Всероссийский педагогический журнал «Пед Gournal» .Конференция: « Дошкольное и среднее образование: опыт,проблемы,решения» (Обр.соц.сеть nsportal.ru)
материал по развитию речи

Наталья Владимировна Ветряк

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский педагогический журнал «Пед Gournal».

Конференция: « Дошкольное и среднее образование: опыт,проблемы,решения» (Обр.соц.сеть nsportal.ru)

«Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Дошкольный возраст является особенным этапом развития человека, это необычный мир, где существует свой язык, образ мышления, поступки. На этом этапе, у ребенка, получается, очень быстро овладевать родным языком, происходит развитие таких сторон речи как: фонетическая, лексическая, грамматическая.

Было выяснено, что в нынешнее время дети мало общаются друг с другом, гуляя на улице, так как компьютер и телевизор заменяет общение, и не только взрослых, но уже и детей дошкольного возраста. Следовательно, увеличивается число детей с несформированной речью. Поэтому, развитие речи является актуальной проблемой в современном обществе.

Хорошо сформированная речь помогает малышу с легкостью общаться с окружающим миром, ясно выражать свои мысли, желания, консультироваться с другими детьми такого же возраста, с родителями, воспитателями. Хорошее владение языком в дошкольном возрасте служит незаменимым условием решения задач интеллектуального, эстетического, морального воспитания, чтобы ребенок был полноценно сформирован.

Развитие речи ребенка, в том числе и связной, может быть реализовано во многих видах деятельности дошкольника. Одним из этих видов является театрализация. Этот метод очень интересен и увлекателен для детей этого возраста. В основе театрализованной деятельности лежит экспромт, обновление объектов и звучаний, эффектная чувственная передача облика главного персонажа речевыми и неречевыми методами. Ей сопутствуют музыкальные и речевые облики деятельности: вокал, перемещением под мелодию, прослушание, музыкальная игра. Театрализованная деятельность активирует речь с помощью увеличения лексического запаса, деятельности по улучшению артикуляционного аппарата и увеличения области взаимодействия, обнаруживается бесконечным ключом формирования чувств, пробуждение эмоций у детей, присовокупляет их к внутреннему богатству, показывается главнейшим методом формирования условия, нужного для объединения занятий детей, вследствие чего совершается формирование речи детей. В театрализованной игре можно создать такие ситуации, в которых даже самый необщительный ребенок начинает общаться и перестает быть скованным.

Существует несколько видов театров:

- теневой театр. Такая разновидность театра основывается на применении плоских кукол. Куклы помещаются между источником света и экраном или накладываются на него. Руководить куклами может как взрослый человек, так и ребенок. В теневом театре могут использоваться куклы, которые могут быть вырезаны из бумаги, или куклы - руки, фигурки пальчикового театра, а так же актеры – люди;

- кукольный театр, представляет собой синтетическое искусство, оказывающее воздействие на дошкольников значительным по объему комплексом художественных средств. В процессе показа спектакля возможно применение художественного слова, и наглядного образа, живописно-декоративного оформления и музыкального сопровождения. Правильное использование кукольного театра в воспитательном процессе, оказывает значительную помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию детей. Как правило, дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра, так как действия происходящие там им близки, понятны и доступны;

- пальчиковый театр. Такой вид театра является наиболее простым способом развития мелкой моторики дошкольников, это в свою очередь оказывает влияние на раннее развитие речи, снятие стресса и проблем ребенка в процессе театрализации различных ситуаций. Пальчиковый театр содержит набор игрушек персонажей, это могут быть отдельные куклы, животные, каждая игрушка одевается на отдельный пальчик. Используя пальчиковый театр, дошкольник может расположить сказку на ладошке, и может сыграть роль любого героя;

- костюмированный театр такой вид театра еще можно назвать ролевым театром. При организации такого представления дети  или взрослые играют роль одного выбранного персонажа. Дошкольники могут при помощи взрослых или же самостоятельно разыграть стихотворения, загадки, небольшие сказки, подготовить инсценировку песен. Как правило, при организации представления такого вида дети используют костюмы выбранных героев.

К основным видам театрализованных игр дошкольников можно отнести:

- настольные театрализованные игры, к которым относятся: настольный театр игрушек; настольный театр рисунков.

- стендовые театрализованные игры: стенд-книжка; фланелеграф; теневой театр.

