картотека чистоговорок
картотека по развитию речи (средняя группа)

Золотова Наталья Александровна

чистоговорки картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_chistogovorok.docx42.59 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ЧИСТОГОВОРОК

Данный материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного Чистоговорки помогут, закрепить правильное произношение звуков у детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память, запомнить некоторые

грамматические нормы русского языка в процессе многократного повторения чистоговорок.

« РАННЯЯ ОСЕНЬ. УБОРКА ХЛЕБА»

АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая

АДЫ – АДЫ – АДЫ - осени мы рады ША – ША – ША - наша осень хороша ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - в огородах урожай

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - будет хлеба урожай

ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи РУ – РУ – РУ - я колосья соберу ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп

ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы КА – КА – КА - белая мука

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы

ЯХ – ЯХ – ЯХ - много хлеба на полях ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу

ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха

РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле

тракторист

АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать

«САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ»

ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ - поспевают фрукты

АД – АД – АД - вот фруктовый сад ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там

работает садовник

ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш

ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня

УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст АДА – АДА – АДА – гроздья винограда ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины

ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ - фрукты для здоровья

«ОГОРОД. ОВОЩИ»

ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой

АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай РОД – РОД – РОД - мы вскопаем огород

АДКИ – АДКИ – АДКИ - поливаем грядки

УК – УК – УК - собираем лук

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - созревают огурцы ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - большие помидоры

ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок

«ЛЕС. КУСТАРНИКИ. ДЕРЕВЬЯ. ЛИСТЬЯ. »

СУ – СУ – СУ - погуляем мы в лесу АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать АТЬ – АТЬ – АТЬ - лес нам надо охранять

ОЩА-ОЩА-ОЩА - берёзовая роща ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – много веток у берёзы

ОЛ-ОЛ-ОЛ - у берёзы белый ствол

СИНА – СИНА – СИНА - вот дрожит осина

НА-НА-НА- высокая сосна

СНА-СНА-СНА - пахучая сосна

ОВКА – ОВКА – ОВКА - сочная

НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны

морковка

БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы

ЧОК – ЧОК – ЧОК - горький

ХА – ХА – ХА - тонкая ольха

чесночок

РЕНЬ – РЕНЬ – РЕНЬ – ароматная сирень

РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ - зеленый огурец

УСТ – УСТ – УСТ – боярышника куст

АН – АН – АН - спелый баклажан

ИН – ИН – ИН – маленький жасмин

СОН – СОН – СОН – вкусный

ИНА – ИНА- ИНА – тонкая рябина

патиссон

ТВА – ТВА – ТВА - мягкая листва

АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам

АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем листья

ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи

собирать

полезны

АЗУ – АЗУ – АЗУ - лист поставим в вазу

АТ – АТ – АТ - из овощей салат

АНА – АНА – АНА – листики каштана

ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ –

ШУ – ШУ – ШУ - листик с клена засушу

клубеньки картошки

ВЫ – ВЫ – ВЫ - все деревья без листвы

ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в

РА – РА – РА – на стволе кора

земле картошка

ОРНИ – ОРНИ – ОРНИ – у деревьев

ОШКУ - ОШКУ – ОШКУ – накопаем

корни

мы картошку

ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу

овощей

ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ.

