Влияние дидактических игр на речь дошкольников.
консультация по развитию речи
В настоящее время наблюдается рост количества дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни.
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи детей - дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые используются не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм я включаю в любые другие занятия, использую их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же рекомендую родителям использовать чаще такие игры дома. Работа по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста осуществляется во всех возрастных группах с использованием дидактических игр и упражнений. Содержание игр определяется возрастом детей и программными требованиями.
Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных форм.
Структурные компоненты дидактической игры это:
- дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;
- игровые правила;
- игровые действия;
- окончание игры, подведение итогов.
Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные.
Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.
Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают мне управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - и для меня позволяют незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной нужной задачи.
Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях.
Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны .
Подведение итогов провожу сразу по ее окончанию.
Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.
У детей дошкольного возраста можно активизировать словарный запас, формировать правильное звукопроизношение, формировать грамматический правильный строй речи, развивать связную речь, творчество, инициативу, если
1. Подобрать дидактические игры в соответствии с воспитательными задачами;
2. Проводить дидактические игры в системе;
3. При проведении дидактических игр с детьми использовать правильную их организацию. Игры для формирования грамматического строя речи могут быть предметные и словесные. Игры предметного характера (с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве использую в младшем возрасте, словесные (построены на словах и действиях играющих) эти игры я чаще использую в старшем дошкольном возрасте. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваю с детьми, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.
Дидактические игры по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:
1. Игры и упражнения на словоизменение:
- учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: "Чего не стало?", «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.;
- употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру );
- правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. ("Какой?, Какая?, Какое?", "Кто что делает?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете");
- различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых "трудных" глаголов: хотеть, звонить, бежать и др.( "Вы хотите? - Мы хотим".
2. Игры и упражнения на словообразование:
Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:
- Образование названий детенышей животных.
- Образование названий профессий.
- Образование названий посуды.
- Образование однокоренных слов.
В области словообразования учу детей создавать новые (однокоренные) слова с помощью:
- суффиксов: заяц - заинька, зайчонок;
- приставок: шить - пришить, зашить, вышивать;
- смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т.п.
В процесс обучения я включаю игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик – котище. Учу ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?
3. Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи:
Как уже подчеркивала я раннее, овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…". Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?" и др.
Работу по формированию грамматического строя речи детей, в том числе и по устранению грамматических ошибок в детской речи веду по двум направлениям: на занятиях и в повседневной жизни детей.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНСТВЕННОЕ И
МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
Упражнение «А что у вас? ».
Наглядный материал: на каждом столе одна картинка.
Ход игры: воспитатель спрашивает: “ Что у вас на картинке? ”. Дети
отвечают:
- У меня флаг
- У меня флаги.
- У меня дом.
- У меня дома и т. д.
Упражнение «Один - много».
Наглядный материал: картинки по числу детей с изображением одного или
нескольких предметов.
Ход игры: воспитатель раздаёт картинки. Просит назвать предметы,
нарисованные на картинках. Дети отвечают:
- У меня окно.
- У меня окна и т. д.
Упражнение «Магазин».
Цель: практическое усвоение множественного числа, составление
предложений с союзом а.
Ход игры: на игровом поле расположены 3 – 4 куклы, 3 – 4 мишки и т. д. У
воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со
стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:
- У меня мяч, а в магазине мячи и т. д.
Упражнение «А что у вас? ».
Наглядный материал: у каждого ребёнка картинки с изображением
предметов во множественном числе. У воспитателя те же картинки но с
изображением предметов в единственном числе.
Ход игры: воспитатель говорит: “ У меня кукла. А у вас? ”. Ответы детей:
- У меня куклы и т. д.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
Упражнение «Магазин».
Наглядный материал: игрушки.
Ход игры: воспитатель говорит детям, что он будет продавец, а они
покупатели. Спрашивает поочерёдно: “Что ты купишь? ”. Дети отвечают:
- Я куплю мяч.
- Я куплю куклу и т. д.
Упражнение «Закончи предложение».
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его
существительным в винительном падеже без предлога:
- Папа читает … /книгу/.
- Зоя ловит … /бабочку/ и т. д.
Упражнение «Кто кого обогнал».
Наглядный материал: магнитный театр / девочка, мальчик, кошка, собака/.
Ход игры: фигурки на полотне расставлены парами. Их положение всё время
меняется. Воспитатель спрашивает: ” Кто кого обогнал? ”. Дети отвечают:
- Петя обогнал Риту и т. д.
Упражнение «Кто что делает».
Наглядный материал: картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными
предметами на разных планшетах.