- игры-драматизации, которые включают в себя: пальчиковый театр; театр би-ба-бо; кукольный театр; игра-драматизация с шапочками на голове; импровизация.

К выбору темы театрализованных игр и представлений предъявляются определенные требования.

- тема должна быть содержательной и разнообразной;

- способствовать тому, чтобы каждый дошкольник имел возможность проявить творческие силы и возможности;

- способствовать поддержанию и обогащению эмоциональной природы дошкольников, обеспечивать формирование устойчивого интереса к театральному искусству, его основным компонентам и видам;

- развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность речи, фантазию, образное мышление, художественно-творческие способности;

- формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям;

- побуждать к сотрудничеству детей с взрослыми и между собой на всех этапах игры.

Подготовка к театрализованной деятельности имеет 3 этапа:

- на 1 этапе, осуществляется освоение литературного текста, который в дальнейшем будет представлен;

- на 2 этапе, осуществляется реализация общей системы воспитания и обучения детей группы. Дошкольники приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.

- на 3 этапе происходит само театрализованное представление, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

Организация театрализованных игр и представлений имеет определенные особенности в различных возрастных группах дошкольников:

В младшей группе главной целью воспитателя является то, что ему необходимо заинтересовать и постепенно привлечь дошкольников к театрально-игровой деятельности.

Основными направлениями этой работы считаются: знакомство детей с различными видами театрализованных игр; обучение приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе; способствовать развитию речевых и двигательных способностей детей. Дети просматривают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи игрушек или плоскостных фигур. Воспитатель развивает у детей имитационные подражательные движения, способность к словесным импровизациям.

В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи:

- усиливать ознакомление ребят с различными типами сценического художества; продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей Возобновлять подготовку способами управления автотранспортным средством различных героев (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо); способствовать формированию самодостаточности, творчества, тональной выразительности выступления; возобновлять работу согласно формированию вербальной импровизации, представлять ребят с простыми способами формирования киносюжета; представлять способы выполнения театрализованных взглядов.

В старших группах возможности детей возрастают. Ребята продолжают изучать способы деятельности с использованием неодухотворенных материалов. Упражняются в способах управления автотранспортным средством героев театра би-ба-бо и его главной атрибутикой. Исполняется деятельность согласно формированию у ребят способности к живой передаче образа, созидательного воображения, образного мышления; дети обучаются являться в значимости основного, режиссера-постановщика, живописца-декоратора; сформировываются способности общего творчества в ходе подготовки к театрализованным суждениям.

Г.А. Волкова считает, «что театрализованные игры детей содействуют улучшению многих речевых краев - диалога, монолога, развитию акустического края речевого аппарата и т.д.».

Для быстрого развития речи необходима именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая содержит в себе помимо действий детей с куклами или собственное действие по ролям, но к тому же художественно-речевую деятельность.

Игры с театрализацией оказывают большое влияние на увеличение лексического словаря дошкольников. Работая над литературным произведением, ребенок знакомится с новыми словами, что помогает расширить пассивный словарь и активизировать в речи существительные, прилагательные, местоимения и глаголы. К тому же у ребенка формируется умение распознавать и называть противоположные по смыслу названия действий и признаков.

При прорабатывании четкости игры персонажей необходимо выполнять подводящие действия: звуковую гимнастику, дыхательные упражнения, упражнения на совершенствование дикции. Для того чтобы ребенок естественным путем знакомился с богатейшим русским языком им предлагаются народные сказки, короткие рассказы содержащие всю сумму колоритных средств родного языка. Инсценирование фабулы писательских творений учит ребенка использовать различные отчетливые средства в сочетании. Очередное амплуа, в частности беседа героев, подводит детей к потребности ясно изъясняться. У детей становится лучше переговорная речь, улучшается ее грамматический ряд. Все данное, безусловно, содействует формированию выступления искусству проводить разговор и отдавать собственные эмоции в монологической фигуре.

Театрализованные забавы обогащают результативную речевую работу дошкольников и формируют исполнительский творческий процесс. Особенный интерес в театрализованной работе уделяется формированию тональной выразительности, дозволяющей любому ребенку передать чувства, ощущения, отличительные характерные черты героя, показать личный подход к действиям в монологе и разговоре, не стыдясь слушателей.

