Экскурсия в музей боевой славы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ермолова Ольга Георгиевна

Много лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Экскурсия в музей боевой славы даст возможность сформировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины, вызвать интерес к событиям Великой Отечественной войны, воспитать уважение к защитникам Родины, гордость за свой народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект31.63 КБ
Файл Презентация2.7 МБ

Предварительный просмотр:

«Экскурсия в музей боевой славы».

Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей  дошкольного возраста.

Обучающие задачи:

- формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны;

- познакомить дошкольников с жизнью детей во время войны;

- подвести детей к выводу о том, что война - это плохо, а мир - хорошо

Развивающие задачи:

- формировать у детей познавательную активность;

- побуждать в детях интерес к событиям Великой Отечественной войны;

- развивать внимание, наблюдательность, память, мышление, речь, воображение;

- содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через музейную экспозицию и рассказ экскурсовода;

- развивать социально-личностные качества детей: сопереживание, умение работать в коллективе, позитивное отношение друг к другу;

- развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство гражданственности и патриотизма;

- воспитывать нравственные чувства: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, сопереживание, благодарность, умение прийти на помощь;

- воспитывать уважение к защитникам Родины, к участникам войны, гордость за свой народ,  формировать интерес к истории своей страны, любовь к Родине.

Методы и приемы:

словесные: беседа, объяснение, рассказ воспитателя;

наглядные: демонстрация наглядного материала;

практические:  физкультминутка, поощрение.

Словарная работа: экспонаты, экскурсовод, госпиталь, мемориал, блиндаж, окоп, паёк.

Оборудование: компьютер, СD-проигрыватель.

Демонстрационный материал: доска, плакат «Родина - мать зовёт», два стенда с фотографиями: «Женщины и дети в тылу», «Сыны полка», макет костра, пилотки, макет «На поле боя», солдатское письмо-треугольник, макет «Вечный огонь».

Музыкальный материал:

- «День победы» муз. Г. Ребровой сл., Н. Френкеля

- «Священная война муз. А. В. Александров, сл. В. И. Лебедева-Кумача

- «В землянке» муз. К. Листов, сл. В. Суркова.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Ход экскурсии:

Воспитатель. Сегодня я хочу пригласить вас в удивительное место – МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ!

 - Ребята, а вы знаете, что такое музей? (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, музей - это место, где хранятся интересные предметы, вещи.  Эти предметы называют экспонатами.  Рассказывает о них экскурсовод. Сегодня я буду вашим экскурсоводом  и расскажу о некоторых экспонатах нашего музея, которые помогут вам почувствовать дух военного времени и представить, что же чувствовали и как жили люди в военное время.

Воспитатель. А почему же я захотела рассказать вам про военное время? Кто знает, какой праздник мы отмечаем каждый год 9 Мая?  (ответы детей)

 Воспитатель. Конечно, это День Победы. Все люди нашей страны будут отмечать его.

- Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)

В этот день закончилась самая страшная война. В этот день вспоминают солдат, сражавшихся за нашу Родину, погибших и живых, тружеников, кто своим нелёгким трудом ковал победу в тылу. В этом году мы будем отмечать 77 годовщину .

     Было 22 июня. Люди занимались обычными для себя делами: взрослые работали, девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках.  Никто не подозревал, что скоро начнется война.(Запись голоса Левитана)

Воспитатель. Я приглашаю вас пройти к первому экспонату.

- Ребята, перед вами плакат. Автор плаката - Ираклий Тоидзе. А называется он «Родина-мать зовёт».

- Как вы думаете, почему он получил такое название? (Ответы детей)

На этом плакате художник изобразил образ матери, призывающей на помощь своих сыновей.  Левая рука Родины-матери, приподнятая и слегка отведенная назад, зовет всех на защиту страны. На заднем плане множество штыков говорят о том, уже тысячи солдат встали на защиту своей родины. Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и   на заборах. Советские  люди поклялись   встать на защиту Родины.

      В это же время поэт В. Лебедев-Кумач написал стихи песни «Священная война».

(Звучит фонограмма песни «Священная война» и показ плаката "Родина-мать зовет!").

Под эту песню защищать свою Родину уходили на фронт наши солдаты.

Воспитатель. Сейчас я хочу пригласить вас к следующему экспонату, который расскажет нам о военных буднях наших солдат. (Рассматривание макета).

Посмотрите на этот макет.

- Что вы на нем видите? (Окоп, блиндаж, танки, солдат).

- Для чего нужны окопы? (ответы детей). Правильно, окопы рыли, чтобы защищать солдат во время боя.

- Посмотрите, это сооружение называется блиндаж.

- А для чего он был нужен? (Ответы детей) Чтобы укрывать военных от огня противника, для отдыха солдат, для оказания первой помощи раненым, для  связи с другими воинскими частями.

     Стойко и мужественно сражались защитники Родины. Бои не затихали ни днем, ни ночью. Наши солдаты отличались необыкновенной храбростью.

- А какими еще словами можно охарактеризовать наших солдат?