Ход игры: воспитатель спрашивает ребёнка: ”Что ты видишь на картинке? ”.
Ребёнок отвечает:
- Я вижу собаку, кошку, мальчика и т. д.
Драматизация сказки «Человек и животные».
Цель: закрепить у детей умение пользоваться простыми распространёнными
предложениями, правильно употреблять форму винительного падежа;
закрепить навык диалогической речи.
Наглядный материал: шапочки, изображающие головы лошади, коровы,
овцы, собаки, курицы, петуха.
Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:
- Дай нам работу.
- А что вы умеете делать? – спросил человек.
Лошадь сказала:
- Я буду возить грузы.
Овца сказала:
- Я буду давать шерсть.
Собака сказала:
- Я буду охранять дом.
Курица сказала:
- Я буду нести яйца.
Петушок сказал:
- Я буду рано всех будить.
- Хорошо, я дам вам работу, - сказал человек.
На вопросы воспитателя дети должны ответить предложением сказки с
использованием существительных в винительном падеже:
- Я буду возить грузы и т. д.
Упражнение «У Заиньки День рождения».
Наглядный материал: картинки.
Ход игры: воспитатель говорит:
- У Заиньки День рождения. Он приготовил разные угощения. /показывает
картинки: орехи, рыбка, мёд/. Угадайте, кому Зайка приготовил орехи?
Дети отвечают:
- Орехи – белке.
- Рыбку – лисе.
- Мёд – мишке.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНСТВЕННОГО И
МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
Игра «Чего не стало? ».
Наглядный материал: игрушки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям посмотреть 3 – 4 игрушки,
запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 -2 игрушки и
спрашивает: ” Чего не стало? ”. Дети отвечают:
- Не стало мишки, куклы и т. д.
Игра «Желание».
Наглядный материал: стакан чая, воды, молока, компота.
Ход игры: воспитатель начинает фразу, дети её заканчивают:
- Я выпью … /стакан молока/.
- Я выпью … /стакан воды/и т. д.
Игра «Угадай дерево по листу».
Наглядный материал: карточки с листьями знакомых деревьев.
Ход игры: воспитатель показывает карточку одну за другой и спрашивает,
какому дереву принадлежит этот лист. Даёт образец ответа:
- Этот лист / ветка/ берёзы.
- Этот лист липы и т. д.
Упражнение «Кого кормит девочка».
Наглядный материал: магнитный театр / девочка с лукошком, куры, гуси,
утки/.
Ход игры: воспитатель задаёт вопросы в соответствии с ситуацией: “Кого
кормит девочка? ”.
Дети отвечают:
- Девочка кормит кур и т. д.
Упражнение «Теремок».
Наглядный материал: теремок, игрушки – зверята: медвежата, мышата,
лисята.
Ход игры: Воспитатель говорит:
- Кого хотите видеть?
- Я хочу видеть медвежат, лисят и т. д.
Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ТВОРИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
Упражнение «Что с чем?
Наглядный материал: картинки – ящик с яблоками; мешок с грушами.
Ход игры: воспитатель выставляет картинки на полотно и спрашивает: “ Что
с чем? ”. Дети отвечают.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В КОСВЕННЫХ ПАДЕЖАХ С
ПРЕДЛОГАМИ
Упражнение «Что ты любишь? ».
Цель: активизация в речи предлога с.
Ход игры: воспитатель начинает фразу:
- Красное платье у кого?
- У Зины.
- Синий флажок у кого?
- У Саши и т. д.
Упражнение «На чём дети катаются».
Наглядный материал: сюжетные картинки / лыжи, санки, коньки, самокат,
велосипед, машина/.
Ход игры: дети по картинкам составляют предложения с союзом на.
- Мальчик катается на самокате.
- Вера едет на машине. И т. д.
Упражнение «На чём дети катаются».
Цель: активизация в речи предлога у.
Ход игры: воспитатель начинает фразу:
- Красивое платье у кого?
- У Зины.
- Синий флажок у кого?
- У Сани. И т. д.
Упражнение «Где Петрушка? ».
Наглядный материал: кукольная мебель, кукла Петрушка.
Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает
на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван. Дети объясняют, где
Петрушка:
- Петрушка сидит на стуле. И т. д.
СОГЛАСОВАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ И
МЕСТОИМЕНИЯМИ В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ; С ГЛАГОЛАМИ
– В ЧИСЛЕ, РОДЕ.
Игра «Картинки».
Цель: упражнять детей в родовой принадлежности существительных /какой,
какая, какое? /.
