Проект "Наоборот"
проект по развитию речи (старшая группа)

Бурова Светлана Александровна

Проект направлен на расширение и обогащение словарного запаса детей путём введения в активную речь антонимов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_naoborot.docx44.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №60 «Ромашка» города Смоленска

Проект «Наоборот»

Подготовила

Учитель-логопед Бурова С.А.

Смоленск, 2022

Актуальность проекта:

 Речь современных детей, к сожалению, не отличается яркостью и красочностью словесных форм.  Бедный словарный запас, не распространенные предложения, интонационно невыразительная скупая речь. Такой образец зачастую даем детям мы, взрослые. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному языку, как к национальному достоянию русского народа.  

Вид проекта: информационно-творческий. Краткосрочный.

Срок реализации проекта:  с 1.07.2022 по 31.07.2022 г.

Участники проекта: дети всех возрастных групп, родители, воспитатели ДОУ.

Цели проекта:

•        Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов.

•        Активизация словарного запаса.

Задачи проекта:

Образовательные:

•        Уточнить понятие об антонимах, как о словах с противоположным значением;

•        Научить подбирать антонимы к словам.

Развивающие:

•        Формировать умение определять лексическое значение слова;

•        Совершенствовать речь учащихся;

•        Развивать мышление, внимание.

Воспитательные:

•        Создавать у детей положительную мотивацию к занятиям путем вовлечения каждого в активную деятельность;

•        Воспитывать внимательное, доброе отношение  к другим людям.

Задачи для педагога:

•        Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

•        Создавать условия для социально-нравственного развития детей в процессе воспитания любви к родному языку.

•        Способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контакта между работниками детского сада и родителями.

Задачи для родителей:

•        Способствовать взаимопониманию между родителями и детьми.

•        Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель, родитель-педагог, родитель-ребенок.

•        Способствовать сближению всех членов семьи за счет совместной деятельности и решения общих задач.

Основная проблема проекта:

- недостаточно сформированы знания детей об антонимах, как о словах противоположных по смыслу;

- бедность словарного запаса детей.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что знание детьми слов-антонимов и умение их употреблять обогатит словарный запас воспитанников и расширит их кругозор.

Сфера использования проекта: все образовательные области, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей, родителей и педагогов.

Принципы организации образовательного процесса :

- Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

- Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

- Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе.

- Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях.

- Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

- Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

  • Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов.
  • Активизация словарного запаса.
  • Развитие познавательной активности.

Для педагогов:

  • Расширение кругозора.
  • Создание условий для развития творческого потенциала.
  • Повышение педагогической компетенции.

Для родителей:

  • Повышение педагогической грамотности родителей.
  • Создание благоприятных условий для гармонизации детско-родительских отношений.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

2 этап. Реализация проекта.

3 этап. Подведение итогов.

Подготовительный этап.

Определение темы проекта.

Определение цели и задач проекта.

Определение формы проекта.

Определение сроков реализации.

Определение способа сбора и анализа информации.

Подборка детской и методической литературы, картин, дидактических игр, иллюстраций и др.

Реализация проекта.

Познавательно-речевое развитие:

Беседа на тему «Красота родного языка». Беседа о русском языке, таком ярком, выразительном, богатом .

Описание картинок по теме проекта.

Составление связного рассказа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»

Придумывание сказки-небылицы на основе русской народной сказки «Репка»

Обсуждение – выбор самого интересного рисунка, раскрывающего тему проекта.

Заключительная  беседа на тему «Слова, противоположные по смыслу»

Чтение художественной литературы:

1.В.В. Маяковский  «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Чиарди Джон «Прощальная игра» (пер. Р. Сефа)

3. П.Ребров «Вьется синяя река»

4. Г.Сапгир «У прохожих на виду висело яблоко одно…»

Игровая деятельность:

Подвижные игры:

  • «Назови и покажи»
  • «Скажи наоборот» (с мячом)
  • «Кто вперед?»

Дидактические игры:

  • «Подбери нужное слово»
  • «Сравни»
  • «Выбери одно слово»

Взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей «Красота и разнообразие русского языка»

Продукты проекта:

-         Художественное творчество детей «Нарисуй наоборот»

-         Рисование иллюстраций к стихотворению В.В. Маяковского  «Что такое хорошо и что такое плохо».

