Конспект занятия по рассматриванию картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по рисованию по замыслу в стКонспект занятия по рассматриванию картин «Золотая осень» художников И. И. Левитанааршей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рассматриванию картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана

Задачи:

Обучающие: Формировать представления детей о пейзажной живописи; Формировать умение выделять средства выразительности, сравнивать и находить сходство и различие в манере исполнения выразительных средств, в содержании.

Развивающая: Активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональные состояния, сенсорные ощущения.

Воспитывающая: Воспитывать любовь к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись.

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Словарная работа: художник, композитор, картина, произведение, репродукция

Материалы и оборудование: Две репродукции художественных картин «Золотая осень» художников И. Левитана, И. Остроухова, аудиозапись П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня».

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за осенними явлениями природы. Экскурсия в лес, на берег Волги. Чтение произведений: И. Соколов-Митиков «Листопадничек», А. Твардовский «Лес осенью», А. Н. Майков «Осень». Рассматривание репродукции «Золотая осень» и книжных иллюстраций с изображением осеннего пейзажа. Разучивание стихов, пение песен об осени.

Индивидуальная работа: Паша, Лиза- Упражнять в умении сопоставлять свои наблюдения и изображение на картине

Методическое обеспечение: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-rasmatrivaniyu-i-sravneniyu-kartin.html

Ход занятия:

1.Вводная часть:

Дети свободно рассаживаются перед стендами, на которых висят две картины (они пока закрыты).

- Во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа вспыхивает ярко, чтобы потом заснуть до весны. Какое же это время года? (Осень)

- Правильно, это осень. Давайте вспомним, как мы любовались красотой осенней природы в лесу. Мы слушали голоса улетающих птиц, вдыхали осенний воздух, наслаждались последними тёплыми лучами солнышка, ярким нарядным убором деревьев и кустарников.

2.Основная часть:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной.

И. Бунин

-Вот как красиво и проникновенно об этом периоде осени писал поэт. А сейчас, мы посмотрим, как об этом рассказывали художники. (Открываю стенд с картинами и даю время детям полюбоваться ими.) Ах, какая красота! Что за прелесть эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда глядите на них? Какое настроение возникает у вас? (Восторг, радость, запах осеннего ветерка)

- А почему у вас такое настроение? Какие краски использовал художник? (Жёлтые, зелёные, красные, оранжевые, бордовые)

- А как эти краски можно ещё назвать? (Тёплые, нарядные)

- Да, эти краски создают у нас радостное, праздничное настроение. А это краски тихие или громкие? (Громкие, звучные)

- Вот молодцы! Художники почувствовали необыкновенный жар пылающей, нарядной осени, желающей порадовать нас, и нашли такие краски, которые передали нам удивление, радость от увиденного вокруг в природе, восторг перед её красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты прощания. Скоро зима.

-О каком же периоде осени рассказали нам художники? (О середине осени)

- Да, о середине осени. Они и назвали свои картины одинаково – «Золотая осень». Картины об одном, но посмотрите – каждый художник рассказал об осени по-своему, каждый увидел в ней что-то своё. Давайте внимательно рассмотрим полотна.

-Про что нам рассказывает художник Исаак Ильич Левитан в своей картине? Мы с вами уже рассматривали её. О чём она? (О красоте природы осенью)

-Верно. Здесь всё красиво: и небольшая речка, которая, уходя вдаль, становится всё уже и уже. Кажется, что её тёмно-синяя вода медленно движется, становится вдали всё светлее и светлее. Слева – небольшой пригорок, на котором растут тоненькие деревца. Узнали вы их? Что это за деревца? (Это берёзки)

- А как вы их узнали? (По белым стволам)

- Да, по белым стволам и ажурной золотой листве. Что мы видим дальше? Берёзовая роща пылает костром ярких осенних листьев. Чуть видны кое - где основания беленьких стволов. Листва деревьев словно горит ярким пламенем, жёлто-оранжевыми, коричнево-оранжевыми красками. А что мы видим ещё дальше? (Вдали видна деревенька)

- Верно. Чуть видны домики и лес. Весь склон покрыт яркой зеленью озимых хлебов. У подножия склона жёлтыми пятнами сияют берёзки.

-Деревья как бы расступаются перед нашим взором, чтобы показать нам лужайки и перелески, бескрайние дали полей и лесов, а сверху над этой красотой художник показывает голубизну холодного осеннего неба.