ГРИБЫ

ИКА – ИКА – ИКА - поспевает

ПЯТА – ПЯТА – ПЯТА - на пеньке опята

голубика

ВИК – ВИК – ВИК - вырос боровик

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ - аромат

ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - мокрые маслята

малины

БЫ – БЫ – БЫ - белые грибы

ИКУ – ИКУ – ИКУ - ищем костянику

ОЙ – ОЙ – ОЙ - грибочек под сосной

ИКУ-ИКУ-ИКУ- собираем голубику

ОР – ОР – ОР - конопатый мухомор

ИКУ – ИКУ – ИКУ - собираем

АНКА – АНКА – АНКА - бледная

землянику

поганка

ИКА – ИКА – ИКА – вкусная

ОР – ОР – ОР - ядовитый мухомор

черника

НОЙ – НОЙ – НОЙ – отдыхаем под

сосной

АТЬ – АТЬ – АТЬ – лес нам надо

охранять

ГИ – ГИ – ГИ – ты природу береги

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА - голодные

ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - улетают птицы

волчата

НЫ – НЫ – НЫ - улетают до весны

ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ - убежали

ДО – ДО – ДО - опустевшее гнездо

волки

УШКИ – УШКИ – УШКИ - улетают все

РА – РА – РА - для волчат нора

кукушки

СА – СА – СА - рыжая лиса

ВЬИ – ВЬИ – ВЬИ - поют соловьи

ТЫ – ТЫ – ТЫ - хвост пушистый у

АПЛЮ – АПЛЮ – АПЛЮ - не увидим

лисы

цаплю

СУ – СУ – СУ - не боимся мы лису

ЛИ – ЛИ – ЛИ – улетают журавли

СЕ – СЕ – СЕ - кушать хочется лисе

ЖИ – ЖИ – ЖИ - очень шустрые чижи

ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - косолапые

ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - в гнездышке

медведи

стрижата

ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ - вот идет

ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – стая белых лебедей

медведь

ШАТА – ШАТА – ШАТА - запищали

ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - смешные

кукушата

медвежата

РА – РА – РА - птицы ловят комара

АЯЦ – АЯЦ – АЯЦ - трусоватый заяц

ДЫ – ДЫ – ДЫ – черные дрозды

СУ – СУ – СУ - белочка живет в лесу

ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ - птицы

ЛО – ЛО – ЛО - у белки теплое дупло

прилетели

ЖИ – ЖИ – ЖИ - в траве бегают ежи

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - голосистые скворцы

ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - засыпают

ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА – голодные

все ежата

скворчата

ЖИ – ЖИ - ЖИ - колючие ежи

ЧИ – ЧИ – ЧИ - черные грачи

ЖУ – ЖУ – ЖУ - молока дадим ежу

ВЯ - ВЯ – ВЯ – грач нашел червя

ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – очень сильный

ДО – ДО – ДО - птицы вьют гнездо

лось

ДЕ – ДЕ – ДЕ - птенчики в гнезде

ОЛЬ – ОЛЬ - ОЛЬ - лоси любят соль

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – важные птенцы

СЯТА – СЯТА - СЯТА - длинноногие

КА – КА – КА – птенчик держит червяка

лосята

ЛЕНИ – ЛЕНИ - ЛЕНИ - гордые

олени

НЯТА – НЯТА – НЯТА - убегают

оленята

СЯТА – СЯТА – СЯТА – смелые

рысята

РЫ – РЫ – РЫ – трудятся бобры

РЯТА – РЯТА – РЯТА – мокрые

бобрята

УЛИ – УЛИ – УЛИ – пятнистые

косули

ШАТА – ШАТА – ШАТА – серые

мышата

«ИГРУШКИ»

«ПРОФЕССИИ В ДЕТСКОМ САДУ»

УШКИ – УШКИ – УШКИ - у меня

АД – АД – АД - наш любимый детский

игрушки

сад

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - игрушки я люблю

ДУ – ДУ – ДУ – поиграем мы в саду

АЮ – АЮ – АЮ - игрушками играю

РА – РА – РА – нам готовят повара

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ - мне игрушки

КЕ – КЕ – КЕ - повар в белом колпаке

подарили

ЧИ – ЧИ – ЧИ – в садике врачи

АТ – АТ – АТ - новый самокат

РА – РА – РА – медицинская сестра

ОЗИК – ОЗИК – ОЗИК - железный

ТЕЙ – ТЕЙ – ТЕЙ – любят все детей

паровозик

ДУ – ДУ – ДУ – воспитатели в саду

ЧИ – ЧИ – ЧИ - пестрые мячи

АЮ – АЮ – АЮ – на занятии играю

УКЛА – УКЛА – УКЛА -

АС – АС – АС – няня кормит нас

хорошенькая кукла

ИНА – ИНА – ИНА - сломана

машина

ИДКУ – ИДКУ – ИДКУ - собираю

пирамидку

АТЬ – АТЬ – АТЬ - начинаем мы играть

АДКА – АДКА – АДКА - деревянная лошадка

АЮ – АЮ – АЮ - в кубики играю ГУ – ГУ – ГУ – я игрушки берегу

РЮ – РЮ – РЮ – друзьям игрушки подарю

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

АЙКА – АЙКА – АЙКА – заиграй – ка, балалайка

АНЫ – АНЫ – АНЫ – застучали в барабаны

АНЬ – АНЬ – АНЬ – барабанщик, барабань

АРЕ – АРЕ – АРЕ – я играю на гитаре АЛЕ – АЛЕ – АЛЕ – я играю на рояле ИНО – ИНО – ИНО – мне купили пианино

ФОН – ФОН – ФОН – у меня

металлофон

УСЛИ – УСЛИ – УСЛИ – зазвучали гусли

ЛИ – ЛИ – ЛИ – арфу привезли ОН – ОН – ОН – вот большой тромбон

ИПКА – ИПКА – ИПКА – маленькая скрипка

ЧЕЛЬ - ЧЕЛЬ – ЧЕЛЬ – вот

виолончель

АЮ – АЮ – АЮ – на флейте я играю

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ТЫ – ТЫ – ТЫ - разноцветные коты АКИ – АКИ – АКИ - дворовые собаки АЮТ – АЮТ – АЮТ - собаки охраняют НЯТА – НЯТА – НЯТА - бегают щенята ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - пушистые

котята

ЗА – ЗА – ЗА - на лугу стоит коза ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ - колокольчик у козы

ЛЯТ – ЛЯТ – ЛЯТ – много беленьких козлят

ЗУ – ЗУ – ЗУ - накормили мы козу

СЯТА – СЯТА – СЯТА – в грязь залезли поросята

ОВА – ОВА – ОВА - рогатая корова ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА – траву жуют телята

МУ – МУ – МУ - говорит корова «МУ» АН – АН – АН - на горе стоит баран ЦА – ЦА – ЦА - упрямая овца

«ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

АПКА – АПКА – АПКА - у меня есть шапка

УБА – УБА – УБА - меховая шуба АРФ – АРФ – АРФ - мама вяжет шарф

ГИ – ГИ – ГИ - покупаем сапоги АПКИ – АПКИ – АПКИ - мягонькие тапки

ТО – ТО – ТО - длинное пальто РЮКИ – РЮКИ – РЮКИ - мы

погладим брюки

ОФТУ – ОФТУ – ОФТУ - постирали

«ДОМ. КВАРТИРА. МЕБЕЛЬ»

МА – МА – МА - деревянные дома ОМ – ОМ – ОМ - мы построим дом ОМ – ОМ – ОМ – многоэтажный дом ОМ – ОМ – ОМ - двухэтажный дом ОМУ – ОМУ – ОМУ - мы подходим к дому

НА – НА – НА – покрашена стена ПЕНИ – ПЕНИ – ПЕНИ – бетонные ступени

ИРА – ИРА – ИРА - огромная квартира ИРА – ИРА – ИРА - новая квартира ИРУ – ИРУ – ИРУ - моем мы квартиру НО – НО – НО – мама чистила окно

кофту

ОХ – ОХ – ОХ - юбочка в горох УЗА – УЗА – УЗА - новенькая блуза

ТЫ – ТЫ – ТЫ - на рубашечке цветы КИ – КИ – КИ - теплые носки

ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ - вязаный жилет ОТЫ – ОТЫ – ОТЫ - резиновые боты АМА – АМА – АМА - модная панама АШКА – АШКА – АШКА - красивая рубашка

ФАН – ФАН – ФАН - синий сарафан ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА - короткая футболка

АЩ – АЩ – АЩ - примеряем плащ ОК – ОК – ОК – потерялся мой носок КИ – КИ – КИ – мама вяжет мне носки

ЧАТКИ – ЧАТКИ – ЧАТКИ –

мохнатые перчатки

ГУ – ГУ – ГУ – я одежду берегу

АН – АН – АН - в комнате диван АНЕ – АНЕ – АНЕ – мы сидели на диване

АН – АН - АН- кожаный диван УЛ – УЛ – УЛ - папа чинит стул ЛА – ЛА – ЛА - нет у нас стола

АФ – АФ – АФ - вот высокий шкаф ОДЕ – ОДЕ – ОДЕ - ваза на комоде АТЬ – АТЬ – АТЬ - железная кровать

«КУХНЯ. ПОСУДА»

УХНЕ – УХНЕ – УХНЕ - мы сидим на кухне

АЙ – АЙ – АЙ - пьем на кухне чай УДЫ – УДЫ – УДЫ - на кухне много посуды

ДА – ДА – ДА - на плите сковорода РЮЛЯ – РЮЛЯ – РЮЛЯ - новая

кастрюля

РЕЛКА – РЕЛКА – РЕЛКА –

глубокая тарелка

АШКИ – АШКИ – АШКИ –

фарфоровые чашки

РЕЛКИ – РЕЛКИ – РЕЛКИ - круглые

тарелки

ИЛКА – ИЛКА – ИЛКА – тоненькая вилка

ОЖКИ – ОЖКИ – ОЖКИ -

маленькие ложки

ОЖ – ОЖ – ОЖ - очень острый нож ЫЛИ – ЫЛИ – ЫЛИ - мы посуду перемыли

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – чашки не разбили

АЕМ – АЕМ – АЕМ – маме помогаем АЕМ – АЕМ – АЕМ – посуду расставляем

«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

АЕМ – АЕМ – АЕМ - продукты покупаем

ОШКУ – ОШКУ – ОШКУ - покупаем мы картошку

ОЛЬ – ОЛЬ – ОЛЬ – мы купили соль ОН – ОН – ОН - желтенький лимон ФЕТЫ – ФЕТЫ – ФЕТЫ – шоколадные конфеты

УП – УП – УП - мама варит суп ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – ЛЕТЫ - вкусные котлеты

ОК – ОК – ОК - с мясом пирожок АША – АША – АША - гречневая каша СЕЛЬ – СЕЛЬ – СЕЛЬ - малиновый

кисель

ОТ – ОТ – ОТ - грушевый компот АТ – АТ – АТ - овощной салат

ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - режем помидоры УК – УК – УК - мы почистим лук

КО – КО – КО – всем полезно молоко ЧЕНЬЕ – ЧЕНЬЕ – ЧЕНЬЕ – садкое

печенье

«ПРОФЕССИИ. ТРАНСПОРТ.

ФЕР – ФЕР – ФЕР - за рулем шофер ДЕТ – ДЕТ – ДЕТ - машину он ведет ИЛЬ – ИЛЬ – ИЛЬ - вот автомобиль УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ - у машины руль ОБУС – ОБУС – ОБУС - новенький автобус

ВИК – ВИК – ВИК - на стройке грузовик

ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - троллейбус едет по дороге

ЛИ – ЛИ – ЛИ - едут «Жигули»

АЙ – АЙ – АЙ - на остановке стоит трамвай

АЗ – АЗ – АЗ - мы увидели «Камаз»

ОР – ОР – ОР - людям нужен светофор

ИЛ – ИЛ – ИЛ - загрузили «ЗИЛ» ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - опасно на дороге АТЬ – АТЬ – АТЬ - надо правила

