Консультации для родителей
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зинченко Елена Алексеевна

"Ребёнок и книга".

Памятка для родителей по проведению речевых упражнений в домашних условиях "Играем дома"

"Игры по развитию речи"

"Речевое развитие детей 5-6 лет"

"Развитие памяти у детей дошкольного возраста"

"Главные направления детей старшего дошкольного возраста"

"Как и что читать ребенку в 2-3 года?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

по проведению речевых упражнений

в домашних условиях

ИГРАЕМ ДОМА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

Речь отца, матери и всех членов семьи-это первый образец, кому подражает ребёнок. Родители! Вы - первые учителя родного языка для своего ребёнка! Семья – первая школа!

«Культурное  воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности , когда он научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить…»

                                                         А. С. Макаренко



Предварительный просмотр:

Игры по развитию речи.

«Кто как разговаривает?»

 Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

 Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Подскажи словечко»

 Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

 Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог:-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог:-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый

«Что происходит в природе?»

 Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

 Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.

 

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.педагог:- Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

«Из чего сделано?»

 Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные

«Разложи по полочкам»

Цель: ориентировка в пространстве.

Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

«Кто кем был?»

 Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

 Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком

«Какой овощ?»

 Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

 Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

«Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

 Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

 Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

 Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

«Чья голова?»

 Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. Урыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

 Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

 Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

«Подбери признаки»

 Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

«Животные и их детёныши»

 Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

 Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»

 Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. педагог:-Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска

. Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог: Дети: Огурец, помидор-Овощи.

«Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

«Близко-далеко»

 Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.

 Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

«Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.

«Угадай, кто позвал?»

Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ТЕМА «РЕБЕНОК И КНИГА»

C:\Users\admin\Desktop\151220152354.jpg

Книга - это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга - это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг. Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

Рекомендации по приобретению литературы:

  1. Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их
    рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок». Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке.
    На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, 

З. Александровой.

  1. У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений. В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.
  2. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова. Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.

Советы для родителей.

  • Чаще говорите о ценности книги;
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
  • Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
  • Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
  • Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
  • Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
  • Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
  • Чаще устраивайте семейные чтения. 

Рекомендации  для чтения во второй младшей группе (3-4 лет)

- Песенки, потешки: «Пальчик-мальчик..», «Ночь пришла..», «Сорока, сорока..», Тили-бом! Тили-бом!...», «Как у нашего кота…», «Жили у бабуси..», Кисонька-мурысенька..», «Травка-муравка», «Дождик, дождик, пуще..», «Божья коровка..», «Радуга-дуга…»

- Сказки: «Рукавичка», «Коза-дереза», «Два жадных медвежонка», «У солнышка в гостях», «Пых», Лесной мишка и проказница мышка», «Петух и лиса», «Колобок», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок – черный бочок, белые копытца», «У страха глаза велики.

- Поэзия: К. Бальмонт. «Осень»,  А. Блок. «Зайчик», А. Плещеев. «Осень наступила», «Весна», А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!», «Свет наш солнышко!», С. Черный «Приставалка», «Сказка об умном мышонке», К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Айболит», «Что такое хорошо, что такое плохо?».


Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка. (Аркадий Марков)



Предварительный просмотр:

http://urf.podelise.ru/tw_files2/urls_7/97/d-96155/96155_html_m6ecc550d.jpg

Консультация для родителей

«Речевое развитие ребенка 5–6 лет»

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем основные характеристики речи детей 5-6 лет.

Словарь детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это деревья, кустарники, травы, цветы.

В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует

искать свои способы воздействия на ребенка: для одних это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.http://urf.podelise.ru/tw_files2/urls_7/97/d-96155/96155_html_m6ecc550d.jpg

Грамматический строй речи детей 5-6 лет

На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.) .

Звуковая культура речи детей 5-6 лет

Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:

- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;

- усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;

- выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок) ;

- овладеть делением слова на слоги.

Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть

физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.http://urf.podelise.ru/tw_files2/urls_7/97/d-96155/96155_html_m6ecc550d.jpg

Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук жуззит).

Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).

Связная речь детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие взрослые относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его мнению и учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать

сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.http://urf.podelise.ru/tw_files2/urls_7/97/d-96155/96155_html_m6ecc550d.jpg

На сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи детей 5-8 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.

Подготовка к обучению грамоте

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Взрослым необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, - сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка. Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.

Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определенные последовательные этапы:

- всестороння работа со звуком;

- знакомство с образом буквы и закрепление его;

- формирование техники чтения.

