конспект занятия по социокульурным истокам в средней группе "Благодарное слово"
план-конспект занятия (средняя группа)

Мальцева Александра Сергеевна

Суть  духовно - нравственного воспитания дошкольников заключается в формировании у ребенка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это значимость семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. В детском саду, наравне с домашним воспитанием происходит процесс духовного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blagodarnoe_slovo.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект активного занятия в средней группе по программе «Социокультурные истоки»

Составила Мальцева Александра Сергеевна

Тема: «Благодарное слово»

Цель: Раскрыть детям значение благодарного слова в общении между людьми.

Задачи:

- продолжать знакомство с социокультурной категорией «Труд души»;

- развивать умение проявлять добрые чувства к близким людям;

- развивать речь, внимание;

- формировать умение высказываться, не перебивая друг друга и слушать ответы других.

Предварительная работа:

  • Чтение русских народных сказок «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», обратить внимание на добрые поступки героев и умение их благодарить.
  • Работа с четвертой книгой для развития детей 4-5 лет «Благодарное слово»: чтение и обсуждение сказки Н.К. Абрамцевой «Правдивая история о садовнике».
  • Чтение и обсуждение пословиц на стр. 14; заучивание пословиц на выбор детей.
  • Словесные игры: «Подари слово другу», «Кто скажет больше добрых и теплых слов маме (или папе)», «Поблагодари солнце, воду, землю».

Оборудование фотографии с изображением знакомых

Ход занятия.

Организационный момент:

Воспитатель с детьми входит в группу, становятся в круг:

- Дети, когда к вам приходят гости, какое слово вы говорите? (Ответы детей: Здравствуйте!)

-Ты и я, ты и я ( дети указывают пальчиком друг на друга.),

Мы с тобой- одна семья ( кладут  руки на плечи друг другу).

Вместе читаем ( делают " очки"),

Вместе играем ( прыгают на одной ноге),

Вместе и во всём друзьям мы помогаем (хлопают в ладоши).

Воспитатель с детьми устраиваются на стульчиках; воспитатель замыкает круг.

Раздается шум. Воспитатель подходит к дверям и берет куклу Машу

Воспитатель словами Маши: Здравствуйте ребята! (Дети: Здравствуй!)

Маша плачет: Ребята, я сегодня пришла к Мишке в гости, а его нет, только это письмо (воспитатель демонстрирует письмо детям). Воспитатель предлагает прочитать письмо.

Основной этап:

Воспитатель читает:

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало.

А оно то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

Но молчит она как рыба

Вместо каждого … (Дети: спасибо)

Как вы думаете, почему ушел мишка из дома и не хочет больше дружить с Машей? (Ответы детей) Правильно, Мишка заботился о ней, а Маша забывала его благодарить.  Дети, как помочь нашей Маше вернуть друга? (Ответы детей: научить Машу благодарить). (Дети: да) ведь вы такие умные, вежливые и внимательные. Расскажем Маше, за что и как мы благодарим своих близких и друзей?

Воспитатель: наш мячик мы будем передавать друг другу, и у кого мячик окажется в руках тот и расскажет Маше кого и как он благодарил. Так как мячик у меня, то я расскажу вам кого и как я благодарила: я своей маме сказала спасибо, за то, что она мне на день рождения испекла вкусный торт. Теперь я передаю мячик Люде. Люда,  расскажи, кого и за что ты благодарил, а Маша будет тебя слушать внимательно. А вы ребята, помните правила: надо внимательно слушать  соседа, быть  доброжелательным и уважать других.

Дети, передавая мячик,  рассказывают, за что и кого они благодарили.

Воспитатель: Маша, ты слышала, что наши ребята не забывают благодарить своих родных и близких? Ведь наши родные всегда рады услышать от нас в ответ доброе слово «спасибо»! А иногда лишь достаточно нежно обнять, или выразить благодарность ласковой улыбкой, добрым взглядом.

- Маша говорит, что устала сидеть, хочет с вами поиграть в подвижную игру «Пузырь». Ребята, вставайте и беритесь за руки.

Подвижная игра «Пузырь»

Цель: формировать у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его. Упражнять детей в умении слышать сигнал воспитателя, развивать внимание.

Ход игры: Вместе с детьми берём друг друга за руки и образуем небольшой круг. Затем воспитатель говорит:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Одновременно мы постепенно расширяем круг и держимся за руки до тех пор, пока не воспитатель не скажет слова: "Лопнул пузырь!". Дети опускают руки и приседают, говоря: "Хлоп". Можно после слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга и произнести: "пш-ш-ш-ш-ш». Затем вновь надуваем пузырь, отходя назад, образуя большой круг.