-         Создание картотеки дидактических игр по теме «Антонимы»

Итоги проекта:

Реализация данного проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов. Совместные мероприятия обогащали  знаний детей о роли русского языка в их жизни, формированию уважительного отношения великому наследию предков.

Приложение 1

Подвижные игры

1.Подвижная игра «Назови и покажи»

Цель: закрепить знания об антонимах, обозначающих действия.

Ход игры: Водящий (вначале взрослый) показывает какое-либо действие (сел, опустил руки, поднял левую руку, выгрузил кубики из кузова машинки,

Развязал бант у куклы и т.д.). Детям задается вопрос:  «Что я сделала?»

Дети: «Вы сели». Взрослый: «Села, а наоборот, что можно сделать?» Дети называют слово-«неприятель»: «Села, а наоборот – встала». Взрослый объясняет суть игры: «Я показываю действие, а вам нужно ответить на вопрос: «Что я сделала?», назвать слово-«неприятель» и показать действие «наоборот» (села-встала).»

  • Опустить руки – поднять
  • Закрыть глаза – открыть
  • Вдохнуть – выдохнуть
  • Показать левую руку – показать правую руку
  • Снять обувь – надеть
  • Завязать бант – развязать
  • Расстегнуть пуговицы – застегнуть
  • Смять – разгладить
  • Построить – сломать
  • Бросать – ловить
  • Забирать – давать

    2. Подвижная игра с мячом «Скажи наоборот»

Цель: активизация словарного запаса.

Ход игры : дети и взрослый становятся (садятся) в кружок. Взрослый (водящий) бросает кому-нибудь мяч и называет слово, ребенок должен поймать мяч и сказать слово, противоположное по смыслу. Мяч возвращается водящему.

  • Большой – маленький
  • Высокий – низкий
  • Старый – новый
  • Веселый – грустный
  • Быстрый – медленный
  • Красивый – безобразный
  • Пустой – полный
  • Худой – толстый
  • Умный – глупый
  • Трудолюбивый – ленивый
  • Тяжелый – легкий
  • Трусливый – храбрый
  • Твердый – мягкий
  • Светлый – темный
  • Длинный – короткий
  • Острый – тупой
  • Горячий – холодный
  • Больной – здоровый
  • Широкий – узкий
  • Направо – налево
  • Вверх – вниз
  • Далеко – близко
  • Высоко – низко
  • Внутри – снаружи
  • Дальше – ближе
  • Завязать – развязать
  • Намочить – высушить

Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению взрослого  хором произносят нужное слово.

    3. Подвижная игра «Кто вперед?»

 Цель: активизация словаря.

  Ход игры: Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова.

Речевой материал:

Существительные:  день, утро, восход, зима, весна, добро, друг, герой, награда, холод, веселье, расставание.

Глаголы: надеть, согреться, давать, влететь, забыть, говорить, въехать, выиграть, встать, волновать, белеть, найти, начинять.

Прилагательные: умный, добрый, здоровый, новый, быстрый, гладкий, высокий, чистый, толстый, пустой, горячий, передний, разный.

Наречия: налево, мягко, редко, случайно, громко, поздно, глубоко, широко, ярко, полезно, трудно, тяжело, лучше.

Приложение 2

Дидактические игры

1. «Подбери нужное слово»

Цель: Упражнять детей в подборе подходящего по смыслу слова.

Медведь осенью засыпает, а весной…

Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

Мы в метро сначала спускаемся, а потом…

При расставании люди прощаются, а при встрече…

Мокрое бельё развешивают, а сухое …

Вечером солнце заходит, а утром …

Старую мебель надо вынести, а новую…

Мальчик рукавичку уронил, а потом…

По одёжке встречают, а по уму…

Птицы осенью улетают, а весной…

Осень заканчивается, а зима ...

Весна уходит, а лето…

Ученик отвечает, а учитель…

Старые дома сносят, а новые…

Пчела в улей влетела, а затем…

Дождь траву намочил, а солнышко…

Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

Ручей мелкий, а речка... (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

Кашу варят густую, а суп... (жидкий).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).

Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).

Сахар сладкий, а лимон .....(кислый).

Луна видна ночью, а солнце ....(днем).

Огонь горячий, а лед .....(холодный).

Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий).

Река широкая, а ручей ....(узкий).

Камень тяжелый, а пух ..... (легкий).

Редька горькая, а груша ..... (сладкая).

Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.)

