Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему «Космическое путешествие»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чупринина Ульяна Геннадьевна

Целями занятия являются: развитие связной речи,  лексико-грамматического строя речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию речи для  детей старшей группы

на тему «Космическое путешествие»

Воспитатель: Чупринина У.Г.


ЦелиРазвитие связной речи,  лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

-активизировать и расширять словарь по теме;

-формировать обобщающие понятия «космос»;

- закреплять умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением;

-  закреплять правильное произношение звуков;

-закреплять образование  существительных в родительном падеже множественного числа;

-закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в и. п. мужского и женского рода единственного числа;

-учить подбирать слова-антонимы;

-учить составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом «а»;

- закреплять умение делить слова на слоги;

-учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу;

- развивать умение быстро подобрать слово, подходящее по смыслу, на заданную рифму;

-развивать внимание, память, мышление,быстроту реакции, общую и мелкую моторику.

Оборудование: картинки космоса, мяч, контейнер с разрезными картинками на тему «Космос», мнемотаблица «Рассказ о планете Земля».

              Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Готовы лететь в космос? Давайте пройдем в ракету и проверим, работает ли двигатель и все ли системы исправны: ЗКР
• Проверяем запас топлива (с-с-с-с)
• Проверяем люки (а-а-а-а, вверх-вниз)
• Проверяем радио (произносим короткий звук «у» с разной интонацией)
• Включаем двигатель (р-р-р)
• Надеваем скафандр (ших-ших-ших)
 Внимание, 5,4,3,2,1 - пуск.

Пальчиковая гимнастика

- Давайте подготовим наши руки и пальцы к управлению ракетой.

Космонавты Космонавтом хочешь стать?

Сильным быть и ловким? Надо пару подобрать

И лицом друг к другу встать.

Если чистые ладошки — Значит можно начинать (выполнять движения по тексту)

Раз, два, три, четыре, пять (по одному загибают пальчики на обеих руках)

В космос полетел отряд (соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)

Командир в бинокль глядит (пальца обеих рук соединяются с большими, образуя бинокль),

Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, кометы (загибают пальчики обеих рук),
Большую жёлтую луну.

 Основная часть.

       Игра: «Доскажи словечко»

-А теперь я загадаю вам загадки, а вы, как только их отгадаете, узнаете, что нам понадобится в полёте или может встретиться в космосе.

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

млечный путь увидеть, чтоб

нужен мощный (телескоп).

2. Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет

Нам расскажет обо всем

Умный дядя (астроном).

-Астроном- он звездочет,

Знает все на перечет!

Только лучше всех видна

В небе полная (луна).

У ракеты есть водитель

Невесомости любитель

По английски «астронавт»

А по русски (космонавт)

-Космонавт сидит в ракете

Проклиная все на свете-

На орбите как назло

Появилось (НЛО).

НЛО летит к соседу Из созвездья Андромеды,

В нём от скуки волком воет Злой зеленый… (Гуманоид)

-Что объединяет телескоп, астронома, Луну, ракету, космонавта, НЛО, гуманоида? (Космос). Конечно, мы продолжаем разговор о космосе.

А с помощью какого прибора люди наблюдают за космическими объектами?

    Пальчиковая гимнастика «Телескоп».

Посмотрю сейчас на небо

Я в огромный телескоп

И увижу то, что раньше

Я увидеть бы не смог.

Вижу звезды и планеты,

Астероиды, кометы,

Вижу спутники планет.

Жаль, летающих тарелок,

В этом телескопе нет.

 Упражнене «Один - много»

-Ребята посмотрите в иллюминатор космического корабля  скажите, что вы увидели сначало, а что потом?

- Сначало я увидел (а) одну звезду (планету, ракету, летающую тарелку, а потом много звезд (планет, ракет, летающих тарелок).

 - Сначала я увидел (а) один космический корабль (телескоп, скафандр), а потом много космических кораблей, (телескопов, скафандров).

- Сначало я увидел (а) одного космонавта (астронома, пришельца), а потом много космонавтов (астрономов, пришельцев). И. т. д.

