Конспект родительского собрания для родителей второй младшей группы «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Махетова Анна Андреевна

 Конспект родительского собрания для родителей второй младшей группы «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
Поможет вам лучше понять как развивать речь ребёнка в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobranie.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания для родителей второй младшей группы

Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

                                                                                                                                                    Подготовила:

                                                                                                                                                    Воспитатель

                                                                                                                                                    МБДОУ «Д/C №7»

                                                                                                                                                    Махетова Анна Андреевна

Трехгорный, 2022

Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;

- познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей;

- воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Форма организации: фронтальная встреча с элементами практикума.

Содержание родительского собрания:

1. Выступление воспитателя по теме «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

2. Педагогические тезисы «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

3. Практикум.

4. Заключительная часть.

Основная часть (деятельностный этап):

Содержание собрания

Деятельность родителей

Методические задачи

Вступительная часть. Выступления воспитателя.

 Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь».

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям. Значение речи в жизни людей огромно.

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? 

Таким образом, основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста.

Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит?

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря и грамматического строя речи на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе чтения художественной литературы. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. 

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика.

Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой другой мышцы нужна гимнастика. Недостатки звукопроизношения отягощают эмоциональное, психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Что же это такое – артикуляционная гимнастика?

Это система специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие голоса, подвижность органов речи.

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. У нас артикуляция – навык автоматизированный, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм.

Проводить гимнастику необходимо 2-3 раза в день по 3-4 упражнения.

Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других.
Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?

- Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.

А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо?

- Отсутствие необходимых знаний.

- Нет устойчивого интереса к чему-либо.

-Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

 Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

-Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами.

А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

-Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город.

Практикум

А сейчас мы  предлагаем вам закрыть глаза и представить, что мы с вами дети.

Игра-путешествие по стране «развитие речи».

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Остановка 1: «Сказочная», показ сказки кукольного театра «Теремок».

 Играя с куклами, у ребенка развивается  память, мелкая моторика, работа в коллективе.

Остановка 2  «Творческая»:

Вам надо проявить творчество и подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам:

(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).
- снег  (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
- человек  (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, растущая и т.д.)

Остановка 3: «Наши руки не знают скуки».

1 этап: Массаж. Массируя пальцы рук, активизируется работа внутренних органов.

Большой - отвечает за голову

Указательный - желудок;

Средний - печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.

2 этап: Пальчиковые игры (без предметов) «Семья».

Остановка 4: «Игровая». Игры для формирования звукопроизношения.

- Речевая игра «Вьюга».

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

- Речевая игра «Насос».

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

- Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)

Остановка 5: "Артикуляционная гимнастика".

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти.

В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика:

- «Месим тесто»;

- «Чашечка»;

- «Дудочка»;

- «Заборчик».

Внимательно слушают воспитателя

Предложить высказаться родителям

Высказывания родителей по теме родительского собрания.

Родителям предлагается поиграть в сказку «Курочка-Ряба»

Провести несколько пальчиковых игр для родителей.

Высказывания родителей

Высказывания родителей

Высказывания родителей

Высказывания родителей

Родители закрывают глаза и «переносятся» в детство

Родители показывают сказку «Теремок»

Родители объединяются в группы и отвечают, какими бывают следующие слова

Выполнения массажа

Выполнение пальчиковой гимнастики

Играют в речевые игры

Проводится артикуляционная гимнастика для родителей.

Создать атмосферу доброжелательного настроя и взаимопонимания между педагогами и родителями

Активизация мыслительных процессов

Повышение педагогической культуры и грамотности родителей

Активизация мыслительных процессов

Повышение уровня знаний

Активизация воспитательных и образовательных умений родителей

Повышение педагогической культуры и грамотности родителей

Активизация воспитательных и образовательных умений родителей

Повышение педагогической культуры

Активизация воспитательных и образовательных умений родителей

Активизация воспитательных и образовательных умений родителей

Активизация воспитательных и образовательных умений родителей

Повышение педагогической культуры и грамотности родителей

Повышение педагогической культуры и грамотности родителей

Повышение педагогической культуры и грамотности родителей

Повышение педагогической культуры и грамотности родителей

Заключительная часть

Мы сегодня с вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились.

А каким может быть решение нашего родительского собрания:

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами. Мы хотели бы узнать ваше мнение о родительском собрание, при выходе вы наклеите свои стикеры под надписью соответствующей вашему мнению: «Узнал новое», «Было интересно», «Зря потерял время».

Рефлексия.

 Родители могут задать интересующиеся вопросы, спросить советы.

Воспитатель спрашивает, что им запомнилось, и что они возьмут для себя.

Наклеить наклейки