Развитие мелкой моторики – основа развития речи
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Мелкая моторика – основа развития психических процессов внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственных представлений. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. В младшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. В презентации представлен материал из опыта работы с детьми первой младшей группы (1,6-3 года). Рассматривается рисование (в т.ч. и нетрадиционное) как эффективное средство развития тонких движений пальцев и кистей рук, а также пальчиковые игры. А также представлены работы, выполненные в технике пластилинографии, с использованием бросового материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие мелкой моторики1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ ЦРР детский сад №176 г. Воронеж « Развитие мелкой моторики – основа развития речи» Подготовила: Солодовникова Т.В. (воспитатель первой младшей группы) 2019

Слайд 2

Развитие речи младших дошкольников посредством пальчиковых игр, пальчикового театра, рисования, в т.ч. с применением нетрадиционных техник, развития мелкой моторики рук. Цель Задачи 1. Повысить собственный уровень знаний, профессионального мастерства и компетентности. 2. Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность. 3. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук. 4. Улучшить общую двигательную активность. 5. Содействовать нормализации речевой функции. 6. Дать знания родителям о значимости развития мелкой моторики.

Слайд 3

Мелкая моторика – основа развития психических процессов внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственных представлений.

Слайд 4

Актуальность На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами , мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. И, конечно, в младшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие . Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Слайд 5

Одно из наиболее любимых детьми занятий – рисование. Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций – восприятие, мышление, память, внимание – доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Основная форма мышления – наглядно-действенное. Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, то есть усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а так же замещение реального предмета знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей.

Слайд 6

Процесс рисования как эффективное средство развития тонких движений пальцев и кистей рук, является и мощным стимулом развития речи детей, а также одним из вариантов теплого контакта ребенка со взрослым, так необходимому ему в этом возрасте для его благополучного эмоционального развития. В первой младшей группе наряду с общепринятыми способами рисования, я использую и нетрадиционные техники, такие как рисование ладошками, пальчиками; рисование способом «штамповки»; рисование ватной палочкой «тычком» и т.д.

Слайд 8

Во многом результат работы зависит от заинтересованности детей, поэтому в работе важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, таких как, игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение и т.д. Два нижних фото – это работа, выполненная в смешанной технике нетрадиционных способов рисования. А именно: сочетание рисования ладошкой и пластилинографии . Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных разминок и пальчиковых игр.

Слайд 9

Пальчиковые игры являются великолепным инструментом для развития руки и кисти ребенка. О пальчиковых играх можно говорить как о прекрасном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Эти игры являются хорошими помощниками для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А так как в большинстве пальчиковых игр применяются стишки, потешки , считалки, параллельно развивается и речь ребенка. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Слайд 10

Этапы разучивания игр: 1. Воспитатель сначала показывает игру малышам сам. 2. Воспитатель и дети выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. 3. Дети выполняют движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст. 4. Дети выполняют движения и проговаривают текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Слайд 12

Примеры пальчиковой гимнастики, выполняемой с педагогом детьми в первой младшей группе: «Мы делили апельсин» «Медузы» «Я хочу построить дом» были представлены на фото предыдущего слайда.

Слайд 13

А вот такую милую овечку мы сделали с ребятами в рамках итогового мероприятия «Домашние животные». Мною был заготовлен шаблон туловища, головы овцы из картона. Ножки – ниточки, копытца – черные пуговички. Каждый ребенок получил по ватному диску, который был наклеен с помощью воспитателя на картонное тельце.

Слайд 14

Родители в рамках консультации получили следующие рекомендации по вопросу, что можно предложить ребенку дома для развития мелкой моторики? 1.Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины. 2. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать). 3. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п. 4. Помогать перебирать крупу. 5. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь. 6. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки. 7. Перелистывать страницы книги.

Слайд 15

8. Переливать жидкости из одной емкости в другую. 9. Перебирать пуговички или другие предметы по размеру. 10. Собирать конструкторы. 11. Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки. 12. Лепить вместе из пластилина и т.д. 13. На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки. 14. Позвать ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, собирание ягод – отличная альтернатива играм. 15. Покупать мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук. 16. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

Слайд 16

Благодарю Вас за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.

В  моей  работе представлена как теория, так и практические занятия, игры. В своей работе,я отразила,необходимость использовать пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности. Что...

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребён...

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...

Игры с прищепками – как основа развития мелкой моторики и развития речи

Подборка интересных игр с обычными бельевыми прищепками для детей 2-6 лет....