Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Сказочное путешествие».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пахомова Н.А.

Материал может быть использован на занятиях в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по развитию речи

в подготовительной группе

Тема: «Сказочное путешествие».

Программное содержание:

 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.

 2. Обучать элементам техники выразительных движений: умению правильно выражать эмоции удивления, грусти, радости,  задумчивости  посредством мимики.

3. Обогащение словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.

4. Развивать способности эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умения объяснить смысловые ошибки изображения.

5.  Развивать  внимание, наглядно-образное мышление, память, воображение.

6. Развивать глазомер, мелкую моторику.

7.  Формирование навыка координации движения руки при письме.

8. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

9. Воспитывать доброту, чувство товарищества.

Материал:

* клубок маленький и большой;

* разноцветные бумажные кораблики;

* ёмкости с водой;

* пиктограммы с изображением эмоций удивления, задумчивости, радости, грусти ;

* конверты;

* картина : «Нелепицы»;

* карандаши простые;

* разрезные  картинки «Сказки».

                                                                     

1.  Организационный момент.

   ( Дети заходят в группу, встают полукругом ).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А как ещё можно поздороваться?

Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

2. Эмоциональная настройка.

  Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее).

И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите , у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу из рук в руки). Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.

 Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день. Мы с вами отправимся в путешествие и побываем на островах. Итак, чтобы узнать на какие острова мы поплывём, вы должны  отгадать зашифрованное слово. Мы будем отгадывать его по 1-м буквам слов, отгаданных вами загадок.

 1.   Красна девица грустна, ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка.

 2. На сметане мешён, на окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок.

 3. Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит.

 4. Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.

 5. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.

 6. В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.

Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка.

С

к

а

з

к

и

Дети выполняют задание, читают слово, решают, куда отправятся в путешествие.

Воспитатель: Мы отправляемся в путешествие по сказочным островам.

На каждом острове  мы будем находить волшебные ключи с буквами, которыми откроем шкатулку. И вас ждет сюрприз.

Воспитатель:  Какие бывают сказки?

Дети: народными и авторскими.

Воспитатель:  - Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными

Дети: потому что, их сочинил народ.

Воспитатель: Назовите, какие народные сказки вы знаете?

Дети: «Теремок», «Хаврошечка», «У страха глаза велики» и.т.д.

Воспитатель: Почему сказки называют авторскими?

Дети: потому что, их сочинил и написал один человек – автор

Воспитатель: Назовите, какие авторские сказки вы знаете?

Дети: Чуковский- "Айболит", Пушкин "Сказка о царе Салтане"

Воспитатель: Ну что,  отправляемся в путешествие?

 Дети: Да.

Воспитатель: Для этого нужно выбрать кораблик, на котором вы хотели бы поплыть. ( Дети выбирают кораблик понравившегося цвета и запускают его в воду. Дуют на него, чтобы он поплыл).

3. Дыхательная гимнастика.

 Вдох через нос, выдох через вытянутые губы.

Воспитатель: Молодцы! Вот мы с вами приплыли на первый остров

 Дети: Удивление.

Воспитатель: Правильно. А вы умеете удивляться? ( Дети изображают эмоцию с помощью мимики : рот раскрыт , брови и верхние веки приподняты).

Воспитатель: На этом острове живёт необычное, удивительное животное

4. Игра «Что не так?»

Дети подходят к доске, где вывешены небылицы и по очереди говорят, что неправильно изображено на картинке. ( Собака с ушами зайца, свинья с лисьим хвостом и. т. д.). 

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы всё правильно определили.

5. Игра: «Узнай сказку по героям»

Воспитатель:  Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.

 1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка»)

 2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба»)

 3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка»)

 4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка»)

 5.  Старик, старуха,  заяц, волк, лиса, медведь.  ( Колобок)

6.  Щука, Емеля, печка, царь. ( По-Щучьему велению)

7.  Мачеха, падчерица, подснежники, зима, лес, буран.  ( 12 месяцев)

8.Злая мачеха,  дочь, падчерица, дед Мороз.  («Морозко»)

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

 Воспитатель: Молодцы ребята, а вот и ключ с двумя буквами. Назовите эти буквы. (Дети: М и О, называют какая гласная, какая согласная).