-А сейчас посмотрите на другую картину. (Открываю картину И. С. Остроухова.) Полюбуемся на неё. Как вы думаете, о чём здесь нам рассказывает художник? (Тоже о золотой осени)

- Верно. Но художник рассказал о красоте небольшого кусочка леса. Что мы видим на переднем плане? (Старые деревья, клёны)

- Усыпанная ажурными листьями земля, два старых клёна с поникшими ветвями и несколько тоненьких молодых клёнов. Чуть дальше мы видим мощные корявые стволы старых деревьев, ещё дальше – сплошное яркое золото осенней листвы. Но что-то ещё интересное заметил в этом уголке художник. Что это? (Две сороки)

- Да, две сороки, скачущие по тропинке. Они о чем-то весело стрекочут.

-Отличается ли эта картина от первой? Чем? (Цветом, здесь клёны, сороки)

- Мы видим лёгкую туманную дымку. Это раннее утро. Тихо и спокойно в лесу. А сейчас давайте посмотрим на обе картины, полюбуемся ими. Оба художника рассказали нам о золотой осени, рассказали интересно, каждый по - своему. Какую они нам доставили радость, какое удовольствие! Эти картины мы можем рассматривать в любое время года и вспоминать наши прогулки золотой осенью. Мы будем вспоминать, что видели, чувствовали, гуляя по осеннему лесу.

3.Заключительная часть:

-Давайте послушаем музыку, которая передаёт эти чувства.

Слушание: П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня».

-Что вы чувствовали, когда слушали это музыкальное произведение? (Нежность, светлую грусть, радость)

- Да, природа грустит об ушедшем лете. Вот как интересно нам рассказали о золотой осени поэты, художники и композиторы. Рассказали словами, красками, музыкой!

Вопросы:

- Ребята, какие картины мы с вами рассматривали?

- Какая картина вам понравилась больше всего? И почему?

После этого, дети отправляются к остальным ребятам играть



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению детей 5–6 лет с иллюстрациями

Ю. А. Васнецова и его творчеством

Цель занятия: формирование представления о художнике – иллюстраторе Ю. А. Васнецове и его творчестве.

Задачи:

Образовательные: знакомство с художником – иллюстратором Ю. А. Васнецовым;

Развивающая: развивать умение создавать самостоятельно сюжетную композицию и использовать яркие краски;

Воспитательные: воспитывать интерес к художнику Ю. А. Васнецову.

Материал: портрет Ю. А. Васнецова и его иллюстрации к русским сказкам, краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки, листы бумаги с нарисованным контуром медведя.

Предварительная работа: знакомство с художником – иллюстратором Е. И. Чарушиным, рассматривание иллюстраций к детским книгам и сказкам, игра – эстафета «Что необходимо для художника», составление рассказов по иллюстрациям, рисование и разукрашивание картин к сказкам.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

В. – ребята подходите ко мне. Давайте поздороваемся.

Приветствие. Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу Нам здороваться ни лень, Всем «Привет!» и «Добрый день!» Если каждый улыбнётся Утро доброе начнется

2. Книга и её авторы.

Ребята, посмотрите, какие у нас есть красивые книги. Зачем нам нужны книги? (Ответы и размышления детей) Конечно, мы из книг узнаём, что - то новое, получаем необходимую нам информацию. А какие наши книги яркие, красочные. Что делает книги привлекательными, яркими? (Ответы детей) Кто рисует эти замечательные картинки? (Ответы детей). Да ребята, художники – иллюстраторы очень стараются и рисуют отличные картинки к детским книжкам. Чтобы вам понравились эти книги, и вы с

удовольствием их рассматривали. Создавая иллюстрации к книгам, художник рассказывает нам о ее содержании, только не как автор, а по – своему карандашами и красками. Поэтому у книги, есть два автора: один – писатель, второй – художник. А как вы думаете, какими качествами должен обладать художник? (Ответы детей) Правильно, художник должен быть умным, добрым, любить природу, животных, уметь красиво рисовать. Но самое главное качество художника это наблюдательность. Художник замечает все цвета и оттенки, красоту окружающую нас, повадки и особенности внешнего вида животных, их настроение и эмоции. И всё это передаёт нам в своих прекрасных рисунках.

3. Знакомство с художником – иллюстратором Ю. А. Васнецовым.