соблюдать

ОГУ – ОГУ – ОГУ - осторожно переходят дорогу

«ЗИМА»

МА - МА – МА - наступила вновь зима МА – МА – МА - снежная зима

РА – РА – РА – снежная гора ДА – ДА – ДА - зимою холода ГУ – ГУ – ГУ - елочки в снегу

ХИ – ХИ – ХИ – о зимушке стихи МЕ – МЕ – МЕ - много песен о зиме МЕ – МЕ – МЕ – очень рады мы зиме

ИМУ – ИМУ – ИМУ - очень ждали зиму МОЙ – МОЙ – МОЙ - покатаемся зимой ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ - зимние морозы ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ - снежные сугробы ОЙ – ОЙ – ОЙ – очень холодно зимой ОЙ – ОЙ – ОЙ - медведи спят зимой ТЕЛЬ – ТЕЛЬ – ТЕЛЬ – снежная метель

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

ОКА – ОКА – ОКА – шумная сорока ОНА – ОНА - ОНА – любопытная ворона

ОНЫ – ОНЫ – ОНЫ – прилетели три вороны

ОНА – ОНА – ОНА – каркает ворона ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - пестрые

синицы

БЬИ – БЬИ – БЬИ – расшумелись воробьи

БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – шустрый воробей ОКА – ОКА – ОКА - корм нашла

сорока

БЬИ – БЬИ – БЬИ - скачут воробьи БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – стая серых голубей

РИ – РИ – РИ - прилетели снегири РЕЙ – РЕЙ – РЕЙ - очень много

снегирей

ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ - прилетели свиристели

ВА – ВА – ВА – глазастая сова

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

КА – КА – КА - куры нашли червяка ОВ – ОВ – ОВ - много кур и петухов УХ – УХ – УХ - кукарекает петух

ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - желтые цыплята ДУ – ДУ – ДУ - утки плавают в пруду

ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - забавные утята КИ – КИ – КИ - важно ходят индюки ШАТА – ШАТА - ШАТА - смешные индюшата

СЫНЯ – СЫНЯ – СЫНЯ - вот сидит гусыня

СЯТА – СЯТА – СЯТА - бегают гусята СЕЙ – СЕЙ – СЕЙ - целое стадо гусей

НЕ – НЕ – НЕ – дятел на сосне УШКИ – УШКИ – УШКИ – птицы у

кормушки

АТЬ – АТЬ – АТЬ – птицам надо помогать

ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ – птичек можем мы кормить

«НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК»

АЕТ – АЕТ – АЕТ - скоро праздник наступает

ОД – ОД – ОД - скоро праздник

«Новый год»

ША – ША – ША - наша елка хороша РЫ – РЫ – РЫ - на елочке шары

ОЗ – ОЗ – ОЗ - придет «Дедушка Мороз»

АРКИ – АРКИ – АРКИ - принесет подарки

ХИ – ХИ – ХИ - выучим стихи УШКИ – УШКИ – УШКИ - яркие

хлопушки

ФЕТЫ – ФЕТЫ – ФЕТЫ - сладкие конфеты

АЕМ – АЕМ – АЕМ - мы стихи читаем

ДА – ДА – ДА - на елочке звезда ТИТ – ТИТ – ТИТ - елочка блестит УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - тонкие

сосульки

ИНКИ – ИНКИ – ИНКИ – тонкие

снежинки

«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

МЕХ – МЕХ - МЕХ – ребятишек звонкий смех

РЫ – РЫ – РЫ - покатаемся с горы

НЯХ – НЯХ – НЯХ - мы поедем на санях АНКИ – АНКИ – АНКИ - у меня есть

санки

АТЬ – АТЬ – АТЬ - буду друга догонять ДЯНКА – ДЯНКА – ДЯНКА - у меня

ледянка

КИ – КИ – КИ - поиграем мы в снежки НЯ – НЯ – НЯ – твердая лыжня ЫЖАХ – ЫЖАХ – ЫЖАХ – мы

катаемся на лыжах

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ - бабу снежную лепили

ВИК – ВИК – ВИК – получился снеговик КЕЙ – КЕЙ – КЕЙ – мальчишки играют в хоккей

ТОК – ТОК – ТОК – ледяной каток ДУ – ДУ – ДУ – мы катаемся по льду КИ – КИ – КИ – очень острые коньки КАХ – КАХ – КАХ - учусь кататься на коньках

КАХ – КАХ – КАХ – быстро еду на коньках

ОДЕ – ОДЕ - ОДЕ – сидим на снегоходе

«ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА»

ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - огромные тюлени

ЛЕНЬ-ЛЕНЬ-ЛЕНЬ- маленький тюлень

ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - рогатые олени

АРС – АРС – АРС - пятнистый снежный барс

ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - белые

медведи

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - пушистые песцы ЖИ – ЖИ – ЖИ - тяжелые моржи

«ЧАСТИ ТЕЛА. ЧЕЛОВЕК»

ВЕК – ВЕК – ВЕК - высокий человек ВА – ВА – ВА - большая голова

ГА – ГА – ГА - длинная нога КА – КА – КА - тонкая рука ОЙ – ОЙ – ОЙ - замахал рукой

