Картотека дидактических игр для развития речи детей подготовительной к школе группы.
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Картотека дидактических игр для развития речи детей подготовительной к школе группы.
 

 

- Звуковая культура речи.
 

Игра «Замени звук»

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

Ход игры:

Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

 

 

«Какого звука не хватает?»

Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Материал: Предметные картинки на каждое слово.

Ход игры:

Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.

Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

 

«Третий лишний»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры:

Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:

шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;

голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

 

- Развитие словаря

Дидактическая игра «Продуктовый магазин»

«Что из чего?»
Ребенок складывает в продуктовую тележку разные продукты, при этом рассказывает, что он хотел бы приготовить из данных продуктов. «Из рыбы я сварю уху. Из мяса сделаю котлеты."

«Продуктовая корзина»
Взрослый предлагает детям отправиться в магазин и купить необходимые продукты. После чего каждому выдается продуктовая корзина, в которую нужно сложить только продукты определенного вида (молочные, рыбные, мучные, мясные). Выигрывает тот, кто быстро и правильно соберет все продукты в свою корзину.

«Продуктовые полки»
Взрослый предлагает детям выступить в роли продавцов из разных отделов. Конечно, в каждом отделе могут храниться только определенные группы товаров, а так же, как и перевозке, соблюдаться определенные условия хранения. Выигрывает тот, кто быстро и верно разложил продукты на полках, в холодильниках.
Другим вариантом игры может служить неверное расположение продуктов на полках, которые необходимо найти и исправить допущенные ошибки.

Развитие словаря.

«Подбери действия к предметам»

Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.

Ход игры:

Подберите как можно больше действий к предметам:

Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;

снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;

собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, ласкается;

мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;

слон — топает, трубит, шагает, отдыхает, торопится, брызгается, жуёт;

вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;

лягушка — квакает, прыгает, плавает, забирается, ловит;

огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает;

карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит;

цветок — растёт, поднимается, расцветает, склоняется, пахнет;

яблоко — растёт, висит, наливается, поспевает, созревает, падает, катится;

медведь — ревёт, охотится, спит, ломает, ловит, пробирается, шумит;

дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает

 


«Что происходит в природе?»

Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Человек легко находит, что в природе происходит. 

Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. 

Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» 

Взрослый: Солнце - что делает? Светит, греет.

Ручьи - что делают? Бегут, журчат.

Снег - что делает? Темнеет, тает. 

Птицы - что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни. 

Капель - что делает? Звенит. 

Медведь - что делает? Просыпается, выходит из берлоги. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие связной речи.

Назови профессию».

Цель: Закреплять знания детей о труде взрослых, развивать умение употреблять обобщённые названия профессий (строитель, рабочий, колхозник, различать трудовые действия. Развивать внимание, мышление. Развитие связной речи.

Игровое правило: Отвечает тот, кого выбрал воспитатель

Игровое действие: Выбор карточки, рассказ.

Ход игры: На столе разложены карточки с изображением людей разных профессий. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любую карточку и рассказать о профессии человека, изображённого на карточке.

 

«Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»

Цель: развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Ход игры:

Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для развития речи детей подготовительной к школе группы.

- Звуковая культура речи.

Игра «Замени звук»

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

Ход игры:

Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

«Какого звука не хватает?»

Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Материал: Предметные картинки на каждое слово.

Ход игры:

Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.

Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

«Третий лишний»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры:

Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:

шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;

голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

- Развитие словаря

Дидактическая игра «Продуктовый магазин»

«Что из чего?»
Ребенок складывает в продуктовую тележку разные продукты, при этом рассказывает, что он хотел бы приготовить из данных продуктов. «Из рыбы я сварю уху. Из мяса сделаю котлеты."

«Продуктовая корзина»
Взрослый предлагает детям отправиться в магазин и купить необходимые продукты. После чего каждому выдается продуктовая корзина, в которую нужно сложить только продукты определенного вида (молочные, рыбные, мучные, мясные). Выигрывает тот, кто быстро и правильно соберет все продукты в свою корзину.

«Продуктовые полки»
Взрослый предлагает детям выступить в роли продавцов из разных отделов. Конечно, в каждом отделе могут храниться только определенные группы товаров, а так же, как и перевозке, соблюдаться определенные условия хранения. Выигрывает тот, кто быстро и верно разложил продукты на полках, в холодильниках.
Другим вариантом игры может служить неверное расположение продуктов на полках, которые необходимо найти и исправить допущенные ошибки.

Развитие словаря.

«Подбери действия к предметам»

Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.

Ход игры:

Подберите как можно больше действий к предметам:

Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;

снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;

собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, ласкается;

мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;

слон — топает, трубит, шагает, отдыхает, торопится, брызгается, жуёт;

вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;

лягушка — квакает, прыгает, плавает, забирается, ловит;

огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает;

карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит;

цветок — растёт, поднимается, расцветает, склоняется, пахнет;

яблоко — растёт, висит, наливается, поспевает, созревает, падает, катится;

медведь — ревёт, охотится, спит, ломает, ловит, пробирается, шумит;

дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает


«Что происходит в природе?»

Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Человек легко находит, что в природе происходит. 

Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. 

Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» 

Взрослый: Солнце - что делает? Светит, греет.

Ручьи - что делают? Бегут, журчат.

Снег - что делает? Темнеет, тает. 

Птицы - что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни. 

Капель - что делает? Звенит. 

Медведь - что делает? Просыпается, выходит из берлоги. 

Развитие связной речи.

Назови профессию».

Цель: Закреплять знания детей о труде взрослых, развивать умение употреблять обобщённые названия профессий (строитель, рабочий, колхозник, различать трудовые действия. Развивать внимание, мышление. Развитие связной речи.

Игровое правило: Отвечает тот, кого выбрал воспитатель

Игровое действие: Выбор карточки, рассказ.

Ход игры: На столе разложены карточки с изображением людей разных профессий. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любую карточку и рассказать о профессии человека, изображённого на карточке.

«Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»

Цель: развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Ход игры:

Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи детей подготовительной группв

В развитии ребёнка дидактические игры играют большую роль.Я предлагаю картотеку наиболее полюбившихся игр....

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной к школе группе

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной к школе группе...

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной к школе группе

Старший дошкольный возраст —период познания мира человеческих отношений, творчества  и  подготовки  к  следующему,  совершенно  новому  этапу  в  его...

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Формирование  грамматически правильной устной речи...

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной к школе группе

Игры на развитие речи для детей подготовительной группы, которые помогут научить детей и закрепить умение определять мнсто звука в слове; закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в ...

Годовой итоговый отчет по самообразованию на тему: «Развитие речи детей подготовительной к школе группы, посредством дидактических игр».

     С сентября 2021 - по февраль 2022 года я работала в первой младшей группе, и взяла тему самообразования: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических н...

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной к школе группе

Картотека дидактическихигр по развитию речив подготовительнойк школе группе...