Влияние дидактических игр на речь дошкольников.
консультация по развитию речи

В настоящее время наблюдается рост количества дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение.                                                                                                                       А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи детей - дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые используются не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм я включаю в любые другие занятия, использую их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же рекомендую родителям использовать чаще такие игры дома. Работа по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста осуществляется во всех возрастных группах с использованием дидактических игр и упражнений. Содержание игр определяется возрастом детей и программными требованиями.

Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных форм.                                                                      

 Структурные компоненты дидактической игры это:

- дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;

- игровые правила;

- игровые действия;

- окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные.                                 

 Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают мне управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи -  и для меня позволяют незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной нужной задачи.

Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях.                                                                                               

 Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны .

Подведение итогов провожу сразу по ее окончанию.                                              

Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.               

 У детей дошкольного возраста можно активизировать словарный запас, формировать правильное звукопроизношение, формировать грамматический правильный строй речи, развивать связную речь, творчество, инициативу, если                                                                                                                                        

 1. Подобрать дидактические игры в соответствии с воспитательными задачами;

2. Проводить дидактические игры в системе;

3. При проведении дидактических игр с детьми использовать правильную их организацию.                                                                                                                  Игры для формирования грамматического строя речи могут быть предметные и словесные. Игры предметного характера (с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве использую в младшем возрасте, словесные (построены на словах и действиях играющих) эти игры я чаще использую в старшем дошкольном возрасте. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваю с детьми, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:

1. Игры и упражнения на словоизменение:

- учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: "Чего не стало?", «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.;

- употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру );

- правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. ("Какой?, Какая?, Какое?", "Кто что делает?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете");

- различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых "трудных" глаголов: хотеть, звонить, бежать и др.( "Вы хотите? - Мы хотим".                                                                                                                     

 2. Игры и упражнения на словообразование:

Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:

- Образование названий детенышей животных.

- Образование названий профессий.

- Образование названий посуды.

- Образование однокоренных слов.

В области словообразования  учу детей создавать новые (однокоренные) слова с помощью:

- суффиксов: заяц - заинька, зайчонок;

- приставок: шить - пришить, зашить, вышивать;

- смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т.п.

В процесс обучения я включаю игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик – котище. Учу ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?  

3. Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи:

Как уже подчеркивала я раннее, овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…". Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?" и др.

Работу по формированию грамматического строя речи детей, в том числе и по устранению грамматических ошибок в детской речи веду по двум направлениям: на занятиях и в повседневной жизни детей.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНСТВЕННОЕ И

 

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

 

Упражнение «А что у вас? ».

Наглядный материал: на каждом столе одна картинка.

Ход игры: воспитатель спрашивает: “ Что у вас на картинке? ”. Дети

отвечают:

- У меня флаг

- У меня флаги.

- У меня дом.

- У меня дома и т. д.

Упражнение «Один - много».

Наглядный материал: картинки по числу детей с изображением одного или

нескольких предметов.

Ход игры: воспитатель раздаёт картинки. Просит назвать предметы,

нарисованные на картинках. Дети отвечают:

- У меня окно.

- У меня окна и т. д.

Упражнение «Магазин».

Цель: практическое усвоение множественного числа, составление

предложений с союзом а.

 

Ход игры: на игровом поле расположены 3 – 4 куклы, 3 – 4 мишки и т. д. У

воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со

стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:

- У меня мяч, а в магазине мячи и т. д.

Упражнение «А что у вас? ».

Наглядный материал: у каждого ребёнка картинки с изображением

предметов во множественном числе. У воспитателя те же картинки но с

изображением предметов в единственном числе.

Ход игры: воспитатель говорит: “ У меня кукла. А у вас? ”. Ответы детей:

- У меня куклы и т. д.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

Упражнение «Магазин».

Наглядный материал: игрушки.

Ход игры: воспитатель говорит детям, что он будет продавец, а они

покупатели. Спрашивает поочерёдно: “Что ты купишь? ”. Дети отвечают:

- Я куплю мяч.

- Я куплю куклу и т. д.

Упражнение «Закончи предложение».

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры: воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его

существительным в винительном падеже без предлога:

- Папа читает … /книгу/.

- Зоя ловит … /бабочку/ и т. д.

Упражнение «Кто кого обогнал».

Наглядный материал: магнитный театр / девочка, мальчик, кошка, собака/.

Ход игры: фигурки на полотне расставлены парами. Их положение всё время

меняется. Воспитатель спрашивает: ” Кто кого обогнал? ”. Дети отвечают:

- Петя обогнал Риту и т. д.