Если в комнате не светло, то в ней ...(темно)

Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая)

 Если нож не тупой, то он ....(острый).

2. «Сравни»

Цель: Учить детей подбирать признаки предметов, противоположные по

значению.

По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу.

По высоте: дерево и цветок.

По толщине: канат и нитку.

По ширине: дорогу и тропинку.

По возрасту: юношу и старика.

По весу: гирю и пушинку.

По размеру: дом и шалаш.

3. «Выбери одно слово»

Цель: Упражнять детей выбирать из несколько слов одно, противоположное  остальным.

Взрослый просит выбрать из трех или четырех слов одно, противоположное по смыслу.

Холодильник (мороженое, электроплитка, лампа, альбом).

Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).

Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).

Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).

Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).

Обогреватель (сумка, пылесос, вентилятор, утюг)

Приложение 3

Стихи

Грустный клоун громко плачет,

А веселый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить -

Хочет рёву рассмешить.

Разворчался старый дед:

"Доживешь вот до ста лет!"

Внук ответил: "Никогда!

Буду молодым всегда!"

Петя пил чай ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан, здоровый.

Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело:

"Ворон - черный, голубь - белый!"

Вышел в поле храбрый рыцарь,

Может он с любым сразиться,

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка.

Вася птичкам сыплет крошки.

Жору все боятся кошки -

Он гоняет их метлой.

Вася - добрый, Жора - злой!

За высоким за забором

Можно спрятать даже гору,

А за низеньким, увы,

Виден каждый пук травы.

Сел Мишутка на качели -

Мышки легкие взлетели.

Для забав подобных Мишка

Что-то уж тяжелый слишком.

Очень толстый червячок

Яблоку прогрыз бочок.

С тонким он теперь соседом

О скворцах ведет беседу.

Любят кот и папа Тани

Спать на мягком на диване,

А на жесткий табурет

Вовсе претендентов нет.

Для красавицы спесивой

Принц не очень-то красивый.

Но он станет в миг прекрасным

Рядом с монстром безобразным.

Нынче пасмурный день был,

Глеб зонт взял, а Лев - забыл.

Дождь пролился неплохой.

Лев - весь мокрый, Глеб - сухой!

Любопытный карапуз

Изучал продуктов вкус,

Но из всех запомнил только

Сладкий торт и перец горький.

Полный чемодан гордится,

Что поедет за границу,

Ну а старый и пустой

В шкаф отправят на постой.

Длинный сарафан для Маши,

Чтоб была всех в мире краше,

А короткий - для Аленки,

Маленькой ее сестренки.

Грязному автомобилю

Путь машины преградили:

"Чистым здесь зеленый свет!

Остальным дороги нет!"

«Что такое хорошо и что такое плохо»

В.В. Маяковский

Крошка сын

к отцу пришел,

и спросила кроха:

— Что такое

хорошо

и что такое

плохо?-

У меня

секретов нет,-

слушайте, детишки,-

папы этого

ответ

помещаю

в книжке.

— Если ветер

крыши рвет,

если

град загрохал,-

каждый знает —

это вот

для прогулок

плохо.

Дождь покапал

и прошел.

Солнце

в целом свете.

Это —

очень хорошо

и большим

и детям.

Если

сын

чернее ночи,

грязь лежит

на рожице,-

ясно,

это

плохо очень

для ребячьей кожицы.

Если

мальчик

любит мыло

и зубной порошок,

этот мальчик

очень милый,

поступает хорошо.

Если бьет

дрянной драчун

слабого мальчишку,

я такого

не хочу

даже

вставить в книжку.

Этот вот кричит:

— Не трожь

тех,

кто меньше ростом!-

Этот мальчик

так хорош,

загляденье просто!

Если ты

порвал подряд

книжицу

и мячик,

октябрята говорят:

плоховатый мальчик.

Если мальчик

любит труд,

тычет

в книжку

пальчик,

про такого

пишут тут:

он

хороший мальчик.

От вороны

карапуз

убежал, заохав.

Мальчик этот

просто трус.

Это

очень плохо.

Этот,

хоть и сам с вершок,

спорит

с грозной птицей.

Храбрый мальчик,

хорошо,

в жизни

пригодится.

Этот

в грязь полез

и рад.

что грязна рубаха.

Про такого

говорят:

он плохой,

неряха.

Этот

чистит валенки,

моет

сам

галоши.

Он

хотя и маленький,

но вполне хороший.