В процессе разыгрывания театрализованных представлений у дошкольников отрабатывается фактическая способность пользоваться освоенным языковым материалом, а непосредственно, способность подробно поочередно и очевидно находящимся вокруг отдать сущность переделанного слова, композиционно и грамматически оформлять, конкотационное и чувственное утверждение, заключающееся из строя закономерно сопряженных услуг, то, что содействует формированию складного выступления дошкольников.

Формирование выступления непосредственно сопряжено с формированием мышления и воображения ребят. Со временем складывающаяся способность оформлять простые, однако увлекательные, согласно семантической перегрузке и содержанию повествования, грамматически и фонетически грамотно создавать красивые слова, композиционно оформлять их сущность, содействует овладению монологическим общением, то, что обладает основная роль с целью полной подготовки ребят к школьному курсу обучения

Организованная подобным способом, театрализованная работа считается успешным орудием в речевом формировании детей, активизации совершенствовании лексикографического резерва, грамматического порядка выступления, звукопроизношения, способности складного выступления, темпа и выразительности выступления. А содействие ребят в театрализованных забавах приносит им удовольствие и порождает заинтересованность к находящемуся вокруг обществу.

В подсознании всех детей кроется потребность в свободной театрализованной игре, в которой они реализуют уже пройденные литературные сюжеты. Это и активизирует их мышление, совершенствует память и образное восприятие, улучшает язык, с помощью которого люди могут общаться и воспринимать окружающий нас мир таким, какой он есть воображение и фантазию, развивает речь. Невозможно оценить роль родного языка.

Оказываемое воспитательное влияние театрализованной работы грандиозно. Участвуя в ней, ребята знакомятся с находящимся вокруг обществом через манеры, окраски, музыку. В ходе деятельности над выразительностью реплик героев, личных выражений, активируется лексикон детей, улучшается голосовой уровень культуры выступления, ее тональное устройство. Выполняемая значимость, в особенности разговора с тем или иным персонажем, устанавливает артиста перед потребностью понятно, отчетливо, очевидно объясняться. У него улучшается диалогический разговор. По этой причине непосредственно театрализованная работа дает возможность разрешать почти все воспитательные проблемы, затрагивающие развитие выразительности выступления детей, умственного и эстетично обучения. Она - неограниченный ресурс формирования эмоций, волнения и психологических открытий, методов приобщения к внутреннему изобилию. Вследствие этого малыш познает общество разумом и сердцем, проявляя собственный подход к доброму делу и злу, узнает удовольствие, сопряженное с преодолением проблем общения, нерешительности, робости в себе.

Театрализация - это в главную очередь экспромт, оживление предметов и звучаний. Она непосредственно сопряжена с иными типами работы - пением, движением под музыку, слушанием и т.д., нужно классифицировать ее в общем преподавательском ходе, заинтересовать к взаимодействию мелодических преподавателей, логопеда.

Тематика театрализованной деятельности в детском саду не урезана и способна удовлетворить всевозможный круг интересов и стремления детей. Участвуя в ней, ребята познакомятся с находящимся вокруг обществом в абсолютно всем его разнообразии - посредством манеры, окраски, звучания, музыки, а искусно установленные педагогом проблемы стимулируют мыслить, исследовать, совершать заключения и обобщения. В ходе деятельности над выразительностью реплик героев, личных выражений активируется лексикон детей, улучшается голосовой уровень культуры выступления. Выполняемая значимость, в особенности разговор с иным персонажем, ставит артиста перед необходимостью понятно и конкретно говорить.

По этой причине, непосредственно театрализованная работа дает возможность разрешать почти все преподавательские проблемы, затрагивающие развитие выразительности выступления детей, умственного и эстетично-эстетического обучения. Она - неограниченный ресурс формирования эмоций, волнения и психологических открытий, метод приобщения к внутреннему изобилию. Вследствие этого, малыш узнает мир разумом и сердцем, проявляя собственную позицию к доброму делу и злу; узнает удовольствие, сопряженное с преодолением проблем общения, нерешительности для себя.

