Конспект занятия по развитию речи в старшой группе «Посуда»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сивова Светлана Анатольевна

Занятие направленно на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством расширения и уточнения представлений о предметном мире (о посуде), с использованием опорных схем  Т.А. Ткаченко.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшой группе «Посуда»

(с опорой на схемы Т.А. Ткаченко)

Цель:

Развитие связной речи детей посредством расширения и уточнения представлений о предметном мире (о посуде).

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить и расширить словарь детей по теме.
  2. Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит, материалах, из которых она сделана.
  3. Учить образовывать качественные прилагательные.
  4. Усовершенствовать грамматический строй речи, диалогические навыки, умение строить описательный рассказ.

Развивающие:

  1. Развивать связную речь, умение (по образцу) рассказывать о предмете, составляя описательный рассказ;
  2. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы посуды, характеризовать свойства и качества, классифицировать их;
  3. Развивать творческие способности, мелкую моторику; познавательные процессы: память, слуховое внимание, воображение и восприятие.

Воспитательные:

  1. Формировать субъективные проявления: навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
  2. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме;

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

 Оборудование: картинки с изображениями посуды, мяч, разрезные картинки «Посуда», игрушечная посуда, схема описания и сравнения посуды Т.А. Ткаченко.

Ход НОД:

Педагог приносит несколько конвертов, внутри разрезные картинки посуды.

Воспитатель: ребята, давайте посмотрим, что внутри (ответы детей)

Воспитатель: давайте соберем части и посмотрим, что нарисовано на картинки (дети выполняют)

Воспитатель: Расскажите, у вас получилось, из каких частей состоит (ответы детей)

Воспитатель: Как можно назвать все это предметы одним словом? (Посуда)

Воспитатель: А, чтобы вспомнить различные вида посуды, предлагаю вам поиграть с мячом: я буду поочерёдно бросать мяч каждому из вас, а вы, возвращая мяч, должны назвать относящиеся к посуде предметы (Игра с мячом).

Воспитатель: Молодцы, вы знаете так много разной посуды! А для чего она нам нужна? Присаживайте, поиграем с вами вот так: я буду показывать предметы посуды, а вы рассказывать для чего они нужны.

Дидактическая игра «Повар»

- Что можно варить в кастрюле? (суп, компот, кашу, макароны, кисель)

- Что можно жарить на сковороде?

На столе стоит посуда: металлические и пластмассовые ложки, вилки, ножи; фаянсовая и пластмассовая тарелки, стаканы, стеклянный бокал.

Воспитатель: Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны? (Из металла). Значит, как одним словом сказать, какие они? (Металлические).

Воспитатель берет в руки металлические столовую и чайную ложки.

- Чем похожи эти два предмета? Правильно, он сделаны из одного материала,

из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются? (Одна большая, другая маленькая). Правильно, они различаются по размерам. А еще чем? Для чего нужна чайная ложка? А для чего столовая? (Ответ детей).

- Какие стеклянные предметы вы видите на столе? (Стаканы). Чем похожи эти

стаканы? (Они сделаны из стекла, они стеклянные). Чем различаются? (Один

стакан высокий, другой низкий). Для чего они нужны? (Из них пьют воду, сок).

Воспитатель обращает внимание детей на пластмассовые тарелку, стакан, вилку,

ложку.

- Скажите, какая посуда стоит на столе? (Тарелка, стакан, ложка, вилка).

- Из чего они сделаны? (Из пластмассы). Значит они какие? (Пластмассовые).

Для чего нам необходима пластмассовая посуда? (Брать на пикник, в дорогу).

- Посуда бывает из различных материалов.

Физминутка

Вот большой стеклянный чайник –

Очень важный, как начальник.

(Надуть щеки, ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Вот фарфоровые чашки –

Очень хрупкие, бедняжки.

(Присесть, правая рука на поясе, левая опущена)

Вот фарфоровые блюдца –

Только стукни – разобьются.

(Руки в стороны, кружиться на месте)

Вот серебряные ложки.

(Стоя на месте поднять руки вверх и сделать «замочек»)

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принес.

(Взяться за руки и сделать круг)

Игра «Где живут продукты». Показывает иллюстрации.

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем в …

Молоко нальём в …

Чай нальём из …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Салат положим в …

Кофе нальём из ….

(Сахар – в сахарницу, масло – в маслёнку, соль – в солонку, перец – в перечницу, суп – в супницу, селёдку – в селёдочницу, конфеты – в конфетницу, салат – в салатницу, хлеб – в хлебницу)

Игра «Магазин посуды»

Воспитатель: Мы пришли в магазин посуды. Чтобы купить здесь

посуду, надо точно описать предмет, который вам нужен. А в магазине

есть схема, по которая поможет нам описать посуду: назвать цвет, форму, величину, материал, части и что с помощью нее делают.

Дети выбирают по одному предмету посуды, называют свойства (по схеме Ткаченко Т.А.) и забирают купленную вещь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда»...