пополнением предметно-развивающей среды, используя все центры активности, в которые сконцентрировала разнообразный материал по развитию мелкой моторике рук.
3. Взаимодействие с семьей:
— практикумы по проведению пальчиковых игр с детьми в домашних условиях;
— тематические консультации;
— папки – передвижки;
— выпуск памяток с упражнениями;
— родительские собрания, консультации, анкетирование;
— открытые просмотры НОД;
— привлечение родителей к изготовлению поделок и игрушек.

В работе по развитию речи у младших дошкольников можно использовать следующие задания:

1. Материал для заданий: Пособие по шнуровке «Сапожок».
Инструкция ребенку: «Продень шнурочек».
Умения ребенка: Продевать шнурок сквозь узкое отверстие.

2. Материал для заданий: Пирамидка (5колец).
Инструкция ребенку: «Собери пирамидку».
Умения ребенка: Нанизывать кольца на стержень.

3. Материал для заданий: Матрёшка (3-х местная).
Инструкция ребенку: «Собери матрёшку».
Умения ребенка: Соединять части матрёшки.

4. Материал для заданий: Тренажер с крышками (4 штуки).
Инструкция ребенку: «Открути крышечки, а теперь закрути их».
Умения ребенка: Закручивать (откручивать) крышки.

5. Материал для заданий: Мелкие предметы (бусинки, пуговки), ёмкость.
Инструкция ребенку: «Переложи из тарелочки бусинки в баночку».
Умения ребенка: Перекладывать предметы.

6. Материал для заданий: Пособие по шнуровке «Сапожок».
Инструкция ребенку: «Продень шнурочек».
Умения ребенка: Продевать шнурок сквозь узкое отверстие.

7. Материал для заданий: Пластмассовый шарик (диаметром 2см).
Инструкция ребенку: «Покатай шарик межу ладошками, а теперь пальчиками».
Умения ребенка: Катать шарик между ладонями, пальчиками.

С целью системного подхода к развитию мелкой моторики рук мной были классифицированы основные виды игр, заданий, упражнений:
1.Игры с использованием развивающих игрушек.
Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка.

Игрушки-шнуровки, различные пирамидки, кубики, конструкторы, (рамки, вкладыши), мозаики, игры тренажёры – молоточки.
Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки.
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

Также использую в своей работе игры со счётами, с прищепками, макаронами, мелкими игрушками, разнообразными болтиками, с пуговицами, крышечками, замочками, с застёжками — липучками.

Применяю экспериментирование с материалами и веществами, игры с природными материалами: с речными камешками, с шишками, с желудями, с фасолью, игры с песком.
Использую и нетрадиционные методы развития мелкой моторики, такие как аквагимнастика для пальчиков.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.

Изобразительная деятельность.
Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает изобразительная деятельность:
1. Рисование – это может быть раскрашивание, обведение трафаретов и т.д. Применяю на занятиях способы нетрадиционного рисования. Ребята с удовольствием рисуют пальчиками, ладошками.
2. Лепка из пластилина, глины, слоеного теста. Во время лепки развивается не только мелкая моторика рук, но и навыки ручного труда. Дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт.
Провожу кружковую работу по пластилинографии «Пластилиновое чудо»:
— мнем и отщипываем;
— надавливаем и размазываем;
— скатываем шарики, раскатываем колбаски;
— режем на кусочки;
— лепим картинки
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рассказыванию по картине"

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства....

Консультация для воспитателей: "Методика обучения детей рассказыванию по картине"

Картина-один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства...

Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рассказыванию по картине"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13616242","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"338","width":"450"}}]]...

Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рассказыванию по картине"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18928978","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рассказыванию по картине"

quot;Методика обучения детей рассказыванию по картине"...

Консультация для воспитателей: "Методика обучения детей рассказыванию по картине".

Структура занятия:1. Часть-вводная2. Часть-основная.3. Часть -итог занятия....