Звуки речи и элементы интонации как «строительный материал» для знаковых систем языка.
консультация по развитию речи (старшая группа)

Рассматривание просодики, как один из видов невербальных средств общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zvuki_rechi_i_elementy_intonatsii.docx40.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Звуки речи и элементы интонации

как «строительный материал»

для знаковых систем языка.

         Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр, логическое ударение – сами по себе, вне языка,  ничего не означают. Но без них не может существовать речь – из звуков речи составляются морфемы, из звуков речи и просодем составляются слова . Просодемы придают соединению слов смысл предложения, являются наивысшим уровнем развития языка. Просодика является одним из видов невербальных средств общения. Основной составляющей просодии является интонация.

 Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:

  • мелодику - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;
  • темп - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;
  • ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т.е. следующих из качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);
  • фразовое и логическое ударения - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;
  • тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса), - звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки ("грустный, веселый, мрачный" тембр и т.д.);
  • пауза - временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические - используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;
  • сила голоса - смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

         Интонационной выразительностью речи ребенок овладевает, как правило, к 4-5 годам.  Когда ребенок учится говорить, он должен не только научиться артикулировать фонемы, произносить звуки и сочетания звуков в слове, но и модулировать просодемы, создающие интонацию. Это происходит естественным путем в процессе общения. В то же время педагоги сталкиваются с такой проблемой, как монотонность, тусклость детской речи (при заучивании стихов, в драматизациях, на детских утренниках).

       Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова.Одна и та же фраза, сказанная с различной  интонацией, темпом, высотностью оказывают на людей совершенно иной  эффект.

      Выразительность речи – это одна из актуальных проблем нашего общества. Её нужно осознать как самостоятельное явление  действительности, хотя и неразрывно связанное с работой сознания и той информацией, для выражения которой оно предназначено.

       Обучающие ребенка люди (родители, воспитатели) сами, как правило,  отлично владеют интонациями родного языка.  Однако не замечают этих характеристик и осознанно не расширяют их в своей речи и не акцентируют на них внимание детей.  Опыт свидетельствует, что дети обычно довольно легко усваивают просодемы.  Однако увеличивается  количество детей с речевыми патологиями, часто сопровождающимися мышечными парезами, недоразвитием фонематического восприятия и нарушениями просодики.

           Рассмотрим все элементы в отдельности.

     Сила голоса – регуляция напряжения голосовых связок, которой пользуется человек  сообразуясь с обстоятельствами. Обычно мы используем среднюю силу голоса. Шепотная речь – речь без напряжения голосовых складок.

    Игра для взрослых: сказать свое имя негромко, шепотом, громко.

    Высота тона – частотная характеристика голоса, также регулируемая напряжением складок, которая позволяет модулировать пение. В быту различают высокий голос , голос среднего тона и низкий. Обычное заблуждение считать, что у  маленького ребенка должен быть высокий, писклявый голос. Тогда как нормой считается голос среднего тона, иногда с хрипотцой, переходящий в низкие обертации. Такое положение голосовых складок позволяет органам артикуляции двигаться свободно, без напряжения. Высокий тон голоса должен насторожить педагога, так как в этом случае мышцы плечевого пояса, шеи, языка испытывают излишнее напряжение, которое отражается на качестве артикулирования звуков – ребенок смягчает звуки, ему трудно расслабить спинку языка и поднять кончик.

   Игра для взрослых: по картинкам изображаем голоса мыши (пи-пи), кошки (мяу-мяу) и медведя (у-у). Темп смены картинок убыстряется.

   

      Темп речи – скорость, с которой человек воспроизводит речь. Различают медленный, средний  и быстрый темп речи. Средняя скорость  для нормального восприятия смысла речи 7-9 звуков в секунду. Для русского языка характерно замедление проговаривания слов на ударных слогах. Быстрый темп речи может характеризоваться сглатыванием  звуков и звуковых блоков, увеличенными паузами, вставлением сорных слов, так как внутренняя речь не успевает за ее генерацией.  Патологически ускоренный темп речи (тахилалия) считается ненормированным, особенно если он осложнен нарушением звукопроизношения.  Эта особенность речи может быть обусловлена и национальной принадлежностью человека.  Темп речи поддается коррекциии если педагог с детьми регулярно проговаривает чистоговорки и скороговорки. Их образовательный эффект состоит именно в том, чтобы научить ребёнка регулировать темп речи , сохраняя при этом четкость произношения (т.е. дикцию).

    Игра для взрослых: повторить фразу «Надо колпак переколпаковать , а то колпак недовыколпакованный» медленно, в среднем темпе, быстро.

