НОД "учимся-играя"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Смаранди Матрёна Дмитриевна

Повторить и обобщить знания детей в увлекательной игровой форме путешествия по пройденным темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_rechevomu_razvitiyu_21._noword.docx39.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИУ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СКАЗКА»

 В рамках поделимся опытом

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по речевому развитию в группе комбинированной направленности детей 6-8 лет

«Учимся-играя!»

                                                                                             Подготовила

воспитатель:

                                                                                       Смаранди М. Д.

г. Покачи, 2021 год.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми 5-6 лет.

«Учимся-играя!»

Цель: повторить и обобщить знания детей в увлекательной игровой форме путешествия по пройденным темам.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умения обобщать, классифицировать;
  • закрепить умение использовать все части речи;
  • закреплять умение определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове;
  • упражнять в образовании имен прилагательных от имени существительных;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • закреплять умение детей использовать синонимы и антонимы;
  • обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх;
  • формировать навыки сотрудничества на занятии.

Развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения;
  • добиваться полных ответов на вопросы;
  • развивать у детей умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Воспитательные: 

  • воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Приемы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки, дидактические игры, физминутка, иллюстрации, сюрпризный момент.

Здоровьесберегающие технологии: физминутка.

Материал к занятию: конверт (с письмом и разрезной картинкой Феи), солнце с лучиками, игрушки животных (волк, лиса, заяц, еж, белка, и медведь), игрушки из разного материала, буквы с цифрами (СОЛНЫШКО), ладошка, следочки, цветочки, шкатулка…..

Раздаточный материал: детали к картине для Феи.

Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, ФЭМП, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок, разучивание физкультминутки.

Интеграция образовательных областей:

  • «Физическое развитие» - двигательная деятельность;
  • «Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;
  • «Познавательное развитие» - познавательная деятельность;
  • «Речевое развитие» - коммуникативная деятельность;
  • «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность.

Ведущая область: коммуникация.

Ход занятия

I. Вводная часть

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Дети: - Здравствуйте!

Психологический настрой, звучит медленная музыка):

      Для начала встанем в круг

      Сколько радости вокруг!

      Мы все за руки возьмемся.

      И друг другу улыбнемся.

      Мы готовы поиграть

      Можно встречу начинать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, (конверт не подписан), я сегодня обнаружила странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим что там, (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).

- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём и тогда, может быть, узнаем от кого оно.

(Дети собирают картинки-пазлы на магнитной доске (на картинке изображена фея).

- Всё ясно, значит, письмо нам прислала Фея.

- А Фея это Кто? (Волшебница)

-А где мы читали про фей? (в сказках)

-А кто придумывает сказки? (Люди, народ)
 -Какие бывают сказки? (народные и авторские)

-Если в сказке есть добро, значит какая сказка? (добрая сказка)

-Если в сказке есть волшебство, значит какая сказка? (волшебная)

(Поучительная, мудрая)

Давайте прочитаем письмо. (Воспитатель читает письмо).

«Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь скоро вы переходите в подготовительную группу, а некоторые из вас пойдут в школу. Значит вы стали старше и умнее. И по такому замечательному поводу, я  хочу попросить у вас помощи, я потеряла свою волшебную палочку, а без палочки я не могу творить чудеса. А мне надо помочь солнышку освободить солнечные лучики, чтобы они согрели землю и пришла к нам настоящая теплая весенняя погода. Лучики будут освобождаться, если вы сможете, пройти испытания. Испытания сложные, но интересные. Думаю вам они понравятся. Вы готовы помочь мне? Тогда удачи». А вот и испытательные задания.

II. Основная часть

Воспитатель: Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила. Напомните их мне

1 ребенок:

Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.

2 ребенок:

Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.

Воспитатель: В начале нашего путешествия отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце

А зовут тебя все… Солнце.

Воспитатель: Посмотрите на солнышко. (на магнитной доске изображение солнца без лучей, а  лучи застряли в тучке)

- Вы поняли, почему-то оно грустное, не улыбается?

Дети: У него нет лучиков.