ОЙ – ОЙ – ОЙ – я ударился ногой УКИ – УКИ – УКИ - мы помоем руки ЗА – ЗА – ЗА - огромные глаза

ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ – длинные ресницы УБЫ – УБЫ – УБЫ - мама красит губы УБЫ – УБЫ – УБЫ – надо чистить зубы ВОТ – ВОТ – ВОТ - загорай скорей

АНЕ – АНЕ – АНЕ - айсберг в океане КОЛ – КОЛ – КОЛ - проплывает ледокол

живот

ОТ – ОТ – ОТ – мы откроем рот ЧО – ЧО – ЧО - покажи плечо

«СЕМЬЯ»

АМА – АМА – АМА - у меня есть мама

АПА – АПА – АПА – мой любимый папа

УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ – добрая бабуля УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ - старенький

дедуля

УЛ – УЛ – УЛ - папа чинит стул РА – РА – РА - младшая сестра

АТ – АТ – АТ - мой любимый брат АТ – АТ – АТ - у меня есть брат

ВУ – ВУ – ВУ - сестренку позову РОЙ – РОЙ – РОЙ – поиграю я с сестрой

ЗЬЯ – ЗЬЯ – ЗЬЯ – мы с братишкою друзья

ЛА – ЛА – ЛА - тетушка пришла АЙ – АЙ – АЙ – дядюшка пьет чай ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - я люблю свою

семью

МЬЯ – МЬЯ – МЬЯ – моя дружная семья

«ТРАНСПОРТ»

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – легковые автомобили

ИЛЬ – ИЛЬ - ИЛЬ - вот автомобиль КИ – КИ – КИ – большие грузовики

ОБУС-ОБУС-ОБУС- новенький автобус ОГЕ-ОГЕ-ОГЕ- троллейбус едет по

дороге

ВАЙ – ВАЙ – ВАЙ – новенький трамвай УЗЫ-УЗЫ-УЗЫ- машина возит грузы УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ – у машины руль ЖИР–ЖИР–ЖИР- сел в автобус

пассажир

ЦИКЛ – ЦИКЛ - ЦИКЛ – мчится

мотоцикл

ПЕД – ПЕД – ПЕД – большой велосипед АЛИ – АЛИ – АЛИ – я кручу педали

ВИК – ВИК – ВИК – у перекрестка грузовик

ЗА – ЗА – ЗА – жму на тормоза АЗ – АЗ – АЗ – прибавляю газ

«МОРСКОЕ ДНО. РЫБЫ»

АН – АН – АН - глубокий океан РЯ – РЯ – РЯ – синие моря

НА – НА – НА – обитатели морского дна

ВЕ – ВЕ – ВЕ - рыбы плавают в воде НЕ – НЕ – НЕ - осьминог на дне

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - рыбу я ловлю ТА – ТА – ТА - под водою красота ОГИ – ОГИ – ОГИ - большие осьминоги

АК – АК – АК - проползает рак ТЫ – ТЫ – ТЫ – огромные киты

ФИНЫ – ФИНЫ – ФИНЫ – гладкие дельфины

УЛА – УЛА – УЛА – зубастая акула УЛЫ – УЛЫ – УЛЫ – опасные акулы ДУЗЫ – ДУЗЫ – ДУЗЫ – прозрачные медузы

АБА – АБА – АБА – я увидел краба

«УЛИЦА. ГОРОД»

ДА – ДА – ДА - большие города

ВЕМ – ВЕМ – ВЕМ – мы в городе живем АТР – АТР – АТР - в городе театр

ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – мы идем в больницу

ШИЕ – ШИЕ – ШИЕ - улицы большие ОГИ – ОГИ – ОГИ - в городе дороги ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - опасно на дороге ОР – ОР – ОР – нам поможет светофор ОР – ОР – ОР - на перекрестке светофор АРЬ – АРЬ – АРЬ - на улице фонарь

РИ – РИ – РИ – у дороги фонари ОВКА – ОВКА – ОВКА - у дороги остановка

БЫ – БЫ – БЫ - вдоль улицы столбы ОДА – ОДА – ОДА – мост для пешехода ОД – ОД – ОД – есть подземный переход

НЯ – НЯ – НЯ – у краба есть клешня ВЕТКИ – ВЕТКИ – ВЕТКИ – мелкие

креветки

АЛЛЫ – АЛЛЫ – АЛЛЫ – красивые кораллы

«СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

ЛЕГА – ЛЕГА – ЛЕГА - деревянная телега

ОЗЕР – ОЗЕР – ОЗЕР – вот шумит бульдозер

ЧИ – ЧИ – ЧИ – людям помогают тягачи

АН – АН – АН – вот подъемный кран ВИК – ВИК – ВИК - на стройке грузовик

РА – РА – РА – в поле трактора ХОД – ХОД – ХОД - огромный пароход

АН – АН – АН – на пароходе главный

- капитан

СА – СА – СА – у яхты паруса РЯ – РЯ – РЯ - опускают якоря

ХОД – ХОД – ХОД – белый теплоход ИТЕЛЬ – ИТЕЛЬ – ИТЕЛЬ – военный

истребитель

ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ – пассажирский самолет

ОР – ОР – ОР – у самолета есть мотор СИ – СИ – СИ – у самолета есть шасси

ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – взлетают вертолеты

КО – КО – КО – самолеты высоко ЧИ – ЧИ – ЧИ – в скорой помощи врачи

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – полицейские машины

ДА – ДА – ДА – едут поезда

АВ – АВ – АВ – мчится грузовой состав

ДА – ДА – ДА – возят грузы поезда

«ВЕСНА»

