Чтение рассказа Виктора Драгунского "Сверху вниз, наискосок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: учить, что такое рассказ. Познакомить с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 240.24 КБ |
![]() | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтение рассказа Виктора Драгунского «Сверху вниз, наискосок»
В то лето, когда я еще не ходил в школу, у нас во дворе был ремонт. Повсюду валялись кирпичи и доски, а посреди двора высилась огромная куча песку. И мы играли на этом песке в «разгром фашистов под Москвой», или делали куличики, или просто так играли ни во что.
Нам было очень весело, и мы подружились с рабочими и даже помогали им ремонтировать дом: один раз я принес слесарю дяде Грише полный чайник кипятку, а второй раз Алёнка показала монтерам, где у нас черный ход. И мы еще много помогали, только сейчас я уже не помню всего.
А потом как-то незаметно ремонт стал заканчиваться, рабочие уходили один за другим, дядя Гриша попрощался с нами за руку, подарил мне тяжелую железку и тоже ушел.
И вместо дяди Гриши во двор пришли три девушки. Они все были очень красиво одеты: носили мужские длинные штаны, измазанные разными красками и совершенно твердые. Когда эти девушки ходили, штаны на них гремели, как железо на крыше. А на головах девушки носили шапки из газет. Эти девушки были маляры и назывались: бригада. Они были очень веселые и ловкие, любили смеяться и всегда пели песню «Ландыши, ландыши». Но я эту песню не люблю. И Аленка. И Мишка тоже не любит. Зато мы все любили смотреть, как работают девушки-маляры и как у них все получается складно и аккуратно. Мы знали по именам всю бригаду. Их звали Санька, Раечка и Нелли.
И однажды мы к ним подошли, и тетя Саня сказала:
– Ребятки, сбегайте кто-нибудь и узнайте, который час.
Я сбегал, узнал и сказал:
– Без пяти двенадцать, тетя Саня…
Она сказала:
– Шабаш, девчата! Я – в столовую! – и пошла со двора.
И тетя Раечка и тетя Нелли пошли за ней обедать.
А бочонок с краской оставили. И резиновый шланг тоже.
Мы сразу подошли ближе и стали смотреть на тот кусочек дома, где они только сейчас красили. Было очень здорово: ровно и коричнево, с небольшой краснотой. Мишка смотрел-смотрел, потом говорит:
– Интересно, а если я покачаю насос, краска пойдет?
Аленка говорит:
– Спорим, не пойдет!
Тогда я говорю:
– А вот спорим, пойдет!
Тут Мишка говорит:
– Не надо спорить. Сейчас я попробую. Держи, Дениска, шланг, а я покачаю.
И давай качать. Раза два-три качнул, и вдруг из шланга побежала краска! Она шипела, как змея, потому что на конце у шланга была нахлобучка с дырочками, как у лейки. Только дырки были совсем маленькие, и краска шла, как одеколон в парикмахерской, чуть-чуть видно.
Мишка обрадовался и как закричит:
– Крась скорей! Скорей крась что-нибудь!
Я сразу взял и направил шланг на чистую стенку. Краска стала брызгаться, и там сейчас же получилось светло-коричневое пятно, похожее на паука.
– Ура! – закричала Аленка. – Пошло! Пошло-поехало! – и подставила ногу под краску.
Я сразу покрасил ей ногу от колена до пальцев. Тут же, прямо у нас на глазах, на ноге не стало видно ни синяков, ни царапин! Наоборот, Аленкина нога стала гладкая, коричневая, с блеском, как новенькая кегля.
Мишка кричит:
– Здорово получается! Подставляй вторую, скорей!
И Аленка живенько подставила вторую ногу, а я моментально покрасил ее сверху донизу два раза.
Тогда Мишка говорит:
– Люди добрые, как красиво! Ноги совсем как у настоящего индейца! Крась же ее скорей!
– Всю? Всю красить? С головы до пят?
Тут Аленка прямо завизжала от восторга:
– Давайте, люди добрые! Красьте с головы до пят! Я буду настоящая индейка.