Упражнение «Скажи наоборот».

Игра с мячом. Дети стоят полукругом. Воспитатель называет слово и его признаки и бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч и подбирает слово-признак, противоположное по значению. Игра продолжается.

-Близкая планета – далекая планета.

-Яркая звезда – тусклая звезда.

-Большая ракета – маленькая ракета.

- Добрый пришелец – злой пришелец.

- Мощный телескоп – слабый телескоп.

- Маленький звездолет – большой звездолет.

-Прекрасный космос – ужасный космос.

Игра: «Подели на слоги»

- Ребята, кто знает как называется планета, на которой мы с вами живем? (Земля). А какой спутник вращается вокруг нашей планеты Земля? (Луна). К ней мы как раз и подлетели!  

Сейчас мы выйдем из космического корабля на поверхность Луны. Надеваем скафандры.

Пройти по Луне мы сможем столько шагов, сколько слогов в заданных словах.

Разделить слова на слоги можем без сомнения и покажем вам сейчас, все свои умения.
Я буду называть слова, а вы будете шагать. Сколько шагов - столько и слогов.
(Ракета, планета, робот, комета, лунатик, телескоп, звездочет, Марс, Венера, Луна, звездолет, орбита).

Ребята, смотрите, кто-то оставил здесь контейнер.

Вам задание: собрать космические разрезные картинки и составить по ним  предложения.

Как вы думаете, если бы на луне жили человечки, как бы они назывались? (Лунатики). Может это они оставили для нас контейнер с картинками?

А сейчас мы с вами полетим к Марсу. Если бы на Марсе были жители, то они как бы назывались?

Физкультминутка

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким. (руки сгибают в локте, показывают «мускулы»)

Ждёт нас быстрая ракета

Для полёта на планету.

Отправляемся на Марс, (подняться на носки, руки вверх)

Звёзды, в гости ждите нас.

По ступенькам поднялись, (ходьба на месте)

Дружно за руки взялись. (имитация подъёма в ракету по ступенькам)

Аккуратно надо сесть, (дети садятся в ракету)

Чтоб приборы не задеть.

Кресло займи, (педагог отдаёт команды)

Пристегнуть ремни — (имитация закрепления ремней)

Раз, два, три… летим! (бег, руки в стороны)

 Упражнение «Расскажи –ка»

- Представьте, что вы встретили инопланетянина, Что бы вы могли рассказать ему о нашей планете? (Составление рассказа о планете Земля с опорой на мнемотаблицу).

Вопросы:

-Как называется наша планета?

-Как она выглядит из космоса?

-Что есть на этой планете?

-Как выглядят ее жители? Как их называют, что они делают?

-Какие ещё есть обитатели на планете.

Ребята, наш полёт подходит к концу. Сейчас мы будем спускаться на землю в спускаемом аппарате.

Пристегнули ремни. Закрыли глаза, руки и ноги расслабили. Начинаем обратный отсчёт: 5, 4,… Открыли глаза. Ну, вот мы и дома.

Итог занятия.

Что вам запомнилось? Что понравилось?

Чтобы вы хотели ещё сделать после полёта, чтобы потом рассказать вашим друзьям и родителям?

Дети предлагают нарисовать, слепить или сконструировать ракету, космическую станцию и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

laquo;Ребята! Я сегодня шла на работу и встретила очень грустного человечка. Оказалось, что он свалился с неба.  Это маленький инопланетянин.Он играл он на самом краю своей планеты и упал. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему:\'Космическое путешествие\'.

#39;Позновательно-речевое развитие'.Заккрепить у детей понятие'космос','солнечная система'.Совершенствовать умение составлять короткие рассказы по схеме....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему " Космическое путешествие"

Конспект НОД по развитию речи ( подготовка к обучению грамоте) на тему " Космическое путешествие".  В игровой форме ( космическое путешествие по планетам Солнечной системы)  дети...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе На тему: «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» Интегрированные образовательные области: коммуникация, физическая культура, социализация, художественно...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Космическое путешествие».

Развивать у детей речевую активность, познавательный интерес. Формировать элементарные представления о космосе....