Воспитатель: продолжим разговор о  добрых чувствах? Хочу вам сказать, что нужно быть благодарным не только маме, папе, бабушке и дедушке, но и быть благодарным природе. Об этом мы с вами уже читали в сказке  Фроловой «Кто вырастил яблочко?» Ребята, я предлагаю для Маши и наших гостей разыграть сказку. Согласны? (дети выражают согласие) Воспитатель с детьми распределяют роли и атрибуты к сказке.

Игра-инсценировка сказки Е. Фроловой «Кто вырастил яблочко?»

После инсценировки воспитатель:

- Ребята, как благодарят в театре актеров? (Ответы детей) Вот и наши актеры заслужили нашу благодарность. Давайте скажем «спасибо» и похлопаем нашим актерам за замечательный спектакль! (Дети хлопают)  Теперь актеры могут присесть и отдохнуть.

- Маша тебе понравилась сказка? В этой сказке Настя, как и ты , Маша,  тоже училась благодарить? Кто учил Настю? (мама, садовник, дерево и солнце). Настя научилась? И ты, Маша научишься быть благодарной.

Нужно благодарить людей за их нелегкий труд и быть благодарным тем людям,  которые тебе  помогают в жизни: Врачи, полицейские, повара, водители, дворники, учителя и воспитатели, строители и многие другие, без работы которых жизнь в городе бы остановилась, и нам бы было очень тяжело.

Воспитатель: Дети, предлагаю вам поиграть в игру. А Маша будет смотреть на нас и продолжит учиться.  

Работа в паре. Игра «Спасибо за то, что…»

Воспитатель: Чтобы поиграть в эту игру, надо разделиться на пары. (дети самостоятельно делятся на пары.

Давайте вспомним Правила работы в паре:

1. Говори тихо и спокойно.

2. Работай вместе.

3. Если надо, помоги соседу.

4. Будь вежлив.

А теперь слушайте внимательно задание. На столе лежат картинки с  фотографиями знакомых и незнакомых вам людей. Каждой паре нужно выбрать одну картинку с теми людьми того, кого вы будете благодарить, потом присесть на стульчики и обсудить, какие слова благодарности вы скажете этим людям. Послушайте, как я поблагодарю своего тренера: Я благодарю  Светлану Сергеевну за то, что он делает меня сильной и здоровой.

Дети по очереди благодарят сотрудников детского сада. В случае затруднений у детей воспитатель помогает наводящими вопросами сформулировать мысль. Напоминает детям о правилах работы в паре.

  Заключительный этап: 

Воспитатель: Маша, посмотри какие наши ребята молодцы, они умеют благодарить не только мам и близких им людей, но и сотрудников детского сада.

- Машенька, теперь ты научилась благодарить? Маша говорит вам спасибо за то, что вы научили ее быть благодарной. (Маша прощается и «уходит»). Ребята а как вы думаете, если Маша будет благодарной, то мишка вернется и будет с ней дружить?

- Ребята, я очень рада, что вы у меня такие умные и внимательные и помогли Маше.

Рефлексия: 

- Вот и подошла наша встреча к концу. Вам было сегодня интересно?

Какая игра вам понравилась? Запомнилась?  Что нового вы узнали? Чем мы с вами сегодня занимались

Что вам было трудно выполнять? У вас на столах лежат смайлики. Выберите подходящего смайлика и попробуйте оценить свою работу сами

Я уверена, что вы всегда будете проявлять добрые чувства и быть благодарными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной децентрации – способности чувствовать внутренне состояние другого человека и понимать его. Первоначальное прочувствованное воспри...

Конспект занятия по программе «Истоки» для детей среднего дошкольного возраста на тему "Сказочный лес"

Конспект занятия по программе «Истоки» для детей среднего дошкольного возраста на тему "Сказочный лес"...

Конспект мероприятия по социокультурным истокам на тему «Сказочное слово»

Конспект мероприятия по социокультурным истокам на тему  «Сказочное слово»...

Активное занятие по программе "Истоки" на тему "Сказочное слово"

Конспект занятия "Сказочное слово" для детей подготовительной к школе группе по программе "Истоки"Социокультурная категория - ТРАДИЦИИ СЛОВА...

Активное занятие по программе "Истоки" на тему "Мудрое слово" старшая группа

Активное занятие по программе "Истоки" на тему "Мудрое слово"Социокультурная категория - МУДРОСТЬ...