Упражнение «Кто что делает».

 

Наглядный материал: картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными

предметами на разных планшетах.

Ход игры: воспитатель спрашивает ребёнка: ”Что ты видишь на картинке? ”.

Ребёнок отвечает:

- Я вижу собаку, кошку, мальчика и т. д.

Драматизация сказки «Человек и животные».

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простыми распространёнными

предложениями, правильно употреблять форму винительного падежа;

закрепить навык диалогической речи.

Наглядный материал: шапочки, изображающие головы лошади, коровы,

овцы, собаки, курицы, петуха.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу.

- А что вы умеете делать? – спросил человек.

Лошадь сказала:

- Я буду возить грузы.

Овца сказала:

- Я буду давать шерсть.

Собака сказала:

- Я буду охранять дом.

Курица сказала:

- Я буду нести яйца.

Петушок сказал:

- Я буду рано всех будить.

- Хорошо, я дам вам работу, - сказал человек.

На вопросы воспитателя дети должны ответить предложением сказки с

использованием существительных в винительном падеже:

- Я буду возить грузы и т. д.

Упражнение «У Заиньки День рождения».

 

Наглядный материал: картинки.

Ход игры: воспитатель говорит:

- У Заиньки День рождения. Он приготовил разные угощения. /показывает

картинки: орехи, рыбка, мёд/. Угадайте, кому Зайка приготовил орехи?

Дети отвечают:

- Орехи – белке.

- Рыбку – лисе.

- Мёд – мишке.

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНСТВЕННОГО И

МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

Игра «Чего не стало? ».

Наглядный материал: игрушки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям посмотреть 3 – 4 игрушки,

запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 -2 игрушки и

спрашивает: ” Чего не стало? ”. Дети отвечают:

- Не стало мишки, куклы и т. д.

Игра «Желание».

Наглядный материал: стакан чая, воды, молока, компота.

Ход игры: воспитатель начинает фразу, дети её заканчивают:

- Я выпью … /стакан молока/.

- Я выпью … /стакан воды/и т. д.

Игра «Угадай дерево по листу».

Наглядный материал: карточки с листьями знакомых деревьев.

Ход игры: воспитатель показывает карточку одну за другой и спрашивает,

какому дереву принадлежит этот лист. Даёт образец ответа:

- Этот лист / ветка/ берёзы.

- Этот лист липы и т. д.

Упражнение «Кого кормит девочка».

 

Наглядный материал: магнитный театр / девочка с лукошком, куры, гуси,

утки/.

Ход игры: воспитатель задаёт вопросы в соответствии с ситуацией: “Кого

кормит девочка? ”.

Дети отвечают:

- Девочка кормит кур и т. д.

Упражнение «Теремок».

Наглядный материал: теремок, игрушки – зверята: медвежата, мышата,

лисята.

Ход игры: Воспитатель говорит:

- Кого хотите видеть?

- Я хочу видеть медвежат, лисят и т. д.

Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ТВОРИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

Упражнение «Что с чем?

Наглядный материал: картинки – ящик с яблоками; мешок с грушами.

Ход игры: воспитатель выставляет картинки на полотно и спрашивает: “ Что

с чем? ”. Дети отвечают.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В КОСВЕННЫХ ПАДЕЖАХ С

 

ПРЕДЛОГАМИ

 

Упражнение «Что ты любишь? ».

Цель: активизация в речи предлога с.

Ход игры: воспитатель начинает фразу:

- Красное платье у кого?

- У Зины.

- Синий флажок у кого?

- У Саши и т. д.

Упражнение «На чём дети катаются».

 

Наглядный материал: сюжетные картинки / лыжи, санки, коньки, самокат,

велосипед, машина/.

Ход игры: дети по картинкам составляют предложения с союзом на.

- Мальчик катается на самокате.

- Вера едет на машине. И т. д.

Упражнение «На чём дети катаются».

Цель: активизация в речи предлога у.

Ход игры: воспитатель начинает фразу:

- Красивое платье у кого?

- У Зины.

- Синий флажок у кого?

- У Сани. И т. д.

Упражнение «Где Петрушка? ».

Наглядный материал: кукольная мебель, кукла Петрушка.

Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает

на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван. Дети объясняют, где

Петрушка:

- Петрушка сидит на стуле. И т. д.

 

СОГЛАСОВАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ И

 

МЕСТОИМЕНИЯМИ В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ; С ГЛАГОЛАМИ

 

– В ЧИСЛЕ, РОДЕ.

 

Игра «Картинки».

Цель: упражнять детей в родовой принадлежности существительных /какой,

какая, какое? /.

