Чтение рассказа Виктора Драгунского "Сверху вниз, наискосок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ишимбаева Анжела Валерьевна

Цель: учить, что такое рассказ. Познакомить с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx240.24 КБ
Файл kartinki_k_rasskazu.pptx2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Чтение рассказа Виктора  Драгунского «Сверху вниз, наискосок»

малярыдети играют в песочницеВ то лето, когда я еще не ходил в школу, у нас во дворе был ремонт. Повсюду валялись кирпичи и доски, а посреди двора высилась огромная куча песку. И мы играли на этом песке в «разгром фашистов под Москвой», или делали куличики, или просто так играли ни во что.
Нам было очень весело, и мы подружились с рабочими и даже помогали им ремонтировать дом: один раз я принес слесарю дяде Грише полный чайник кипятку, а второй раз Алёнка показала монтерам, где у нас черный ход. И мы еще много помогали, только сейчас я уже не помню всего.
А потом как-то незаметно ремонт стал заканчиваться, рабочие уходили один за другим, дядя Гриша попрощался с нами за руку, подарил мне тяжелую железку и тоже ушел.
И вместо дяди Гриши во двор пришли три девушки. Они все были очень красиво одеты: носили мужские длинные штаны, измазанные разными красками и совершенно твердые. Когда эти девушки ходили, штаны на них гремели, как железо на крыше. А на головах девушки носили шапки из газет. Эти девушки были маляры и назывались: бригада. Они были очень веселые и ловкие, любили смеяться и всегда пели песню «Ландыши, ландыши». Но я эту песню не люблю. И Аленка. И Мишка тоже не любит. Зато мы все любили смотреть, как работают девушки-маляры и как у них все получается складно и аккуратно. Мы знали по именам всю бригаду. Их звали Санька, Раечка и Нелли.
И однажды мы к ним подошли, и тетя Саня сказала:
– Ребятки, сбегайте кто-нибудь и узнайте, который час.
Я сбегал, узнал и сказал:
– Без пяти двенадцать, тетя Саня…
Она сказала:
– Шабаш, девчата! Я – в столовую! – и пошла со двора.
И тетя Раечка и тетя Нелли пошли за ней обедать.
А бочонок с краской оставили. И резиновый шланг тоже.
Мы сразу подошли ближе и стали смотреть на тот кусочек дома, где они только сейчас красили. Было очень здорово: ровно и коричнево, с небольшой краснотой. Мишка смотрел-смотрел, потом говорит:
– Интересно, а если я покачаю насос, краска пойдет?
Аленка говорит:
– Спорим, не пойдет!
Тогда я говорю:
– А вот спорим, пойдет!
Тут Мишка говорит:
– Не надо спорить. Сейчас я попробую. Держи, Дениска, шланг, а я покачаю.
И давай качать. Раза два-три качнул, и вдруг из шланга побежала краска! Она шипела, как змея, потому что на конце у шланга была нахлобучка с дырочками, как у лейки. Только дырки были совсем маленькие, и краска шла, как одеколон в парикмахерской, чуть-чуть видно.
Мишка обрадовался и как закричит:
– Крась скорей! Скорей крась что-нибудь!
Я сразу взял и направил шланг на чистую стенку. Краска стала брызгаться, и там сейчас же получилось светло-коричневое пятно, похожее на паука.
– Ура! – закричала Аленка. – Пошло! Пошло-поехало! – и подставила ногу под краску.
Я сразу покрасил ей ногу от колена до пальцев. Тут же, прямо у нас на глазах, на ноге не стало видно ни синяков, ни царапин! Наоборот, Аленкина нога стала гладкая, коричневая, с блеском, как новенькая кегля.
Мишка кричит:
– Здорово получается! Подставляй вторую, скорей!
И Аленка живенько подставила вторую ногу, а я моментально покрасил ее сверху донизу два раза.
Тогда Мишка говорит:
– Люди добрые, как красиво! Ноги совсем как у настоящего индейца! Крась же ее скорей!
– Всю? Всю красить? С головы до пят?
Тут Аленка прямо завизжала от восторга:
– Давайте, люди добрые! Красьте с головы до пят! Я буду настоящая индейка.
Дениска и Мишка красят АленкуТогда Мишка приналег на насос и стал качать во всю ивановскую, а я стал Аленку поливать краской. Я замечательно ее покрасил: и спину, и ноги, и руки, и плечи, и живот, и трусики. И стала она вся коричневая, только волосы белые торчат.
Я спрашиваю:
– Мишка, как ты думаешь, а волосы красить?
Мишка отвечает:
– Ну конечно! Крась скорей! Быстрей давай!
И Аленка торопит:
– Давай-давай! И волосы давай! И уши!
Я быстро закончил ее красить и говорю:
– Иди, Аленка, на солнце пообсохни! Эх, что бы еще покрасить?
А Мишка:
– Вон видишь, наше белье сушится? Скорей давай крась!
Ну с этим-то делом я быстро справился! Два полотенца и Мишкину рубашку я за какую-нибудь минуту так отделал, что любо-дорого смотреть было!
А Мишка прямо вошел в азарт, качает насос, как заводной. И только покрикивает:
– Крась давай! Скорей давай! Вон и дверь новая на парадном, давай, давай, быстрее крась!
И я перешел на дверь. Сверху вниз! Снизу вверх! Сверху вниз, наискосок!
Дениска красит управдома Алексея АкимычаИ тут дверь вдруг раскрылась, и из нее вышел наш управдом Алексей Акимыч в белом костюме.
Он прямо остолбенел. И я тоже. Мы оба были как заколдованные. Главное, я его поливаю и с испугу не могу даже догадаться отвести в сторону шланг, а только размахиваю сверху вниз, снизу вверх. А у него глаза расширились, и ему в голову не приходит отойти хоть на шаг вправо или влево…
А Мишка качает и знай себе ладит свое:
– Крась давай, быстрей давай!
И Аленка сбоку вытанцовывает:
– Я индейка! Я индейка!
Ужас!

