Упражнения для формирования словаря дошкольника
методическая разработка по развитию речи

Утарова Анжела Ивановна

Упражнения для формирования словаря дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_uprazhneniya_dlya_formirov._slovarya.docx261.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с №27

Калининского района г.Санкт-Петербург

Методическая разработка

«Игровые упражнения для формирования словаря дошкольника»

Воспитатель:  Утарова Анжела Ивановна

г.Санкт-Петербург

2022

Данная методическая разработка содержит речевой и наглядный материал для работы с детьми дошкольного возраста над расширением словарного запаса по следующим разделам:

- обогащение словаря с именами существительными (обобщающие понятия, названия животных и их детенышей, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами);

- обогащение словаря глаголами (глаголы, отображающие способы передвижения животных, глаголы, характеризующие голоса различных животных и птиц, однокорневые глаголы с различными приставками);

- обогащение словаря именами прилагательными (названия цветов, прилагательные-антонимы, относительные прилагательные, образованнные от существительных, притяжательные прилагательные).

По каждой теме представлены серии небольших стихов и картинок.

Можно предложить ребенку раскрасить картинки, называя при этом детали рисунка. Предлагаемые упражнения просты для выполнения. Регулярное чтение и произношение трёх-четырех текстов в день помогут расширить  словарь малыша, будут способствовать развитию навыков словообразования и подготовят его к усвоению школьной программы.

Задания и упражнения:

«Назови одним словом»

Овощи

   Зреют овощи на грядках

В огороде по порядку:

Репа, тыква, лук, томат,

Баклажан, укроп, салат.

(Как называются овощи, нарисованные на картинке? Какие ещё овощи ты знаешь?  Какие овощи тебе нравятся?)

Фрукты    

А в саду поспели фрукты,

Витаминные продукты:

Груша, киви, апельсин,

Слива, персик, мандарин.

(Как называются фрукты на картинке? Какие ещё фрукты ты знаешь? Какие фрукты ты любишь?)

Домашние животные

Для животных нужен дом,

Их домашними зовём:

Кошка, конь, свинья, козел,

Лошадь, кролик и осёл.

(Как называются домашние животные, нарисованные на картинке? Каких домашних животных ты еще знаешь? Почему эти животные называются домашними?)

Слова и словечки

«Брат и братик»

Старший брат домой пришел,

Сел обедать он за стол.

Младший братик Толик

Сел за детский столик.

«Кровать и кроватка»

На кровати одеяло

И цветное покрывало.

На кроватке одеяльце

И цветное покрывальце.

«Дорога и дорожка»

По большой дороге

Шли большие ноги.

Рядом по дорожке

Шли поменьше ножки.

Игровое упражнение «Закончи фразу».

Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).

Учитель называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать слово, которое пропустил учитель, т. е. закончить фразу.

-Сахар сладкий, а лимон … .

-Луна видна ночью, а солнце … .

-Огонь горячий, а лёд … .

-Река широкая, а ручей … .

-Камень тяжёлый, а пух … .

Игра «Какой предмет?»

Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.

Содержание игры заключается в следующем: учитель показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

"День рождения Мишутки"

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.

Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости.

Пример:

Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.

Рыба … - Мишутка ждёт…

Морковь … - Мишутка ждёт…

Грибы … - Мишутка ждёт…

Зерно … - Мишутка ждёт…

Трава … - Мишутка ждёт…

Игра с мячом «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры

Вариант 1. Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает.

Вариант 2. Родители, бросая ребенку мяч, спрашивают: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

Игра с мячом «Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры

Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.

Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.

Мама: Летают.

Ребёнок: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.

Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.

Ползают: Змеи, гусеницы, черви.

Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование словаря дошкольников в играх"

Овладение речью один из самых важных моментов психофизического развития ребенка, поэтому очень важно развитие и обогащение словаря детей в дошкольном возрасте.  Уровень развития словаря определяе...

Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи

Игры и игровые упражнения помогают формировать словарь прилагательных у детей с общим недоразвитием речи...

Картотека упражнений по формированию словаря в разных группах

Картотека упражнений по формированию словаря в разных возрастных группах,основанная на личном опыте. Цель: формировать словарный запас в младшей,средней,старшей и подготовительной группе дошкольников....