Презентация "Игры с составлением логических цепочек и их польза для дошкольников".
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Макарова Наталья Семёновна

Игры с составлением логических цепочек и их польза для дошкольников.  Логические цепочки  - представляют собой ряд чередующихся картинок, которые следуют в определённой закономерности. Именно эту закономерность ребёнок должен уловить и расставить последующий ряд картинок в таком же порядке, не нарушая саму последовательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiyamns_.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» 629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт , ул.Сынская,15, тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort - popova @ mail . ru Автор: Макарова Н.С. «Игры с составлением логических цепочек и их польза для развития дошкольников» Овгорт

Слайд 2

Логика в развитии ребенка занимает особое место. Она гораздо важнее простых знаний и лежит в основе гибкого мышления и высокого интеллекта. Для развития логических способностей у детей существует немало упражнений: ребусы, головоломки, опыты, графические лабиринты и т. д. Одно из таких заданий – логическая цепочка. ВАЖНЫЙ НАВЫК Почему же без логики сложно представить человека с полноценным интеллектом? Потому что логическое мышление объединяет в себе множество важных интеллектуальных аспектов. Развивая логическое мышление, ребенок одновременно совершенствует (в зависимости от конкретных заданий) самые разные интеллектуальные способности: внимание, память, находчивость, наблюдательность, речь, пространственное мышление, воображение. Кроме этого, ребенок учится: сопоставлять, классифицировать, сравнивать, понимать причинно-следственные связи, выводить закономерности. Закладываются все эти навыки с самого раннего возраста.

Слайд 3

Логическая цепочка представляет собой несколько предметов, которые нужно расположить в ряд по каким-то признакам или определенной закономерности. Простейшие логические задания можно предлагать малышам уже с 2 лет. По мере роста и развития ребенка количество и сложность таких задачек будут планомерно расти. Главное, о чем должны помнить родители, – все логические упражнения предлагаются в форме игры . Уже с 2 лет кроха учится сравнивать и классифицировать предметы, руководствуясь простейшими признаками: размером, формой, цветом. Оптимальный материал для них – игрушки (ближе к 4 годам их можно заменить яркими карточками с простыми, понятными картинками). В этот период логические игры должны быть простейшими, требующими от дошкольника 1–2 действий.

Слайд 4

Логические цепочки представляют собой ряд чередующих картинок, которые следуют определённой закономерности. Именно эту закономерность ребёнок должен уловить и расставить последующий ряд картинок в таком же порядке, не нарушая эту самую последовательность. Например , цепочка состоит из чередующих картинок : рыбка – тюлень – рыбка – тюлень… Если после картинки с изображением тюленя последует ещё одна такая же картинка, то ряд будет нарушен, так как после этой картинки должна следовать картинка с изображением рыбки. Чтобы усложнить логическую цепочку, можно показать её ребёнку, чтобы он запомнил, затем спрятать картинки, и попросить выбрать из вариантов ответов те картинки, которые должны продолжить ряд. Такие задания очень хорошо развивают зрительную память ребёнка и способствуют развитию умственной активности.

Слайд 5

Логические цепочки

Слайд 6

Вот несколько примеров логических цепочек: Чей малыш? Если в игровом арсенале найдутся соответствующие игрушки, лучше взять их. Либо подготовить карточки: большие, прочные, яркие и простые. Нужны изображения известных ребенку животных, птиц и их детенышей. Взрослые животные раскладываются перед малышом, ему предлагается положить рядом с каждым его детеныша. Далее цепочка может удлиняться и трансформироваться в «чей дом», «чья одежда», «чей лист» и др.

Слайд 7

Дополни ряд. Перед ребенком раскладывают карточки с изображением неких предметов (или сами предметы), объединенных значительным обобщающим признаком (посуда, одежда, фрукты, животные и др.). Рядом располагается группа разнородных предметов или картинок, среди которых изображение одного предмета, соответствующего признаку цепочки. Малышу нужно найти его и дополнить выстроенный логический ряд . Игра «Изучаем домашних животных» У каждого ребёнка своё животное. Картинки – лошадь, корова, коза, собака, баран , кошка. Нужно собрать семью этого животного и то чем он питается. Желательно поменяться карточками и собрать заново.

Слайд 8

Чье это? Ребенок должен совместить карточку с обобщающим предметом и его частями (предметы и профессия, для которой они нужны, машина и ее детали, человек и части его тела и т. д.). Вариантов возможно несколько. Например, взрослый выкладывает несколько предметов, а ребенок должен найти для них общее изображение. Или разложить перед ним обобщающие предметы, а он должен выложить около каждого соответствующие части (сложность этого задания зависит от возраста и способностей малыша). Можно предложить самому выбрать из стопки картинок сначала определяющие предметы, а затем под каждым из них – детальные.

Слайд 9

Что лишнее? Задача понятна из названия цепочки: исключить из ряда предметов один, принадлежащий по определяющему признаку к другой категории, при этом объяснив, по какому критерию он был определен как лишний. Для дошкольников, которые успешно справляются с такими заданиями, можно подготовить более сложные.