Наглядный материал: набор картинок /стул, карандаш, апельсин, лимон,

помидор, котёнок, цыплёнок, щенок, шапочка, кастрюля, груша, колесо,

большое ведро, маленькое ведро, деревце, блюдце, яблоко, пальто, молоко/.

Ход игры: воспитатель говорит:

 

- У меня в коробке много картинок. Вы мне будите показывать картинку, а я

назову, что на ней нарисовано /большое яблоко, голубая чашка, красный

помидор/. Теперь я буду показывать картинки, а вы будете их называть.

Названные картинки воспитатель откладывает на стол. Игра заканчивается,

когда все картинки будут названы.

Игра «Кто с кем».

Наглядный материал: картинки – животные и их животные.

Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает детям

ответить на вопрос: “ Кто с кем вышел на полянку?

- Лиса с лисёнком.

- Зайчиха с зайчёнком и т. д.

Игра «Где мишка искал свой мяч».

Цель: привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных

отношений между предметами, активизировать их в речи, предлоги под, за,

на, около, с. Учить детей изменять падежное окончание существительных

при употреблении различных предлогов /на стуле, под стулом, около стула /.

Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают.

- Что делает мишка? /Мишка спит/.

- Где спит мишка? /На кровати/.

- Что сейчас делает мишка? /Мишка встал/.

- Он проснулся. Разве он уже встал с кровати? /Не встал, ещё сидит/.

- Где он сидит? / На кровати/.

Воспитатель говорит, что мишка хочет поиграть в мяч, а мяч куда-то

закатился. Начинаются поиски мяча. Мишка заглядывает под кровать, под

стол, под шкаф, под диван, он ищет мяч за диваном, за шкафом, за буфетом,

он заглядывает в шкаф, в буфет, затем на буфет, на шкаф и, наконец, находит

мяч в корзине.

По ходу игры задаются вопросы:

- Куда теперь пошёл мишка?

- Что он делает?

- Почему он наклонился?

- Где он сейчас ищет мяч?

 Таким образом, можно  утверждать, что дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_didakticheskih_igr_na_rech_doshkolnikov.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние дидактических игр на речь дошкольников.

В настоящее время наблюдается рост количества дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение.                                                                                                                       А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи детей - дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые используются не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм я включаю в любые другие занятия, использую их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же рекомендую родителям использовать чаще такие игры дома. Работа по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста осуществляется во всех возрастных группах с использованием дидактических игр и упражнений. Содержание игр определяется возрастом детей и программными требованиями.

Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных форм.                                                                       Структурные компоненты дидактической игры это:

- дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;

- игровые правила;

- игровые действия;

- окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные.                                   Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают мне управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи -  и для меня позволяют незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной нужной задачи.

Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях.                                                                                                Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны .

Подведение итогов провожу сразу по ее окончанию.                                              Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.                

 У детей дошкольного возраста можно активизировать словарный запас, формировать правильное звукопроизношение, формировать грамматический правильный строй речи, развивать связную речь, творчество, инициативу, если                                                                                                                                         1. Подобрать дидактические игры в соответствии с воспитательными задачами;

2. Проводить дидактические игры в системе;

3. При проведении дидактических игр с детьми использовать правильную их организацию.                                                                                                                  Игры для формирования грамматического строя речи могут быть предметные и словесные. Игры предметного характера (с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве использую в младшем возрасте, словесные (построены на словах и действиях играющих) эти игры я чаще использую в старшем дошкольном возрасте. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваю с детьми, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:

1. Игры и упражнения на словоизменение:

- учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: "Чего не стало?", «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.;

- употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру );

- правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. ("Какой?, Какая?, Какое?", "Кто что делает?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете");

- различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых "трудных" глаголов: хотеть, звонить, бежать и др.( "Вы хотите? - Мы хотим".                                                                                                                      2. Игры и упражнения на словообразование:

Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:

- Образование названий детенышей животных.

- Образование названий профессий.

- Образование названий посуды.

- Образование однокоренных слов.

В области словообразования  учу детей создавать новые (однокоренные) слова с помощью:

- суффиксов: заяц - заинька, зайчонок;

- приставок: шить - пришить, зашить, вышивать;

- смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т.п.

В процесс обучения я включаю игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик – котище. Учу ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?  

3. Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи:

Как уже подчеркивала я раннее, овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…". Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?" и др.

Работу по формированию грамматического строя речи детей, в том числе и по устранению грамматических ошибок в детской речи веду по двум направлениям: на занятиях и в повседневной жизни детей.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНСТВЕННОЕ И

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Упражнение «А что у вас? ».