Воспитатель: Мы поможем Фее расколдовать  тучку и за каждое выполненное задание, мы будет получать солнечные лучики. Чтобы солнышко согрело землю, чтобы у нас были теплые весенние дни. (Воспитатель зачитывает 1 задание, и выполнив задание, дети освобождают солнечный лучик).

Мы сейчас пойдем направо 1-2-3

А потом пойдем налево 1-2-3

Дружно мы присядем 1-2-3

И тихонько встанем 1-2-3.

Задание № 1. Игра «Подбери слова о животном», (игрушки – животные.)

 (Сидят на стульчиках)

Воспитатель: вот и первое задание, подберите слова о животном:

-Белка (быстрая, прыгучая, проворная, с пушистым хвостом)

-Медведь (косолапый, неуклюжий, сильный)

-Лиса (хитрая, быстрая, проворная, рыжая)

-Волк (голодный, зубастый, серый)

-Ёж (колючий, маленький, сворачивается в клубочек)

-Заяц (серый, трусливый, длинноухий)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием.

Вот и у солнышка появился первый лучик.

 (Воспитатель показывает слайд с лучиком.

Мы сейчас пойдем направо 1-2-3

А потом пойдем налево 1-2-3

Дружно мы присядем 1-2-3

И тихонько встанем 1-2-3.

Задание № 2. Дидактическая игра «Из чего сделаны игрушки?»

Стоят в кругу каждый ребенок берет одну игрушку.

Воспитатель: следующее задание мы должны объяснить, из чего сделаны игрушки.

Например: У меня, матрешка – деревянная; (Матрешку сделали из дерева)

пирамидка – пластмассовая;

мячик – резиновый;

ложка – деревянная;

зайчик – меховой;

конструктор – железный;

белка – бумажная.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Вот и у солнышка появился следующий лучик.

 (Воспитатель показывает слайд с лучиком.

 

Мы сейчас пойдем направо 1-2-3

А потом пойдем налево 1-2-3

Дружно мы присядем 1-2-3

И тихонько встанем 1-2-3.

 Задание № 3. Игра «Доскажи словечко»  Стоя - передовая Ладошку.

(Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу).

Воспитатель: следующее задание, передавая ладошку, помогите закончить предложение.

         Сахар сладкий, а лимон ... (кислый)

         Луна видна ночью, а солнце ... (днем)

        Огонь горячий, а лед ...

        Река широкая, а ручей ...

       Камень тяжелый, а пух ...

      Папа высокий, а сыночек ..(низкий)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Вот и у солнышка появился следующий лучик. (Воспитатель показывает слайд с лучиком.

Мы сейчас пойдем направо 1-2-3

А потом пойдем налево 1-2-3

Дружно мы присядем 1-2-3

И тихонько встанем 1-2-3.

Задание № 4Игра с препятствиями «Назови группу слов к обобщающему слову, 5 шагов вперед по следочкам» (Дети сидят на стульчиках)

(Воспитатель называет обобщающее слово, дети по очереди называют группу слов, для этого слова)

(Посуда)- тарелка, кастрюля, чайник, ложка, вилка.

(Мебель)- диван, стул, стол, кровать, шкаф.

(Овощи)- помидор, огурец, морковь, свекла, лук.

(Транспорт)- самолет, машина, поезд, грузовик, корабль.

(Профессии)- повар, шофер, плотник, продавец, врач.

(Цветы)- роза, тюльпан, ромашка, одуванчик, подснежник.

(Школьные принадлежности) – тетрадь, ручка, пенал, учебник, дневник

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Вот и у солнышка появился следующий лучик. (Воспитатель показывает слайд с лучиком.

 Задание № 5Игра «Что лишнее?» на Слайде, дети сидят

(Воспитатель слайд, дети называют картинку, которое они считают лишним в этой группе)

- кровать, шкаф, футболка, стул.

- капуста, сыр, перец, помидор.

- голубь, машина, велосипед, грузовик.

- гвоздика, фиалка, ромашка, бабочка.

- сорока, жук, синичка, воробей.

- смородина, малина, вишня, ананас.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Вот и у солнышка появился следующий лучик. (Воспитатель показывает слайд с лучиком.