Воспитатель. Правильно: смелыми, храбрыми, отважными, мужественными, бесстрашными.
Воспитатель. Много героических поступков совершили наши солдаты. Как называется героический поступок?

Дети. Подвиг.

Воспитатель. Как называют человека, совершившего подвиг?

Дети. Герой.

Воспитатель. За освобождение своей Родины сражались не только взрослые. Но и дети. Почти каждый мальчишка в то военное время мечтал попасть на фронт. Дети становились воинами. Взяв в руки винтовки , они воевали, подносили снаряды, ходили в разведку, ухаживали за ранеными. Давайте посмотрим на эти фотографии военных лет, сохранившиеся в нашем музее. Почти в каждом полку воевали дети. Сыны полка...  Суровые командиры оставляли их в отрядах , так как многим из детей уже некуда было идти:  война отняла   у них дом, родных.

   Воспитатель: Вы узнаете кого-нибудь на этих фотографиях? Что вы можете рассказать о них?

Рассказы воспитанников о детях - героях ( Валя Котик, Леня Голиков, Зина Портнова, Володя Дубинин,    Надя Богданова).  

Горнили к бою трубы полковые,

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать

Но всё равно, в боях они умели

Не отступать и побеждать!

Вопитатель: Ребята, а в нашем городе была война?

(ответы).

Всё ближе и ближе к Воронежу подходили фашисты. Они сжигали на своем пути деревни, истребляли мирное население, не жалея стариков и детей
(Звук сирены, гул самолётов) 
      13 июня 1942года была сброшена первая бомба на город Воронеж, в парк Пионеров.  26 июня 100 самолетов начали бомбардировку города, в июле в город ворвались немцы . Пушки, зенитные орудия,  

противотанковые ежи появились на улицах нашего города .
(слайд)
      На 212 дней и ночей в Воронеже велись упорные бои. И вот фашисты захватили правый берег Воронежа. Наш город невозможно было узнать: его постоянно бомбили самолеты противника, обстреливали из пушек и минометов. 
      Наши солдаты сражались за каждую улицу, каждый дом, каждый метр земли нашего родного города.(слайд)
    Сражались до последней капли крови, не жалея свои  жизни.
Помогали солдатам и простые жители города: молодые и старые, мужчины, женщины и дети. Многие   они пытались покинуть город. 

    Едва мы перешли Чернавский мост

    И удалились от него немного,

    Как за спиной фугас его разнес,

    Чтоб вражьим танкам перекрыть дорогу.

    Мы шли угрюмы, из последних сил,

    С дороги тесной отступив в сторонку,

    Мой друг Колюха на горбу  тащил

    Свою четырехлетнюю сестренку.

    Дорога круто повернула в ров,

    И тут раздались вопли: «Са-мо-лё-ты!»

    Мы все упали, накатился рев.

    И дробно – дробно простучало что-то.

    Колюха, с ног до головы в пыли,

    Поднялся первым:

    - Двиним дальше, братцы!

    Но Римка почему – то от земли

    Никак не захотела отрываться.

    Наверно, напугал моторов гул.

    Ишь как уткнулась в лебеду, дуреха,

    - Вставай!

    Молчит. И Колька припугнул:

    - Ну, мы пошли! Тебе же будет плохо!

    А девочка, зажав в кулак траву,

    Лежала, холодея, без движенья…

    …Я стал седым, но помню наяву

    Ту горькую дорогу отступленья.
Ожесточенные бои развернулись в районе СХИ, парка культуры и отдыха, Задонского шоссе. На улице Ленина, преодолевая яростное сопротивление фашистов, рота Гаврилова освобождала дом за домом.
В районе Березовой рощи, стадиона «Динамо» и прилегающих к нему улиц шли кровопролитные бои. С исключительным мужеством здесь сражались бойцы 796-го стрелкового полка. 
   Многие улицы  в Воронеже  после войны были переименованы. Улица 45-й стрелковой дивизии. Почему она так называется? Осенью 1941 года были созданы отряды народного ополчения в количестве 8 тысяч

человек, вошедшие в состав 45-й стрелковой дивизии.
Название улицы Абызова переносит нас в  июль 1942 года. Тихая улочка и ее жители хранят память о старшине Абызове Михаиле Петровиче. Это он в районе ипподрома закрыл своим телом артиллерийское сооружение, спасая жизнь своих товарищей.
    Улица Остроухова носит имя командира 303-й стрелковой дивизии сибиряков – полковника Льва Ивановича Остроухова.
     25 января 1943 года советскими войсками 60-й армии под командованием генерала И. Д. Черняховского был освобожден Воронеж 

    Остался ты не взятым рубежом,

    Средь городов – героев не отмечен.

    Воронеж наш, мы память бережем

    О подвиге твоем, который вечен!

    И утром ранним и в разгаре дня

    Твои бойцы, твои однополчане

    Стоят в строю у вечного огня

    В торжественном и горестном молчании.

    Они на все земные времена

    Несут потомкам гордый свет святыни.

    Знай Родина, Россия, вся страна

    Не сдал Воронеж град своей твердыни!