Слайд 10

Дети старшего дошкольного возраста в состоянии выполнять более сложные логические построения. При этом они могут изложить свои умозаключения, аргументируя их. Им можно предлагать такие цепочки: Упорядочи по… Ребенку предлагаются различные изображения. Его задача – выстроить их последовательно по убыванию или возрастанию какого-то признака: размера, цвета, количества углов (у многоугольников) и т. д. Что общее?

Слайд 11

Что общее? Перед ребенком раскладывают несколько изображений, имеющих определенный общий признак. Дошкольник должен назвать этот признак. Постепенно цепочек в одном задании может становиться больше. Еще позднее можно попросить ребенка разобрать предметы и выстроить по группам самостоятельно, аргументируя свой выбор. Далее логические цепочки могут и должны становиться все сложнее. Ребенка можно попросить, например, составить рассказ, в котором каждый предмет из представленных пересекался бы с последующим по какому-то признаку (они все будут разными).

Слайд 12

Поиграйте с ребенком в игру «Последовательности». Для этой игры Вам понадобится несколько картинок, которые можно объединить в определенную логическую цепочку. Например, семечка, росток, небольшое деревце, взрослое высокое дерево (допустим, раскидистый дуб с желудями). Есть 2 варианта игры. - Можно попросить ребенка разложить картинки в правильном порядке. Это может быть один ряд картинок, а можно усложнить задачу и перемешать картинки для 2-х или 3-х логических цепочек и предложить дошкольнику собрать все три цепочки. - Можно заранее выложить перед ребенком 1, 2 или 3 последовательности, в которых не хватает какой-то картинки (в конце, середине или начале логической цепочки) и отдельно положить недостающие картинки. Задачей для ребенка будет подобрать к каждой цепочке недостающую картинку и положить ее на нужное место.

Слайд 13

А для того, чтобы развивать не только логическое мышление, но и речь, попросите малыша рассказать всю последовательность действий по картинкам. Одно дело, когда ребенок правильно раскладывает картинки, но молчит при этом. Часто в начале занятий объяснения ребенка могут вас удивить и позабавить. Объяснения малыша часто звучат , например, так: « Было яйцо. А потом птенчик вылез. Клевал и вылез птенчик. И пошел..» И совсем иначе будет проходить игра, если Вы будете тренировать малыша составлять развернутые предложения и даже маленькие рассказы по собранной цепочке картинок. Например: «Сначала курочка снесла яичко. Потом она стала его насиживать и вот скорлупа треснула. Потом из яйца показался цыпленок. А дальше он выбрался из скорлупы и пошел искать семечки и червячков».

Слайд 14

Конечно же, на первых порах вы будете помогать ребенку составлять предложения, запоминать новые слова, придумывать небольшой сюжет. Но в дальнейшем ребенку понравится эта игра и он самостоятельно будет тренироваться в составлении таких предложений. Ну, а если вы попросите ребенка исправить ошибку в логической цепочке и объяснить, почему любимая игрушка сложила эти картинки неправильно – ребенок с удовольствием найдет ошибку и выступит в роли «учителя», а значит – снова потренируется в составлении грамотных предложений! Например игра: «Что сначала, что потом»

Слайд 15

Для дошкольников, которые успешно справляются с такими заданиями, можно подготовить более сложные. Например, дать несколько карточек, изображающих сюжет любимой сказки ребенка. Пусть расположит их последовательно, чтобы по ним можно было восстановить всю цепь событий сюжета. Или предложить карточки с изображением определенного процесса (смена времен года, заваривание чая в стакане, прорастание цветка и т. д.). Задача будет та же: восстановить хронологию. Если малыш затрудняется, помогите ему наводящими вопросами. А если у него совсем не получается, значит, данное задание для него еще слишком сложное. Составьте для него цепочку попроще.

Слайд 16

Графические варианты таких игр тоже бывают. Например, детей 6 лет уже смело можно просить дорисовать недостающий в последовательности элемент, дорисовать цепочку, повторяя заданную последовательность, раскрасить элементы рисунка по заданной закономерности. Сначала это будут крупные предметы (воздушные шары или яблоки), затем – все более мелкие (бусины, камешки, пуговицы). Такие задания тренируют еще и мелкую моторику, что важно для будущего обучения в школе. Это лишь несколько примеров заданий, которые учат ребенка строить последовательные цепочки. Сначала это предметы. Взрослея, ребенок научится строить последовательные цепочки из своих мыслей, обосновывать доказательства, делать выводы. То есть – совершенствовать свой интеллект .

Слайд 17

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические цепочки

Данный методический материал предназначен для индивидуальных и групповых занятий....

Дидактическая игра "Раньше и теперь. Путешествие в прошлое предметов, логическая цепочка".

Дидактическая игра "Раньше и теперь. Путешествие в прошлое предметов, логическая цепочка" поможет детям познакомиться с предметами быта наших предков, их внешним видом, предназначением, назв...

Логические цепочки

Дидактическая игра...

Логические цепочки

Для использования на занятиях и в режимных моментах...

Развивающая игра "Логические цепочки"

Игра направлена на развитие логического мышления,обобщения и умение устанавливать простейшие связи междупредметами...

Игра для автоматизации звуков и развития ВПФ "Логические парочки" и "Логическая цепочка"

Вашему вниманию предлагаются игры, позволяющие разнообразить занятия по автоматизации поставленных звуков. В ходе игр также развиваются словесно-логическое мышление, зрительная память и фразовая речь....