Логопедические занятия (средняя группа) конспекты
план-конспект занятия по развитию речи

Хрулёва Светлана Борисовна

Тема «Игрушки»

 

Занятие 1

Цель – уточнить и расширить словарь детей по теме. Задачи:

  1. Формировать обобщающее понятие «игрушки».
  2. Учить строить фразу из 4 слов.
  3. Развивать внимание, память, мышление.
  4. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: игрушки: мяч, кубик, машинка, мишка, кукла, большой грузовик.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_zanyatiya_srednyaya_gruppa.docx304.37 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические занятия (средняя группа)

конспекты

https://ug.ru/wp-content/uploads/2020/06/vospitatel.jpg

Тема «Игрушки»

Занятие 1

Цель – уточнить и расширить словарь детей по теме. Задачи:

  1. Формировать обобщающее понятие «игрушки».
  2. Учить строить фразу из 4 слов.
  3. Развивать внимание, память, мышление.
  4. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: игрушки: мяч, кубик, машинка, мишка, кукла, большой грузовик.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, а чтобы узнать кто нужно отгадать загадки.

«Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко.

Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).

«Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу». (Медвежонок).

«Что все это значит? Дочка, а не плачет.

Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять». (Кукла).

«Стукнешь о стенку – а я отскочу, Бросишь на землю – а я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу!» (Мячик).

«Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю, все с начала начинаю». (Кубики).

(После каждой отгаданной загадки из-за ширмы достаётся соответствующая игрушка).

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: ребята, мы с вами ещё одну игрушку не заметили (достает бегемота). Бегемотик хочет с вами поиграть. (артикуляционные упражнения)

  1. Упражнение «Какая игрушка». Игрушки лежат на столе перед детьми. Логопед спрашивает:

- Мяч какой? (дети должны дать характеристику каждой игрушке).

  1. Игра «Из чего сделаны» Из чего могут быть сделаны игрушки? (Игра с мячом)

Кубики из дерева (какие?) – деревянные Мячик из резины (какой?) – резиновый

Мишка из плюша (какой?) – плюшевый Мышки из меха (какие?) - меховые

Пирамидка из пластмассы (какая?) – пластмассовая

  1. Физминутка.

Логопед предлагает детям превратиться в игрушки.

Девочки и мальчики прыгают, какмячики.

Раз-два-три. Мячик, отдохни.

Вот веселая юла, быстро кружитсяона. Раз-два-три. Юла, отдохни.


Вот милашка, кукла-неваляшка. Только наклоняется, сразу

выпрямляется.

Раз-два-три. Неваляшка, отдохни.

  1. Чтение стихотворения А. Барто «Мишка».

Прочитать детям стихотворение. Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу - Потому что он хороший.

Повторить его хором с детьми. Задатьвопросы:

  • Мишка - это Что? (Мишка - это игрушка.)
  • Почему мишка - игрушка? (С мишкой можно играть.)
  • Как помочь Мишке?
  • Как с ним надо играть?
  1. Итог занятия.

Занятие 2 Цели:

  1. уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках;
  2. закрепление обобщенного понятия игрушки;
  3. совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
  4. Развитие фонематического слуха. Оборудование:

Ход занятия

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом занятии.

  1. Изучение нового материала.

Игра: Чудесный мешочек.

Дети на ощупь достают игрушки и называют их; затем определяют материал из которого сделаны.

  • Что ты достал? – мячик.
  • Из чего он сделан? – из резины.
  • Значит мячик какой? – резиновый мячик.

Вопросами уточняются ответы: резиновый мячик; плюшевый мишка; деревянная матрешка; железная машинка; пластмассовая пирамидка. Важно следить, что бы дети давали полные ответы.

  1. Артикуляционная гимнастика

Выполнение упражнений перед зеркалом вместе с логопедом.

  1. Пальчиковая гимнастика

«На большом диване в ряд Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, И весёлый Чиполлино, И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать»

  1. Упражнение “Эхо”. [Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов).]

Логопед (громко). Мяч!

Дети (тихо). Мяч! Логопед (громко). Ю-ла! Дети (тихо). Ю-ла!

Логопед (громко). Ку-би-ки! Дети (тихо). Ку-би-ки!

Логопед (громко). Ма-ши-на! Дети (тихо). Ма-ши-на!

Логопед (громко). Мат-реш-ка! Дети (тихо). Мат-реш-ка!

  1. Физминутка

Друг веселый, мячик мой, (4прыжка на носочках, руки на поясе)

Всюду, всюду он со мной. (По два взмаха левой и правой рукой - как бы удары по мячу) Раз, два, три, четыре, пять, (5прыжков на носочках, руки на поясе)

Хорошо мячом играть. ( Вновь по два взмаха – «удара»)

  1. Упражнение «Помоги Андрюшке»

Логопед: Сегодня мы ребята поможем одному мальчику. Его зовут Андрюшка. Послушайте внимательно стихотворение про него и постарайтесь запомнить, сколько игрушек у Андрюшки.

Расставил Андрюшка В два ряда игрушки. Рядом с мартышкой- Плюшевый мишка.

Вместе с лисой- Зайка косой.

Следом за ним- Еж и лягушка Сколько игрушек

Расставил Андрюшка?

  1. Упражнение «Картинки»

Каждому ребенку раздается картинка. Дети должны назвать, что нарисовано на их картинке и попробовать придумать предложение из 3-4 слов.

  1. Итог занятия

Тема: «Осень. Деревья»

Занятие 1 Цели:

  1. уточнить и расширить словарь по теме.

  1. формировать понятие «осень».

  1. учить элементам диалогической речи.

  1. развивать внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику.

  1. воспитывать вежливость, умение слушать логопеда.

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Осень»

Ход занятия

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Ежик приготовил для вас загадку. Вам нужно ее отгадать.

Кто приходит с желтой краской, Листья красит все подряд.

Без иголки и без нитки,

Шьет им праздничный наряд. (осень)

  1. Артикуляционная гимнастика

Дети повторяют за логопедом артикуляционные упражнения

  1. Беседа по картинке

К вам в гости пришла осень (изображение осени) и хочет, чтобы мы рассказали о

ней.

Рассмотреть картинку «Осень». Вопросы детям:

  • Какие по цвету листья на деревьях? (Листья на деревьях желтые и красные.)
  • Что произошло с листьями? (листья пожелтели и покраснели)
  • Какое это время года? (Это осень.)
  • А что еще принесла осень? (дождик, тучи, лужи, ветер и т.д.)
  1. Дыхательное упражнение «Осенний ветер»

Логопед раздает листочки и предлагает детям подуть на них, словно осенний ветер, сильный, холодный. Дети держат листочки за ниточки идуют на них, не поднимая плеч и не надувая щек.

Дует, дует ветер Дует, задувает.

Желтые листочки С дерева срывает.

  1. Физминутка«Солнышко и дождик»

Пошел сильный дождь (логопед показывает изображение тучи), и все спрятались. (Дети садятся на корточки и делают руками крышу над головой.)

Но вот выглянуло солнышко (логопед показывает его изображение) и можно гулять. (Дети прыгают, бегают, кружатся.)

  1. Игра «Какой лист»

Логопед знакомит детей с названиями листьев деревьев. Затем раздает каждому ребенку лист и спрашивает : «Имя ребенка, какой у тебя лист?»

Этот лист с берёзы – он…березовый Этот лист с дуба – он…дубовый Этот лист с рябины – он…рябиновый Этот лист с клёна – он…кленовый.

  1. Упражнение «Деревья»

Логопед рассказывает детям какие деревья есть возле детского сада, затем предлагает прохлопать названия деревьев.

  1. Итог занятия

Занятие 2

Цели:

  1. продолжать формировать представление об осени и ее признаках;
  2. учить составлять предложения по совершаемому действию и вопросам с использованием имен существительных единственного и множественного числа;
  3. совершенствовать умение строить фразу из 2-4 слов;
  4. закрепить понятия «один - много - ни одного»;
  5. развивать слуховое и зрительное внимание, память, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Оборудование: предметные картинки с изображением деревьев, сюжетная картинка «Осень», изображения солнышка и тучи.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Давайте вспомним какую тему мы проходили на прошлом занятии.

