Зимующие и перелёнгые птицы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Расширять знания детей о зимующих и перелетных птицах. Формировать интерес к миру пернатых. Развивать любознательность, логическое мышление. Помочь детям запомнить название зимующих и перелетных птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zimuyushchie_i_perel_ptitsy.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию детей

 в старшей группе.

Тема: «Перелётные и зимующие птицы».

Цель – расширение и уточнение представлений старших дошкольников о зимующих и перелётных птицах.

Задачи: 

Образовательные:

- расширять знания детей о зимующих и перелётных птицах;

- учить анализировать собственные знания о сезонных изменениях и о том, как они отражаются на жизни объектов живой природы (птицах, насекомых);

- уточнять названия зимующих и перелётных птиц,

- учить соотносить название с внешним видом птиц;

- поощрять умение отгадывать загадки;

- учить создавать «съедобные кормушки» для зимующих птиц.

Развивающие:

- формировать интерес к миру пернатых;

- развивать любознательность, логическое мышление, внимание, связную речь;

- поощрять полные ответы, рассуждения;

- развивать умение выполнять инструкции и соблюдать последовательность при изготовлении кормушки для птиц.

Воспитательные:

- воспитывать внимательное, уважительное отношение к природе;

- воспитывать желание проявлять заботу о пернатых в холодное время года.

Материал и оборудование: иллюстрированные картины птиц (зимующих и перелётных), загадки, две картинки с изображением зимы и лета, презентация, тесто, корм для птиц в виде разных видов зерна, блюдца и формочки для теста на каждого ребёнка.

Предварительная работа: беседа о птицах, рассмотрение тематических альбомов, иллюстраций с изображением птиц.

               

Содержание НОД:

 Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте друг друга поприветствуем.

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет»!
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку -

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это - ... (птицы)

Дети: Птицы.

Воспитатель: Правильно, это птицы. Мы с вами будем сегодня говорить о птицах.

Улетают к югу птицы:

И грачи, и журавли,

Но останутся синицы,

Воробьи и снегири.

И сороки остаются

Не летят с родной земли.

А весной опять вернутся

И грачи, и журавли.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в какое время года птицы улетают на юг?

Дети: Осенью.

Воспитатель: А как вы думаете, почему птицы улетают на юг, то есть, в тёплые карая.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Когда наступает осень, и погода меняется, становится холоднее. Птицам становится труднее добывать себе пищу. Почему?

Дети: Потому что с наступлением холода насекомые прячутся под кору, в землю, в пнях. Именно поэтому птицам тяжело добывать себе пищу.

Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

Дети: Перелётные птицы.

Воспитатель:  Назовите, пожалуйста, несколько названий перелётных птиц.  

Дети: Соловей, стриж, ласточка, цапля, зимородок.

Воспитатель: Но ведь не все птицы улетают в теплей края, как называются птицы, которые зимуют вместе с нами?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, несколько зимующих птиц.

Дети: Воробей, синица, снегирь, ворона.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай птицу». Подойдите все поближе к столу и рассмотрите картинки. Кто изображён на картинках? (Птицы) 

Воспитатель: А теперь посмотрите, что изображено на мольберте?

Дети: Картинки с изображением зимы и лета.

Воспитатель: Я буду загадывать загадки про птиц, слушайте внимательно и отгадывайте. Тот, кто отгадает, берёт картинку с изображением птицы и располагает его на мольберте рядом с изображением зимы, если это зимующая птица, а если это перелётная птица, то ее нужно поместить рядом с изображением лета.

При необходимости педагог даёт пояснение.

С жёлтой грудкой знаем птицу.

А зовут её .... (синица) Зимующая птица

Носик лопаткой,

Красные лапки,

Плавает, ныряет,

Крякать обожает!.....(утка). Перелётная птица

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах

А зовут её ... (ворона). Зимующая птица

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину....(ласточка). Перелётная птица

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять ...
(снегирь). Зимующая птица

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения! ... (жаворонок). Перелётная птица

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока.

А зовут её ... (сорока).Зимующая птица

Шею выгибает,

Перья поднимает.

До чего ж красив на вид!

