Игры по технологии ТРИЗ.
картотека по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Игры по технологии ТРИЗ»
Игры на выявление подсистемных связей
«Где живет? »
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы, дети называют среду обитания живых объектов.
Ход игры:
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую! Воспитатель: Где живет медведь?
Дети: В лесу, зоопарке. Воспитатель: А еще?
Дети: В мультиках, в книжках. Воспитатель: Где живет собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице - бродячие.
Игры на сравнение систем
«На что похоже»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.
Ход игры
Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Воспитатель: На что похожа колючка ежика?
Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т. д.
«Давай поменяемся»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.
Ход игры:
Р1: Я - слон. Я могу обливаться водой из хобота. Р2: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.
РЗ: Я - заяц. Я могу быстро скакать.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота.
Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком.
Игра «Почему так произошло? »
(со старшей группы)
Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями. Ход игры
Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло? » Например:
1 .Белка сидела на дереве и упустила шишку.
2. Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Варианты:
1 .Собака погналась за курицей.
2. Школьники не смогли поехать на экскурсию. 1 .Молоко выкипело.
2. Самолет совершил вынужденную посадку. 1 .Папа раскрыл книгу.
2. Комната наполнилась дымом. 1 .Котенок подошел к блюдечку.
2. Мальчик не выучил урок. 1 .Дворник взял метлу.
2. Мама вдела нитку в иголку.
Игра «Путаница»
Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.
Ход игры
- Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое. Например:
Летит колючий крокодил, (снег) Висит зеленая собака, (слива)
Самолет ползет по рельсам, (поезд) Мальчик ест скакалку, (конфету) Летит воздушный диван, (шар) Рычит лохматый слон, (пес)
Смотрю в прозрачное дерево, (стекло) Дверь открывают вилкой, (ключом) Бабушка связала мягкие подушки, (варежки) Мама сварила вкусный стол, (суп)
Игра «Да-нетка» по неизвестному слову.
(в старшей и подготовительной группе)
Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить мыслительные действия.
Ход игры
Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря. Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нетке» на загаданное слово) .
Слова: торбаса (обувь, вигвам, острец (сорняк, студия, бондарь, цевница. Игра «Один - много»
Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один - много»
Ход игры
- Ребята, сколько у меня расчесок? (одна) .
-Чего в расческе много? (зубчиков) Аналогично:
-коробка стол
-книга дерево
-ковер дом
-клубок цветок
-морковь дом
Игра «Как это раньше делалось? »
(с подготовительной группы)
Цель: Учить определять временную зависимость объекта и его функции. Ход игры
Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком.
Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась. Например:
- Настольная лампа. Для чего она придумана? (чтобы человеку было светло, когда он пишет)
- Как освещался стол тогда, когда человек еще не изобрел лампу? (свечей, лучинкой)
- Зачем человек придумал грузовую машину? (перевозить грузы) .
- Как это раньше делалось? (на телеге, верблюде)
Игра Пространственная «да - нет ка»
(с игрушками, геометрическими формами)
Цель: обучение мыслительному действию Ход игры
- Линейная: с игрушками, геометрическими формами. На стол выставляется 5 (10, 20) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать - это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине) .
- Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки. Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.
Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы. Дети: Это справа (слева) от середины?
Затем дети делят лист по горизонтали:
- Это ближе (дальше) от меня? Это слева (справа) от телевизора?
Это в верхней половине? (нижней половине)
В средней группе используется большее количество картинок, игрушек, цифры,
Игра «Раньше - позже»
(со средней группы)
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию. Ход игры
Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.
Например:
Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже? Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка (мама кормила свою дочку) .
И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий.
Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть.? »
(со средней группы)
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части.
Ход игры
Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту.
Например:
- Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу) .
- Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова? (это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка) .
- Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?
(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора) .
Игры на формирование умения выделять функции объекта
«Что умеет делать»
(проводится с середины 2 младшей группы)
Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.
Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Ход игры:
Воспитатель: Что может слон?
Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает
Игры на формирование умения выделять функции объекта
«Дразнилка»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.
Ход игры:
Воспитатель: Кошка.
Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …
Воспитатель: Собака.
Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.
Игры на формирование умения выделять функции объекта
«Мои друзья»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.
Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему. Ведущий ребенок.
Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.
Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).
Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это те, кто умеет дышать (птицы, животные и др.).
Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).
Игры на определение линии развития объекта
«Чем был – тем стал»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют …
Ход игры: При уточнении понятия относительности размера
Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.
Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.
Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?
Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.
Игры на определение линии развития объекта
«Раньше – позже»
(проводится со 2 младшей группы)
Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.
Ход игры:
Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?
Дети: Большая, крепкая, добротная.
Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: Ее не было, росли деревья.
Воспитатель: Правильно, а еще раньше?
Дети: Росли маленькие ростки. Воспитатель: А еще раньше? Дети: Семечки в земле.
Воспитатель: А что будет с берлогой потом?
Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.
Игры на выявление подсистемных связей
«Где живет?»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов.
Ход игры:
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!