Тогда Мишка приналег на насос и стал качать во всю ивановскую, а я стал Аленку поливать краской. Я замечательно ее покрасил: и спину, и ноги, и руки, и плечи, и живот, и трусики. И стала она вся коричневая, только волосы белые торчат.
Я спрашиваю:
– Мишка, как ты думаешь, а волосы красить?
Мишка отвечает:
– Ну конечно! Крась скорей! Быстрей давай!
И Аленка торопит:
– Давай-давай! И волосы давай! И уши!
Я быстро закончил ее красить и говорю:
– Иди, Аленка, на солнце пообсохни! Эх, что бы еще покрасить?
А Мишка:
– Вон видишь, наше белье сушится? Скорей давай крась!
Ну с этим-то делом я быстро справился! Два полотенца и Мишкину рубашку я за какую-нибудь минуту так отделал, что любо-дорого смотреть было!
А Мишка прямо вошел в азарт, качает насос, как заводной. И только покрикивает:
– Крась давай! Скорей давай! Вон и дверь новая на парадном, давай, давай, быстрее крась!
И я перешел на дверь. Сверху вниз! Снизу вверх! Сверху вниз, наискосок!
И тут дверь вдруг раскрылась, и из нее вышел наш управдом Алексей Акимыч в белом костюме.
Он прямо остолбенел. И я тоже. Мы оба были как заколдованные. Главное, я его поливаю и с испугу не могу даже догадаться отвести в сторону шланг, а только размахиваю сверху вниз, снизу вверх. А у него глаза расширились, и ему в голову не приходит отойти хоть на шаг вправо или влево…
А Мишка качает и знай себе ладит свое:
– Крась давай, быстрей давай!
И Аленка сбоку вытанцовывает:
– Я индейка! Я индейка!
Ужас!
…Да, здорово нам тогда влетело. Мишка две недели белье стирал. А Аленку мыли в семи водах со скипидаром…
Алексею Акимычу купили новый костюм. А меня мама вовсе не хотела во двор пускать. Но я все-таки вышел, и тетя Саня, Раечка и Нелли сказали:
– Вырастай, Денис, побыстрей, мы тебя к себе в бригаду возьмем. Будешь маляром!
И тех пор я стараюсь расти быстрей.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение рассказа Виктора Драгунского «Сверху вниз, наискосок»
Цель: учить, что такое рассказ. Познакомить с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.
- Ребята, понравился вам рассказ?
- А какой это рассказ? Какие чувства вызывает у вас?
(Ответы детей – Смешной, чувства радости и даже удивления за главных героев)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Смешные рассказы ещё называют другим словом – «юмористический»
- Ребята, а давайте подумаем, из-за чего рассказ стал юмористическим, и вспомним, какие смешные истории были в рассказе?
(Ответы детей – Красили ноги Алёнке, да и вообще всю девочку; красили бельё Мишки; покрасили управдома Алексея Акимыча)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- А какие слова в рассказе вы услышали впервые? Какие слова вам были непонятны? (Ответы детей – Шабаш, во всю ивановскую, любо-дорого смотреть, слесарь, скипидар, парадная).
Обсуждение с детьми непонятных слов.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Объясните своими словами, что значат следующие выражения:
Качал во всю ивановскую – Качал со всей силы.
Шабаш, девчата! – Стоп, девчата!
Вошёл в азарт – Разошёлся, завёлся.
Прямо остолбенел – Застыл.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Кто главные герои рассказа?
(Ответы детей – Дениска, Мишка, Алёнка).
- Правомерно ли я поступлю, если назову этих детишек «проказниками»? Какие слова наиболее точно характеризуют детей? Какие они?
(Ответы детей – Добрые, весёлые, шаловливые, любознательные, смелые).
- А как звали девушек – маляров? (Ответы детей – Санька, Раечка, Нелли).
- А какой звук издавала краска, когда выливалась из шланга, которым Дениска поливал Алёнку? (Ответы детей – Шшшшшшш)
- Что выкрикивала Алёнка? (Ответы детей – «Я буду настоящая индейка»)
- Загадка вам в помощь:
«Важно по двору ходил
с острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
никакой не крокодил,
а индюшек лучший друг.