     Ритм речи – понимается как сочетание говорения и пауз. Ритм речи сочетается с речевыми вдохами и выдохами, с законченностью высказывания. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Нормальный ритм является следствием правильного соотношения основных процессов в коре головного мозга - возбуждения и торможения. В речи он выражается в относительном сохранении единства и соблюдении правильного словесного ударения, которое в основном организует ритмическую структуру речи. Ритм речи чрезвычайно сложен. Нарушение его затрудняет, искажает речь. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его "скелет", что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.

Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

Ритм речи особенно ярко прослеживается в стихотворных произведениях. Педагоги-дошкольники учат  ребенка вслушиваться в ритм слов. Даже если ребенок не произносит или заменяет какие-либо звуки, ритм слова должен остаться сохранным. Если он искажен (т. е. ребенок переставляет слоги, сглатывает , добавляет лишние слоги или звуки) , то следует говорить о недоразвитии фонематического восприятия. При развитии чувства ритма можно предложить  детям прохлопывать ритм слоговых серий, коротких стихотворений, музыкальных отрывков и песенок. Целесообразно использовать музыкальные инструменты. Развивая у река чувство ритма, не следует забывать и о развитии речевого дыхания. Часто детям не хватает выдоха,чтобы закончить фразу. Тогда высказывание получается рваным, может искажаться его смысл.

    Игра для взрослых:  узнать по ритмическому рисунку детские песенки – «Маленькой елочке холодно зимой»,  «В траве сидел кузнечик»,  « Пусть всегда будет солнце».

    Тембр речи – звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки Модуляции тембра речи позволяют человеку выражать эмоции: гнев, радость, досаду, печаль и т.д. дети еще в раннем младенчестве  начинают реагировать именно на тембровые модуляции   голосов близких ему людей, отражающих их эмоции  и соосветствующе на них реагируют.   Установлено более 20 интонаций, которые выражают самые различные чувства: угрозу и удивление, негодование и радость, возмущение и восхищение, страх, сомнение, злобу и т. д.      Соответственно, о грустном нужно говорить печальным голосом, о веселом – радостным. Хороший оратор должен, во-первых, придать эмоциональность содержанию своей речи, а во-вторых, стремиться выразить ее своим голосом. Слушатели могу пропустить до 30–40 % информации, если ораторская интонация не будет отвечать его речи.

         При формировании навыков восприятия тембра у детей можно начать со знакомства с двумя контрастными окрасками голоса – радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру проявлений – гнева, удивления, испуга. В качестве наглядного материала  используют пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выразительных лиц людей, сюжетные картинки с разными ситуациями, тексты и фразы.

   Игра для взрослых: сказать фразу «Домой» с разной эмоциональной окраской.

 

Логическое ударение. В каждом высказывании  есть главное слово, к которому привязаны все остальные вспомогательные слова.   Оно произносится громче и медленнее, чем остальные слова и помогает правильно понять смысл фразы. При  восприятии на слух слов-носителей логического ударения мы привлекаем внимание детей к пониманию и оценке текста. Логическое ударение - это выделение слова наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Формирование осознания логического ударения является необходимым для эффективного воспитания звуковой культуры речи, для развития интонационной стороны речи.                                 Для литературных норм русского языка характерно, что логическое ударение падает на слово (или слова) в конце предложения. Для разговорной речи характерно иное. Как отмечают языковеды, в этой речи все важное, новое интонационно выносится как можно ближе к началу предложения. Ясно, что обстоятельная работа над логическим ударением - задача школьного обучения. Однако, формирование первоначальных представлений о логическом ударении, о его роли в построении смысла высказывания должно быть также заботой и исследователей в области методики развития речи дошкольников.

      Педагоги часто читают детям литературные произведения, что называется, «с листа». Однако не каждый педагог хорошо владеет умением  найти во фразе логическое ударение и правильно построить интонацию высказывания. Поэтому необходимо поработать над текстом предварительно, читать в удобном для детей темпе и спользовать  необходимые  просодемы, чтобы поддержать их интерес к литературному произведению.

 Игра для взрослых: сказать бессмысленную фразу так, чтобы у нее появился смысл.

Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка.  

Игры на развитие просодики.

«Громко - шепотом». (Сила голоса, ритм речи)  Произносим знакомое стихотворение построчно в среднем темпе: строку громко, строку шепотом.

 

«Песенки - потешки». (тембр, сила голоса, ритм речи) 

  • Рано-рано поутру

Пастушок: Ту-ру-ру-ру!