Воспитатель: Ребята, теперь мы можем поплыть на второй остров (выполнение плавательных движений).  

Воспитатель: Вот мы с вами приплыли на второй  остров. Что это за остров?

Дети: Задумчивости

 

Воспитатель: Правильно. А вы можете быть задумчивыми?

 ( Дети изображают эмоцию с помощью мимики ).

Воспитатель: На этом острове все задумчивые, потому что не могут отгадать,  что за животные изображены на картинках. Поможем жителям этого острова?

Дети: да.

Воспитатель: Вам необходимо соединить точки прямыми линиями в той последовательности, в которой расположены цифры.

от 1 до 10, Приступаем к выполнению задания.

Воспитатель: А скажите , героями каких сказок являются эти животные.

Дети:

Физкультурная минутка

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")

Воспитатель: Молодцы ребята, а вот и ключ с буквами. Назовите эти буквы. (Дети: Л, О, Д, называют какая гласная, какие согласные).

Воспитатель: Поплыли дальше. (Дети выполняют плавательные движения).                                                                          

Воспитатель:  Смотрите, на горизонте появился последний третий остров.

Воспитатель: Это остров грустных слов. Все его жители всё  время плачут. Посмотрите на эмблему этого острова. Какое чувство на ней изображено?

Дети: Грусть.

Воспитатель: Правильно, ребята

 изображают эмоцию грусти: брови приподняты и сдвинуты, уголки губ опущены).

Воспитатель: Чтобы мы не грустили, давайте все грустные  слова превратим в добрые

злой  — добрый

грустный — весёлый

трусливый— смелый

старый — молодой,

слабый - сильный  

 больной - здоровый

глупый - умный

грубый —вежливый

голодный— сытый

слабый — могучий

озорной — послушный,

ленивый — трудолюбивый.

Воспитатель: Посмотрите, что-то не изменилась эмблема этого острова. Что же делать.

Письмо

 Наш остров может  расколдовать волшебная картинка. Злая колдунья, заколдовавшая наш остров, раскидала остальные кусочки на других островах. Посылаем вам оставшиеся несколько кусочков.  

Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, что лежит в волшебных конвертах. (Дети открывают конверты, находят остальные кусочки).

Воспитатель: Нам нужно сложить эти кусочки правильно и тогда мы расколдуем остров Плакс.

 (Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее)

Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна.  

Воспитатель: Посмотрите что изображено на эмблеме

Дети: - радость

Воспитатель: Мы справились с заданием и получаем последний ключ с буквами  Ц, Ы

 Дети: называют какая гласная, какая согласная буквы.

Воспитатель  берет три ключа, дети читают слово МО-ЛОД- ЦЫ

открывает шкатулку и достает книгу русских народных сказок.

 Воспитатель: Эту книгу вы заслужили. Мы будем читать русские народные сказки. Вам понравилось заниматься? (ответы детей)

11.Подведение итогов.

- Понравилось сегодня наше занятие?

- Чем занимались на занятии?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Кто сегодня занимался хорошо?

- Давайте себя погладим по голове и скажем: « Я сегодня молодец!»

На этом занятие окончено. Давайте попрощаемся с гостями.

- До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Необычное путешествие в мир насекомых".

1.Расширять и углублять знания детей о насекомых.2.Совершенствовать навыки описательного рассказа. Продолжать закреплять  содержательно и выразительно пересказывать литературный текст.3.Вос...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему:\'Космическое путешествие\'.

#39;Позновательно-речевое развитие'.Заккрепить у детей понятие'космос','солнечная система'.Совершенствовать умение составлять короткие рассказы по схеме....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Осеннее путешествие»

ЦЕЛЬ: Формировать навык составления описательного рассказа на тему «ОСЕНЬ» с опорой на мнемодорожки.ЗАДАЧИ:ОБУЧАЮЩИЕ:-Совершенствовать представления детей о связи живой и неживой природы в...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детского сада «Сказочное путешествие»

Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры.Вспомнить и назвать сказки по сказочным гер...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему " Космическое путешествие"

Конспект НОД по развитию речи ( подготовка к обучению грамоте) на тему " Космическое путешествие".  В игровой форме ( космическое путешествие по планетам Солнечной системы)  дети...