  1. Артикуляционная гимнастика

Дети повторяют за логопедом артикуляционные упражнения

  1. Беседа об осенней одежде людей

  • Какуюодежду надевают люди осенью и почему?
  • Наголовунадевают...
  • Нашеюнадевают...
  • Наногинадевают...
  • Нарукинадевают...
  1. Упражнение «Фоноритмика»

На бумажных листьях написаны гласные А, О, И, У. Логопед поднимает листик, называет его и поёт звук вместе с детьми, делая глубокий вдох носом)

  • Логопед: Ребята, когда листья падают, они поют песни.
  • Дубовый лист поет: О-О-О
  • Березовый лист поёт: А-А-А
  • Кленовый лист поёт: У-У-У
  • Рябиновый лист поёт: И-И-И
  1. Физминутка

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение) Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте) Ох, устали («обтереть пот со лба») Отдохнем (присесть)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

  1. Упражнение        «Сколько        листочков»(согласование        существительных        с числительными)

Логопед предлагает детям посчитать сколько кленовых (дубовых, березовых, рябиновых) листочков (например: один кленовый листочек, два кленовых листочка и т.д.) 7.«Подбирай, запоминай»

Подбор слов-определений, согласование существительных с прилагательными. Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная,

холодная.

Солнце осенью (какое?) - ….. Небо осенью (какое?) - ……. Дождь осенью (какой?) -……

Листья осенью (какие?) - ……и т.д.

  1. Игра «Один – много» (с мячом).

Логопед: Я буду бросать мяч и называть вам слово, а вы будете отвечать и бросать мяч обратно мне в руки (например, стол – столы):

Лист – листья дерево – деревья туча - тучи

зонт – зонты сук – сучья туча – тучи гриб – грибы птица – птицы дождь – дожди 9.Итог занятия

Тема «Овощи. Огород» Звук «У» Занятие 1

Цель:

  1. уточнить и расширить словарь по теме;
  2. формировать обобщающее понятие «овощи»;
  3. знакомство со звуком «У»;
  4. формировать умение употреблять единственное и множественное число;
  5. учить строить фразу из 3-4 слов с предлогами «В», «НА»;
  6. развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  7. развитие умения образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Оборудование: муляжи овощей, Зайчик бибабо, предметные картинки, буква «У».

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня к вам на занятие приехал зайчик. А приехал он

на паровозе . Кто знает как у нас гудит паровоз? Давайте погудим, как паровоз: У-у-у-у-у.

Зайчик привез ссобой корзину, а что в этой корзине вам нужно назвать.

  1. Упражнение «Что в корзине»

Логопед предлагает детям рассмотреть содержимое корзины. Из корзиныпо одному достает овощи и предлагает детям назвать их.

После того как все овощи названы, предлагается назвать все, что было в корзине, одним словом.

  1. Упражнение «Научи зайку» (для развития органов артикуляции)

Предложить детям помочь зайке - научить его:

а) открывать рот:

  • Зайка, рот открывай! Вот так! Вот так! б) показывать зубы:
  • Зайка, зубы покажи! Вот так! Вот так! в) показывать язык:
  • Зайка, покажи язык! Вот так! Вот так! г) откусывать морковку:
  • И морковку откуси! Ам! Ам! Ам! д) облизывать губы:
  • Зайка съел всю морковку. Ему очень понравилась вкусная морковка. Он стал облизывать губы. Вот так! Вот так! А дети вытирают губы салфеткой.
  • Спасибо! - сказал зайка и убежал в лес.
  1. Игра «Посмотри и ответь».

Логопед с детьми рассматривает картинки «Огород», «Грядка», и уточняет, где растут овощи. Затем задает вопросы:

-Что это? (Это огород. Это грядка.)

  • Где растут овощи? (Овощи растут в огороде. Овощи растут на грядке.)
  1. Физкультминутка «Огород».

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки. (имитация работы лопатой) Грабли в руки взяли,

Грядки причесали. (показать, как работали граблями) Семена рядами

В землю мы сажали. (присесть на корточки, обхватить руками колени) Мы водой прохладной

Грядки поливали. (изображать полив грядок из лейки) Мы пололи огород,

Чтоб семенам дать кислород (наклоны, руками достать до пола) Урожай богатый

Дружно собирали. (наклоны) Танцы и песни

Сами затевали. (хлопки в ладоши)

  1. Игра «Большой и маленький»

Огурец - огурчик Картошка - картошечка Капуста - капустка Помидор - помидорчик Лук - лучок

Чеснок - чесночок Морковь - морковочка Свекла - свеколка Баклажан - баклажанчик

  1. Пальчиковая игра «Овощи»

У друзей с полей Очень много овощей. Овощи в корзиночке.

Лежат, как на картиночке (сложить ладони «корзиночкой») Вот пузатый кабачок

Положили на бочок, Перец и морковку Уложили ловко.

Помидоры, огурцы. (сгибать пальчики, начиная с большого) Вы, ребята - молодцы.

  1. Упражнение «Один - много».

Логопед показывает детям предметные картинки с изображением одного помидора (огурца, баклажана, кабачка) и нескольких помидоров (огурцов, баклажанов, кабачков). Затем задает вопросы:

  • Что это? (это помидор (помидоры).Это огурец (огурцы)) и т.д.
  1. Итог занятия

Занятие 2

Задачи:

  1. закрепление понятия «Овощи» и звука «У»;
  2. формировать умение правильно употреблять предлоги «НА», «С»;
  3. учить составлять предложения по картинке;
  4. формировать умение подбирать прилагательные, обозначающие признак предмета;
  5. развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед предлагает детям отгадать загадку: Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (капуста). Затем просит вспомнить, какую тему проходили на прошлом занятии и на чем приезжал Зайка.

Логопед:Ребята, давайте еще раз вспомним, как гудит паровоз (у-у-у-у)

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Ребята, давайте заготовим капусту на зиму Тук! Тук! Тук! Тук!

Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, Перетерли,

Посолили

И набили плотно в кадку. Все теперь у нас в порядке

  1. Артикуляционная гимнастика

  2. Игра «Подбери признак»

Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) - вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….

Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) - вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

  1. Беседа по сюжетной картинке «В огороде»

Логопед показывает детям картинку и задает следующие вопросы:

  • Что изображено на картинке? (огород)
  • Что растет в огороде? (овощи)
  • Где растут овощи? (на грядках, на кустах)
  • Как собирают овощи, которые растут на кустах? (срывают, срезают)
  • Как собирают овощи, которые растут в земле? (выкапывают)
  1. Физминтука «Огород»

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки. (имитация работы лопатой) Грабли в руки взяли,

Грядки причесали. (показать, как работали граблями) Семена рядами

В землю мы сажали. (присесть на корточки, обхватить руками колени) Мы водой прохладной

Грядки поливали. (изображать полив грядок из лейки) Мы пололи огород,

Чтоб семенам дать кислород (наклоны, руками достать до пола) Урожай богатый

Дружно собирали. (наклоны) Танцы и песни

Сами затевали. (хлопки в ладоши)

  1. Игра «4-йлишний».

Логопед показывает детям картинки с четырьмя предметами и дети должны выбрать лишний предмет и объяснить почему.

  1. Загадки

На кустах висят шары, Покраснели от жары. (помидор) Оранжевая девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь) Прежде, чем его мы съели, мы наплакаться успели. (лук) Кругла, красна, в землю вросла. (свекла)

Этот важный господин, в огороде не один. Он в зеленом пиджаке отдыхает в уголке.

С виду всем такой знакомый, и не раз был у нас дома. Вовсе он не толстячок, а солидный … (кабачок)

Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картошка) Этот овощ как головка, в ней зубцы засели ловко,

Как мы зубчик очищаем, всех микробов убиваем. (чеснок)

  1. Итог занятия

Тема «Фрукты. Сад» Звук «А»

Занятие 1

Цель:

  1. уточнить и расширить словарь по теме;
  2. формировать обобщающее понятие «фрукты»;
  3. знакомство со звуком «А»;
  4. формировать умение употреблять единственное и множественное число;
  5. учить строить фразу из 3-4 слов с предлогами «В», «НА»;
  6. развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  7. развитие умения образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Оборудование: муляжи овощей, Ёжик би-ба-бо, предметные картинки, буква «А».

