Консультация для родителей «Игры на кухне с пользой для речи. Маме помогаем – речь развиваем»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Коломиец Татьяна Дмитриевна

Консультация для родителей «Игры на кухне с пользой для речи. Маме помогаем – речь развиваем»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Игры на кухне с пользой для речи. Маме помогаем – речь развиваем»

Для развития правильной, грамотной, красивой речи детей, огромную роль играет участие родителей в образовательном процессе. Но зачастую в суматохе современного мира просто физически не хватает времени для традиционных домашних заданий. Я предлагаю альтернативу – речевые игры и упражнения в бытовых условиях, а конкретно на кухне!

Кухня - подходящее место для развития звукового восприятия (фонематического слуха), обогащения словарного запаса, развития грамматических категорий, а также развитие мелкой моторики.

Предлагаю подборку дидактических игр и упражнений, которые можно использовать ежедневно, не отрываясь от домашних хлопот.

Фонематический слух

Помешивая ложкой в стакане, закрывая кастрюлю крышкой, предложите отвернувшемуся ребёнку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки. Потрите морковку на тёрке, прошуршите пакетиками со специями, погремите горохом в стеклянной банке, а ребёнок пусть попробует отгадать, закрыв глаза.

Также ребёнку можно предложить поучаствовать в составлении меню из блюд, в названии которых есть определённый звук.

  • составить меню для обеда . В названии блюд должен быть звук [Л] (салат, лапша, холодец, лаваш, молоко…)
  • разложить купленные продукты в две ёмкости: в одну ёмкость – со звуком [C] (cметана, сыр, сахар, сайка, колбаса…), в другую – со звуком [Ш] (вермишель, шпинат, ватрушка, шоколад…)
  • составить меню на понедельник [П] и пятницу [П`] Понедельник – пончики, спагетти, суп, помидоры, капуста. Пятница – пирожки, печень, пюре, персики.

Обогащение словарного запаса

На кухне много материала для обогащения словарного запаса

Например:

- «Кто вспомнит больше слов, подходящих к слову апельсин? Какой он? (Вкусный, круглый, полезный, ароматный, оранжевый, душистый, шершавый, холодный …)

- «Давай искать на кухне слова»

Я прошу Вас подумать и сказать, какие слова можно «вынуть» из БОРЩА? (капуста, свёкла, картофель, лук, морковь….). Из винегрета? Из холодильника? Из кухонного шкафа?

- «Угощаю» .

Малыш называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, затем Вы ему, до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «солёные», «кислые», «горькие» «холодные слова»

- «Из ДВУХ – ОДНО»

Давайте научим малыша составлять из двух слов одно (кофе варит – кофеварка, мясо рубит – мясорубка, кофе мелет – кофемолка, сок выжимает – соковыжималка).

Дидактическая игра: Вредно- полезно». Правила игры таковы: если я буду называть полезные продукты - вы показываете большой палец вверх – Во!, если вредные – вы показываете палец вниз – Фу!.

(соки, шоколад, орехи, леденцы, фрукты, «Кока-кола», чизбургер, супы, лук, торты, чипсы, гамбургер, хлеб, творог, суп роллтон, кефир, лимонад, попкорн, мороженое, рыба, каша, чеснок, овощи, «фанта», мясо, молоко, морепродукты, ягоды, печенье, котлеты, блины).

Составить рассказ: «Как я сходил в продовольственный магазин». 

Обсудить пословицы о здоровье и здоровом питании.

1. Зелень на столе – здоровье на сто лет.

2. Не ложись сытым – встанешь здоровым.

3. Хорошо прожуешь – сладко проглотишь.

4. Здоровье сгубишь – новое не купишь.

5. В здоровом теле – здоровый дух.

6. Здоров будешь – всё добудешь.

7. Горьким лечат, а сладким калечат.

8. Лучше иногда недоедать, чем постоянно переедать.

9. От сладкой еды – ничего не жди, кроме беды

Стихотворение о здоровом питании. Послушать и обсудить

Чтобы быть всегда здоровым,

Бодрым, стройным и веселым,

Дать совет я вам готова,

Как прожить без докторов.

Надо кушать помидоры,

Фрукты, овощи, лимоны,

Кашу – утром, суп – в обед,

А на ужин – винегрет.

Надо спортом заниматься,

Умываться, закаляться,

Лыжным бегом увлекаться

И почаще улыбаться.

Ну а если свой обед

Ты начнешь с кулька конфет.

Жвачкой импортной закусишь,

Шоколадом подсластишь,

А потом на целый вечер

К телевизору засядешь

И посмотришь по порядку

Сериалов череду,

То тогда наверняка

Ваши спутники всегда –

Близорукость, бледный вид

И неважный аппетит.

ЗАГАДКИ

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(хлеб)

Сидит на ложке
Свесив ножки.
(лапша)

Может свариться,
Может разбиться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(яйцо)

Белый, сладкий камень
В чашке нашей тает,
Чай, компот сдобряет.
(сахар)

Отдельно – я не так вкусна
Но в пище – каждому нужна.
(соль)

Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
(молоко)

Начинается на «К», -
Пьем продукт из молока.
(кефир)

Грамматический строй речи

Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься с ребёнком развитием грамматических категорий.