Дениска поливает соседа из краскопульта…Да, здорово нам тогда влетело. Мишка две недели белье стирал. А Аленку мыли в семи водах со скипидаром…
Алексею Акимычу купили новый костюм. А меня мама вовсе не хотела во двор пускать. Но я все-таки вышел, и тетя Саня, Раечка и Нелли сказали:
– Вырастай, Денис, побыстрей, мы тебя к себе в бригаду возьмем. Будешь маляром!
И тех пор я стараюсь расти быстрей.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение рассказа Виктора  Драгунского «Сверху вниз, наискосок»

Цель: учить, что такое рассказ. Познакомить        с        новым юмористическим рассказом.  Активизировать словарь детей.

- Ребята, понравился вам рассказ?

- А какой это рассказ? Какие чувства вызывает у вас?

(Ответы детей – Смешной, чувства радости и даже удивления за главных героев)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Смешные рассказы ещё называют другим словом – «юмористический»

- Ребята, а давайте подумаем, из-за чего рассказ стал юмористическим, и вспомним, какие смешные истории были в рассказе?

(Ответы детей – Красили ноги Алёнке, да и вообще всю девочку; красили бельё Мишки; покрасили управдома Алексея Акимыча)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- А какие слова в рассказе вы услышали впервые? Какие слова вам были непонятны? (Ответы детей – Шабаш, во всю ивановскую, любо-дорого смотреть, слесарь, скипидар, парадная).

Обсуждение с детьми непонятных слов.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Объясните своими словами, что значат следующие выражения:

Качал во всю ивановскую – Качал со всей силы.

Шабаш, девчата! – Стоп, девчата!

Вошёл в азарт – Разошёлся, завёлся.

Прямо остолбенел – Застыл.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Кто главные герои рассказа?

(Ответы детей – Дениска, Мишка, Алёнка).

- Правомерно ли я поступлю, если назову этих детишек «проказниками»? Какие слова наиболее точно характеризуют детей? Какие они?

(Ответы детей – Добрые, весёлые, шаловливые, любознательные, смелые).

- А как звали девушек – маляров? (Ответы детей – Санька, Раечка, Нелли).