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня к вам на занятие пришел Ёжик. Он забрел в сад и увидел там много деревьев. На этих деревьях растут фрукты, но он не знает, как они называются и просит вас помочь ему.

  1. Упражнение «Что в корзине»

Логопед предлагает детям рассмотреть содержимое корзины. Из корзиныпо одному достает фрукты и предлагает детям назвать их.

После того как все фрукты названы, предлагается назвать все, что было в корзине, одним словом.

  1. Упражнение «Научи ежика» (для развития органов артикуляции)

Предложить детям помочь Ёжику - научить его: а) открывать рот:

  • Ёжик, рот открывай! Вот так! Вот так! б) показывать зубы:

-Ёжик, зубы покажи! Вот так! Вот так! в) показывать язык:

-Ёжик, покажи язык! Вот так! Вот так! г) откусывать яблочко:

  • И яблочко откуси! Ам! Ам! Ам! д) облизывать губы:
  1. Знакомство со звуком «А»

Ребята, это девочка Маша. Она пошла в сад собрать яблок и увидела там Ёжика. Она очень испугалась и заплакала А-а-а-а-а. Давайте повторим, как плачет Маша. Хором повторяют А-а-а-а.

  1. Игра «Посмотри и ответь».

Логопед с детьми рассматривает картинки «Сад», «Деревья и кусты», иуточняет, где растут фрукты. Затем задает вопросы:

-Что это? (Это сад. Это дерево.)

  • Где растут фрукты?(Фрукты растут в сад. Фрукты растут на дереве.)
  1. Физкультминутка

На носочки я встаю, (Подняться на носки) Яблочко я достаю, (Руки вверх)

С яблочком бегу домой, (Бег на месте) Мамочке подарок мой! (Хлопки в ладоши)

  1. Игра «Большой и маленький»

Банан – бананчик Яблоко – яблочко Ананас – ананасик Апельсин – апельсинчик

Мандарин – мандаринчик Гранат - гранатик

  1. Пальчиковая игра

Палец сильный и большой(поднять большие пальцы обеих рук)

В сад за сливами пошёл, Указательный с порога

Указал ему дорогу,(указательный жест указательным пальцем)

Средний палец самый меткий —

Он срывает сливы с ветки!(средний оттянуть и отпустить)

Безымянный подбирает,(«подбираем» безымянным)

А мизинчик в землю косточки сажает.(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)

  1. Упражнение «Один - много».

Логопед показывает детям предметные картинки с изображением одного банана (яблока, апельсина, ананаса) и нескольких бананов (яблок, апельсинов, ананасов).

Затем задает вопросы: - Что это? (это банан (бананы). Это яблоко (яблоки)) и т.д.

  1. Итог занятия

Занятие 2

Задачи:

  1. закрепление понятия «Фрукты» и звука «А»;
  2. формировать умение правильно употреблять предлоги «НА», «С»;
  3. учить составлять предложения по картинке;
  4. формировать умение подбирать прилагательные, обозначающие признак предмета;
  5. развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед предлагает детям отгадать загадку: В саду на дереве растёт

Красивый, вкусный, сочный плод. Я подскажу: на букву Я

Он начинается друзья. (Яблоко)

Затем просит вспомнить, какую тему проходили на прошлом занятии и кто к нам приходил.

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Ребята, давайте сварим компот на зиму Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много, вот:

Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим-варим мы компот. Угостим честной народ.

  1. Артикуляционная гимнастика

  2. Игра «Подбери признак» Банан, ананас, апельсин – (какой?) Яблоко – (какое?)

Слива – (какая?)

  1. Беседа по сюжетной картинке «В саду»

Логопед показывает детям картинку и задает следующие вопросы:

  • Что изображено на картинке?
  • Что растет в саду?
  • Где растут фрукты?
  1. Физминтука

В саду мы гуляем,

Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат помидоры,

Яблоки собираем.

Сжимают и разжимают пальчики.

Яблоки хороши -Наедимся от души.

Поглаживают свой живот.

В саду мы гуляем,

Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат огурцы.

Груши собираем.

Сжимают и разжимают пальчики.

Груши хороши - Наедимся от души.

Поглаживают свой живот.

В саду мы гуляем,

Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат морковь и репа.

Виноград, сливу собираем.

Сжимают и разжимают пальчики.

Виноград, слива хороши - Наедимся от души.

Поглаживают свой живот.

  1. Игра «4-йлишний».

Логопед показывает детям картинки с четырьмя предметами и дети должны выбрать лишний предмет и объяснить почему.

  1. Загадки

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко (яблоко) Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож. (груша) Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт. Но на вкус кислейший он,

А зовут его … (лимон)

С оранжевой кожей, На мячик похожий, Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (апельсин) Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет … (банан)

  1. Итог занятия

Занятие 1

Задачи:


«Грибы» Звуки «У», «А»

  1. уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы»;
  2. закрепление звуков А и У;
  3. совершенствование грамматического строя речи; 4)упражнять в подборе слов-антонимов

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес, а отправимся мы на поезде

«Чух-чух-чух»,

Мчится поезд во весь дух. Паровоз пыхтит, —

«Тороплюсь», — гудит:

«у-у-у…»

  1. Артикуляционная гимнастика

  1. «Беседа о грибах»

Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?

Далее логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке с изображением гриба и рассказывает о нем.

БЕЛЫЙ ГРИБ - шляпка коричневая, круглая, ножка толстая. В глухом бору стоять привык

На толстой крепкой ножке я. Найти попробуйте меня.

ПОДБЕРЕЗОВИК - растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

Подберезовик хорош. На опавший лист похож.

ПОДОСИНОВИК - с красной шляпой, ножка высокая. В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

ЛИСИЧКИ - желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Лисички рассыпались Желтою стайкой,

Как будто погнались За солнечным зайкой.

ОПЯТА - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут

«семьями». Опята букетом Стоят на пеньке.

Найдется им место В твоем кузовке.

СЫРОЕЖКИ - шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.

В шляпках модных, симпатичных, Яркий праздничный наряд… Сыроежками нас кличут,

Но сырыми не едят.

МУХОМОР - самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Возле леса на опушке, украшая темный бор, Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор. Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке. Этот гриб красив на вид, Но опасен, ядовит.

  1. Физкультминутка «За грибами»

Все зверушки на опушке        Идут по кругу, взявшись за руки. Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,        Скачут вприсядку,

Рыжики срывали.        Срывают «грибы».

Лисичка бежала,        Бегут, собирают «грибы». Лисички собирала.

Скакали зайчатки,        Скачут, срывают «грибы» Искали опятки.

Медведь проходил,        Идут вразвалку,

Мухомор раздавил.        топают правой ногой.

  1. Игра с мячом «Большой – маленький» В лесу растут большие грибы и маленькие. Большой мухомор – маленький мухоморчик белый гриб – беленький грибок

сыроежка – сыроежечка подберёзовик – подберезовичек поганка – поганочка подосиновик – подосиновичек

  1. Игра «Сколько грибов собрали?»

  • В лесу много… (грибов)
  • Мы собрали много … ? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т.д.)
  1. Итог занятия

Занятие 2

Задачи:

  1. уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы»;
  2. закрепление звуков А и У; 3)совершенствование грамматического строя речи

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, давайте вспомним, куда мы отправлялись на прошлом занятии

  1. Артикуляционная гимнастика

  2. Игра «Волшебный мешочек»

Логопед складывает грибы в мешочек, затем подходит к детям. Каждый ребенок вынимает из мешочка один гриб и называет его.

  1. Физкультминутка «За грибами»

Все зверушки на опушке        Идут по кругу, взявшись за руки. Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,        Скачут вприсядку,

Рыжики срывали.        Срывают «грибы».