Наглядный материал: набор картинок /стул, карандаш, апельсин, лимон,
помидор, котёнок, цыплёнок, щенок, шапочка, кастрюля, груша, колесо,
большое ведро, маленькое ведро, деревце, блюдце, яблоко, пальто, молоко/.
Ход игры: воспитатель говорит:
- У меня в коробке много картинок. Вы мне будите показывать картинку, а я
назову, что на ней нарисовано /большое яблоко, голубая чашка, красный
помидор/. Теперь я буду показывать картинки, а вы будете их называть.
Названные картинки воспитатель откладывает на стол. Игра заканчивается,
когда все картинки будут названы.
Игра «Кто с кем».
Наглядный материал: картинки – животные и их животные.
Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает детям
ответить на вопрос: “ Кто с кем вышел на полянку?
- Лиса с лисёнком.
- Зайчиха с зайчёнком и т. д.
Игра «Где мишка искал свой мяч».
Цель: привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных
отношений между предметами, активизировать их в речи, предлоги под, за,
на, около, с. Учить детей изменять падежное окончание существительных
при употреблении различных предлогов /на стуле, под стулом, около стула /.
Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают.
- Что делает мишка? /Мишка спит/.
- Где спит мишка? /На кровати/.
- Что сейчас делает мишка? /Мишка встал/.
- Он проснулся. Разве он уже встал с кровати? /Не встал, ещё сидит/.
- Где он сидит? / На кровати/.
Воспитатель говорит, что мишка хочет поиграть в мяч, а мяч куда-то
закатился. Начинаются поиски мяча. Мишка заглядывает под кровать, под
стол, под шкаф, под диван, он ищет мяч за диваном, за шкафом, за буфетом,
он заглядывает в шкаф, в буфет, затем на буфет, на шкаф и, наконец, находит
мяч в корзине.
По ходу игры задаются вопросы:
- Куда теперь пошёл мишка?
- Что он делает?
- Почему он наклонился?
- Где он сейчас ищет мяч?
Таким образом, можно утверждать, что дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние дидактических игр на речь дошкольников.
В настоящее время наблюдается рост количества дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни.
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи детей - дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые используются не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм я включаю в любые другие занятия, использую их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же рекомендую родителям использовать чаще такие игры дома. Работа по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста осуществляется во всех возрастных группах с использованием дидактических игр и упражнений. Содержание игр определяется возрастом детей и программными требованиями.
Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных форм. Структурные компоненты дидактической игры это:
- дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;
- игровые правила;
- игровые действия;
- окончание игры, подведение итогов.
Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.
Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают мне управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - и для меня позволяют незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной нужной задачи.
Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны .
Подведение итогов провожу сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.
У детей дошкольного возраста можно активизировать словарный запас, формировать правильное звукопроизношение, формировать грамматический правильный строй речи, развивать связную речь, творчество, инициативу, если 1. Подобрать дидактические игры в соответствии с воспитательными задачами;
2. Проводить дидактические игры в системе;
3. При проведении дидактических игр с детьми использовать правильную их организацию. Игры для формирования грамматического строя речи могут быть предметные и словесные. Игры предметного характера (с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве использую в младшем возрасте, словесные (построены на словах и действиях играющих) эти игры я чаще использую в старшем дошкольном возрасте. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваю с детьми, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.
Дидактические игры по формированию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:
1. Игры и упражнения на словоизменение:
- учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: "Чего не стало?", «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.;
- употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру );
- правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. ("Какой?, Какая?, Какое?", "Кто что делает?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете");
- различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых "трудных" глаголов: хотеть, звонить, бежать и др.( "Вы хотите? - Мы хотим". 2. Игры и упражнения на словообразование:
Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:
- Образование названий детенышей животных.
- Образование названий профессий.
- Образование названий посуды.
- Образование однокоренных слов.
В области словообразования учу детей создавать новые (однокоренные) слова с помощью:
- суффиксов: заяц - заинька, зайчонок;
- приставок: шить - пришить, зашить, вышивать;
- смешанного способа: настольный, разбежался, убегающий и т.п.
В процесс обучения я включаю игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик – котище. Учу ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?
3. Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи:
Как уже подчеркивала я раннее, овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…". Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?" и др.
Работу по формированию грамматического строя речи детей, в том числе и по устранению грамматических ошибок в детской речи веду по двум направлениям: на занятиях и в повседневной жизни детей.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНСТВЕННОЕ И
МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
Упражнение «А что у вас? ».
Наглядный материал: на каждом столе одна картинка.
