«ОБОГАЩАЕМ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ»
консультация по развитию речи

Янситова Татьяна Алексеевна

В овладении речью испытывают трудности порою умственно и психически нормально развивающиеся дети. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет или по каким – то другим причинам часто отсутствует в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obogashchaem_slovar_detey_2.doc455.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ОБОГАЩАЕМ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ»

В овладении речью испытывают трудности порою умственно и психически нормально развивающиеся дети. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет или по каким – то другим причинам часто отсутствует в детском саду. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа. От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.

Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном детстве. На занятиях, в играх и в повседневном общении воспитатель упражняет детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит говорить достаточно громко, не спеша, проговаривая все звуки, развивает фонематический и речевой слух.

Однако, большую часть времени ребенок проводит дома с родителями или во дворе со сверстниками. В общении с окружающими обогащается его словарь. Ребенок успешно овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Из этого следует: взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Педагоги должны грамотно планировать и осуществлять дальнейшую работу с родителями. Большинство педагогов используют известные формы работы с родителями по развитию речи: беседа, консультация, наглядная агитация, родительское собрание, анкетирование, семинары т. д.

Хочется остановиться на более интересных, новых и эффективных формах взаимодействия с родителями по развитию речи детей в старшем дошкольном возрасте.  

Учитывая большую загруженность родителей, рекомендую «играть на кухне» доступными предметами и материалами.

  • Игра «Волшебные палочки». Из спичек сложить фигуры, узоры и другое. Игра: «Поможем маме», где предлагается ребенку перебрать рис, горох, гречку, пшено. Эти игры развивают мелкие мышцы руки.
  • Игра «Угощаю» развивает словарный запас детей. Можно поиграть в  «кислые», «соленые», « горькие» слова.
  • Игра «Приготовим сок» развивает грамматический строй речи. Из яблок сок …(яблочный), из груш сок…(грушевый) и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсинов).
  • Игра на обогащение словаря ребенка «Доскажи словечко». Родитель называет фразу, а ребенок ее должен закончить.
  • Упражнение с глаголами
  •  Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), лазить (по деревьям), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться)
  • Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).
  • А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует),
  • Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться), Что любит делать щенок? Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться). Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться), Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).
  • В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п. Каждый ребёнок осознаёт их по своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.
  • Упражнения с прилагательными
  •  О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?
  • Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).
  • Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).
  • Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим).
  • Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).
  • Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость? (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый).
  • Упражнения с наречиями
  •  Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
  • Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
  • Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
  • Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).
  • Упражнение на подбор родственных слов
  • Родитель. Какие новые слова можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки), солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная)?
  • Какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что он пушистый? (Пушистик, Пушонок, Пушок).
  • Упражнение на подбор сравнений

На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика).

  • На что похож ёжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку).
  • На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало).

Игр аналогичных большое количество и все они интересны детям и доступны родителям.

Такие игры и задания дают свои положительные результаты в овладении речью, в развитии словаря детей.

        

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 комбинированного вида город Нефтекамск городского округа Республики Башкортостан

Консультация для родителей

«Обогащаем словарь детей»

Описание: https://printonic.ru/uploads/images/2016/04/15/img_5710ad9f00c17.jpg

                                                                             подготовил

                                                                                      учитель-логопед

                                                                                  Янситова Т.А

                                                                             

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащаем словарь детей

Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окр...

Обогащаем словарь детей.

В данной консультации рассматриваются: значение развития словаря, особенности словаря у детей с речевыми нарушениями, а также рекомендации по развитию словаря детей....

Консультация для родителей. Обогащаем словарь детей.

В данной консультации помещён материал для родителей о том, что можно сделать для развития речи вашего ребёнка дома....

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»

Консультация для родителей "Обогащаем словарь детей"...

"Обогащаем словарь детей"

Устранение речевых ошибок при помощи специальных упражнений...

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»

  Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о с...

Консультация для родителей "Обогащаем словарь детей"

Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окр...