Лисичка бежала,        Бегут, собирают «грибы». Лисички собирала.

Скакали зайчатки,        Скачут, срывают «грибы» Искали опятки.

Медведь проходил,        Идут вразвалку,

Мухомор раздавил.        топают правой ногой.

  1. Упражнение «Один - много».

Логопед показывает детям предметные картинки с изображением грибов в единственном и множественном числе.

  1. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!        «Шагают» пальчиками по столу. Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,        Загибают по одному пальчику, Этот пальчик гриб нашел,        начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

  1. Упражнение «Четвертый лишний»

Логопед выставляет на наборное полотно три картинки с изображением грибов и одну картинку с изображением ягоды. Предлагает назвать детям что лишнее и почему.

  1. Итог занятия

Тема «Ягоды»

Занятие 1 Задачи:

  1. познакомить с обобщающим понятием «Ягоды»;
  2. совершенствование грамматического строя речи;
  3. воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Оборудование:предметные картинки

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сад, а потом в лес, а отправимся мы на поезде

«Чух-чух-чух»,

Мчится поезд во весь дух. Паровоз пыхтит, —

«Тороплюсь», — гудит:

«у-у-у…»

  1. Артикуляционная гимнастика

  2. Знакомство с темой

Логопед показывает детям картинки с изображением ягод, дети называют их и рассказывает, что бывают садовые и лесные ягоды.

  1. Пальчиковая гимнастика Раз , два , три , четыре , пять, В лес идём мы погулять .

За черникой , за малиной , За брусникой , за калиной . Землянику мы найдём

И братишке отнесём!

  1. Упражнение «Один-много»

Логопед        показывает        детям        предметные        картинки        с        изображением        ягод        в единственном и множественном числе.

  1. Физминутка

А в лесу растёт черника, Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Нужно глубже приседать. (приседания)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (ходьба на месте)

  1. Упражнение «Назови ласково»

Клубника-клубничка Малина-малинка Черника-черничка Ежевика-ежевичка и тд.

  1. Итог занятия

Занятие 2 Задачи:

  1. закрепить обобщающее понятие «Ягоды»;
  2. совершенствование грамматического строя речи;
  3. воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Оборудование:предметные картинки

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, давайте вспомним, куда мы отправлялись на прошлом занятии

  1. Артикуляционная гимнастика

  2. Игра «Волшебный мешочек»

Логопед складывает картинки с ягодами в мешочек, затем подходит к детям.

Каждый ребенок вынимает из мешочка одну картинку и называет ее.

  1. Игра «Подбери слово»

Логопед спрашивает детей: «что можно делать с ягодами? » (Искать, собирать, сушить, пробовать, варить, мыть, есть, класть и т. д. )

  1. Физминутка

Этой крохотной девчушке (приседают на корточки) Жить не скучно на опушке

С паучками и жучками, (тихо бегут) Земляными червячками,

А порою за травой (останавливаются, поднимают руки вверх) С милой матушкой-землей.

Можно здесь уединиться (приседают)

И секретами делится. (шепчутся друг с другом)

  1. Упражнение «Какой, какое».

Логопед: Ребята, ответьте на вопросы: если сок из малины, то он какой? (малиновый), если варенье из клубники, то оно какое? (клубничное)

  1. Упражнение «Четвертый лишний»

Логопед выставляет на наборное полотно три картинки с изображением грибов и одну картинку с изображением ягоды. Предлагает назвать детям что лишнее и почему.

  1. Игра «Составление предложение»

На доске – три картинки с изображением ягод. Логопед задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в корзинку?» Дети отвечают.

  1. Итог занятия

Тема «Части тела и лица». Звук «И»

Задачи:

  1. закрепить знания о частях тела и лица
  2. знакомство со звуком «И»
  3. развивать ориентацию в собственном теле и в пространстве (правая/левая, право-лево, внизу/вверху, впереди/сзади, с боку, по бокам);
  4. продолжать учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже;
  5. воспитывать интерес к занятиям

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришла кукла Маша. И хочет проверить насколько хорошо вы знаете части тела и лица.

  1. Основная часть

Логопед:Ребята, кукла Маша хочет рассказать вам сказку. В этой сказке один озорник нарисовал на доске человечка, но не целого, а по частям. В одном углу доски он нарисовал ручки, в другом – ножки, в третьем – туловище, в четвертом – голову. И так они стали жить. Отдельно – ручки, отдельно – ножки, отдельно – голова, отдельно – туловище. Как вы думаете, что нужно сделать? (соединить все части тела). Что не хватает на лице? (глаз, рта и тд)

  1. Артикуляционная гимнастика

  2. Согласование числительных с существительными

Логопед: Ребята, давайте посчитаем сколько у нас рук, ног, глаз, ушей ( две ноги, две руки и тд)

  1. «Один-много»

Рука-руки Нога-ноги Палец-пальцы Глаз-глаза Ухо-уши

  1. Физминутка

Наклонилась сперва

Книзу наша голова (наклон вперед) Вправо - влево мы с тобой

Покачаем головой, (наклоны в стороны) Руки за голову, вместе

Начинаем бег на месте, (имитация бега) Уберем и я, и вы

Руки из-за головы.

  1. Загадки

***

Брат с братом через дорогу живут, А друг друга не видят.

***

На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются.

***

Вот гора, а у горы – две глубокие норы. В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

Если б не было его – не сказал бы ничего.

*** Один говорит, Двое глядят, Двое слушают.

***

Оля слушает в лесу, как кричат кукушки, А для этого нужны нашей Оле ….

Оля ягодки берет по две, по три штучки, А для этого нужны нашей Оле ….

  1. Итог занятия

Тема «Одежда». «Звуки А,У,И»

Занятие 1

Задачи:

  1. Уточнить и расширить словарь по теме «Одежда»;
  2. Формировать понятие «Одежда»;
  3. Совершенствование грамматического строя речи; 4.Закрепление образования существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами и согласования прилагательных с существительными.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли Танечка и Ванечка. Они хотят проверить насколько хорошо вы знаете какая бывает одежда.

  1. Основная часть

Логопед показывает детям презентация по теме «Одежда». Спрашивает какая бывает одежда и для чего она нужна.

  1. Дидактическая игра«Что ты надеваешь на улицу?»

Логопед: -Что ты надеваешь на улицу? (я надеваю кофту, штаны, куртку, шапку и тд.)

  1. Физминутка

Это платье для Танюши.

Дети поворачиваются в стороны, держась за «юбочку»

Это брюки для Ванюши.

Два наклона вниз.

Вот так, вот так

Два поворота вправо-влево, руки на поясе.

Наши дети нарядились!

Два раза руки в стороны и на пояс.

Вот так, вот так

Два раза приседают.

Наши дети в пляс пустились.

Правой и левой ногой: на пятку

- приставляют.

Ножками потопаем сильнее

Топают ногами.

И покружимся все вместе веселее.

Кружатся.

Покружились, покружились,

Кружатся в другую сторону.

Вместе все остановились.

Останавливаются.

  1. Игра «Четвертый лишний»

Логопед выставляет на наборное полотно 4 картинки с изображением одежды и одну картинку с изображением обуви (мебели). Предлагает назвать детям что лишнее и почему.

  1. Игра «Хлопни в ладоши»

Логопед произносит ряд звуков, дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат звуки А, У, И.

  1. Итог занятия

Тема «Одежда»

Занятие 2

Задачи:

  1. Закрепить понятие «Одежда»;
  2. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

  1. Закрепление единственного и множественного числа существительных;

  1. Развитие артикуляционной моторики

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, давайте вспомним кто приходил к нам на прошлом занятии и о чем они нам рассказывали.

  1. Основная часть. Игра «Волшебный мешочек»

Логопед прячет картинки с изображением одежды в мешок, каждый ребенок должен достать одну картинку и назвать, что там изображено.

  1. Артикуляционная гимнастика

  2. Игра «Один-много»

Логопед показывает детям картинки с одеждой в единственном и множественном

числе.