Ход игры: воспитатель спрашивает: “ Что у вас на картинке? ”. Дети
отвечают:
- У меня флаг
- У меня флаги.
- У меня дом.
- У меня дома и т. д.
Упражнение «Один - много».
Наглядный материал: картинки по числу детей с изображением одного или
нескольких предметов.
Ход игры: воспитатель раздаёт картинки. Просит назвать предметы,
нарисованные на картинках. Дети отвечают:
- У меня окно.
- У меня окна и т. д.
Упражнение «Магазин».
Цель: практическое усвоение множественного числа, составление
предложений с союзом а.
Ход игры: на игровом поле расположены 3 – 4 куклы, 3 – 4 мишки и т. д. У
воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со
стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:
- У меня мяч, а в магазине мячи и т. д.
Упражнение «А что у вас? ».
Наглядный материал: у каждого ребёнка картинки с изображением
предметов во множественном числе. У воспитателя те же картинки но с
изображением предметов в единственном числе.
Ход игры: воспитатель говорит: “ У меня кукла. А у вас? ”. Ответы детей:
- У меня куклы и т. д.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
Упражнение «Магазин».
Наглядный материал: игрушки.
Ход игры: воспитатель говорит детям, что он будет продавец, а они
покупатели. Спрашивает поочерёдно: “Что ты купишь? ”. Дети отвечают:
- Я куплю мяч.
- Я куплю куклу и т. д.
Упражнение «Закончи предложение».
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его
существительным в винительном падеже без предлога:
- Папа читает … /книгу/.
- Зоя ловит … /бабочку/ и т. д.
Упражнение «Кто кого обогнал».
Наглядный материал: магнитный театр / девочка, мальчик, кошка, собака/.
Ход игры: фигурки на полотне расставлены парами. Их положение всё время
меняется. Воспитатель спрашивает: ” Кто кого обогнал? ”. Дети отвечают:
- Петя обогнал Риту и т. д.
Упражнение «Кто что делает».
Наглядный материал: картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными
предметами на разных планшетах.
Ход игры: воспитатель спрашивает ребёнка: ”Что ты видишь на картинке? ”.
Ребёнок отвечает:
- Я вижу собаку, кошку, мальчика и т. д.
Драматизация сказки «Человек и животные».
Цель: закрепить у детей умение пользоваться простыми распространёнными
предложениями, правильно употреблять форму винительного падежа;
закрепить навык диалогической речи.
Наглядный материал: шапочки, изображающие головы лошади, коровы,
овцы, собаки, курицы, петуха.
Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:
- Дай нам работу.
- А что вы умеете делать? – спросил человек.
Лошадь сказала:
- Я буду возить грузы.
Овца сказала:
- Я буду давать шерсть.
Собака сказала:
- Я буду охранять дом.
Курица сказала:
- Я буду нести яйца.
Петушок сказал:
- Я буду рано всех будить.
- Хорошо, я дам вам работу, - сказал человек.
На вопросы воспитателя дети должны ответить предложением сказки с
использованием существительных в винительном падеже:
- Я буду возить грузы и т. д.
Упражнение «У Заиньки День рождения».
Наглядный материал: картинки.
Ход игры: воспитатель говорит:
- У Заиньки День рождения. Он приготовил разные угощения. /показывает
картинки: орехи, рыбка, мёд/. Угадайте, кому Зайка приготовил орехи?
Дети отвечают:
- Орехи – белке.
- Рыбку – лисе.
- Мёд – мишке.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНСТВЕННОГО И
МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
Игра «Чего не стало? ».
Наглядный материал: игрушки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям посмотреть 3 – 4 игрушки,
запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 -2 игрушки и
спрашивает: ” Чего не стало? ”. Дети отвечают:
- Не стало мишки, куклы и т. д.
Игра «Желание».
Наглядный материал: стакан чая, воды, молока, компота.
Ход игры: воспитатель начинает фразу, дети её заканчивают:
- Я выпью … /стакан молока/.
- Я выпью … /стакан воды/и т. д.
Игра «Угадай дерево по листу».
Наглядный материал: карточки с листьями знакомых деревьев.
Ход игры: воспитатель показывает карточку одну за другой и спрашивает,
какому дереву принадлежит этот лист. Даёт образец ответа:
- Этот лист / ветка/ берёзы.
- Этот лист липы и т. д.
Упражнение «Кого кормит девочка».
Наглядный материал: магнитный театр / девочка с лукошком, куры, гуси,
утки/.
Ход игры: воспитатель задаёт вопросы в соответствии с ситуацией: “Кого
кормит девочка? ”.
Дети отвечают:
- Девочка кормит кур и т. д.