НА – НА – НА - наступила вновь весна НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне НЕ – НЕ – НЕ - много песен о весне ХИ – ХИ – ХИ - о весне стихи

ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло

НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну КО – КО – КО - солнце светит высоко ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи

ГА – ГА – ГА - растаяли снега

УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - растаяли сосульки

ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи КА – КА – КА - в небе облака

ДИ – ДИ – ДИ - весенние дожди

«СТРОЙКА. ПРОФЕССИИ»

ОМ-ОМ-ОМ- мы построим дом ЧА-ЧА-ЧА- дом из кирпича АЖ-АЖ-АЖ- построили гараж ОМ-ОМ-ОМ- двухэтажный дом

ЗИН-ЗИН-ЗИН- построим магазин

«ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВ»

АТ-АТ-АТ- профессия «солдат» ИН-ИН-ИН- профессия мужчин

АТЫ-АТЫ-АТЫ- защищают нас солдаты ГИ-ГИ-ГИ- солдаты носят сапоги

АТУ-АТУ-АТУ- напишем мы солдату

ОЛА-ОЛА-ОЛА- новенькая школа ОГА-ОГА-ОГА- будет здесь дорога ОЙКА – ОЙКА – ОЙКА - вот

большая стройка

ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ - построили больницу

МО-МО-МО- отправим в армию письмо ОТКА-ОТКА-ОТКА- у солдата есть пилотка

АТ-АТ-АТ- солдат чистит автомат

«МАМИН ПРАЗДНИК»

АРКИ-АРКИ-АРКИ- мамины

подарки

ТЫ-ТЫ-ТЫ- дарят женщинам цветы ОК-ОК-ОК- для мамочки цветок УЛЯ-УЛЯ-УЛЯ- любимая бабуля

РЮ-РЮ-РЮ- цветок бабуле подарю АТЬ-АТЬ-АТЬ- женщин надо защищать

УЛИ-УЛИ-УЛИ- праздник у бабули РУ-РУ-РУ- я порадую сестру

АРКИ-АРКИ-АРКИ-для девочек подарки

«ПОЧТА»

МО – МО – МО – написали мы письмо ВЕРТ – ВЕРТ – ВЕРТ – для письма

конверт

ОЧТУ – ОЧТУ – ОЧТУ – мы пойдем на почту

ОН – ОН – ОН – наша мама почтальон МО – МО – МО – долгожданное письмо АТЬ – АТЬ – АТЬ – вот почтовая печать АРКИ – АРКИ – АРКИ – на почте купим марки

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ И ОРУДИЯ

ТРУДА»

ЯРКА – ЯРКА - ЯРКА – заботливая доярка

РА – РА – РА – в поле трактора НЕР – НЕР – НЕР – сильный

комбайнер

ХА – ХА – ХА – железная соха НА – НА – НА – сеялкой сажают семена

ОР – ОР – ОР – вот огромный птичий двор

АРКА – АРКА – АРКА - добрая

свинарка

ОДЫ – ОДЫ – ОДЫ – работают садоводы

ОМ – ОМ – ОМ – умный агроном РИСТ – РИСТ – РИСТ –

трудолюбивый тракторист

«КОСМОС»

АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в ракете космонавты

КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета

ТА – ТА – ТА - в космосе темнота ДА – ДА – ДА - яркая звезда

АНДР – АНДР – АНДР - на космонавте скафандр

НА – НА – НА - круглая луна НЕТЫ – НЕТЫ – НЕТЫ - разные

планеты

ЧО – ЧО – ЧО - у солнца горячо

МЕТА – МЕТА – МЕТА - длиннохвостая комета

УН – УН – УН - голубой «Нептун» ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ - круглая «Земля»

«ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ»

ВА – ВА – ВА - зеленая трава ТЫ – ТЫ – ТЫ - появятся цветы

УТ – УТ – УТ - цветочки зацветут АШКИ – АШКИ – АШКИ - белые

ромашки

АНЧИК – АНЧИК – АНЧИК -

пушистый одуванчик

«ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»

ОГИ – ОГИ – ОГИ - большие носороги ОГА – ОГА – ОГА - накормим носорога ОТ – ОТ – ОТ - в болоте бегемот

АФЫ – АФЫ – АФЫ - вот идут жирафы ГА – ГА – ГА – у жирафа есть рога АЛА – АЛА – АЛА - пушистая коала АНДА – АНДА – АНДА - маленькая

