Дидактические игры и упражнения по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Продолжая читать детям каждый день, педагог должен повторять с ними программные русские народные сказки, обязательно объясняя, что побудило его повторно прочитать то или иное произведение. («Пытала я, пытала вас, желая проверить, помните ли вы, какие слова использовались в сказке при описании упавших водоносов, которым под ноги кинулся заяц, но ничего не выяснила. Придется мне еще раз читать сказку „У страха глаза велики“, ваше внимание проверять»; «Говорите, что отлично сказку помните? Тогда скажите, как в сказке „Маша и медведь“ заканчивается этот отрывок: „А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробке...» (Машенька сидит – живехонька и здоровехонька).)

С детьми необходимо повторять стихи (стихотворные строчки) на закрепление правильного произношения звуков в словах. Эти стихи представлены в планах занятий и в приложении.

С детьми надо играть в игры по мотивам художественных произведений, например, по произведениям А. Пантелеева «Карусели», Е. Благининой «И вот этак, и вот так»

Целесообразно на занятиях и вне их, работая с одним ребенком или двумя-тремя детьми, проводить дидактические игры и упражнения: «Чудесный  мешочек» (называние качеств предметов), «Добавь (подскажи) словечко» (образование слов по аналогии), «Что изменилось» (характеристики пространственных соотношений), «Скажите тигренку (или любой другой игрушке) как будешь заботиться о нем» (импровизированные диалоги) и т. п. Занятие по развитию речи младшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по развитию речи

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Цель. Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой

«У страха глаза велики» (обраб. М. Серовой). Помочь детям правильно воспроизвести начало и

конец сказки.

Ход занятия

Используя разные приемы (напоминание отрывка, демонстрация иллюстрации в книге,

обложки), воспитатель побуждает детей вспомнить названия знакомых им русских народных

сказок: «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Снегурушка и лиса», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц».

(Эта часть занятия продолжается не более 4–5 минут.)

Педагог напоминает малышам, что это русские народные сказки, созданные очень давно:

«Эти сказки читали и рассказывали вашим прабабушкам, бабушкам, мамам. И никто не знает,

когда и кто их сочинил».

Воспитатель сообщает название новой русской народной сказки «У страха глаза велики».

Интересуется, что такое страх, и читает сказку.

Педагог дает детям возможность поделиться впечатлениями.

«Я очень люблю эту замечательную сказку. А вам она понравилась?» – интересуется

воспитатель и напоминает начало сказки: «На краю деревушки (так называют деревню, в

которой мало домов) в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курица - хвостушка (не хвастушка, а хвостушка) да мышка-хлопотушка».

Воспитатель уточняет, кто жил в деревушке: «Бабушка-старушка, внучка (хохотушка),

курица...(хвостушка)да мышка...(хлопотушка) » (.Параллельно малыши упражняются в

отчетливом произношении слов со звуком х .)

Педагог просит воспроизвести концовку сказки (не предлагая детям объяснить смысл фразы,

этот разговор лучше оставить до прогулки): «У страха глаза велики – чего нет, и то видит».

Интересуется, не забыли ли дети, как плескалась вода в ведрах (трех-тре-ех) и что она

«приговаривала», капая на землю (плех - плех, кап-кап-кап).

Примечание. Желательно рассмотреть с детьми иллюстрированные издания сказки.

 Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое

упражнение на звукопроизношение

(дидактическая игра «Что изменилось»)

Цель. Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее

тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и

отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение

предметов).

Первый вариант

Ход занятия

Часть I. Воспитатель сообщает, что ему очень нравятся малыши, которые все делают вместе,

помогая друг другу: «В эти моменты на детей так приятно смотреть! Хотите взглянуть на

девочку и двух мальчиков, которые что-то строят?»

Педагог демонстрирует картину «Дети играют в кубики» [15], дает детям возможность

обменяться впечатлениями. Интересуется, как бы они назвали эту картину. Поясняет, что

название картины должно быть кратким, например: «Дети играют в кубики», «Вместе строить

интересно», «Дружно играть – удовольствие!». Спрашивает, кому какое название картины

понравилось.