Упражнение «Теремок».
Наглядный материал: теремок, игрушки – зверята: медвежата, мышата,
лисята.
Ход игры: Воспитатель говорит:
- Кого хотите видеть?
- Я хочу видеть медвежат, лисят и т. д.
Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ТВОРИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
Упражнение «Что с чем?
Наглядный материал: картинки – ящик с яблоками; мешок с грушами.
Ход игры: воспитатель выставляет картинки на полотно и спрашивает: “ Что
с чем? ”. Дети отвечают.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В КОСВЕННЫХ ПАДЕЖАХ С
ПРЕДЛОГАМИ
Упражнение «Что ты любишь? ».
Цель: активизация в речи предлога с.
Ход игры: воспитатель начинает фразу:
- Красное платье у кого?
- У Зины.
- Синий флажок у кого?
- У Саши и т. д.
Упражнение «На чём дети катаются».
Наглядный материал: сюжетные картинки / лыжи, санки, коньки, самокат,
велосипед, машина/.
Ход игры: дети по картинкам составляют предложения с союзом на.
- Мальчик катается на самокате.
- Вера едет на машине. И т. д.
Упражнение «На чём дети катаются».
Цель: активизация в речи предлога у.
Ход игры: воспитатель начинает фразу:
- Красивое платье у кого?
- У Зины.
- Синий флажок у кого?
- У Сани. И т. д.
Упражнение «Где Петрушка? ».
Наглядный материал: кукольная мебель, кукла Петрушка.
Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает
на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван. Дети объясняют, где
Петрушка:
- Петрушка сидит на стуле. И т. д.
СОГЛАСОВАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ И
МЕСТОИМЕНИЯМИ В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ; С ГЛАГОЛАМИ
– В ЧИСЛЕ, РОДЕ.
Игра «Картинки».
Цель: упражнять детей в родовой принадлежности существительных /какой,
какая, какое? /.
Наглядный материал: набор картинок /стул, карандаш, апельсин, лимон,
помидор, котёнок, цыплёнок, щенок, шапочка, кастрюля, груша, колесо,
большое ведро, маленькое ведро, деревце, блюдце, яблоко, пальто, молоко/.
Ход игры: воспитатель говорит:
- У меня в коробке много картинок. Вы мне будите показывать картинку, а я
назову, что на ней нарисовано /большое яблоко, голубая чашка, красный
помидор/. Теперь я буду показывать картинки, а вы будете их называть.
Названные картинки воспитатель откладывает на стол. Игра заканчивается,
когда все картинки будут названы.
Игра «Кто с кем».
Наглядный материал: картинки – животные и их животные.
Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает детям
ответить на вопрос: “ Кто с кем вышел на полянку?
- Лиса с лисёнком.
- Зайчиха с зайчёнком и т. д.
Игра «Где мишка искал свой мяч».
Цель: привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных
отношений между предметами, активизировать их в речи, предлоги под, за,
на, около, с. Учить детей изменять падежное окончание существительных
при употреблении различных предлогов /на стуле, под стулом, около стула /.
Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают.
- Что делает мишка? /Мишка спит/.
- Где спит мишка? /На кровати/.
- Что сейчас делает мишка? /Мишка встал/.
- Он проснулся. Разве он уже встал с кровати? /Не встал, ещё сидит/.
- Где он сидит? / На кровати/.
Воспитатель говорит, что мишка хочет поиграть в мяч, а мяч куда-то
закатился. Начинаются поиски мяча. Мишка заглядывает под кровать, под
стол, под шкаф, под диван, он ищет мяч за диваном, за шкафом, за буфетом,
он заглядывает в шкаф, в буфет, затем на буфет, на шкаф и, наконец, находит
мяч в корзине.
По ходу игры задаются вопросы:
- Куда теперь пошёл мишка?
- Что он делает?
- Почему он наклонился?
- Где он сейчас ищет мяч?
Таким образом, можно утверждать, что дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние оригами на развитие речи дошкольников
Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, ч...

"Влияние оригами на развитие речи дошкольников"
Консультация для родителей.«Влияние оригами на развитие речи дошкольников».Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, ...

Влияние оригами на развитие речи дошкольников(консультация для родителей)
Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, ч...

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
Технология оригами итересное и увлекательное занятия для всех: для детей и взрослых. Мир бумаги загадочен и чтобы получить результат своего труда, например, цветок или животное, нужно научиться всем э...

консультация для родителей "Влияние оригами на развитие речи дошкольников"
В.М. Бехтерев писал: "что движение рук тесно связано с речью и ее развитием"...