ЛЕК – ЛЕК – ЛЕК - тонкий стебелек ОЛЬЧИК – ОЛЬЧИК – ОЛЬЧИК -

синий колокольчик

ИЦА – ИЦА – ИЦА - появилась медуница

АЛКИ – АЛКИ – АЛКИ - нежные

фиалки

АЛКА – АЛКА – АЛКА - ароматная фиалка

ИЦА – ИЦА – ИЦА - нежная кислица ИЦА – ИЦА – ИЦА - расцветает

медуница

ЛЕК – ЛЕК – ЛЕК - синий василек АТ – АТ – АТ - незабудки аромат СУ – СУ – СУ - ландыши в лесу АТ – АТ- АТ –цветочный аромат ТЫ – ТЫ – ТЫ – весенние цветы

панда

АНКИ – АНКИ – АНКИ - смешные обезьянки

НЯТА – НЯТА – НЯТА – забавные слонята

НЫ – НЫ – НЫ - огромные слоны ТЕРА – ТЕРА – ТЕРА - грациозная пантера

АРДЫ – АРДЫ – АРДЫ - быстрые гепарды

РИЛЛА – РИЛЛА – РИЛЛА - громадная горилла

ЕНА – ЕНА – ЕНА - шустрая гиена ЛОПА – ЛОПА – ЛОПА - испугалась антилопа

ПЫТА – ПЫТА – ПЫТА – у зебры есть копыта

ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ – у зебры есть полоски

СЯТА – СЯТА – СЯТА – побежали страусята

ЛЮДЫ – ЛЮДЫ – ЛЮДЫ – горбатые верблюды

УТ – УТ – УТ – звери в Африке живут

«НАСЕКОМЫЕ»

РЫ – РЫ – РЫ - зажужжали комары РОВ – РОВ – РОВ - отгоняем

комаров

ЗА – ЗА – ЗА - прилетела стрекоза ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – длиннокрылые стрекозы

КИ – КИ – КИ - рогатые жуки КИ – КИ – КИ - ползают жуки ВЯК – ВЯК – ВЯК - вот ползет червяк

ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела

СА – СА – СА - полосатая оса

СУ – СУ – СУ - не боимся мы осу

ВЕЙ – ВЕЙ – ВЕЙ - рыжий муравей ОЛ – ОЛ – ОЛ – зеленый богомол АНЫ – АНЫ – АНЫ - большие тараканы

ЧИ – ЧИ – ЧИ – тараканы усачи

ТКЕ – ТКЕ – ТКЕ - бабочка на цветке УХ – УХ – УХ - очень много мух УХА – УХА – УХА – прилетела муха

«ШКОЛА.

ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ»

ОЛУ – ОЛУ – ОЛУ - мы приходим в школу

КИ – КИ – КИ - мы ученики

ФЕЛЬ – ФЕЛЬ – ФЕЛЬ - новенький портфель

НАЛ – НАЛ – НАЛ - положу пенал

ШИ – ШИ – ШИ - подточу карандаши ОЛЕ – ОЛЕ – ОЛЕ - учительница в школе АТЬ – АТЬ – АТЬ - буду я читать

АДИ – АДИ – АДИ - тонкие тетради ИГИ – ИГИ – ИГИ - мы читаем книги НЕЙКА – НЕЙКА – НЕЙКА - узкая

линейка

АШ – АШ – АШ - длинный карандаш МЕНА – МЕНА – МЕНА - в школе

перемена

ОК – ОК – ОК – на урок звенит звонок ИЦА – ИЦА – ИЦА – теперь я ученица АТЬ – АТЬ – АТЬ – я хочу все знать АТЬ – АТЬ – АТЬ – я буду много знать ЧУ – ЧУ – ЧУ – пятерку получу

УХ – УХ – УХ – птицы ловят мух ПЫ – ПЫ – ПЫ – забавные клопы НЕЧИК – НЕЧИК – НЕЧИК –

зелененький кузнечик

НИК – НИК – НИК – в школе нужен нам дневник

«ЗДРАВСТВУЙ ЛЕТО»

АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом буду я гулять

АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем загорать РА – РА – РА - на улице жара

РА – РА – РА – гуляет детвора ДЫ – ДЫ – ДЫ - хочется воды

КЕ – КЕ – КЕ - загораем на песке ОК – ОК – ОК - мы польем песок ТА – ТА – ТА - летом красота

ТЫ – ТЫ – ТЫ - распускаются цветы АВЫ – АВЫ – АВЫ - летние забавы АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом будем отдыхать

АЧУ – АЧУ – АЧУ - едем мы на дачу ДИ – ДИ – ДИ - летние дожди

ОК – ОК – ОК - в песочнице песок АЮ – АЮ – АЮ – в песочнице играю

АТЕ – АТЕ – АТЕ – еду на самокате НЯЛКИ – НЯЛКИ – НЯЛКИ –

играем в догонялки

Картотека «Волшебные чистоговорки».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дошкольники с нарушением двигательных функций имеют несформированнность всех

компонентов речевой системы, в частности, совершают ошибки в звукопроизношении, словообразовании и словоизменении.

Картотека «Волшебные чистоговорки», организована по лексическим темам и составлена в помощь родителям и педагогам.

Основной целью использования педагогом в работе с детьми картотеки

«Волшебные чистоговорки» является развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий у детей дошкольного возраста в интересной игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми развивает у

дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют

немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Чистоговорки по лексическим темам можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе

индивидуальной работы с детьми, а так же в свободной самостоятельной

деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.