- А какой звук издавала краска, когда выливалась из шланга, которым Дениска поливал Алёнку? (Ответы детей – Шшшшшшш)

- Что выкрикивала Алёнка? (Ответы детей – «Я буду настоящая индейка»)

- Загадка вам в помощь:

«Важно по двору ходил

с острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

что-то громко бормотал.

Только это, верно, был

никакой не крокодил,

а индюшек лучший друг.

Угадайте - кто?.»

(Ответы детей – Индюк)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Правильно, молодцы, отгадали загадку!

- Как зовут самку и индюка? (Ответы детей - индейка)

ПОКАЗАТЬ КАРТИНКУ ИНДЕЙКИ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Хорошо! Молодцы!

- А как зовут женщину у индейцев? (Ответы детей - индеанка)

- Где жили индейцы? (Ответы детей – в Индии, в Америке….)

(Уточнить детям (дать новые знания, как называют женщину у индейцев,

и где они жили).

ПОКАЗАТЬ КАРТИНКУ ИНДЕАНКИ.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Много народов живёт на земле: индусы, индейцы, россияне… (Дети подсказывают воспитателю ещё другие народности, которые они знают)

- Но, не путайте два таких похожих друг на друга слова: птица называется ИНДЕЙКА, а женщина… (уточняю у детей, а они подсказывают) … ИНДЕАНКА.

ПОКАЗАТЬ 2 КАРТИНКИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ ИНДЕАНКИ И ИНДЕЙКИ.

- Так правильно ли Алёнка назвала себя ИНДЕЙКОЙ, когда Дениска поливал её краской из шланга? (Ответы детей - НЕТ – СМЕШНО)

(ДЕТИ ВЫХОДЯТ НА СЕРЕДИНУ КОВРА И СТАНОВЯТСЯ В КРУГ, ИМИТИРУЯ ДВИЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗОЙ)

3. Динамическая пауза «Маляры»

Маляры извёстку носят (идут по кругу, держат в руках воображаемые вёдра)

Стены кистью купоросят (лицом в круг изображают движения кистью)

Не спеша разводят мел (наклонившись, мешают в ведре)

Я бы тоже так сумел (повернувшись спиной в круг, «красят стену»)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

– Ребята, а кто такие «маляры»?

(Ответы детей – Это рабочий человек, который занимается окраской зданий).

4. Рефлексия.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Как назывался рассказ?

(Ответы детей - «Сверху вниз, гаискосок»)

- Вам понравился рассказ?

(Ответы детей -. .. .. .. .. .. ..)

- Чем закончился рассказ? Исправили свои «проделки» ребята? Осознали, что натворили?

(Ответы детей -. .. .. .. .. .. .. ..)

- Какой это рассказ?

(Ответы детей - Юмористический)

- Что конкретно вам понравилось в рассказе?

(Ответы детей -. .. .. .. .. .. . .)

- Как вы считаешь, чему нас научил этот рассказ?

Воспитатель уточняет«Нельзя брать чужие вещи без спроса».

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- предлагаю, если вам понравился рассказ, похлопать, а если не понравился – потопать.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ Виктора Драгунского "Заколдованная буква".

Уважаемые родители! Рассказ Виктора Драгунского поможет Вашему ребенку задуматься над правильным звукопроизношением....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение рассказа В.Драгунского «Сверху, вниз, наискосок»

Цель. Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом....

Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье», Конспект НОД по развитию речи Тема: «Чтение рассказа В. Драгунского: Сверху, вниз, наискосок»

Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье», Конспект НОД по развитию речи Тема: «Чтение рассказа В. Драгунского: Сверху, вниз, наискосок»...

Технологическая карта занятия чтение рассказа Виктора Драгунского «Друг детства».

Конструирование технологической карты полезно не только педагогом,осваивающим новые методики,но икаждому из нас.т.к её использование поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать ...

Технологическая карта занятия по развитию речи, по теме " Чтение рассказа в.Драгунского "Сверху вниз, наискосок!"" в средней группе

Технологическая карта занятияОбразовательная область: развитие речиТема занятия:  «Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок»Возрастная группа: средняяЦель занятия:...