Ребята, посмотрите на этот портрет, это художник – иллюстратор Юрий Алексеевич Васнецов. Его по праву называют одним из лучших художником – сказочником. Родился Ю. А. Васнецов в старинном русском городе Вятке. В этом городе живут прекрасные мастера, они делают глиняные игрушки и расписывают их яркими красками. Дети. А вы знаете, как называются эти игрушки? (Ответы детей) Да, это дымковские игрушки. В детстве Юрий Алексеевич очень любил их. Весной устраивались ярмарки – праздники. Самыми любимыми игрушками были свистульки. И дети, и взрослые в них свистели на ярмарке.

4. Творчество Ю. А. Васнецова.

Посмотрите на иллюстрации Ю. А. Васнецова, похожи они на дымковские игрушки? (Ответ детей). Верно, птицы и животные больше похожи на настоящих, а узоры, орнамент, украшающие героев этих рисунков очень схожи с дымковскими. Много замечательных иллюстраций нарисовал Юрий Алексеевич к сказкам, но особенно яркими, нарядными картинки получились к стихам – потешкам. Само слово «потешка» означает потешать или забавлять, поэтому и герои потешек были «волшебными» или выдуманными. Ребята, давайте рассмотрим картинки художника к потешкам. Какие они? (Ответы детей) Они весёлые и красивые. А как изображены предметы на картинках? (Ответы и рассуждение детей). Да, предметы изображены декоративно: красивые узоры, повтор орнамента.

5. Динамическая пауза. «Ярмарка».

К нам сюда скорее просим (машем правой рукой)

Заходи честной народ! (разводим руки в стороны)

Веселее не зевайте, (шагаем на месте)

Всех нас ярмарка зовёт! Ярмарка! Ярмарка! (пяточка, носочек, 3 шага)

Русская ярмарка! Кто на ярмарку придёт, (отводим правую руку в сторону) Что захочет – всё найдёт! (разводим руки в стороны). У Ю. А. Васнецова очень много иллюстраций к разным сказкам, но все они разные, не похожие друг на друга. У каждого персонажа, свой стиль одежды, своя манера поведения.

6. Д/игра «Герои, из какой сказки?»

Ребята, обратите внимание на эти картинки. Что можно рассказать об этих героях сказки, по картинкам? (Ответы детей) Верно, зайка расстроенный, он боится остаться без домика, но ещё больше он боится лису. Лиса хитрая, обманула зайчика и очень довольная собой. Собаки и барану жалко зайку, они хотели помочь, но испугались и решили лучше убежать. Дети, а почему петушок не убежал? (Рассуждения детей) Петушок оказался смелее всех животных в этой сказке. Он прогнал лису и был рад, что зайчик предложил ему жить в его домике. Ребята, а герои какой сказки изображены на этих картинках? (Ответы детей) Правильно эта сказка называется «Зайкины слёзы». Кто нарисовал эти замечательные картинки к сказке? (Ответы детей) Конечно, это художник – иллюстратор Ю. А. Васнецов. Дети, какие вы ещё знаете сказки, иллюстрированные Юрием Алексеевичем? (Ответы детей). Да, это всем знакомые сказки: «Три медведя», «Небо пало», «Лиса и волк», «Зимовье зверей» и многие другие.

7. Д/ упражнение: «Нарисуй мишке шубку».

Ребята, пройдите к столам, там вас ждут краски, кисти, листы бумаги с нарисованным контуром медведя, салфетки и стаканчики с водой. Нарисуйте, пожалуйста, мишке пушистую, нарядную шубку, методом «тычка», полусухой кистью. По окончанию работы, рассматриваются все рисунки. Обращаем внимание на наиболее удачно нарисованные шубки.

8. Рефлексия.

С кем мы сегодня познакомились? Что вам больше всего понравилось? О чём бы вам ещё хотелось узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рассматриванию картин о зиме

Я много вним ания уделяю ознакомлению дошкольников с произведениями живописи. Данный конспект один из серии таких занятий....

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ "ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ"

кОНСПЕКТ БЕСЕДЫ ПО КАРТИНЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...

Конспект занятия по рассматриванию картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова в старшей группе.

Конспект занятия по рассматриванию картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова в старшей группе....

Технологическая карта ОС. Тема: рассматривание репродукций картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова

Технологическая карта ОС.Тема: рассматривание репродукций картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Тема: рассматривание картины "Золотая осень" Левитана

Технологическая картаорганизованной образовательной деятельности.Жанр – пейзажная живопись Тема организованной образованной деятельностиРассматривание картины «Золотая осень» Ле...