Например:

1)Можно повторить предлоги: куда мы положим мясо? –правильно в холодильник, фрукты мы оставим на столе, а печенье уберём на полку в шкаф…(общее со всеми)

2) научите ребёнка использовать уменьшительно – ласкательные суффиксы и получится:

-из апельсина (муляжи показать) апельсинчик, из яблока – яблочко, из булки – булочка, из курицы – курочка и т.д.

3) попросите ребёнка внимательно посмотреть и запомнить, что есть на столе. Пусть он закроет глаза, а вы уберёте любой предмет. Малыш должен вспомнить и назвать, чего не стало. Поиграем?

   Рассмотрите с детьми продукты питания в течение недели, обсудить их состав и пользу (мясо, колбаса, пельмени, курица, утка, молоко, творог, масло, кефир, сметана, йогурт, сыр, сливки, рыба, овощ, фрукт, хлеб, батон, макароны, пряники, пирожное, торт, сушка, манка, пшено, рис, гречка, суп, борщ, пюре, котлеты, каша, соль, сахар, сок, чай, кофе, какао, яйцо, конфета, и т.д.)

Дидактическая игра: «Мой? Моя? Мое? Мои?» - сказать до 5 слов

-Про какие продукты можно сказать: «Мой»? – батон, хлеб,…..

-Про какие продукты можно сказать: «Моя»? – сушка, каша, ……

-Про какие продукты можно сказать: «Мое»? – пирожное, яйцо, …….

-Про какие продукты можно сказать: «Мои»? – котлеты, макароны, сливки,……

 Дидактическая игра: «Какая каша» (суп).

Каша: из пшена – пшенная, Суп: из рыбы – рыбный,  

из гороха – гороховая, из мяса – мясной,

из манки – манная, из молока – молочный,

из пшеницы – пшеничная, из курицы – куриный,

из риса – рисовая; из овощей – овощной; 

Дидактическая игра: «Что из чего сделано?»

Что сделано из мяса, молока, муки? Какие бывают продукты? (молочные, мясные, мучные изделия)

Дидактическая игра: «Сосчитай до пяти» (шоколад, пряник, конфетка)

Один батон, два батона, …, пять батонов;

Одна булка, две булки, …, пять булок;

 

Дидактическая игра: «Назови, какие ты знаешь продукты»

- Что делают из молока?
Из молока делают творог, сыр, сметану, йогурт, простоквашу, кефир
- Что делают из мяса?
Из мяса делают котлеты, колбасу, сосиски…
- Что делают из муки?
Из муки делают хлеб, баранки, бублики, печенье, булки,…

Дидактическая игра: «Какие бывают продукты?»

Как называются продукты из молока. – Молочные продукты.
Как называются продукты из мяса. – Мясные продукты.
Как называются продукты из муки. – Мучные продукты.

Дидактическая игра: «Что из чего?»

Что можно приготовить
из молока – молочную кашу, творог, масло…,
из мяса – котлеты, фарш, мясной суп (бульон) …
из овощей – салат, суп, овощное рагу,…
из муки – хлеб, булки, торт, печенье, баранки, …

Дидактическая игра: «Какая бывает каша?»
- Скажи, как называется каша.
из риса – Из риса - рисовая каша
из пшена – Из пшена - пшенная каша
из гречки – Из гречки - гречневая каша
из овса – Из овса - овсяная каша
из манки – Из манки - манная каша

Дидактическая игра: «Подбери слова-признаки»

хлеб (какОЙ?) – пшеничный, ржаной, белый, черный, свежий, мягкий, вкусный, …
мороженное (какОЕ?) – белое, сладкое, вкусное, холодное, молочное, сливочное,…
конфета (какАЯ?) – сладкая, шоколадная, карамельная, маленькая, вкусная,…

Дидактическая игра: «Назови магазин / отдел магазина»

- Скажи, как называется магазин, в котором продают продукты. – Это продуктовый магазин.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают молоко. – Это молочный отдел.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают мясо. – Это мясной отдел.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают рыбу. – Это рыбный отдел.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают хлеб. – Это хлебный отдел.

Дидактическая игра: «Что делают с продуктами?»

- Скажи, что делают с продуктами.
Продукты продают, покупают, изготавливают, готовят, жарят, варят, солят, режут, едят,…

 Дидактическая игра: «Что где лежит?» (предлоги)

(с использованием картинок или показа действий)
- Где стоит молоко?
Молоко стоит в холодильнике (на столе, на полке)
- Откуда ты взял хлеб?
Я взял хлеб из хлебницы (из блюда, со стола).
- Куда ты положил мясо?
Я положил мясо на тарелку (в кастрюлю, в холодильник).
- Что ты сделал(а) с молоком?
Я налил(а) молоко из пакета в стакан. И т.п.