«Итак, девчушка в коричневом платьице и двое мальчиков, – продолжает разговор воспитатель, – решили вместе построить... (красивый забор). Расскажите, кто что делает?»

Педагог выслушивает ответы детей (при этом он просит говорить, во что одеты мальчики, чтобы легче было понять, о ком идет речь: мальчик в голубой рубашке и синих штанишках, мальчик в полосатом свитере).

«Дети только начали строить, – говорит педагог, – но уже можно предположить, что забор будет красивым, потому что...» (Высказывания детей.)

Воспитатель предлагает вниманию малышей образец рассказа: «Хорошо играть вместе.

Интересно! Двое мальчиков и девочка строят забор. Девочка в красивом коричневом платьице делает красные ворота. Будет и красная башня. Ее возводит мальчик в голубой рубашке.

Кубиков не хватает. Но на помощь спешит мальчик в полосатом свите Орне, везет полный грузовик кубиков». Воспитатель повторяет рассказ, дети договаривают слова (выделены курсивом).

Часть II. Педагог просит детей вспомнить, в какой русской народной сказке заяц испугал водоносов так, что им со страху привиделось то, чего не было: «Бабушка решила, что на нее напал...(медведь), внучке померещился...(волк), курочка была уверена, что ее хотела съесть... (лиса), а мышке померещился... (кот-разбойник)». Далее педагог зачитывает детям отрывок со слов: «Бабушка воду зачерпнет, домой понесет...» Затем повторяет его, а малыши проговаривают звукоподражательные слова (трех - трех, плех- плех), подражая интонациям воспитателя.

Воспитатель расставляет на столе 4–5 игрушек и просит детей рассказать, какие игрушки они видят и как расположены предметы (педагог подсказывает, как правильно обозначить местоположение игрушек).

Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет игрушки местами. Малыши открывают глаза и рассказывают, что изменилось.

Второй вариант

Ход занятия

Часть I. «Сегодня мы будем рассматривать очень яркую картинку, – начинает занятие

воспитатель. – Она называется „Дети играют“. Как вы думаете, во что играют малыши на картинке?»

Педагог выслушивает ответы детей. Затем предлагает их вниманию картину, дает возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями.

«Дети из крупных кубов и пластин строили забор, – продолжает разговор воспитатель. – Какого цвета кубы вы видите?

В центре картины (показывает) красная арка с голубой пирамидкой наверху.

Перед аркой остановилась... (большая синяя грузовая машина). В кузове... (кубики).

Почему стоит машина? Да, арка узкая для этого грузовика. Девочка, она стоит по другую сторону забора, что-то показывает  грузовой машине. (Она показывает, где лучше объехать забор.)

У забора стоит еще одна машина. Опишите (Не. е очень большая, красная, в кузове сидит Петрушка.)

А где шофер этой машины? И проедет ли красная машина под аркой?»

Занятие можно закончить таким рассказом: «Мальчики и девочки построили из больших кубов разного цвета – зеленых, синих, сиреневых отличный забор. Забор этот с красной аркой.

К арке подъехала большая машина, груженная строительным материалом. Вот беда! Узковатая арка для большой машины. Девочка, она стоит по другую сторону забора, показывает, где лучше объехать забор.

Остановилась и небольшая красная машина с Петрушкой в кузове. Петрушка дремлет, не волнуется. Он знает, что шофер вовремя доставит его на концерт».

Часть II. Такая же, как в первом варианте занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи

Развитие речевого общения, развитие делового эмоционального общения....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ

У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат. В ходе общения со взрослым обога...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи в подготовительной к школе группе

Словесные игры и упражнения по развитию речи помогают совершенствовать речь как средство общения; формируют умение детей без раздражения отстаивать свою точку зрения; помогают осваивать формулы словес...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста

Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Дидактические игры и упражнения - отличное средство для формирования грамматически правильной речи. Хорошая, правильная речь - залог успешного обу...

Дидактические игры и упражнения для развития речи и звукопроизношения детей 3-4 лет.

Развитие речевого дыхания Игра «Чей пароход лучше гудит?» Краткое описаниеКаждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. ...