Угадайте - кто?.»
(Ответы детей – Индюк)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Правильно, молодцы, отгадали загадку!
- Как зовут самку и индюка? (Ответы детей - индейка)
ПОКАЗАТЬ КАРТИНКУ ИНДЕЙКИ.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Хорошо! Молодцы!
- А как зовут женщину у индейцев? (Ответы детей - индеанка)
- Где жили индейцы? (Ответы детей – в Индии, в Америке….)
(Уточнить детям (дать новые знания, как называют женщину у индейцев,
и где они жили).
ПОКАЗАТЬ КАРТИНКУ ИНДЕАНКИ.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Много народов живёт на земле: индусы, индейцы, россияне… (Дети подсказывают воспитателю ещё другие народности, которые они знают)
- Но, не путайте два таких похожих друг на друга слова: птица называется ИНДЕЙКА, а женщина… (уточняю у детей, а они подсказывают) … ИНДЕАНКА.
ПОКАЗАТЬ 2 КАРТИНКИ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ ИНДЕАНКИ И ИНДЕЙКИ.
- Так правильно ли Алёнка назвала себя ИНДЕЙКОЙ, когда Дениска поливал её краской из шланга? (Ответы детей - НЕТ – СМЕШНО)
(ДЕТИ ВЫХОДЯТ НА СЕРЕДИНУ КОВРА И СТАНОВЯТСЯ В КРУГ, ИМИТИРУЯ ДВИЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗОЙ)
3. Динамическая пауза «Маляры»
Маляры извёстку носят (идут по кругу, держат в руках воображаемые вёдра)
Стены кистью купоросят (лицом в круг изображают движения кистью)
Не спеша разводят мел (наклонившись, мешают в ведре)
Я бы тоже так сумел (повернувшись спиной в круг, «красят стену»)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
– Ребята, а кто такие «маляры»?
(Ответы детей – Это рабочий человек, который занимается окраской зданий).
4. Рефлексия.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- Как назывался рассказ?
(Ответы детей - «Сверху вниз, гаискосок»)
- Вам понравился рассказ?
(Ответы детей -. .. .. .. .. .. ..)
- Чем закончился рассказ? Исправили свои «проделки» ребята? Осознали, что натворили?
(Ответы детей -. .. .. .. .. .. .. ..)
- Какой это рассказ?
(Ответы детей - Юмористический)
- Что конкретно вам понравилось в рассказе?
(Ответы детей -. .. .. .. .. .. . .)
- Как вы считаешь, чему нас научил этот рассказ?
Воспитатель уточняет: «Нельзя брать чужие вещи без спроса».
ВОСПИТАТЕЛЬ:
- предлагаю, если вам понравился рассказ, похлопать, а если не понравился – потопать.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-249666-1478268244.jpg)
Рассказ Виктора Драгунского "Заколдованная буква".
Уважаемые родители! Рассказ Виктора Драгунского поможет Вашему ребенку задуматься над правильным звукопроизношением....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/11/picture-1152461-1562817782.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение рассказа В.Драгунского «Сверху, вниз, наискосок»
Цель. Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-947748-1547020429.jpg)
Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье», Конспект НОД по развитию речи Тема: «Чтение рассказа В. Драгунского: Сверху, вниз, наискосок»
Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье», Конспект НОД по развитию речи Тема: «Чтение рассказа В. Драгунского: Сверху, вниз, наискосок»...
Технологическая карта занятия чтение рассказа Виктора Драгунского «Друг детства».
Конструирование технологической карты полезно не только педагогом,осваивающим новые методики,но икаждому из нас.т.к её использование поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/15/picture-933112-1550254468.jpg)
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему Чтение рассказа сверху,вниз наискосок
Чтение рассказа Сверху,вниз наискосок...
Технологическая карта занятия по развитию речи, по теме " Чтение рассказа в.Драгунского "Сверху вниз, наискосок!"" в средней группе
Технологическая карта занятияОбразовательная область: развитие речиТема занятия: «Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок»Возрастная группа: средняяЦель занятия:...