А коровки в лад ему

Затянули: Му-му-му!

Ты, буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

  • Уж как я ль мою коровушку

люблю!

Уж как я ль-то ей крапивушки

нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя;

Ешь ты досыта, буренушка моя!

Уж как я ль мою коровушку

люблю!

Сытна пойла я коровушке

налью,

Чтоб сыта была буренушка моя!

Чтобы сливочек буренушка

дала.

  • — Заяц белый,

Куда бегал?

— В лес дубовый.

— Что там делал?

— Лыки драл.

— Куда клал?

— Под колоду.

— Кто украл?

— Родион.

— Родион - выйди вон.

  • Взял Егор в углу топор,

С топором пошел во двор.

Стал чинить Егор забор,

Потерял Егор топор.

Вот и ищет

до сих пор...

Поищи и ты топор!

  • — Собака, что лаешь?

— Волков пугаю.

— Собака, что хвост поджала?

— Волков боюсь!

  • Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

И постукивают,

И похрюкивают:

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

  • Сказала тетя:

— Фи, футбол! —

Сказала мама:

— Фу, футбол! —

Сестра сказала:

— Ну, футбол...

А я ответил:

— Во  футбол!

  • - Мышка-трусишка, ты треска боишься?

- Ни крошечки не боюсь!

- А громкого свиста?

 - Ни капельки не боюсь!

 - А страшного рёва?

 - Нисколечко не боюсь!

- А чего же ты боишься?

- Да тихого шороха.

  • Мы в лес пойдем
    (Дети поднимают руки в стороны и вверх)
    Детей позовем: «Ay! Ay! ».
    (Делают руки рупором)
  • Взял я лук и крикнул:
    «Эх! Удивлю сейчас я всех!».
    Натянул потуже лук,
    Да стрела застряла вдруг!
    И вокруг сказали все:
    « Э__ э__ э__ э ».

  • Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»
    Кто встречается с бедой, произносят слово «Ой!»
    Кто отстанет от друзей, произносят слово «Эй!».
    У кого захватит дух, произносят слово «Ух!».

«Далеко - близко» . (Сила голоса).     Изображаем  сирену машины «Скорой помощи», полиции: Подносим  палец  к носу и громко гудим «ИУ-ИУ…». Начинаем медленно отводить  его вперед или в сторону, одновременно с движением ослабляя силу голоса.. Так же приближаем палец издалека к носу и усиливаем голос. Важно: высота голоса остается одинаковой.    

«Песенки » . (Ритм речи, высота тона, темп речи) .   Пропеваем знакомые песенки , используя вместо слов любые открытые слоги (та- , па-,  ба-).    Можно сопровождать движениями – притопами, хлопками и т.д. По ходу игры можно изменять темп  - строку медленно, строку быстро. Игру можно использовать на автоматизацию звуков.    

 «Телеграфисты».  (Ритм). Отстукиваем ритм хлопками, чередуя короткие и длинные (4-7) – так телеграфисты передают сообщение азбукой Морзе. Далее дети должны повторить слоговые ряды из 3-5 слогов, разной степени сложности:

- прямые слоги без смены  гласных и одинаковым ритмом: ПА-ПА-ПА-ПА -;

- прямые слоги без смены гласных и разным  ритмом: ПА—ПА-ПА—ПА-;

ПА—ПА-ПА-ПА-;

- прямые слоги со сменой гласных и одинаковым ритмом: ПА-ПУ-ПЫ-ПО -;

- прямые слоги со сменой гласных и разным ритмом: ПА—ПУ-ПЫ—ПО-;

ПА-ПУ-ПЫ-ПО--;

- прямые слоги без смены гласных чередуются с обратными, ритм одинаковый: ПА-АП-ПА-АП-;  ПА-ПА-АП-АП-;

- прямые слоги без  смены гласных чередуются с обратными, ритм разный :

ПА-АП--ПА-АП--;  ПА-ПА-АП-АП--;

- прямые слоги со сменой гласных чередуются с обратными, ритм одинаковый: ПА-УП-ПЫ-ИП-;  ПУ-ПА-УП-АП-;

- прямые слоги со  сменой гласных чередуются с обратными, ритм разный :

ПА-УП--ПУ-АП--;  ПЫ-ПО-УП-АП--.

«Междометия» . (Тембр голоса).  Мимикой,  жестами и голосом  показывать игровую ситуацию:

-  удовольствие  - АХ! Срываем цветок и нюхаем его.

-  усталость – ОХ! Поднимаем тяжелые сумки.