Кофта-кофты Куртка-куртки Юбка-юбки Платье-платья Шарф-шарфы Варежка-варежки

  1. Физминутка

Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)

У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой) Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё) Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны) Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз) Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз) Сарафан, костюм, жилет - (поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

  1. Игра «Назови ласково»

Шарф-шарфик Кофта-кофточка Куртка-курточка Юбка-юбочка Рубашка-рубашечка

  1. Игра «Что надела Таня? Что надел Ваня?»

Логопед: Ребята, давайте поможем Тане и Ване одеться.

  • помогите Тане надеть юбку. Что надела Таня? (Таня надела юбку)
  • помогите, Тане надеть кофту. Что надела Таня? (Таня надела кофту)
  • помогите Тане надеть платье. Что надела Таня? (Таня надела платье)
  • помогите Тане надеть шубу. Что надела Таня? (Таня надела шубу)

-помогите Ване надеть шорты. Что надел Ваня? (Ваня надел шорты (рубашку, куртку и т.д.))

  1. Итог занятия

Тема «Зима. Зимние забавы»

Задачи:

  1. Расширять знания детей о времени года - зима.
  2. Закрепить понятие, что зимние развлечения характерны только для зимы.
  3. Расширение словаря по теме: забавы, снежки, каток, горка, снеговик, санки, ватрушка, ледянка, полозья, лыжи, кататься, бросать, лепить и т.д.;
  4. Учить детей отгадывать стихотворения-загадки о зиме и снежинках;

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед показывает детям картинку с изображением и зимы и спрашивает что это за время года.

  1. Основная часть

Логопед: Ребята, что вы можете рассказать о зиме ( дети рассказывают) Какими словами можно рассказать о зиме? Зимой холодно. Значит, какая зима? (холодная)

Зимой много снега. Значит, зима какая ...(снежная)

  1. Артикуляционная гимнастика

  2. Дыхательное упражнение «Греем ручки»

Логопед: Ребятки, давайте представим, что у нас очень замерзли ручки на морозе и нам нужно их согреть. (сложить ручки «корзиночкой» и приподнести ко рту, вдохнуть носиком и выдохнуть ротиком, как бы грея ручки»)

  1. Упражнение «Зимние развлечения»

Зимой играют в снежки. Зимой купаются в реке.

Зимой катаются на велосипеде. Зимой собирают грибы.

Зимой собирают ягоды.

Зимой катаются на коньках по льду. Зимой катаются на санках.

Зимой лепят снеговиков. Зимой катаются на лыжах.

  1. Физминутка

Раз, два, раз, два –        (хлопаем в ладоши)

Начинается игра.

Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)

Строим горку во дворе.

Белой и пушистой ватой        (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)

Двор украшен в декабре.

Раз, два, раз, два        (ритмично топаем)

Вот и кончилась игра.

  1. Игра «Назови ласково»

санки-саночки гора-горочка зима-зимушка шуба-шубка шапка-шапочка снег-снежок лед-ледок

  1. «Стихи-загадки»

***

Белое покрывало На земле лежало. Лето пришло,

Оно всё сошло (снег)

*** Морковка белая Всю зиму росла.

Солнышко пригрело

И морковку съело (сосулька)

*** Без рук, без ног,

А рисовать умеет (мороз)

*** Всё лето стояли, Зимы ожидали.

Дождались поры - Помчались с горы (санки)

***

Выпала из белой тучки

И попала к нам на ручки. Эта снежная пушинка, Серебристая... (снежинка)

***

Змейкой вьются по земле, Воют жалостно в трубе, Засыпают снегом ели.

Это - зимние... (метели)

  1. Итог занятия

Тема «Обувь»

Занятие 1

Задачи:

  1. Уточнить и расширить словарь по теме «Обувь»;
  2. Формировать понятие «Обувь»;
  3. Учить произносить простую фразу из 3-4 слов с прямым дополнением без предлога;
  4. Учить правильно употреблять глагол «надеть» в прошедшем времени в согласовании с существительными мужского и женского рода.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли Танечка и Ванечка. Они хотят проверить насколько хорошо вы знаете какая бывает обувь.

  1. Основная часть

Логопед показывает детям презентация по теме «Обувь». Дети должны рассказать какая бывает обувь и для чего она нужна.

  1. Артикуляционная гимнастика

  2. Игра «На себя посмотри, свою обувь назови».

Логопед показывает на обувь ребенка и спрашивает: что у тебя? (У меня сандалии (кроссовки, туфли т.д.))

  1. Упражнение «Будь внимателен»

  • Если услышите название одежды похлопайте в ладоши.
  • Если услышите название обуви потопайте ногами.
  1. Физминутка

Брату впору башмаки. (топают ногами) Не малы, не велики.

Мальчик с толком, с расстановкой, (ноги на ширине плеч) Занимается обновкой.

То погладит башмаки, (наклон к правой ноге) То потянет за шнурки. (наклон к левой ноге) Ну, теперь пора в дорогу, (шагают на месте) Можно сделать первый шаг!

  1. Игра «Один-много» Ботинок – ботинки Сапог – сапоги

Туфля - туфли Кроссовок - кроссовки

  1. Итог занятия

Занятие 2

Задачи:

  1. Закрепить понятие «Обувь»;
  2. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
  3. Развитие артикуляционной моторики

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, давайте вспомним кто приходил к нам на прошлом занятии и о чем они нам рассказывали.

  1. Основная часть. Игра «Волшебный мешочек»

Логопед прячет картинки с изображением обувь в мешок, каждый ребенок должен достать одну картинку и назвать, что там изображено.

  1. Артикуляционная гимнастика

  2. Игра «Назови ласково» Туфли – туфельки Кроссовки – кроссовочки Ботинки – ботиночки

Босоножки – босоножечки и т.д.

  1. Физминутка

Брату впору башмаки. (топают ногами) Не малы, не велики.

Мальчик с толком, с расстановкой, (ноги на ширине плеч) Занимается обновкой.

То погладит башмаки, (наклон к правой ноге) То потянет за шнурки. (наклон к левой ноге) Ну, теперь пора в дорогу, (шагают на месте) Можно сделать первый шаг!

  1. Упражнение «Чего не стало?»

Логопед выставляет перед детьми обувь (ботинки, сапоги, валенки, туфли). Предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить обувь, которая перед ними. Затем

просит детей закрыть глаза и убирает одну из пар обуви, затем спрашивает: «Чего не стало?» Логопед даёт речевой образец: «Не стало …» (ботинок, сапог, валенок, туфель).

  1. Игра «Помоги Незнайке»

Логопед        располагает        картинки        на        магнитной        доске.        И        дает        следующую инструкцию:

  • Незнайка просит вас помочь разобрать обувь. Как называется обувь, которую надевают зимой? (зимняя).
  • Найдите и назовите зимнюю обувь (дети называют)
  • Как называется обувь, которую надевают летом? (летняя)
  • Найдите и назовите зимнюю обувь (дети называют)
  • Как называется обувь, которую надевают мужчины? (мужская)
  • Как называется обувь, которую надевают женщины? (женская)
  • Молодцы, ребята, вы были очень внимательными и помогли Незнайке назвать зимнюю и летнюю обувь.
  1. Итог занятия

Тема: «Дикие животные наших лесов».

Цель:

Продолжать знакомить детей с дикими животными, их детенышами, и местом их обитания.

Задачи:

Образовательные

  • совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании притяжательных прилагательных, образовании названий детенышей диких животных, продолжать учить строить фразу из трех слов с предлогами «за»).
  • формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия.

Развивающие:

-развивать речевое дыхание, общую моторику, координацию движений, чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве;

  • совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Воспитательные:

  • продолжать формировать интерес к живой природе;
  • пополнить знания детей об окружающем мире;
  • воспитывать чуткое отношение к диким животным, желание помочь.

Оборудование: карандаши, листы с изображением диких животных и их детенышей. Мяч, пособие «Помоги найти дом животному» и раздаточный материал к нему, платок, эфирное масло пихта, сосна, ель. Макеты деревьев.