Дети становятся в круг. 

Физкультминутка «Глазки»

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Посмотри на кончик носа,

И «межбровье» посмотри,

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори,

 Глазки закрываем, медленно вдыхаем.

И на выдохе опять,

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились и дальше мы отправились.

Мы сейчас пойдем направо 1-2-3

А потом пойдем налево 1-2-3

Дружно мы присядем 1-2-3

И тихонько встанем 1-2-3.

Задание №6Игра «Наоборот» Хоровой ответ, стоя

- Нам с тобой пришёл черёд. Сыграть в игру «Наоборот».
- Скажу я слово «высоко», а я отвечу..(«низко»).
- Скажу я слово «далеко», а я отвечу…(«близко»).
- Скажу я слово «потолок», а я отвечу…(«пол»).
- Скажу я слово «потерял», а я скажу..(«нашёл»)!
- Скажу тебе я слово «трус», а я отвечу я.. («храбрец»).
-Теперь «начало» я скажу – ну,  а я скажу. .(«конец»).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Вот и у солнышка появился следующий лучик. (Воспитатель показывает слайд с лучиком.

Мы сейчас пойдем направо 1-2-3

А потом пойдем налево 1-2-3

Дружно мы присядем 1-2-3

И тихонько встанем 1-2-3.

Задание № 7. Давайте составим (Аппликация) картинку с домиком для ФЕИ

Воспитатель: а теперь мы выполним задание за столом, надо расставить все предметы в следующем порядке, чтобы у нас получилась картина с домиком. Я вам буду диктовать, а вы – собирать картину.

- в середине листа домик;

- в правом верхнем углу солнце;

- в левом верхнем углу облако;

- над домом летит птичка;

- справа от домика растет ель;

- под елью – грибок;

- слева от домика – цветок;

- в правом нижнем углу ручеек.

(Воспитатель показывает образец, что должно получиться)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Вот и у солнышка появился следующий лучик. (Воспитатель показывает слайд с лучиком.

Мы сейчас пойдем направо 1-2-3

А потом пойдем налево 1-2-3

Дружно мы присядем 1-2-3

И тихонько встанем 1-2-3.

Задание № 8Игра «Буквы заблудились»

(На магнитной доске карточки, на которых нарисованы буквы, под ними цифры)

Воспитатель: Ребята, здесь написано какое-то слово, я не могу его прочитать, помогите мне, пожалуйста. Расставьте цифры по порядку от 1 до 8, и прочитаем, что получится, (дети расставляют цифры вместе с буквой по порядку).

Воспитатель: А получилось слово - СОЛНЫШКО.

- Сколько слогов в слове - СОЛНЫШКО? (3 слога)

- Какой мы слышим первый звук в этом слове? (звук [С]). Назовите слова, в которых есть звук [С].

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием и расколдовали солнышко. (Воспитатель показывает слайд с солнечными лучиками.) А теперь давайте произнесем волшебные слова!

«Солнышко, солнышко!

Золотое донышко,

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастаю, подрастают».

Задание № 9. Дидактическая игра «Сравни и назови». Конверт с цветочками.

Сидят на стульчиках.

Воспитатель: посмотрите какое яркое солнышко, нам улыбается. А теперь давайте подберем слова-сравния и на каждое слово пусть распускаться цветочек.

Солнце жёлтое, как (одуванчик, цыплёнок, лимон…)

Солнце круглое, как (мячик, апельсин, колесо…)

Солнце ласковое, как (мама…)

Солнце доброе, как (бабушка…)

Солнце лучистое, как (звёздочка…)

Солнце тёплое, как (шарфик…)

Солнце румяное, как (пирожок…).

Воспитатель: Сколько замечательных сравнений подобрали для солнышка. Посмотрите какая цветочная полянка у нас получилась.

III. Итог занятия

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше игровое занятие. Ребята, какое мы сегодня доброе дело сделали на занятии? Какое испытание вам понравилось больше всего? Кто сегодня хорошо занимался? Вы все сегодня меня порадовали, все молодцы!

Сюрпризный момент от Феи.