В старшей группе начинается серьезная работа по подготовке к обучению чтению и письму, которая будет продолжена и в следующей возрастной группе.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:
«Развитие памяти у детей дошкольного возраста»

 Многие родители беспокоятся, что у ребенка плохая память. Но так ли это, и как развивать память дошкольника, чтобы малыш соответствовал в развитии своему возрасту?

 Если ваш ребеночек посещает детский сад или, то воспитатели и педагоги регулярно проводят целенаправленные занятия, чтобы развитие памяти детей дошкольного возраста происходило естественно, планомерно и постоянно.

 Память – это психический процесс, при помощи которого человек воспринимает, обрабатывает, сохраняет и воспроизводит информацию. Если на каком-то из перечисленных участков происходит сбой или возникают неполадки, то у ребенка могут возникнуть трудности в обучении. Занимаясь с ребенком дома, следует учитывать не только возрастные и физиологические, но и индивидуальные особенности вашего ребенка.

 Различают память произвольную и непроизвольную. Произвольная память требует для запоминания сознательных усилий, концентрации, некоторого напряжения воли. Непроизвольная память  - когда запоминание происходит без каких-либо усилий. Обычно, если материал или информация интересна человеку, то он ее запоминает быстро и надолго. Поэтому, чтобы обучение способствовало запоминанию информации, оно должно быть запоминающимся, ярким и интересным. Именно такие занятия любят дошкольники.

Наверняка вы замечали, что детская память своеобразна и пластична Какие-то реплики героев мультфильмов, слова (часто неприличные), фразы из рекламы просто сами «липнут» к ребенку. Малыш не прикладывает никаких усилий, чтобы запомнить какой-либо услышанный от старших детей стишок или песенку. Он обратил внимание, и запомнилось как бы само. На самом деле, информация была интересна ребенку, она произвела на него впечатление, включилось непроизвольное запоминание, и информация ушла в глубокие слои сознания. Используя механизмы непроизвольной памяти, можно и нужно максимально эффективно организовать развитие памяти детей дошкольного возраста. Например, если вы с ребенком рассматриваете картинки и рассказываете ему, что на них изображено, то ребенок принимает пассивное участие в обучении. Но если вы предложите малышу активно включиться в процесс восприятия, самому выбрать картинки на какую-то тему, классифицировать их, самому подобрать слова и т.д., то ребенок запоминает такую информацию гораздо лучше.

 

Произвольная память начинает складываться к годам четырем-пяти. Это означает, что в 4-5 лет ребенок может запомнить информацию при помощи сознательных усилий, т.е. воли. Сначала малыш видит только большую задачу перед собой: выучить стихотворение. Он еще не владеет способами запоминания, но постепенно обучается приемам запоминания при помощи многократного повторения.

Сначала повторяет строки, затем строфы, объединяет парами, увеличивает объем, улавливает связь, создает смысловую цепочку и вот – стихотворение выучено! Ребенок усвоил новый навык: чтобы запомнить, нужно повторить несколько раз и выстроить смысловую последовательность.

 Наиболее благоприятные условия для развития памяти детей дошкольного возраста создает игра. Именно в игре, как основном виде деятельности дошкольника, он учится оперировать своей памятью, когда запоминание и воспроизведение являются обязательным условием выполнения взятой на себя роли. Например, если вы будете специально заучивать с малышом слова, которые использует покупатель в магазине для совершения покупок, то никогда не сможете выучить такой большой объем, как если бы ребенок в игре исполнял роль покупателя.  

Чтобы развивать память ребенка,следует как можно чаще задавать малышу вопросы о прочитанном, увиденном, услышанном. Например, послепрочтения сказки можно спросить:

- как зовут героев?

- что происходило в сказке?

- кто что делал, что сказал, во что был одет?

- кто тебе понравился больше и почему?

Этими простыми вопросами вы не только возвращаете ребенка к прочитанному, но и, опираясь на его память, учите малыша рассуждать, развиваете речевую активность и словарный запас. 

Важным аспектом в развитии памяти дошкольников является то, что постепенно память начинает способствовать формированию личности ребенка. Ребенок начинает запоминать себя и помнить себя. Он интересуется своим прошлым и часто просит взрослых: «Расскажите, какой я был маленький». Ребенку становится важна связь между прошлыми событиями и настоящими. Таким образом, происходит совершенствование и развитие памяти детей дошкольного возраста и становление его внутреннего мира.