Предварительная подготовка:

Рассматривание картин с изображением диких животных и их детенышей, чтение художественной литературы о диких животных, рассказ воспитателя, беседа, отгадывание загадок, дидактические игры «Дикие животные и их детеныши»

Методы и приемы:

словесный, наглядный, практический, игровой, сюрпризный момент, создание волшебной ситуации.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Здравствуйте ребята.

(Дети здороваются)

Ребята давайте улыбнемся и пожелаем хорошего настроения друг другу.

(Дети передают друг другу мяч, желая хорошего настроения. Маша, я очень рада тебя видеть        )

Сюрпризный момент.

Раздается стук в дверь, появляется почтальон Печкин. Здравствуйте ребята! Это детский сад? Это группа «Лапушки»

(Да)

Очень хорошо, еле до вас добрался. Вам телеграмма, распишитесь, получите. Спасибо большое, Печкин.

Телеграмму доставил, я пошел дальше письма разносить. До свидания! До свидания!

Давайте посмотрим, что за телеграмма и от кого она?

(Логопед открывает телеграмму и читает ее)

«Срочно приходите, Срочно помогите!

Происходят чудеса, Не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал, Нас он всех заколдовал. Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть. Выручайте, приходите,

И нас срочно помирите!»

Жители леса.

Кто такие жители леса?

(Это животные, которые живут в лесу.)

Ну что, отправимся на помощь к животным?

Чтобы отправиться на помощь, мы с вами должны вспомнить, какие животные живут в лесу?

(по мере называния животных на доске появляются картинки заяц, лиса, волк, медведь, белка, еж.)

Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? (Дикие животные)

Правильно, этих животных называют - дикими. А как вы думаете, почему их так называют?

(Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду)

  1. Артикуляционная гимнастика;

Хорошо, но прежде чем отправляться в путешествие, нам с вами нужно еще подготовить свой язычок, ведь он нам будет нужен, для того, чтобы помогать животным, расколдовать их.

Присядем за столы, выпрямим спинки, ножки поставим правильно, возьмем зеркала. Ребята, чтоб подружиться с лесными жителями, давайте им улыбнемся.

(логопед напоминает, что после каждого упражнения нужно проглотить слюну)

  • Растягиваем наши губы в улыбке, так, чтоб были видны зубки (упражнение повторяется 3 раза).

А теперь, давайте поиграем на дудочке, чтобы зверям было веселее. Вытяните губы вперед трубочкой и потяните их (упражнение повторяется 3 раза).

  • Замечательно, ребята, думаю, животным понравится. Наши жители леса очень любят угощения, давайте напечем им блинов.

Кладем широкий, расслабленный язычок на нижнюю губу и удерживаем его. (под счет

логопеда до 10)

  • Молодцы! Я думаю, и гостинцы животным понравятся, но блинчики, то у нас горячие, нужно их остудить. Давайте подуем на них. Замечательно!

-Ну а для белочки, давайте соберем орешки. Ротики наши закрыты, мы будем с вами упираться напряженным языком то в одну, то в другую щеку (упражнение повторяется 3 раза в каждую сторону)

  1. Основная часть.

Молодцы. Мы с вами вспомнили, кто живет в лесу, подготовили свой язычок, и, теперь можем отправляться на помощь жителям леса.

Скажите, ребята, а на чем можно отправиться в лес? -

(На автобусе, на машине, на велосипеде)

Вы все правильно назвали, есть много способов, с помощью которых можно добраться в лес. Но так как мы отправляемся на помощь к животным, и они нас ждут и нам как можно быстрее нужно туда добраться, мы с вами отправимся в лес с помощью волшебного заклинания. Подойдите ко мне, сейчас я вас накрою волшебным платком и произнесу заклинание: «Раз, два три - в лес ребят перенеси»

(пока дети находятся под платком, используются элементы ароматерапии, запахи леса)

Вот мы и в лесу. Закроем глазки и внимательно послушаем звуки леса, подышим лесным воздухом.

(Звучит мелодия «Звуки леса»).

  • Что же вы слышите?

(Шум деревьев, щебетание птиц, журчание ручейка).

  • Ребята, какой чудный запах! Вы были когда-нибудь в лесу?
  • Так пахнет в хвойном лесу. Давайте ровненько встанем, опустим руки, сделаем спокойный вдох, (пошлем воздух в животик) и скажем вместе на выдохе: Ах, как здесь пахнет! (Повторить 3 раза)
  1. Д/и «Кто где спрятался?»

- Мы с вами в лесу, но где же животные? Они все спрятались!

Давайте внимательно посмотрим и скажем, где животные от нас спрятались? Только помните, отвечать нужно полным предложением.

(логопед помогает детям наводящими вопросами, если они затрудняются.)

  • Где спрятался заяц? - Заяц спрятался за кустом.
  • Где спряталась лиса? - Лиса спряталась за деревом.
  • Где спряталась белка? - Белка спряталась за деревом.
  • Где спрятался волк? - Волк спрятался за бревном.
  1. Пальчиковая гимнастика.

Вот мы нашли всех животных, датайте теперь присядим на ковер и немного отдохнем Ребята, приготовьте ваши ручки.

«Это зайчонок, это бельчонок,        сгибают пальцы в кулак, начиная с

Это лисёнок, это волчонок,        мизинца

А это спешит, ковыляет спросонок        вращают большим пальцем

Бурый, мохнатый, Смешной медвежонок. 6.Д/и «Кто где живет?»

Молодцы ребята, нашли всех животных. Но вот посмотрите, животные в телеграмме писали, что волшебник заколдовал их и все перепутал. Посмотрите, всё ли здесь в порядке?

Давайте поможем животным найти свой домик

(Пособие « Помоги найти дом животному» на нем перепутаны картинки – медведь на дереве, лиса в дупле, заяц в берлоге, белка в норе).

  • Где живет медведь?

(Медведь живет в берлоге.)

  • Где живет волк?

(Волк живет в логове.)

  • Где живет белка?

(Белка живет дупле.)

  • Где живет заяц?

(Заяц живет под кустом

  • Где живет лиса? – (Лиса живет в норе.)

Молодцы ребята! Вот теперь животные довольны, что нашли свои домики.

А сейчас ребята давайте поиграем в игру «У медведя во бору», но для этого нам надо выбрать медведя.

(Логопед, с помощью считалки, выбирает медведя)

Раз, два, три - медведем будешь ты!

  1. «Физкультминутка -У медведя во бору»

«У медведя во бору, Грибы, ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит»

( выполняется под музыкальное сопровождение)

Молодцы, возвращаемся к нашим столам.

  1. Д/и «Мамы и детеныши»

Ребята волшебник не только перепутал жилища животных, но и распугал их детенышей. Давайте вернем детенышей родителям. У вас на столе лежат картинки с животными и их детеныши. Вам нужно соединить линией маму и ее малыша.

  • У лисы детёныш….- Лисенок
  • Соединяйте лису с ее детенышем.

-У медведицы детёныш…...-Медвежонок

  • Соединяйте медведицу с медвежонком.

-У волчицы детеныш…- Волчонок

-Соединяйте волчицу с волчонком

-У белки…- Бельчонок

Соединяйте белку с бельчонком.

Детеныши и их мамы очень обрадовались, что вы помогли им избавиться от колдовства злого волшебника.

  1. Итог занятия.

  • Молодцы ребята, наше путешествие в лес закончилось и нам пора возвращаться в группу. Сейчас я вас накрою волшебным платком и произнесу заклинание: «Раз, два, три – в группу нас перенеси!» Вот мы и в группе. Вам понравилось наше приключение?

-Да

  • А что мы делали в лесу?

( Помогали диким животным.)

  • Кому мы сегодня помогли?

(Диким животным и их детенышам. Перечисляем)

  • Как помогали?

(Мы искали их по лесу., помогли каждому животному найти свой дом, вернули мамам потерявшихся детенышей)

(снова стук в дверь, появляется опять почтальон Печкин, который приносит посылку)

Ой, посмотрите, что это такое? (посылка)

Давайте посмотрим что там?

( логопед достает письмо и читает)

Спасибо вам, дорогие ребята, что помогли нам избавиться от чар злого волшебника, мы теперь снова дома, в своем прекрасном лесу и очень рады. Это вам от нас небольшие подарки.