Картотека «Волшебные чистоговорки» включает в себя:

  1. Методические рекомендации для педагогов и родителей.
  2. Подборку чистоговорок по сорока одной лексической теме.

Цель: развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий.

Задачи:

  • развивать восприятие темпа,
  • развивать восприятие ритма,
  • развивать речевое дыхание,
  • развивать навыки управления силой голоса,
  • отрабатывать силу и координацию воздушной струи,
  • отрабатывать модуляцию голоса,
  • отрабатывать правильный темп речи,
  • отрабатывать интонационную выразительность речи,
  • отрабатывать четкость дикции,
  • обогащать словарный запас, уточнять понятия, значение слов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т.е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда,

когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.

Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.

Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно:

  • постепенно ускорять или замедлять темп произношения
  •         выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса
  • выделять паузами слово с закрепляемым звуком

Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства рифмы.

При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.

В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки

является ее окончанием.

Например: алки – алки – алки – крошки ищут галки,

арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т.д.

Чистоговорки по лексическим темам можно произносить:

  • меняя силу голоса, т.е. громко, тихо, шепотом,
  •         в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.

И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.

Консультация для родителей: "Чистоговорка –дело не шуточное!"

МДОУ № 116 "РАДОСТЬ", Учитель-логопед Букарь Э.А.

Развитие речи происходит у всех детей неодинаково: у кого-то быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми

становятся фразы, а кому-то не обойтись без дополнительной помощи со стороны окружающих взрослых..

Поэтому необходимо учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.

Одним из игровых упражнений, которое используется для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, является чистоговорка.

Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.

Составитель известного словаря В. И. Даль чистоговорку определяет

так:"Чистоговорка – род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения". Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного

звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Для детей

младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки - чистоговорки с применением игрушек, картинок.

Важно помнить, что в речевой игре от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях и обстоятельствах, а помочь ему в этом можете именно вы: родители, бабушки и дедушки – самые первые и близкие его наставники и воспитатели.

Для чего же нужны чистоговорки?

  1. Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи.

Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. При этом наряду с готовыми

вариантами можно самим придумывать слова на изучаемый звук, составлять фразу, а к ней чистоговорку. В целях автоматизации звука, развития артикуляционной

моторики, чёткой дикции, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания.

Например, при автоматизации звука [с] используется чистоговорка:"Са-са-са – идёт хитрая лиса".

Виды заданий:

Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.

-произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и

т.д.);

-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);

-произносим тихо или громко;

-произносим в разном темпе (медленно или быстро);

-произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).

  1. Развитие фонематического восприятия, звукового и слогового анализа и синтеза.

Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.

Виды заданий:

- Добавляем слог с определённым звуком:

Сы-со-са – на бумаге поло… (са).

Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы). Сы-су-со – покатилось коле… (со).

Са-со-су – маме я цветы не… (су) и т.д.

- Прошагаем по слогам:

Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла.

Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.

Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.д.

  • Закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом): Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.

Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро. Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча - куча и т.д.

  • Повторяем без ошибок:

Су-шу, су-шу – я письмо пишу. За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.

Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т.д.

  • Поменяем звуки:

"л" на"р": Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.

"ш" на"с": Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

  1. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать

слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

Виды заданий:

  • Изменяем форму слова:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса). Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы). Су-су-су – дети видели … (лису).

Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой). Се-се-се – много сказок о … (лисе).

Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д.

  • Отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):

Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д.

Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д.

  • Подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки): Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.
  • Отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки): Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла и т.д.
  • Называем слова, противоположные по значению:

Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.

Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.

  • Называем слова"ласково":

Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.

Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.

  1. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.

Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.

Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.

Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса и т.д.

Список литературы:

  1. Кильмяшкина, Т. Азбука скороговорок // Обруч: образование, ребенок, ученик.

- 2008. - № 5. - С. 30-32

  1. Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 34с. («Конфетка")
  2. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения: речевой материал для дошкольников и младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2003. – 91с.
  3. Темникова В.Э."Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5 – 7 лет с речевыми нарушениями" - М: "Гном и Д", 2008. – 48 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека чистоговорок и скороговорок

Предллагаю материал для речевого развития ребенка-дошкольника. Предложенная картотека может использоваться как часть занятия, так и в повседневной жизни...

Картотека чистоговорок

Для закрепления звукопроизношения в работе с детьми предлагаю использовать данную картотеку чистоговорок. Эти карточки с картинками и текстом будут интересны детям и удобны педагогу. Надо их тольк...

Картотека чистоговорок

Чистоговорки для развития речи...

Картотека чистоговорок, скороговорок, стихов

Картотека содержит чистоговорки, скороговорки и стихи для автоматизации, дифференциации  звуков....

Картотека чистоговорок, скороговорок

Картотека чистоговорок, чистоговорок...

Картотека чистоговорок на автоматизацию звуков [Л], [Р]

Речевой материал на автоматизацию и дифференциацию звуков [Л], [Р]....

Картотека чистоговорок

чистоговорки по лексическим темам...