Наглядный материал: на каждом столе одна картинка.

Ход игры: воспитатель спрашивает: “ Что у вас на картинке? ”. Дети

отвечают:

- У меня флаг

- У меня флаги.

- У меня дом.

- У меня дома и т. д.

Упражнение «Один - много».

Наглядный материал: картинки по числу детей с изображением одного или

нескольких предметов.

Ход игры: воспитатель раздаёт картинки. Просит назвать предметы,

нарисованные на картинках. Дети отвечают:

- У меня окно.

- У меня окна и т. д.

Упражнение «Магазин».

Цель: практическое усвоение множественного числа, составление

предложений с союзом а.

Ход игры: на игровом поле расположены 3 – 4 куклы, 3 – 4 мишки и т. д. У

воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со

стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:

- У меня мяч, а в магазине мячи и т. д.

Упражнение «А что у вас? ».

Наглядный материал: у каждого ребёнка картинки с изображением

предметов во множественном числе. У воспитателя те же картинки но с

изображением предметов в единственном числе.

Ход игры: воспитатель говорит: “ У меня кукла. А у вас? ”. Ответы детей:

- У меня куклы и т. д.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

Упражнение «Магазин».

Наглядный материал: игрушки.

Ход игры: воспитатель говорит детям, что он будет продавец, а они

покупатели. Спрашивает поочерёдно: “Что ты купишь? ”. Дети отвечают:

- Я куплю мяч.

- Я куплю куклу и т. д.

Упражнение «Закончи предложение».

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры: воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его

существительным в винительном падеже без предлога:

- Папа читает … /книгу/.

- Зоя ловит … /бабочку/ и т. д.

Упражнение «Кто кого обогнал».

Наглядный материал: магнитный театр / девочка, мальчик, кошка, собака/.

Ход игры: фигурки на полотне расставлены парами. Их положение всё время

меняется. Воспитатель спрашивает: ” Кто кого обогнал? ”. Дети отвечают:

- Петя обогнал Риту и т. д.

Упражнение «Кто что делает».

Наглядный материал: картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными

предметами на разных планшетах.

Ход игры: воспитатель спрашивает ребёнка: ”Что ты видишь на картинке? ”.

Ребёнок отвечает:

- Я вижу собаку, кошку, мальчика и т. д.

Драматизация сказки «Человек и животные».

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простыми распространёнными

предложениями, правильно употреблять форму винительного падежа;

закрепить навык диалогической речи.

Наглядный материал: шапочки, изображающие головы лошади, коровы,

овцы, собаки, курицы, петуха.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу.

- А что вы умеете делать? – спросил человек.

Лошадь сказала:

- Я буду возить грузы.

Овца сказала:

- Я буду давать шерсть.

Собака сказала:

- Я буду охранять дом.

Курица сказала:

- Я буду нести яйца.

Петушок сказал:

- Я буду рано всех будить.

- Хорошо, я дам вам работу, - сказал человек.

На вопросы воспитателя дети должны ответить предложением сказки с

использованием существительных в винительном падеже:

- Я буду возить грузы и т. д.

Упражнение «У Заиньки День рождения».

Наглядный материал: картинки.

Ход игры: воспитатель говорит:

- У Заиньки День рождения. Он приготовил разные угощения. /показывает

картинки: орехи, рыбка, мёд/. Угадайте, кому Зайка приготовил орехи?

Дети отвечают:

- Орехи – белке.

- Рыбку – лисе.

- Мёд – мишке.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНСТВЕННОГО И

МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

Игра «Чего не стало? ».

Наглядный материал: игрушки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям посмотреть 3 – 4 игрушки,

запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 -2 игрушки и

спрашивает: ” Чего не стало? ”. Дети отвечают:

- Не стало мишки, куклы и т. д.

Игра «Желание».

Наглядный материал: стакан чая, воды, молока, компота.

Ход игры: воспитатель начинает фразу, дети её заканчивают:

- Я выпью … /стакан молока/.

- Я выпью … /стакан воды/и т. д.

Игра «Угадай дерево по листу».

Наглядный материал: карточки с листьями знакомых деревьев.

Ход игры: воспитатель показывает карточку одну за другой и спрашивает,

какому дереву принадлежит этот лист. Даёт образец ответа:

- Этот лист / ветка/ берёзы.

- Этот лист липы и т. д.

Упражнение «Кого кормит девочка».

Наглядный материал: магнитный театр / девочка с лукошком, куры, гуси,

утки/.

Ход игры: воспитатель задаёт вопросы в соответствии с ситуацией: “Кого

кормит девочка? ”.

