Консультация для воспитателей «Играя, развиваем речь» (первая младшая группа)
С года до 3-х лет ребёнок активно исследует пространство (верх – низ, вперёд – назад, осваивает время (день – ночь, утро – вечер, учится работать по образцу, происходит активное накопление слов и формирование лексической базы речи, накопление и обобщение первого опыта, появляется самосознание (Я) и (Я сам).
В это время словарь детей обогащается существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, транспортных средств, овощей, фруктов, домашних животных; глаголами, обозначающими трудовые действия (пылесосить, стирать, действия, противоположные по значению (открывать – закрывать, действия, характеризующие взаимоотношения людей9 помочь, пожалеть, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов; наречиями (близко, далеко, высоко).
Огромные возможности для знакомства и использования всех этих слов даёт игра. Многие игры в это время имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). В играх детей третьего года жизни уже проявляются те черты, которые получают развитие впоследствии: подражание взрослым, создание игровых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающим. На третьем году начинает развиваться воображение, в игре появляется роль, а к концу третьего - несложный сюжет. В этот период происходит переход к настоящей дошкольной игре. Ребёнок третьего года жизни способен ставить в игре посильную цель, прилагать усилия к её достижению, находить способы выполнения задуманного. Следовательно, в этом возрасте развиваются мышление и воображение. Однако игры маленьких детей возникают в основном под влиянием зрительных образов: ребёнку требуется пример для подражания. Действия, которым надо обучит малыша, воспитатель может проделать с куклами и другими игрушками, причём ненавязчиво, не принуждая незамедлительно поступать так же, а лишь влияя на воображение и чувства ребёнка. Игрушки можно использовать и для наглядного напоминания: маленькая ёлочка вызовет желание повторить новогодний праздник, игрушечное пианино - устроить музыкальное занятие. При этом воспитатель должен побуждать ребёнка не только производить игровые действия, но и сопровождать их несложными словестными комментариями. Практика показала, что не только трёхлетние, но и двухлетние дети находят разнообразное применение игрушке - материалу, особенно важной для развития фантазии, изобретательности (лоскуты материи, дощечки, картонные коробки). Малыши быстро осваивают этот материал: лоскуты превращаются в одеяло или косынку, коробки – в кровать или кастрюлю. Необходимость подобного материала диктуется и тем, что в этом возрасте дети, как уже говорилось, сами заменяют один предмет другим. Для маленького ребёнка особенно важно доброжелательное отношение к его игре взрослых, их помощь, участие, руководство. Воспитатель должен уделять внимание каждому ребёнку, следить за тем, чтобы он нашел себе любимую игрушку, чтобы ему было радостно и весело. В работе с детьми третьего года жизни используют многие обучающие игры. Рекомендуется проводить сюжетно - строительные игры, игры с куклами, игры - драматизации. В первых совместных играх - драматизациях дети активно усваивают ролевые отношения, учатся говорить за персонажей сказки: мышку, медведя, изменяя интонацию, темп речи, эмоциональную окраску. В обучающих играх с детьми продолжают уточняться, расширяться знания малышей о назначении предметов, о действиях с ними. Важно побуждать детей к замене хорошо известных действий, предметов словом. Речь не только сопровождает игру, но и включается в неё как способ решений игровых задач. Например: педагог совместно с детьми строит кукольный дом, устраивает обед. Но каждую куклу нет необходимости кормить, эту ситуацию необходимо пояснять словами: «Наша семейка ест вкусный суп, котлеты, пьёт сладкий компот. Маленькая Алёна попросила добавки. Дадим ей?» (Воспитатель обращается к детям). Дети предлагают: «Пей, Алёнушка!». На занятиях с детьми третьего года жизни можно организовать чтение потешки «Водичка, водичка, умой моё личико…». Проиграв ситуацию с детьми, рассказав потешку, умывая при этом куклу, воспитатель спрашивает детей: «Что стало с глазками у куклы? (заблестели). А щёчки? (розовеют). Стал смеяться роток?» Дети отвечают на вопросы хором или индивидуально. Далее педагог ставит картинки, на которых изображены девочка, мальчик, собака, кошка, спрашивает: «Кто умеет умываться? А кто лижет шерстку язычком?» Уточняет и обобщает ответы детей, при необходимости поправляя неправильное произношение слов детьми. Таким же образом речь сопровождает все игры малышей. Задача педагога не только расширять словарный запас детей, но и побуждать использовать усвоенные уже слова в самостоятельной речи, в том числе сопровождая свои игровые действия.