-  гнев – УХ! Грозим хулигану.

-  печаль – ОЙ! Разбили вазу.

-  радость – ЭЙ! Машем руками друзьям.

-  страдание – ОХ! Болит зуб.

-  удивление – О-О-О! Увидели большой арбуз.

-  недоверие – А-А-А-? Не услышали , о чем сказано.

-  испуг – ОЙ! – Укололись о шипы колючки.

«Веселые звуки». (Сила голоса).   И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный  от тихого к громкому: «а», «о», «у», «ы», «э».

  • «А» — руки вверх.
  • «О» — руки кольцом перед собой.
  • «У» — руки рупором.
  • «Ы» — руки овалом впереди.
  • «Э» — руки овалом сзади.

«Кто дольше».  (Сила голоса, высота голоса).

И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на одном  выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7—10 секунд: «А--У--И--О--».

«Удивляемся».  (Тембр голоса).  Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.

«Длинно, коротко».  (Длительность выдоха и звучания голоса).  Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно: «О». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О». То же с слогами, словами.

Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить — «У».

«Шагаем, топаем, хлопаем». (Сила голоса).

Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары — шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише — шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары — слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.

Мы хлопаем руками: «Хлоп-хлоп-хлоп».
Мы топаем ногами: «Топ-топ-топ».

«Посчитаем». (Сила голоса).  Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).

«Дождик». (Сила голоса, тембр речи).   Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.

-Была тишина, тишина, тишина...(Почти без голоса, одной артикуляцией).
-Вдруг грохотом грома сменилась она. (Шепотом ).

 -И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? (Голосом разговорной громкости).
-Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
-Наверно, сейчас барабанить он станет.
-Уже барабанит! Уже барабанит! (очень громко).

 «Вороны». (Сила голоса).

-Вот под ёлочкой зелёной Скачут, каркают вороны. Кар-кар-кар! (громко).

-Целый день они кричали, Спать ребятам не давали. Кар-кар-кар! (тише).

-Спать ребятам не давали, Только к ночи умолкали (очень тихо).

 «Самолет». (Высота голоса).

Самолет идет на взлет. (Произносят низким голосом, руки опущены: «У»). Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»); Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, приседают: «У»).

«Три волны». (Сила голоса, высота голоса).  Имитируя руками плавные движения волн,  произносить:

- А-А-А – громко, низко – самая сильная волна;

- а-а-а-  обычной силой и высотой голоса;

- а-а-а – тихо, высоко - самая маленькая волна.

Можно менять гласные и порядок волн.

«Изобрази правильно». (Высота, тембр голоса).

Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.

  • Летит поезд во весь дух:
    —Ух! Ух! Ух!(Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками).
    -Загудел тепловоз:«У-у-у-у». (Низким голосом, останавливаются и гудят).
    -Он домой детей повез:«Ду-ду-ду ». (Приседают).

  • -«Ой! — воскликнул окунек,
    — Я попался на крючок». (Произносят высоким голосом).
    Сом сердито проворчал:
    -«Из-за шалости попал». (Низким голосом).
  • -Маленькие ножки.
    Бежали по дорожке:
    Топ! Топ! Топ! (Высоким голосом с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами).
    -Большие ноги -
    Шли по дороге:
    Топ! Топ! Топ! (Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей средней группы "Звуки весеннего леса"

Данный конспект занятия разработан для того, чтобы способствовать обучению понимания природных явлений, их влияния на эмоциональное состояние человека; развитию диалогической речи; учить делать выводы...

Обучение детей раннего возраста конструированию из строительного материала и развитие элементов творчества в конструктивной деятельности

Квалификационная  работа  на  тему: «Обучение детей раннего возраста конструированию из строительного материала и развитие творчества в конструктивной деятельности»...

Конспект занятия по автоматизации звука Ш с элементами формирования связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема «Заколдованные домашние животные»

Занятие  по автоматизации звука Ш, по развитию связной речи  в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Заколдованные домашние животные"...

Речевой материал по закреплению звуков речи по книге Богомоловой А.И. разбитый на звуки

Удобно пользоваться, когда необходим материал на один звуки или группу звуков....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: Автоматизация звука «Р» с элементами песочной терапии.

Цель: Автоматизация правильного произношения звука «Р» в слогах, словах и предложениях....

Конструирование из строительного материала с элементами сюжетно-ролевой игры в средней группе "Домики для трёх поросят".

Конструирование с элементами сюжетно-ролевой игры                                          ...

Конспект по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звук [в]. Буква В.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе.   Тема: Звук [в]. Буква В....