Дети отвечают:

- Девочка кормит кур и т. д.

Упражнение «Теремок».

Наглядный материал: теремок, игрушки – зверята: медвежата, мышата,

лисята.

Ход игры: Воспитатель говорит:

- Кого хотите видеть?

- Я хочу видеть медвежат, лисят и т. д.

Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ТВОРИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

Упражнение «Что с чем?

Наглядный материал: картинки – ящик с яблоками; мешок с грушами.

Ход игры: воспитатель выставляет картинки на полотно и спрашивает: “ Что

с чем? ”. Дети отвечают.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В КОСВЕННЫХ ПАДЕЖАХ С

ПРЕДЛОГАМИ

Упражнение «Что ты любишь? ».

Цель: активизация в речи предлога с.

Ход игры: воспитатель начинает фразу:

- Красное платье у кого?

- У Зины.

- Синий флажок у кого?

- У Саши и т. д.

Упражнение «На чём дети катаются».

Наглядный материал: сюжетные картинки / лыжи, санки, коньки, самокат,

велосипед, машина/.

Ход игры: дети по картинкам составляют предложения с союзом на.

- Мальчик катается на самокате.

- Вера едет на машине. И т. д.

Упражнение «На чём дети катаются».

Цель: активизация в речи предлога у.

Ход игры: воспитатель начинает фразу:

- Красивое платье у кого?

- У Зины.

- Синий флажок у кого?

- У Сани. И т. д.

Упражнение «Где Петрушка? ».

Наглядный материал: кукольная мебель, кукла Петрушка.

Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает

на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван. Дети объясняют, где

Петрушка:

- Петрушка сидит на стуле. И т. д.

СОГЛАСОВАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ И

МЕСТОИМЕНИЯМИ В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ; С ГЛАГОЛАМИ

– В ЧИСЛЕ, РОДЕ.

Игра «Картинки».

Цель: упражнять детей в родовой принадлежности существительных /какой,

какая, какое? /.

Наглядный материал: набор картинок /стул, карандаш, апельсин, лимон,

помидор, котёнок, цыплёнок, щенок, шапочка, кастрюля, груша, колесо,

большое ведро, маленькое ведро, деревце, блюдце, яблоко, пальто, молоко/.

Ход игры: воспитатель говорит:

- У меня в коробке много картинок. Вы мне будите показывать картинку, а я

назову, что на ней нарисовано /большое яблоко, голубая чашка, красный

помидор/. Теперь я буду показывать картинки, а вы будете их называть.

Названные картинки воспитатель откладывает на стол. Игра заканчивается,

когда все картинки будут названы.

Игра «Кто с кем».

Наглядный материал: картинки – животные и их животные.

Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает детям

ответить на вопрос: “ Кто с кем вышел на полянку?

- Лиса с лисёнком.

- Зайчиха с зайчёнком и т. д.

Игра «Где мишка искал свой мяч».

Цель: привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных

отношений между предметами, активизировать их в речи, предлоги под, за,

на, около, с. Учить детей изменять падежное окончание существительных

при употреблении различных предлогов /на стуле, под стулом, около стула /.

Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают.

- Что делает мишка? /Мишка спит/.

- Где спит мишка? /На кровати/.

- Что сейчас делает мишка? /Мишка встал/.

- Он проснулся. Разве он уже встал с кровати? /Не встал, ещё сидит/.

- Где он сидит? / На кровати/.

Воспитатель говорит, что мишка хочет поиграть в мяч, а мяч куда-то

закатился. Начинаются поиски мяча. Мишка заглядывает под кровать, под

стол, под шкаф, под диван, он ищет мяч за диваном, за шкафом, за буфетом,

он заглядывает в шкаф, в буфет, затем на буфет, на шкаф и, наконец, находит

мяч в корзине.

По ходу игры задаются вопросы:

- Куда теперь пошёл мишка?

- Что он делает?

- Почему он наклонился?

- Где он сейчас ищет мяч?

 Таким образом, можно  утверждать, что дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние оригами на развитие речи дошкольников

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, ч...

"Влияние оригами на развитие речи дошкольников"

Консультация для родителей.«Влияние оригами на развитие речи дошкольников».Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, ...

Влияние оригами на развитие речи дошкольников(консультация для родителей)

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, ч...

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»

Технология оригами итересное и увлекательное занятия для всех: для детей и взрослых. Мир бумаги загадочен и чтобы получить результат своего труда, например, цветок или животное, нужно научиться всем э...

консультация для родителей "Влияние оригами на развитие речи дошкольников"

В.М. Бехтерев писал: "что движение рук тесно связано с речью и ее развитием"...