В современном обществе, насыщенном информацией и стрессами, душа требует сказки - чуда, чувства беспечного раннего возраста. Сказки служат основным уроком нравственности, согласно которым живет общество. В них добро постоянно одерживать победу. Это настраивает детей на уверенное в будущем понимание существования, сформировывает позитивные особенности нрава социального действия. Деятельность над театрализацией небылицы содействует формированию корректировки абсолютно всех психологических познавательных действий. Зазубривание текстов небылицы содействует формированию памяти, расширению лексикографического резерва, автоматизации звукопроизношения, витию просодического края выступления, его выразительности. Верное формулирование месторасположения в сцене, пляски формируют ориентировку, моторику, моторную динамичность. Деятельность над коннотационным вхождением поговорок и пословиц формирует логику, обучает грамотно производить оценку обстановку. Присутствие благожелательной публики малыш обучается концентрироваться, одолевать сложные комплексы, неправильное опасение.

Подобным способом, деятельность над театрализацией сказок содействует не только лишь пополнению познаний и умений, но и считается орудием развития единых игровых способностей, выступления, индивидуальных свойств детей, их соответственного действия в разных моментах. Изображение небылицы весьма привлекает ребят. Они стремительно запоминают фразы абсолютно всех героев, зачастую сочиняют без помощи других, наряжаясь и обыгрывая эту либо другую сценку. Разговор их становится более живой и выразительный. Приобретенный благоприятный чувствительный запас с демонстрацией представления, обретенная уверенность в собственных силах увеличивают самооценку ребят. Почти все из них справляются с собственными комплексами, учатся рассуждать, исследовать собственные действия и действия иных людей, делаются толерантней, товарищ к товарищу.

На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что процесс формирования речи детей дошкольного возраста, является одной из главных задач развития дошкольников. Потому как, очень часто при приходе ребенка в начальную школу, обнаруживаются значительные затруднения в развитии их речи. Ребенок не может правильно строить обороты своей речи, детям трудно поведать о том или ином событии, они не умеют высказывать свои мысли. Во время обучения языку необходимо отталкиваться от особенностей формирования и совершенствования всех сторон речи в разном возрасте. Только так обучение будет результативным и содержательным.

Выводы: Использование театрализованной деятельности в процессе совершенствования речи дошкольника содействует развитию устной речи детей, а также формирует навык общения с людьми. Она индивидуальна для каждого ребенка и выбирается в соотношении с возрастом и персональными чертами. Использование театрализованной деятельности, для развития речи, включает в себя значительный объем работы над связной речью, расширением словаря, формированием грамматического строя речи, развитием звуковой культуры речи

Список использованной литературы:

  1. Алмазова, E.С. О возрастных, особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи / E.С. Алмазова.- М.: Сфера, 2011 - 189 с.
  2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой/Н.П. Аникеева, - Новосибирск: Литера, 2010.- 143с.
  3. Антипина, Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста/ Е.П. Антипина.- М.: Сфера, 2013 - 168 с.
  4. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников/Л.В. Артемова.- М.: Просвещение, 2011. -127 с.
  5. Батурина, Г. И., Кузина, Т.Ф. Введение в педагогическую профессию/ Г. И. Батурина, Т.Ф. Кузина.- М.: Академия, 2013 - 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...

Диплом участника Всероссийской педагогической конференции "Перспективные технологии и методы в практике современного образования", 2020

Диплом участника Всероссийской педагогической конференции "Перспективные технологии и методы в практике современного образования", 2020...

Всероссийская педагогическая конференция «Современное образование в России»

   «Родительские мастер-классы» - одна из наиболее эффективных форм работы с семьѐй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагог...

Всероссийский конкурс для воспитателей и специалистов ДОУ на лучшую публикацию «Творческий воспитатель - 2021» на портале всероссийского педагогического журнала «Современный урок», номинация «Дошкольное образование», 29.11.2021.

Всероссийский конкурс для воспитателей и специалистов ДОУ на лучшую публикацию «Творческий воспитатель - 2021» на портале всероссийского педагогического журнала «Современный урок&raq...

Диплом участника Всероссийской педагогической конференции "Теоретические и методологические проблемы современного образования", 2020

Диплом участника Всероссийской педагогической конференции "Теоретические и методологические проблемы современного образования", 2020...

Диплом участника Всероссийской педагогической конференции "Перспективные технологии и методы в практике современного образования", 2021

Диплом участника Всероссийской педагогической конференции "Перспективные технологии и методы в практике современного образования", 2021...

Диплом участника Всероссийской педагогической конференции "Тенденции и перспективы развития современного образования", 2021

Диплом участника Всероссийской педагогической конференции "Тенденции и перспективы развития современного образования", 2021...