Это гостинцы из леса. Дикие животные прислали их вам в благодарность за помощь. Спасибо.

Конспект итогового логопедического занятия в средней группе

«В гостях у Смешариков».

Коррекционно – образовательные цели:

Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные», «Насекомые»

Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно – падежных конструкций, согласование числительных

с существительными мужского, среднего, женского рода, согласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными)

Стимулирование речевой активности.

Коррекционно – развивающие цели:

Развитие связной речи

Развитие фонематических представлений

Развитие слухового, зрительного внимания, умения вслушиваться в речь педагога ,подбирать рифмы в двустишьях

Развитие тонкой и общей моторики

Оборудование: фигурки домашних животных и их детенышей, насекомых; предметные картинки (аист, ананас, арбуз, автобус, апельсин, утюг, утка, утенок, удочка, улитка); картинки с изображением облаков ( синий, красный, желтый, зеленый цвет),картинки с изображением домиков для насекомых.

Ход занятия 1.Организационный момент.

Логопед: К нам в группу пришло письмо от наших друзей Смешариков. Они приглашают нас в гости. Вы хотите отправиться в путешествие.

Я загадаю загадку, а вы отгадайте, на чем мы вами отправимся в путь. Братцы в гости снарядились,

Друг за другом уцепились. И помчались, в путь далек - Лишь оставили дымок.

Дети: Поезд.

Логопед: Правильно. Встаем в поезд и отправляемся в путь.

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит.

— Тороплюсь! — гудит.—

Тороплюсь! Тороплюсь! УУУУ!!


Дети бегут по кругу друг за другом, положив руки на плечи впередистоящего ребенка.

Первый ребенок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза.

  1. Дом зайца Кроша.

Логопед: Вот мы с вами и приехали в гости к Смешарикам.

А вот и дом Кроша. Посмотрите, какие красивые цветы вырастил Крош, только они почему - то без лепестков. Видимо был сильный ветер и сдул лепестки. Вам нужно собрать цветы . На 1 цветке живет звук [ а ], на 2 звук [ у ] . Нам нужно найти лепестки, на которых картинки начинаются на звук

[ а ] и прикрепить к 1 цветку и лепестки, на которых картинки начинаются на звук [ у ] и прикрепить ко 2 цветку.

Дети собирают 1 цветок со звуком [ а] из лепестков с картинками (аист,автобус, апельсин, арбуз, ананас) и 2 цветок со звуком [ у ] из лепестков с картинками (улитка, утюг, удочки утка ,утенок)

  1. Артикуляционная гимнастика.

Дети показывают артикуляцию гласных звуков.

  1. Дом Нюши.

Логопед: Дети, посмотрите какую красивую картину, нарисовала Нюша. Логопед показывает картину « На полянке».

Логопед: Посмотрите на картину. Каких насекомых вы видите? Дети: Бабочку, жука, гусеницу, божью коровку, кузнечика, пчелу. Логопед: Расскажите, что делают насекомые?

Ребенок: Бабочка сидит на желтом одуванчике. Ребенок: Пчела сидит, под синим колокольчиком. Ребенок: Жук сел на травинку.

Ребенок : Муравей сидит на камушке.

Логопед: подул ветер, и все бабочки, которые сидели на цветах, вспорхнули и улетели. (раздается пособие для дыхательной гимнастике)

  1. Упожнение на дыхание «Бабочки улетели»

  1. « Где чей дом?»

Логопед: Ой! Мне на ладошку упала капля. Нам с вами дождь не страшен. А вот для маленьких насекомых каждая капля кажется огромной – в ней, и утонуть можно. Нужно насекомых - малышам спрятаться по домам. Помогите им, ребята, поскорей.

Ребенок: Муравьишка живет в муравейнике. Ребенок: Жучок живет под лопухом.

Ребенок: Бабочка живет в колокольчике.

Ребенок: Кузнечик живет в траве. Ребенок: Стрекоза живет в кувшинке.

Логопед: Молодцы, ребята, а теперь давайте поиграем. 6.Физминутка «До чего же хорошо»(видео)

Логопед: Ребята, дождик закончился, и мы с вами идем в гости к Лосяшу.

  1. « Разноцветные облака»

Логопед рассказывает детям о том, как однажды утром Лосяш увидел, как из разноцветных облаков падали разноцветные предметы .

Логопед: Перед вами облака четырех цветов: красного ,синего, зеленого и желтого. Подумайте и подберите к каждому облаку предметы такого же цвета.

Ребенок: Желтый лимон Ребенок: Синие тапки Ребенок: Красный помидор Ребенок: Зеленое яблоко

Логопед: Молодцы, вы отлично справились с заданием. А теперь мы по дорожке идем в гости к Нюше.

  1. « Чьи же это малыши?»

Логопед: Ребята! У Нюши есть друзья - домашние животные, которые потеряли своих детенышей. Мы должны им помочь. Вы должны отгадать детенышей по голосам и назвать их мам.

  • И-го-го,- заржал ребенок Значит, это …( жеребенок).

Ребенок: Это жеребенок. Его мама – лошадь. Логопед: Му – у, - мычит в хлеву ребенок Значит, это маленький …( теленок).

Ребенок: Это теленок. Его мама - корова. Логопед: Хрю,хрю, - захрюкал ребенок Значит, это …( поросенок).

Ребенок: Это поросенок. Его мама – свинья.

Логопед: Ме-е, - заблеял вдруг ребенок Это маленький …( козленок).

Ребенок: Это козленок. Его мама - коза. Логопед: Чей – то маленький сынок Вдруг залаял: Гав, гав!

  • Я …(щенок).

Ребенок: Это щенок. Его мама – корова.

По мере того, как дети называют детенышей, логопед показывает им соответствующую фигурку и спрашивает: « Чей это детеныш?». Получив правильный ответ, отдает фигурку детеныша тому ребенку, у которого находится фигурка мамы.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Пришло время нам отправляться в обратный путь.

  1. Подведение итогов занятия, оценка работы детей.

Логопед и дети вспоминают, у кого в гостях они были. Положительно оценивая работу каждого ребенка.

Интегрированное итоговое занятие в средней логопедической группе "В гости к весне"

, воспитатель

, воспитатель

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия Цели образовательной деятельности.

Обучающие: закрепить и обобщить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Учить передавать впечатления от природы. Учить соотносить символы гласных звуков по артикуляционным картинкам. Закрепить порядковый счет, учить соотносить количество предметов с цифрой. Учить скреплять детали при помощи пластилина.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к природе, ее охране.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Организационный момент

Логопед:

  • Какое время года сейчас?– Сегодня мы отправимся в гости к весне.

  1. Объявление темы Отгадайте загадку:

Ну-ка, кто из вас ответит –Не огонь, а больно жжет.Не фонарь, а ярко светит,И не пекарь, а печет. (Солнышко.)С солнышком в путь мы дружно пойдем.Много весенних примет найдем.

  1. Беседа: «Изменения в неживой природе»

Воспитатель: Скажите, когда солнышко пригревает весной, что происходит в природе? (Ответы детей.)

  1. Игра «Волшебные сосульки». Артикуляция гласных звуков

Логопед: С сосулек закапали волшебные капли, а почему они волшебные, мы узнаем. (Чтение слоговых рядов)

  1. Первые весенние цветы

(Картинка проталины, на них первые весенние цветы – подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик.)

Воспитатель: Что появляется на земле, когда тает снег? (Проталинки.)– Что появляется на проталинах? (Первые весенние цветы.)– Отгадайте, о каком цветке я сказала?Золотые лепестки, хрупкий стебелек,Распустился у реки солнечный цветок. (Мать-и- мачеха.)Самый первый, самый тонкий,Есть цветок с названием нежным,Как привет капели звонкой,Называется ... (Подснежник.)

  • О каком первоцвете я не загадала загадку? Дети: Об одуванчике

Загадка: Рос шар бел, ветер дунул – улетел. (Одуванчик)

  • Кто расскажет стихотворение об одуванчике? Стихотворение: «Одуванчик» О. Высоцкой

Уронило солнышко лучик золотой,Вырос одуванчик первый, молодой.У него чудесный золотистый цвет,Он большого солнца маленький портрет.