Он по озеру скользит ... (лебедь). Перелётная птица

                                  На одной ноге стоит,

                                 В воду пристально глядит:

                                 Тюкнет клювом наугад -

                                 Ищет в речке лягушат......(цапля).Перелётная птица

                                 Угадайте, что за птица

                                 Скачет по дорожке?

                                Словно кошки не боится,

                                  Собирает крошки,

                                А потом на ветку - прыг

                                И чирикнет: «Чик - чирик»...(воробей). Зимующая птица

Воспитатель: Давайте рассмотрим и назовём зимующих и перелётных птиц.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем же питаются зимой птицы?

Дети: Зимой птицы питаются ягодами рябины, облепихи, боярышника, семенами шишек...

Воспитатель: Давайте представим, что мы птицы.

Физкультминутка «Птицы».

Птички прыгают, летают

Крошки птички собирают, Пёрышки почистили,

Клювики почистили.         

Они летают и поют,

Птички зёрнышки клюют.

Дальше птички полетели

И на место сели.

Дети прыгают

Имитируют клюющие движения пальчиками по ковру

Поглаживают себя по бокам и плечам

Вытягивают губы

Плавно бегают по группе, махи руками

Ходьба с клонами вперёд

Плавно бегают по группе, махи руками

Рассаживаются на места

Воспитатель: Скажите, а могут ли люди в зимний период помогать птицам?

Дети: Да

Воспитатель: А как, что для этого мы можем сделать?

Дети: Делать кормушки для птиц.

Воспитатель: Правильно. Мы сегодня сделаем для них «съедобные кормушки». Они могут быть любой формы и выполняются из разных  семян  и специального теста. А еще для придания формы нам понадобятся формочки для печенья, трубочки и шерстяная нить или тесьма.  

Я заранее приготовила тесто из муки, воды и сладкого сиропа. Оно лежит у каждого из вас на тарелочке. Теперь, в готовое тесто мы добавим семена для птиц и  все перемешать.

Каждый ребёнок перемешивает тесто с семенами.

Воспитатель: Выберите себе формочку и уложите в формочку тесто. Для того чтобы оставить отверстие, вставьте небольшую трубочку.

- Нашим «съедобным кормушкам» нужно несколько часов, чтобы они застыли. Мы оставим  их пока на столе, а вечером, освободим фигурки от формочек и добавим тесемочки для подвешивания к веточкам. На  вечерней прогулке развесим угощение для птиц на деревьях на нашем участке.

Воспитатель: Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили?

Дети: О зимующих и перелётных птицах.

Воспитатель: Чем они отличатся?

Дети: Зимующие птицы не улетают в тёплые края.

Воспитатель: Как человек может помочь зимующим птицам?

Дети: Подкармливать птиц, делать кормушки.

Воспитатель: Что мы сегодня делали для птиц?

Дети: «Съедобные кормушки»

Воспитатель: Из чего мы их изготовили?

Дети: Из теста и зёрнышек.

Воспитатель: Правильно ребята, сегодня мы сделали для птиц доброе дело, изготовили «Съедобные кормушки». Но вы можете и сами вместе с родителями изготовить такие кормушки или просто подкармливать зимующих птиц. Большое вам спасибо! До новых встреч!

                 

                                                                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия потеме "Зимующие и перелётные птицы"

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно ...

Занятие по сенсорному воспитанию, птицы зимой »Какие бывают птицы».

Занятие по сенсорному воспитанию, птицы зимой "Какиеие бывают птицы»....

Открытое занятие "Птицы зимой. Семечки для птиц"

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное", "Художественно-эстетическое творчество", "Физическое развитие"....

Проект по теме «Жизнь животных и птиц осенью. Перелетные, зимующие и домашние птицы»

Проект по теме «Жизнь животных  и птиц осенью. Перелетные, зимующие и домашние птицы»...

Трудно птицам зимовать, надо ли птицам помогать

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближ...

Акция "Покормите птиц зимой"- кормушки для птиц

Автор: Бессонова Ирина Игоревна, воспитатель МАДОУ «Росток» СПДС «Серебряное копытце», город Нижняя Салда. Описание: Забота о зимующих птицах, которым приходится неле...