Дидактическая игра: «Сравни продукты»

Молоко жидкое, а сметана густая.
Хлеб мягкий, а сухарь жесткий.
Мороженное холодное, а пирог горячий.
Конфета сладкая, а лук горький.

Дидактическая игра: «Что ты видел в магазине?» (винительный падеж)
«Что ты купил?»

Я видел в магазине колбасУ, сосискИ, конфетЫ,…
Я купил в магазине хлеб, кефир, сметану, …

Дидактическая игра: «Чего нет в магазине?» (родительный падеж)

В магазине нет колбасЫ, сосисОК, конфеТ,…

Дидактическая игра: «Назови ласково»

масло – маслице
хлеб – хлебушек
сметена – сметанка
кефир – кефирчик
булка – булочка
сосиска – сосисочка

Дидактическая игра:  «Жадина»: Представь, что это твои продукты. Назови каждый продукт, используя слова «мой», «моя», «моё», «мои». (Мой сыр. Моя булочка. Моё молоко. Мои сосиски. И т.д.).

Дидактическая игра:  «Из чего - какой?»: Для приготовления блюд повар использует разные виды масел. Назови их.

Образец: Масло из подсолнечника какое? (Подсолнечное).

              Масло из кукурузы-…                        Масло из оливок -…

                Масло из сои-…                                   Масло из сливок-…

Дидактическая игра: Назови блюда правильно. Образец: Салат из овощей – овощной.

              Каша из гречневой крупы-….            Запеканка из творога-….

              Пюре из ягод -…                                   Сок их фруктов-….

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»: Послушай слова и назови лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее.

Тарелка, вилка, хлеб, нож.

Вафли, чашка, баранка, сухари.

Творог, сыр, йогурт, колбаса.

Дидактическая игра: «Какое это блюдо?» Какой суп из гороха? - гороховый (из фасоли, рыбы, курицы, грибов, овощей). Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки, риса, перловки, гречки, …) Какой сок из … (моркови, груши, апельсина, огурца, …).

Дидактическая игра: «Посуда-помощница». Режет овощи – овощерезка, варит кофе (сок) - …, рубит мясо - …, мелет кофе - …, чистит картофель - … .

Дидактическая игра: «Что где лежит?». В какую посуду кладут … (хлеб, перец, салат, конфеты, соль, селёдку, масло). Что кладут в салатницу (селёдочницу, солонку, масленку, сухарницу)? Что наливают в супницу (молочник, соусницу, кофейник, чайник)?

Дидактическая игра: «Накроем стол для куклы Кати» (назови ласково). Суп – супчик, масло – маслице, печенье – печеньице, творог – творожок, хлеб – хлебушек, варенье – вареньице; чайник – чайничек, ложка – ложечка, …

Дидактическая игра: «Покупаем посуду». Посуда из стекла какая? – стеклянная, что может быть стеклянным? Посуда из … (металла, керамики, фарфора, глины, пластмассы, чугуна)

Развитие моторики

А сейчас я хочу предложить вам игры на развитие моторики. Для развития мелкой моторики (для развития движений пальцев рук) попросите малыша перебрать крупу, горох, фасоль. Он будет рад помочь Вам, и одновременно потренирует свои пальчики. Крупу можно перебирать, просеивать через сито, пересыпать из одной ёмкости в другую с помощью ложки, рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке, делать аппликации крупой на пластилине.

Кроме того, прекрасным материалом для детских аппликаций может служить скорлупа вареных яиц. Сначала наносим на картон тонкий слой пластилина, это будет фон. Затем выкладываем рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с солёным тестом. Поделки из него хранятся долго, ими можно играть

Используйте эти и другие идеи, придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребёнком правильной и красивой речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Игры на кухне"

Игры с детьми,  когда мамы занятв на кухне.  Игры направлены на развитие речи детей, развитие мышления, мелкой моторики....

Консультация для родителей "Игры на кухне"

Представлены  игры, направленные на обогащение словарного запаса детей, развитие грамматического строя речи, фонематического слуха, внимания, памяти....

Консультация для родителей "Играем на кухне"

Эта консультация поможет вам с пользозой общаться и играть с ребенком во время домашних хлопот на кухне....

Консультация для родителей "Игры на кухне"

Часто возникает вопрос- когда заниматься с ребёнком? Предлагаю некоторые игры, которые можно организовать с ребёнком на кухне, не отрываясь от домашних дел....

Консультация для родителей "Игры на кухне развивают мелкую моторику рук"

Консультация для радителей " Игры на кухне развивают мелкую моторику рук"...

Консультация для родителей: «Игры и упражнения для занятий с детьми в домашних условиях: «Развиваем речь, играя».

Чем занять ребёнка дома, чтобы ему было как минимум интересно, и как максимум - полезно?Чтобы ребенок научился быстро и грамотно говорить, нужно с ним постоянно общаться, играть, развивать речь ....

Консультация для родителей "Игры на кухне с мамой"

Мне хочется рассказать какие интересные и познавательные игры можно организовать на кухне, где полным ходом идёт заготовительный процесс на зиму. Да, да на кухне, где так...