 

Существуют различия в развитии процессов памяти у девочек и мальчиков, которое заключается в разном темпе развития правого и левого полушария. У девочек раньше и быстрее проявляются функции левого полушария, а у мальчиков - правого, которое отвечает за образную память. Левое полушарие отвечает за словесно-логическую память. 

Уважаемые родители! Предлагаю вам игры, направленные на развитие памяти дошкольников

Развитие произвольной зрительной памяти

Игра «Запомни и нарисуй»

Ход игры: Ребёнку предлагается посмотреть и запомнить, как матрешка украсила свой платок . Допускается обведение узора ручкой или карандашом. А затем ребёнку предлагается украсить свой платок тем же узором.

Рисование узора по памяти.

Ход игры: На листе нарисован узор. Предложить ребёнку в течение 1 минуты посмотреть на этот узор. Затем узор убрать и попросить  воспроизвести его по памяти. (Также развивается внимание и мелкая моторика)

Игра «Рассеянный Антошка»: Родитель просит ребенка внимательно посмотреть на картинку, а затем нарисовать ее по памяти. После ребенок рассказывает, что он нарисовал, что мальчик надел не так. Очень важно, чтобы ребенок сравнил свой рисунок с образцом и сделал вывод о том, все ли он хорошо запомнил.

Игра «Нарисуй по памяти картинки»: Родитель демонстрирует несколько картинок, на каждой из которых комбинация из геометрических фигур (можно начать с 3 картинок, постепенно увеличивая их количество). Каждая картинка предъявляется на время от 5 до 10 сек, после предъявления всех картинок мама (папа) просит ребёнка нарисовать все, что запомнил. Данное задание можно изменить, воспользовавшись набором карточек, на каждой из которых различные последовательности геометрических фигур. Ребенок воспроизводит последовательность после предъявления карточки.

Расширение объема слуховой памяти

Упражнение «Каскад слов (цифр)»

Упражнение, аналогичное предыдущему, на материале цифр (можно использовать на формировании элементарных математических представлений). Можно варьировать сложность заданий за счет дополнительных инструкций типа: «Повтори цифры в обратном порядке».

Игра «Я положил в мешок»:

Ход игры: взрослый, начиная игру, говорит: «Я положил в мешок яблоки», следующий повторяет сказанное и добавляет свое и т.д. до тех пор, пока воспроизведение всей цепочки станет недоступным для детей. Содержимое мешка можно менять в зависимости от темы занятия.

Игра «Гуляем по саду (лесу, огороду и т.п.)»

Цель игры: Развитие непроизвольной зрительной памяти.

Ход игры: продемонстрировать детям изображение сада (без установки на запоминание), затем попросить детей перечислить, какие деревья, кустарники, овощи им встретились. Затем можно показать карточки с изображением различных растений и попросить выбрать только те, которые были названы. Убрать карточки и попросить детей перечислить растения в том порядке, в котором они были названы.

Развитие продуктивности зрительной памяти (скорость запоминания, точность воспроизведения, прочность сохранения)

«Копируем художника». Детям предлагается как можно быстрее запомнить рисунок, состоящий из линий, точек, геометрических фигур, расположенных в беспорядке, а затем воспроизвести его на чистом листе бумаги по памяти. Возврат в памяти к заданиям недельной давности и ранее (к зрительному материалу, например, предлагается вспомнить, какие животные были на картине, которую показывал педагог на прошлом занятии и т.д.).

За 1 минуту запомнить как можно больше деталей изображения.

Активизация двигательной памяти ребенка

Игра «Кукловоды».

Вариант 1. Родитель (папа или мама -«кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один — «кукловод», другой — «кукла».

Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

Развитие мелкой моторики

Игра «Не урони!» (со счетными палочками)

Ход игры: палочки высыпают из коробочки, пустую коробочку, ставят на стол вертикально. Ребенок берет 2 палочки большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробочку, стараясь не уронить.

Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает палочки на другую коробочку. Если справился, то пробует проделать, то же средним и большим пальцами обеих рук (попеременно). И далее — безымянным и большим, мизинцем и большим. (Если хоть одна палочка упадет, надо начинать сначала.)

Если удалось все проделать до конца успешно, добавляется еще одна палочка (2 + 1 = 3 палочки и т. д.).

Развитие навыка сосредоточения

Игра «Волшебный круг».