Воспитатель: Где живет медведь?
Дети: В лесу, зоопарке.
Воспитатель: А еще?
Дети: В мультиках, в книжках.
Воспитатель: Где живет собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.
Игра на определение подсистемных связей объектов.
«Что можно сказать о предмете, если там есть…»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход игры:
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?
Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?
Дети: Кошка, котенок.
Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Хорошо – плохо»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.
Ход игры:
Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Волшебный светофор»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного.
Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.
Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.
Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные».
Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир. домашние, дикие животные).
Воспитатель: Заяц ( поднимает зеленый кружок).
Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.
Воспитатель: Поднимает красный кружок.
Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.
Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой? Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка. Воспитатель: поднимает желтый кружок.
Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.
Игры на сравнение систем
«На что похоже»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.
Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Воспитатель: На что похожа колючка ежика?
Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.
Игры на сравнение систем
«Давай поменяемся»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.
Ход игры:
Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.
Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком.
Игры на сравнение систем
«Теремок»
(проводится со средней группы)
Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в
«Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.
Ход игры: Похожести у объектов живого мира. Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?
Дети: А я волк, пусти меня к себе!
Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка. Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.
Различия у объектов живого мира
Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.
Игры на сравнение систем
«Найди друзей»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.
Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».
Ход игры:
Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию?
Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.
Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?
Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.
Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.
Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Игра на классификацию объекта
«Все в мире перепуталось»
(проводится со 2 младшей группы).
Примечание: Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем
дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. В игру можно играть как подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть мира, а затем воспитатель обобщает.
Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.
Правила игры со средней группой:
Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки и т.д.)
Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля).
Ход игры:
Воспитатель: На картинке – собака. К какому миру принадлежит7
Дети: К природному.
Воспитатель: Где живет собака? Где обитает?
Дети: Собака живет у человека в доме, может у дома, в будке; на земле.
Воспитатель: Значит, картинку можно поместить в сектор «земля».
Воспитатель: На картинке – бобер. К какому миру он относится?
Дети: К природному.
Воспитатель: Где живет бобер? Где обитает?
Дети: Бобер живет и на земле и в воде.
Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор «вода», и сектор
«земля». Но где больше всего обитает бобер? Вспомните сказки о бобре.
Дети: Больше всего в воде. Туда поместим картинку.
Универсальные системные игры
Игра «Числовая да-нет ка»
(со 2 младшей группы)
Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
Ход:
- На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.
- Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его.
- Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет». Но детей сначала надо научить задавать вопросы.
Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?
Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:
- Это больше 3? Меньше3? Снова делят часть:
- Это крайняя цифра? Первая? В середине?
Игра Пространственная «да – нет ка»
(с игрушками, геометрическими формами)
Цель: обучение мыслительному действию.
Ход:
- Линейная: с игрушками, геометрическими формами.
На стол выставляется 5(10,20) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).
- Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.
Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам. Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы. Дети: Это справа (слева) от середины?
Затем дети делят лист по горизонтали:
- Это ближе 9дальше) от меня? Это слева (справа) от телевизора?
Это в верхней половине? (нижней половине?)
В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.
Игра «Да-нет ка» по неизвестному слову.
(в старшей и подготовительной группе)
Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить мыслительные действия.
Ход: Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря.
Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нет ке» на загаданное слово). Слова: торбаса (обувь), вигвам, острец (сорняк), студия, бандарь, цевница…
Игра «Один – много»
Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей.
Закреплять понятие «один – много»
Ход: - Ребята, сколько у меня расчесок? (одна).
-Чего в расческе много? (зубчиков)
Аналогично: -коробка стол
-книга дерево
-ковер дом
-клубок цветок
-морковь дом
Игра «Где живет (работает)?»
(со 2 младшей группы)
Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции.
Ход: Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.
Ведущий: Тигр.
Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме для радости.
- Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/13/picture-330591-1652420522.jpg)
дидактической игры по технологии ТРИЗ "Достопримечательности Энгельса"
дидактическая игра по технологии ТРИЗ с использованием "кругов Луллия" на тему: "Достопримечательности Энгельса"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/12/picture-517447-1447344310.jpg)
Игра по технологии ТРИЗ для средней группы "Что сначала-что потом"
игра по установлению причинно-следственных связей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/26/picture-396703-1603686274.jpg)
Игра по технологии ТРИЗ «Лесной исследователь»
Игра предназначена для детей от 3-х лет.Цели и задачи:Обучать работе с признаками объектов и значением этих признаков , учить работать со схемой, обогащать словарный запас детей прилагательными ...
Развитие речи в игре средствами технологии ТРИЗ
Развитие речи в игре средствами технологии ТРИЗРечь ребенка как важнейший инструмент общения и познания окружающего мира должна быть живой, эмоциональной, выразительной, связной, обогащенной различным...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-245781-1366451556.jpg)
Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»
Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/07/picture-302582-1410075702.jpg)
Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста".
Очень любим играть с детьми в игры по технологии ТРИЗ. Игры по технологии ТРИЗ развивают смекалку, логику, воображение; тренируют память и внимание....