Е. Серова:

Носит одуванчик белый сарафанчик,Подрастет, нарядится в беленькое платьице,Белое, воздушное, ветерку послушное.

  1. Беседа «Насекомые»

На большой цветной коверСела эскадрилья, То откроет, то закроетРасписные крылья. (Бабочки.)

  • А каких еще насекомых вы знаете? Дети перечисляют.

  1. Логопед: Дыхательная гимнастика «Сдуй насекомое с цветка»

  1. Воспитатель: Беседа о птицах

  • Появились жуки и прилетели кто? (Птицы.)– Как называют этих птиц? (Перелетные птицы.)– Каких перелетных птиц вы знаете? (Скворец, грач, ласточка.)Загадка о скворечнике: На шесте дворец, во дворце – певец (скворец)

  1. Игра «Сосчитай птиц»

Логопед: Птиц прилетело много. Давайте посчитаем (на картинках разное количество птиц и цифры). Дети употребляют числительное и существительное, подбирают цифру к количеству птиц.

Игра «Найди маму детенышу?»

Потерялся зайчонок, кто его мама?Опечален лисенок, кто его мама?Бегает волчонок, кто его мама?Ревет медвежонок, кто его мама?

Игра «Найди ошибки»

Наступила зима.Лиса вылезла из берлоги, где мирно спала всю зиму.Голодные зайцы рыщут по лесу и ищут волков.Ежик вылез из берлоги. Белки спят под пнями, зарывшись в кучу листьев.Волки скачут по веткам, щелкая орешки.

Физкультурная минутка. «Медведь»

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет:

Коричневые шишки очень я люблю.

Коричневые шишки маме подарю.


Ходьба вперевалочку. Наклоны вперед.

Остановиться, развести руки в стороны, прижать руки к груди (2 раза).

Вытянуть руки вперед, прижать руки к груди (2 раза).

  1. Изготовление цветов одуванчика

Воспитатель: На полянках появились маленькие солнышки, как вы думаете, что это? (Одуванчики)– Приглашаю вас сделать аппликацию: «Одуванчики». Давайте вместе сделаем свои маленькие солнышки.

(На столах пластилин, круги желтого цвета, вырезанные из салфеток, наклеенные листья одуванчика на фон).Дети выполняют аппликацию.

  1. Итог
  • О каком времени года мы говорили? (О весне.) А почему произошли весенние изменения в природе! (Стало тепло, солнышко греет.)

Литература:

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Издательская программа «Педагогика нового времени» Воронеж, 2006.2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2005,– 240с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)3. Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей «Чудо – всюду» – Ярославль: «Академия развития», 1997. 4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.– М.: «Карапуз – дидактика», 2006.

Конспект интегрированной НОД в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Путешествие в страну звуков»

Автор:

Бойчук Светлана Владимировна, учитель-логопед

МБДОУ детский сад комбинированного вида "Родничок" г.Лянтор

Задачи:

Коррекционно-образовательные цели:

  • закрепление знаний о видах транспорта;

-закрепление четкой артикуляции и характеристики звука [у],;

-закрепление навыков различения звуков [у] в слогах, в словах;

-ознакомление с буквой У, упражнения в нахождении ее среди других букв. Коррекционно-развивающие цели:

-развитие фонематическихпредставлений;

-развитие мелкой моторики пальцев рук;

-развитие психических процессов: внимания, мышления.

-развитие координации речи с движением;

-формирование интонационной выразительности речи;

-развитие различных каналов восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического);

  • осуществлять профилактику дисграфии. Коррекционно-воспитательные цели:

-формирование навыков сотрудничества;

-формирование положительной установки на участие в занятии, инициативности, ответственности;

Ход занятия

Организационный момент.(Формирование эмоционального положительного фона занятия.Закрепление видов транспорта).

Логопед. Ребята давайте встанем в круг и поприветствуем, друг друга ладошкой правой руки и вспомним названия транспорта. Я начну, а вы продолжите. Например- автобус и т.д. ( дети говорят названия транспорта и касаются друг друга ладошкой)

Игра с мячом «Летает, ездит, плавает».(Закрепление знаний о транспорте, развитие внимания, мышления, памяти, общей моторики).

Логопед.А сейчас ребята мы поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч, и называть транспорт, а вы будете ловить мяч и говорить, как этот транспорт передвигается.

Логопед. Грузовик. Ребенок: Ездит.

Логопед. Самолет. Ребенок: Летает. Логопед. Катер.

Ребенок: Плавает. Логопед. Поезд. Ребенок: Ездит.

Логопед. Автобус. Ребенок: Ездит.

Логопед. Вертолет. Ребенок: Летает.

Логопед. Вот и молодцы! Садитесь на стулья.

Упражнение «Самолеты».(Развитие длительного направленного плавного выдоха).

Логопед.Ребята давайте подуем на самолеты, чтобы они полетели. Сделайте глубокий вдох и подуйте на самолет, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой.

Дети дуют на самолеты 3раза.

Логопед.У вас получилось упражнение. Молодцы. Проходите на стульчики. Сюрпризный момент. Входит Незнайка с паровозиком в руках.

Незнайка: Здравствуйте ребята. Шел я по тропинке и нашел паровозик, а на нем какая- то буква, как жалко, что я не учил буквы и не умею читать и писать.

Логопед. Ребята, давайте поможем незнайке и возьмем его с собой в путешествие в страну звука и буквы У.

Звучит музыка паровозика

Звук и буква У (Мультимедиа) (Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.)

Физкультминутка. Упражнение «Мчится поезд». [Развитие общей моторики, координации речи с движением, творческого воображения.]

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит.

— Тороплюсь! — гудит.—

Тороплюсь! Тороплюсь! УУУУ!!


Дети бегут по кругу друг за другом, положив руки на плечи впередистоящего ребенка.

Первый ребенок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза.

Игра «Помоги Ане и Уле». (Развитие фонематического слуха, умения дифференцировать звуки [А] [ У] в начале слова.)

Логопед. Ребята, посмотрите Аня и Уля разбросали игрушки и просят вас помочь им. Давайте им поможем, в синий грузовик мы будем складывать игрушки названия которых начинаются на звук А для Ани, а в красный грузовик на звук У для Ули.

Дети раскладывают игрушки, комментируя свои действия. Логопед. Молодцы ребята, Аня и Уля благодарят вас за помощь.

Лепка буквы У из пластилина. (Развитие зрительногогнозиса, конструктивного и пространственного праксиса, мелкой моторики)

Логопед помещает на доску букву У.

Логопед. Ребята из скольких палочек состоит буква У. Дети. Из двух, длинной и короткой.

Логопед. Возьмите большой шарик пластилина и раскатайте его в длинную палочку, положите ее на доску сверху вниз справа налево, из второго кусочка пластилина раскатайте короткую палочку и положите ее слева, соединяя в серединке с длинной палочкой.

Незнайка: Вот спасибо, ребята, теперь я знаю, какая это буква У. Спасибо вам, помогли мне. Пойду учить другие буквы. До свидания.

Дети выполняют, логопед оказывает помощь.

Окончание занятия. Логопед предлагает вспомнить с какой буквой они познакомились, что они о ней знают. В какие игры они играли, что им понравилось. Оценить работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР среднего дошкольного возраста "В гостях у сказки"

В конспекте представлены игровые приемы закрепления знаний, полученных детьми на  логопедических занятиях....

Конспект занятия по лепке в средней группе. Конспект занятия по лепке в средней группе «Медвежонок»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Презентации для логопедических занятий в группе компенсирующей направленности в среднем дошкольном возрасте.

Презентации занятий по лексичексим темам для среднего дошкольного возраста....

Логопедические занятия (средняя группа) конспекты

В помощь учителям логопедам конспекты  занятий для средней группы...

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Осень" (Подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Осень" (Подготовительная группа) Цели :Коррекционно-образовательная: - закреплять и...