«Связь мелкой моторики и речи у дошкольников».
статья по развитию речи (младшая группа)

Громова Евгения Михайловна

В статье рассматривается взаимосвязь развития мелкой моторики пальцев рук и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Связь мелкой моторики и речи у дошкольников».

Одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста является развитие речи. Речь – имеет важнейшее значение в  жизни человека.  В современном обществе развитие речи приобретает все большее значение.  В последнее время в нашей стране отмечается все больше проблем,  связанных с отставанием в развитии речи. Учитывая, что отклонения в речи начинаются в раннем возрасте, их необходимо как можно раньше диагностировать и исправлять.  В современном мире, родители, ссылаясь на нехватку времени,  все меньше  говорят с детьми.  Достаточно  много информации дети получают из теле и радио передач.  Все это препятствует развитию правильной речи у ребенка.  Речь формируется  в комплексе с общим развитием ребенка, как физическим, так и психическим.

Речь – это инструмент общения. От богатства словарного запаса, от умения ясно и четко выражаться зависит ясность мышления.  Уже давно известна взаимосвязь развития речи и развития мелкой моторики. Именно поэтому тренировка движений пальцев и рук является важнейшим фактором, который стимулирует речевое развитие ребенка.  Дети с хорошо развитой мелкой моторикой умеют логически мыслить, у них правильная речь, хорошая память.

Мелкая моторика  рук – совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук.  Работа по ее развитию позволит улучшить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей, становится лучше  качество речи, чёткость звуков и обогащается словарный запас. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Систематические упражнения пальцев рук являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга» (Кольцова М. М.). Формирование речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие моторики подготавливает основу для формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

 В современном мире дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, что совсем не способствует  развитию моторики. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. 

Упражнять пальцы и руки детей стоит начать как можно раньше. Для развития мелкой моторики подойдут: пальчиковая гимнастика, пластинография, игры со шнуровками, пазлы, конструктор, мозаика, рисование пальцами, краской, карандашами, ватными палочками, игры с прищепками, нанизывание бус. Также можно подключить игры с предметами домашнего обихода: с крупой, макаронами, резинками, прищепками, водой, песком и т.д.

При работе по развитию мелкой моторики следует придерживаться несложных правил. Задания должны соответствовать возрастным особенностям, индивидуальным способностям, они должны быть на регулярной основе. Начинать упражнять от простого к сложному. Выполнять некоторые задания с прослушиванием и проговариванием стихотворений. Следует чередовать старые и новые упражнения. Задания лучше проводить эмоционально, чтоб подкрепить интерес ребенка.  Упражнения  выполнять в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь мелкой моторики с речью

Игры, необходимые для развития и укрепления руки, ее моторики...

Консультация для родителей детей с ОВЗ «Связь мелкой моторики и речи».

Статья. Консультация для родителей детей с ОВЗ "Связь мелкой моторики и речи"....

Проект: "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младшего дошкольника"

quot;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"                                        ...

Взаимосвязь мелкой моторики и речи у дошкольников с ОНР

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучени...

Взаимосвязь мелкой моторики и речи у дошкольников с ОНР.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника с общим недоразвитием речи является развитие координации движений пальцев рук и артикуляционной моторики. Дети с любым уровнем ОНР имеют отклонения ...