Воспитатель. Сейчас я приглашаю вас к следующему экспонату нашего музея. Это солдатский костёр. В редкие минуты тишины солдаты собирались у костра, чтобы немного отдохнуть, написать письма родным и близким. Мы сейчас представим себя солдатами, наденем солдатские пилотки, посидим у костра.

Воспитатель. А как вы думаете, чего больше всего ждали люди с фронта? (Ответы детей).

Конечно же, писем от родных, а  солдаты ждали весточек из дома. Невозможно передать, с каким нетерпением  ждали маленьких треугольников жены и матери солдат.

Сценка:    

 Тихо звучит песня «Землянка» три мальчика у костра пишут письма домой:

  1. Дорогая мамочка!

Ты обо мне в слезах не вспоминай,

Оставь свою заботу и тревогу.

Не близок путь, далек родимый край,

Но я вернусь к знакомому порогу!

  1. По-прежнему моя любовь с тобой,

С тобою Родина, ты не одна, родная.

Ты мне видна, когда иду я в бой,

Своё большое счастье защищая.

  1. На голос твой я сердцем отзовусь,

И на заботу подвигом отвечу,

Я далеко, но я еще вернусь.

И ты, родная, выйдешь мне на встречу.

 Сейчас я покажу вам такое письмо.

(Рассматривание и чтение солдатского письма.) 

Воспитатель. А ещё солдаты любили петь песни. Гармонист брал в руки инструмент, и при свете огня звучала задушевная песня. Именно она подбадривала бойцов, грустила вместе с ними , помогала переносить голод и холод, давала солдатам  силы выстоять и победить.

Очень короткими были минуты отдыха, и снова нужно было идти в бой.

Физминутка. 

Под речевку дети маршируют на месте.

Воспитатель. Борьба с врагом за победу шла не только на фронте, но и в тылу. Переходим к следующему экспонату - стенду с фотографиями, который рассказывает нам о жизни людей в тылу.

- Ребята, рассмотрите их. Кто изображён на этих фотографиях? (Только женщины и дети).

- Как вы думаете почему? (Ответы детей).

Когда на фронт ушли отцы, мужья, старшие братья, в тылу остались только женщины, старики и дети.  Они  ухаживали за ранеными  в госпиталях, шили одежду для воинов, работали в поле, трудились  на заводах . Трудно приходилось им, но люди понимали, что без их помощи солдатам на фронте не обойтись.

       Давайте перейдем к следующему стенду.

В военное время очень трудно было с продуктами, все люди получали пайки. Это одинаковая для всех норма хлеба. Тем, кто работал, давали 250 граммов хлеба на весь день, а детям - 150 граммов . (Рассматривание хлебного пайка репродукция).

Воспитатель. Как вы думаете, этого много или мало для человека?

   Несмотря на все трудности военного времени, люди продолжали жить, стараясь приблизить долгожданную победу.   Родина не забывала своих героев. Воинов и тружеников тыла награждали медалями и орденами.

- Посмотрите, какие  медали и ордена есть у нас в музее. (Рассматривание орденов и медалей).

Воспитатель: И вот отгремела война. Пришла долгожданная Победа. В этот день 9 мая 1945 года радовались все люди. Они выходили на улицы, обнимались и целовались. (Рассмотреть фотографии стендов).

 Каждый год 9 Мая во всех городах нашей страны проходит Парад  Победы, а   вечером красочный  салют освещает наше мирное небо.

Воспитатель. 77 лет  мы не слышим с вами взрывов снарядов. Но мы не должны  забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать о тех, кто не вернулся с фронта.

В каждом городе есть священное  место, где  горит Вечный огонь в память о солдатах,  погибших во время Великой Отечественной войны.  В знак благодарности люди приносят к нему цветы .

Воспитатель. Сегодня вы много узнали о жизни советского народа во время войны. А каждому из вас я хочу подарить георгиевскую ленточку. Что она обозначает? Цвета ленты: черный и оранжевый, означают «дым и пламя». Именно эта ленточка означает заветные слова «Я помню, я горжусь».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация для занятия «Экскурсия в музей боевой славы» Воспитатель Ермолова О.Г.

Слайд 2

«Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой»

Слайд 11

Награды Великой Отечественной войны Орден «Победа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экскурсия в музей боевой славы» конспект занятия. Фотоотчет посещения музея.

Данное занятие поможет педагогам расширить представление детей о защитниках страны в годы войны. Познакомит с мужеством и героизмом  наших бойцов. Вызовет чувство гордости за Российскую армию....

Экскурсия в музей "Боевой славы"

В соответствии с годовым планом по приемственности детского сада "Сказка" и школы МОУ СОШ №1. Наша группа, в предверии празднования 70 летия победы в ВОВ, посетила музей "Боевой славы". Руководитель м...

Экскурсия в музей боевой славы

Экскурсия в средней группе в рамках проекта "Вспомнить чтобы помнить"...

Экскурсия в музей боевой славы

Материал направлен на патриотическое воспитание дошкольников....

"Экскурсия в музей боевой славы"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 7"        Конспект занятия«Экскурсия в музей боевой славы»...