Помни

это

каждый сын.

Знай

любой ребенок:

вырастет

из сына

cвин,

если сын —

свиненок,

Мальчик

радостный пошел,

и решила кроха:

«Буду

делать хорошо,

и не буду —

плохо».

Прощальная игра

Чиарди Джон (пер. Р. Сефа)

 А вот прощальная игра…

 Нам книгу закрывать пора;

 Мы все надеемся, что с ней

 Ты стал немножечко умней,

 Узнал ты много слов смешных

 И многовсяких всячин,

 И, если ты запомнил их,

 Не зря твой день потрачен.

 И нам с тобой пришел черед

 Сыграть в игру «Hаоборот»

 Скажу я слово «Высоко»,

 А ты ответишь: «Hизко».

 Скажу я слово «Далеко»,

 А ты ответишь: … («близко»).

 Скажу я слово «Потолок»,

 А ты ответишь: … («пол»).

 Скажу я слово «Потерял».

 И скажешь ты: … («нашёл»).

 Скажу тебе я слово «Трус»,

 Ответишь ты: … («храбрец»).

 Теперь «Hачало» я скажу,

– Hу, отвечай: … («конец»)!

Вьется синяя река,

Убегает к морю.

Говорит отец:

- Мелка!

- Глубока! – я спорю.

Так мелка иль глубока?

Как же быть нам с нею?

До колен отцу река,

Ну а мне – по шею.

***

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только Конь сказал,

Что низко.

А Мышонок –

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка – далеко.

А Теленок – озабочен

Тем, что яблоко

Мало.

А Цыпленок – тем,

Что очень

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

Кислое – зачем оно?

- Что вы!

Шепчет Червячок,-

Сладкий у него бочок.

/Г. Сапгир/

Приложение 4

Беседа на тему «Красота родного языка».

Цель— актуализировать знания детей о родном языке, особенностях речевой системы русского языка.

Задачи:

Формировать понятие «родной язык».

 воспитывать у детей интерес к русскому языку.

Приветствие: Есть у каждого язык,

Что родной навеки,

Без родного языка

Нету человека!

Мы поём им, говорим,

 С самого рожденья,

И к родному языку

Есть большое рвенье.

В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.

Как вы думаете, почему он называется русским? (говорят на нем русские)

 А на каком языке говорят: украинцы — украинском;

белорусы — белорусском;

французы - на французском;

поляки — польском;

итальянцы – на итальянском;

немцы — немецком.

Русский язык – это официальный язык нашего государства. Существует Федеральный закон, принятый в Гос. Думе, который называется: «О государственном языке Российской Федерации». Этот закон обеспечивает использование русского языка как государственного и направлен на защиту и развитие языковой культуры Российской Федерации. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке. Россия – многонациональна страна.

Игра «Он – она»

Логопед:  У меня для вас игра

                  Под названьем  «Он – она»

                  Попрошу вас не зевайте,

                  Слово в стих мой добавляйте.

                  Он слон – она … (слониха)

                  Он лось – она … (лосиха)

                  Он кот – она … (котиха)

                  Нет, конечно! Это кошка!

                  Ну,  ошиблись вы немножко.

                  Что ж, сыграем ещё раз,

                  Обыграть хочу я вас.

                  Он  морж – она … (моржиха)

                  Он заяц – она … (зайчиха)

                  Он ёж – она …(ежиха)

                  Он бык – она …

                  Всем знакомо это слово?

                  Да, да, да! Она – корова.

Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить, составлять рассказы, писать сказки.

Воспитатель : Послушайте загадку и если вы правильно ответите, то узнаете, из чего состоит наша речь?

Загадка:

Всему название дано-

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас,-

Означено…. (словами)

Педагог: Теперь мы знаем, что наша речь состоит из слов. Слово в жизни человека играет огромную роль, словом можно окрылить человека, а можно и ранить, поэтому перед тем, как сказать, хорошенько подумайте.

Ребята, а на каком языке мы с вами общались все это время, какой язык в нашей стране помогает людям понимать друг друга? (ответы детей).

Почему русский? (потому что мы живем в России).

А как называют жителей нашей страны? (россияне).

Воспитатель : А как называется наш с вами город, наша малая Родина? (Смоленск).

Так давайте же заботиться о нашей земле, нашей Родине, нашем родном языке! Беречь и сохранять его!