Родитель предлагает детям направить «лучик своего внимания» на нарисованную в круге звездочку («старайтесь не отвлекаться, смотрите только на звездочку…») и удерживает их внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд); затем переводит «лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик.., затем на палочку… и, наконец, в точку.

Игра «Слухачи».

Детям предлагается послушать звуки, которые «живут» только в зале, затем переключить слуховое внимание на звуки, «живущие» в спальне, затем — на звуки на дороге…

По окончании цепочки переключения слухового внимания обсудить с детьми все услышанные ими звуки.



Предварительный просмотр:

                         Консультация для родителей:

«Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним.

Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, далее ему будет трудно, и, в первую очередь, при поступлении в школе и обучении в начальных классах, ведь общение, как с другими детьми, одноклассниками, так и с педагогами и другими взрослыми будет также сильно затруднено. В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно. А так как общение является непременным условием для развития детей старшего дошкольного возраста в целом, то формированию данного психического процесса необходимо уделять особенно большое внимание. Детский сад предусматривает различные программы и технологии обучения детей, в том числе направленные на развитие речи и словаря дошкольника, особенности обучения родному языку. Это, пожалуй, явные особенности речевого развития и обучения в дошкольном учреждении.

Речь детей шестого года жизни характеризуется повышением уровня развития речи. Накапливается значительный запас слов, расширяется качественная сторона речи, т.е. сходные или противоположные по значению понятия, а так же многозначных. В этом возрасте формируется важнейший этап речевого развития – этап усвоения грамматической системы языка и вырабатывается умение контролировать свою речь. В этом возрасте формируется потребность в диалоге, развивается диалогическая речь. Развивается умение подбирать нужное содержание и форму его выражения. Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего возраста является активное усвоение разных типов текстов – описание, повествование, рассуждение. Дети учатся пользоваться интонационными средствами выразительности, пользоваться грамматическими категориями словообразования и словоизменения. В связи с этим возникают трудности в правильном образовании грамматических категорий. Затруднения в построении сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи предложений в высказывании.

Выявление уровня речевого развития детей важно также при определении школьной зрелости, ибо полноценное овладение родным языком – важнейшая предпосылка успешности в налаживании взаимоотношений с учителем, сверстниками, в усвоении всего того объёма новой информации, которая преподносится детям в словесной форме.

В обучении детей развитию речи выделяются три направления: структурное (формирование звуковой, грамматической стороны речи); функциональное (формирование диалогической монологической речиречевого общения); когнитивное или познавательное (развитие элементарного познания явлений языка, речи).

Исследования показали, что наибольшая эффективность при овладении любыми структурными составляющими речи достигается при условии, что дети вовлекаются в активную работу по составлению разных вариантов речевых единиц, их изменению и образованию.

В исследованиях второго направления можно найти более четкие критерии связной речи, чем просто ее логичность, последовательность. В качестве основного показателя связности принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

Если в исследованиях первого и второго направлений общение и осознание языковых явлений вступают только как одно из условий успешного усвоения элементов лексики, грамматики, то исследования третьего направления прямо нацелены на формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят.

В основе развития речи лежит активный творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому развитию. Центральная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного познания явления языка и речи. Грамматический строй – логика языка, его организующее начало, обеспечивающее использование всех его средств в связной речи. Исследователи детской речи выделяют два взаимосвязанных процесса в освоении грамматики: подражание и языковое обобщение. О важной роли языковых обобщений в освоении грамматики свидетельствуют инновации в сфере словоизменения и словообразования. Языковые инновации – свидетельство того, что ребенок усвоил значение грамматических элементов и правила оперирования ими и применяет эти правила в новой проблемной ситуации.

Один из важных показателей обще речевого развития ребенка – его инициативная речь. Она возникает чаще всего в условиях общения со взрослыми и сверстниками как средство выражения его потребностей. Инициативная речь, таким образом, может служить не только показателем речевого развития ребенка, но и косвенной характеристикой сферы его потребностей.

Основной целью работы педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы научить детей пользоваться диалогической и монологической речью как формой речевого общения. Диалогическая речь – это один из компонентов связной речи. В процессе образовательной деятельности над этой формой работы у детей формируются представления о структуре высказывания, использования средств связи слов и предложений, обеспечивающие его целостность, его логическую последовательность. Также дети упражняются в построении предложений типичным способом форм словообразования и словоизменения. В диалогической речи совершенствуются и другие важные компоненты – речевой слух, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность, закрепляются навыки правильной выразительной речи.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...