Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Иваненкова Анна Владимировна

Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста, необходимо иметь полное представление об уровне их сформированности у детей.

Диагностикой уровней развития общения дошкольников с взрослыми и сверстниками, выявлением коммуникативных умений занимались такие педагоги, как О. В. Дыбина, Г. А. Урунтаева, Е. И. Щербакова, Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина, Ю. В. Филиппова и другие.

Однако в представленных исследованиях не в полной степени разработаны методики диагностирования коммуникативных умений у младших дошкольников.

В связи с этим перед нами встала проблема подбора диагностического инструментария, удовлетворяющего следующим условиям:

1. доступность,

2. надежность,

3. однозначность,

4. валидность

В качестве критериев оценки уровня форсированности коммуникативных умений мы использовали:

1. желание вступать в контакт;

2. умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Каждый критерий оценивался по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_rzvitiya_kom-h_umeniy_3-4.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста, необходимо иметь полное представление об уровне их сформированности у детей.

Диагностикой уровней развития общения дошкольников с взрослыми и сверстниками, выявлением коммуникативных умений занимались такие педагоги, как О. В. Дыбина, Г. А. Урунтаева, Е. И. Щербакова, Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина, Ю. В. Филиппова и другие.

Однако в представленных исследованиях не в полной степени разработаны методики диагностирования коммуникативных умений у младших дошкольников.

В связи с этим перед нами встала проблема подбора диагностического инструментария, удовлетворяющего следующим условиям:

1. доступность,

2. надежность,

3. однозначность,

4. валидность

В качестве критериев оценки уровня форсированности коммуникативных умений мы использовали:

1. желание вступать в контакт;

2. умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Каждый критерий оценивался по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами.

Диагностика проводилась во второй младшей группе МБДОУ № 52 «Кузнечики». Количество детей – 28 человек, в возрасте 3-4 года.

В теоретических исследованиях и на практике используются различные методы изучения коммуникативных умений детей : наблюдение, беседа, эксперимент. Мы использовали метод наблюдения, который является наиболее распространенным для изучения детей младшего дошкольного возраста, и дает возможность получить результат в естественных для них условиях.

В качестве ситуаций наблюдения мы выбрали:

1. Сюжетно-ролевую игру «День рождения у зайчика». Эта игра не имеет четко заданной ситуации и позволяет включить в сюжет различные роли. Для более полного представления об уровне развития коммуникативных умений детей игру организовывает взрослый, который осуществляет наблюдение. Таким образом, мы выявим коммуникативные умения в общении и со сверстниками и с взрослыми.

2. Задания и поручения, которые позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работу слажено, не вступая в конфликт.

3. Целевую прогулку с целью выявления умений выполнять знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»).

4. Совместные игры детей на прогулке.

Однако метод наблюдения дает представление большей частью о поведении детей, поэтому мы решили использовать так же метод беседы, для получения более точных данных о знаниях и умениях детей, необходимых для коммуникативной деятельности.

Мы составили список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:

1. Нужно ли делиться игрушками с детьми?

2. Ты всегда стараешься так поступать?

3. Почему?

4. Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?

5. Почему?

6. Назови ласково маму, папу и других членов семьи.

7. Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы)

8. Как нужно попросить взрослого о помощи?

9. Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?

Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводился по следующим критериям:

1. Желание вступать в контакт:

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

2. Умение организовать общение:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:

Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.

Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.

Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».

Общий балл:

Высокий уровень –15 - 18 баллов

Средний уровень – 10 - 14 баллов

Низкий уровень – 6 - 9 баллов

Результаты определения уровня коммуникативных умений у детей заносились в разработанную нами диагностический рисунок, в которой наглядно представлена как общая картина сформированности коммуникативных умений в группе, так и результаты каждого ребенка (Приложение 1).

Результаты общего уровня развития коммуникативных умений у детей второй младшей группы №4 представлены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты общего уровня развития коммуникативных умений у детей второй младшей группы №4

Как мы видим из рис. 1, у детей преобладает низкий уровень сформированности коммуникативных умений (55%) и средний уровень (45%). Высокий уровень отсутствует.

В ходе наблюдения у детей отмечалось желание вступать в контакт со сверстниками. Однако наблюдался низкий уровень умения организовать общение, то есть умение слушать собеседника, сопереживать друг другу, различать эмоциональное состояние сверстника, слабо развито так же знание норм и правил поведения при общении. Все это проявлялось в частых конфликтах между детьми.

В общении с взрослыми дети легко шли на контакт. Здесь проявлялись навыки умения организовать общение - это наблюдалось в частых обращениях к взрослому, например, за помощью или с целью получить какую-либо информацию. Однако, отсутствовали знания норм и правил поведения при общении: дети часто обращаются к взрослому на «ты», перебивают, не дослушав до конца, не знают, как правильно здороваться и прощаться с взрослыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что у детей присутствовало желание вступать в контакт, как со сверстниками, так и с взрослыми, что характерно для детей данного возраста, но наблюдался низкий уровень развития умения организовать это общение, а так же знание норм и правил, которых следует придерживаться при общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Основным видом деятельности для  ребёнка дошкольного возраста является игра (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. А. Запорожец и многие другие). Педагоги ...

Консультация для воспитателей на тему «Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Уважаемые коллеги!   Я бы вам хотела представить консультацию на тему Формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.  Своё сооб...

Сборник игровых упражнений для развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)

В статье говорится об опыте работы в первой младшей группе (2-3 года) по организации игровой деятельности детей и ее значении в их развитии...

«Формирование коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»....